Формирование милосердия у детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование милосердия у детей.

( Работу выполнила учитель начальных классов - Козлова М.К.)

Какие бы социальные ветры ни дули за порогом школы, она должна нести ученикам добро и вселять уверенность и надежду в своём будущем. Наша Климоуцевская школа - одно из таких образовательных учреждений. В школе работают талантливые, одержимые педагоги, которые создают учащимся комфортные условия для обучения и воспитания. Каждое утро сюда спешат более 140 учащихся. Для них общение и учёба в школе - увлекательное, любимое и желанное действо. Каждый день здесь можно видеть и родителей. Они знают, что в школе им всегда рады, их выслушают и они получат квалифицированную помощь от учителей и администрации. Часто можно слышать, как дети называют школу - НАШ ДОМ.

Есть расхожее мнение, что ребёнок - это глина, из которого можно вылепить, что хочешь. Но этот тезис верен лишь частично, в смысле податливости ребёнка, и то до определённого возраста. Надо знать многие особенности, чтобы не повредить грубой лепкой детский организм. Ведь ломать природу, поступать вопреки ей, исходя из неких общих принципов обучения и воспитания - значит наносить непоправимый вред развитию. Ребёнок растёт и часто страдает не от того, что не получается какая - то работа, а от того, что родители, учителя им недовольны, он нелюбим, он отвержен. А с этим жить прото невыносимо. А для роста ребёнка, как растению, нужны свет и тепло.

«РАСТИ В СИЛЕ КАЖДЫЙДЕНЬ.

А ДЛЯ ЭТОГО НАУЧИСЬ ДЕЙСТВОВАТЬ, А НЕ ЖДАТЬ,

ТВОРИТЬ, А НЕ СОБИРАТЬСЯ С ДУХОМ!»

- Вот слова из книги жизни.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха -

Поймут всё без труда.

Слова порой закутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник,

Кто веру в жизнь провёл.

ДОБРО увидеть в действии-

Вот лучшая из школ.

Неспокойное время социальных преобразований вскрыло проблемы, связанные с духовной жизнью общества .С одной стороны, налицо эмоциональность при решении злободневных вопросов, с другой- дефицит милосердия и взаимопонимания между людьми .Источник возникновения противоречивых тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках эмоционально-нравственного развития учащихся, в слабом формировании эмоционально- ценностных ориентаций при обучении школьников. Уже к концу дошкольного периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других людей, старается понять мотивы их действий. Изменения, происходящие в мотивационной, поведенческой , волевой сферах, делают возможным уже с ранних детских лет формировать милосердие у младших школьников.

Важная роль отводится формированию культуры восприятия и чувствования у детей. Учащиеся, непосредственно реагируя на изменения окружающего мира, сами становятся как бы открытой и незамкнутой системой. Этому способствуют такие приемы, как наблюдение, визуализация, драматизация

( в устной и письменной форме), ритмические паузы, сюжетно- ролевые игры.

Среди представлений детей о милосердном отношении человека к человеку особо значимы, на наш взгляд, знания об эмоциональных реакциях людей на внимание, заботу окружающих. Наблюдение помогает осознать многообразие эмоциональных состояний счастливых и несчастных людей. Становится возможным переживание растущим ребенком чувства удовлетворения от своего доброго отношения к людям, сопереживание их радостям и горю. Недостаточно наблюдательный ребенок не ощущает неповторимость индивидуальности другого человека, а это тормозит осознанному усвоению милосердия. В связи с этим стоит предложить младшим школьникам понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды; что радует и что огорчает малышей.

Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определять цвет глаз, волос своего товарища; ощущать его тепло; воссоздавать его зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей.

Научить детей тонко ощущать изменения окружающего мира позволяет также прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит, и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт»- стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

Вот примеры письменной драматизации по теме «Я превратился в …»

Ребята предложили разнообразные варианты видения себя животными, насекомыми, растениями:

-Я превратилась в красивую бабочку. Крылья у меня были с большими желтыми и розовыми пятнами. Я перелетала с цветка на цветок, а когда замирала на нем, то сама казалась цветком. Дети хотели меня поймать сачком, но я от них успела улететь.

-Я превратилась в белую розу. Все люди хотели меня сорвать, но острые шипы кололи их. Мне было больно, когда стебель и цветок трогали руками. На растения надо любоваться, а не рвать их.

Размышления учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети почувствовали экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.

Использование драматизации помогает также познакомить младших школьников с доступными для них формами объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся (приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова). Так, драматизация отрывка из сказки Х.К. Андерсена « Гадкий утенок»- замечательный пример бережного и заботливого поведения большинства обитателей скотного двора и в противовес ему- пренебрежительное и враждебное отношение к « гадкому» утенку.

«Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему:

«Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла:

«Глаза бы на тебя не глядели!»

Специальными упражнениями на владение внешним проявлением эмоций в движениях являются ритмические паузы. Музыка и пластика способствуют развитию образного восприятия детей, изменению их мироощущения.

Включение в занятия ритмических пауз, созвучных душевным настроениям разных героев, формирует осознанное положительное отношение к такому виду духовной деятельности, как внимание к переживаниям окружающихся.

Музыка Р. Клайдермана, Г.Свиридова и других служат яркой основой для таких ритмических пауз.

Использование игровой деятельности и организация взаимоотношения детей в такой деятельности создают реальную возможность для воспитания милосердия. Подбор игрового материала и ролей для каждого ребенка помогает пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельного сострадания.

