РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭРУДИТ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы

__________(.) __________(.) __________(.)

Протокол №_____от ______ Приказ №______ от______

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сещинская средняя общеобразовательная школа



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ЭРУДИТ»

класс 2 «а»

учитель: Сейранова С.А.



Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Эрудит» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М.:Просвещение,2014г ); примерной программы по внеурочной деятельности (Начальная школа. М.:Просвещение); авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Цели изучения курса Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные цели курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика курса. На основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут во 2- 4 классах. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Описание места курса в учебном плане Курс включает 135 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе - 33 занятия, во 2 - 4 классах - по 34 занятия за учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;

Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Тематическое планирование

№ п/ п

Но-мер уро-ка в теме

Дата проведения

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Формы контроля



Примечание


планируемая

факти-ческая

1.

Выявление уровня развития внимания, воспри-ятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

- Самостоятельно определять и высказы- вать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях обще-ния и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоя-тельно делать выбор, какой поступок совершить.

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совмест-но с учителем (для этого в учебнике специаль-но предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться пред-лагать способ её проверки (на основе продук-тивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использо-вать необходимые средства (учебник, прос-тейшие приборы и инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

- Ориентироваться в своей системе зна-ний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходи-мую информацию как в учебнике, так и в пре-дложенных учителем словарях и энциклопе-диях (в учебнике 2-го класса для этого предус-мотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

- Добывать новые знания: извлекать информа-цию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информа-цию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. , сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий; - делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

Сам.раб

2.

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

Граф.диктант

3.

Развитие концентрации внимания.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

4.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

5.

Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи на развитие аналитических способностей

6.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать

7.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Практ.раб

8.

9.

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

10.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

11.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Граф.диктант

12.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать

13.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

14.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

15.

Развитие логического мышления.

Решение логических и творческо-поисковых задач.

Решение лог.задач

16.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать

17.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

18.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

19.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей

Работа с иллюстр., схемами

20.

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать

21.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

22

Развитие логического мышления.

23.

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей

24.

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

25.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать

26.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей

Сам.раб

27.

Поиск закономерностей

28.

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

29.

Развитие логического мышления.

30.

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

Пров.раб

31.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

32.

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

33.

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

Решение задач

34.

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов)

Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года (Выявление уровня развития познавательных процессов)

Конкурс -эрудитов




































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Рабочая тетрадь в 2 частях. Юным умникам и умницам. О.А.Холодова.-5-е изд., перераб.- М.: Издательство РОСТ. Методическое пособие, 2 класс, - 3 изд., перераб.- М.: Издательство РОСТ.

Демонстрационные пособия

  1. Наборы счётных палочек.

  2. Наборы муляжей овощей и фруктов.

  3. Набор предметных картинок.

  4. Наборное полотно.

  5. Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.

  6. Демонстрационная оцифрованная линейка.

  7. Демонстрационный чертёжный треугольник.

  8. Демонстрационный циркуль.

  9. Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади, периметра).

Учебно-практическое оборудование

  1. Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольник, ластик.

  2. Материалы: бумага писчая.

Оборудование класса

  1. Ученические двуместные столы с комплектом стульев.

  2. Стол учительский с тумбой.

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

  4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.




© 2010-2022