Например, для формирования чувства ценности других и самоценности проводится игра « Связующая нить». Дети сидят и по кругу передают клубок ниток так, что бы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает учитель. Показывая тем самым пример. Затем он спрашивает детей, хотят ли они что- нибудь сказать. Когда клубок возвращается к ведущему, дети натягивают нить, закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Сюжетно- ролевая игра «Помоги принцессе» направлена на расширение представлений детей о милосердном отношении к окружающим. Сказочная ситуация настраивает детей на оказание помощи принцессе, которую злой дракон спрятал в своем замке. По ходу сюжета ребята отдают последний глоток волшебной воды для ее спасения, делятся сладостями с обитателями заколдованного леса. Особое внимание уделяется искренней и доброжелательной поддержке своих товарищей. Чтобы добраться до замка. Герои должны найти себе помощников среди обитателей леса. Для этого надо сказать лесным жителям что- нибудь приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личностные качества. Таким образом, дети учатся говорить добрые, сердечные слова искренне и в нужную минуту.

Большую роль в формировании милосердия у учащихся отводится созданию и развертыванию сложных психологических связей, состоящих в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании и взаимодействиях между людьми. Результативность общения во многом зависит от умения общающихся пользоваться не только вербальными, но и невербальными средствами общения. Дети учатся по мимике, жестам, выражению глаз, интонации голоса. Взаиморасположению партнеров определять настроение собеседников. Например, включение этюдов на выражение радости, страдания, печали способствует осознанию способов проявления различных эмоций, широкого спектра эмоционального реагирования.

Этюдом на выражение страдания и печали является «Остров плакс». Предшественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети плаксы отталкивают его и продолжают реветь. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Этюд «Золушка». Девочка изображает Золушку, которая пришла домой печальной: она потеряла на балу туфельку. У нее поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

Для обогащения поведенческого арсенала ребенка и расширения путей невербального взаимодействия с окружающими людьми можно использовать ролевую гимнастику: - нахмуриться, как осенняя туча, как рассерженная мама, как Карабас- Барабас; -пройтись, как младенец, как старик, как лев.

Материал по развитию речи также способствует формированию эмоциональной культуры, нравственного опыта младших школьников. Программа по русскому языку предусматривает обучение детей письменному изложению. При выборе тем необходимо учитывать их жизненный опыт, интересы детей, доступность. Темы могут быть рассчитаны на конкретные наблюдения или на впечатления от эмоционально- нравственных ситуаций проявления милосердия, эгоизма, равнодушия. Анализируя содержание текста или картины, учащиеся обогащаются конкретными представлениями о принципах, мотивах, потребностях милосердной личности. Так, например, первоклассники пришли к выводу о взаимосвязи чувств сострадания и жалости после работы над текстом «Птичка» (по Толстому).

Уроки чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А.С.Пушкина, Х.К.Андерсена, Ш.Перро,

А.Толстого, В.Осеевой и других писателей знакомят детей с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.

Учащимся необходимо научиться осознавать свои собственные переживания и уметь раскрывать их перед товарищами. Среди литературных текстов немало таких, которые вызывают у каждого глубокое волнение за судьбы героев. Но в силу неповторимости жизненного опыта всегда имеются различия в содержании переживаний воспитанников. Своеобразие эмоциональных откликов сверстников позволяет убедиться в том, как широк диапазон эмоциональных решений людей на одно и тоже событие. В процессе чтения учащиеся могут ответить на такие вопросы:

-В каком месте рассказа ты испытывал особенно сильное волнение?

-Из-за чего ты волновался?

-За кого из героев ты тревожился больше всего и почему?

Особую роль играют творческие задания. Так, в устных сочинениях «Кому светит солнце?», «Какой я друг?», «Чего я боюсь в этой жизни?» первоклассники широко использовали понятия: заботливость, сострадание, доброта, жалость. Вот одно из сочинений детей .

Чего я боюсь в этой жизни?

Я очень боюсь в этой жизни людей, которые говорят неправду и ложь. С ними непонятно: как они к тебе относятся, можно ли им рассказать секреты, тайны. Иногда они могут что-нибудь посоветовать специально, чтобы у тебя ничего не получилось. С виду они кажутся добрыми, внимательными, заботливыми, сочувствуя тебе , а внутри злые и вредные.

Творческие работы могут основываться как на литературном, так и на жизненном материале, включая знания, требующие осознания состояний близких людей.

1.Когда мой друг радуется.

2.За что сердятся на меня мои родители?

3.Я глазами одноклассников.

Сегодня проблема формирования основ милосердия, приобретения ребенком эмоционально- нравственного опыта является особенно актуальной. Ведь формирование ценностных ориентаций в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение- в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

И ЕСЛИ ВСЁ МНЕ ПОКАЗАТЬ,

Я ВЫУЧУ УРОК.

ПОНЯТНЕЙ МНЕ ДВИЖЕНЬЕ РУК,

ЧЕМ БЫСТРЫЙ СЛОВ ПОТОК.

ДОЛЖНО БЫТЬ МОЖНО ВЕРИТЬ

И МЫСЛЯМ И СЛОВАМ,

НО Я УЖ ЛУЧШЕ ПОГЛЯЖУ,

ЧТО ДЕЛАЕШЬ ТЫ САМ.

ВДРУГ Я НЕПРАВИЛЬНО ПОЙМУ

ТВОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ СОВЕТ?

ЗАТО ПОЙМУ, КАК ТЫ ЖИВЁШЬ -

ПО ПРАВДЕ ИЛИ НЕТ.


© 2010-2022