Урок по русскому языку на тему «Обобщение правил переноса слов» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУ СОШ №74 городского округа Тольятти







УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ


УМК «Школа России»






Тема урока:

« Обобщение правил переноса слов ».










Учитель начальных классов высшей категории

Пилюгина Надежда Семёновна

2015 г.

Тема урока: «Обобщение правил переноса слов».

Цель урока: формирование у обучающихся навыков закрепления, обобщения и систематизации знаний по теме.

Задачи

для учителя:

1) организовать исследование обучающимися языкового материала с целью анализа и обобщения грамматических правил переноса слов;

активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

2) формировать коммуникативные навыки у обучающихся;

3) формировать учебные действия: действия самооценки, взаимооценки и самоконтроля; воспитывать бережное отношение к природе;

для обучающихся: при исследовании, основанном на предыдущих знаниях правил о переносе слов, поставить новую учебную задачу и самостоятельно сформулировать вывод об объединении трех правил в одно, учиться формулировать правила переноса по алгоритму.

Новое знание:

объединение трех правил переноса в одно правило.

Проблемы.

1) Какие правила переноса слов можно объединить в одно?

2) Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

Формы и методы.

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод.

3.Проблемно - поисковый метод.

4.Метод решения учебных задач в учебном диалоге.

5.Метод исследования материала.

6.Работа в парах и группах.

Оборудование:

1.компьютер;

2. карточки к заданиям, изображение « Дерева знаний»;

3. мягкая игрушка «бегемотик Биги».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1.Актуализация внимания


а) пальчиковая гимнастика

б) подготовка к письму

- осанка

в) Мин. чистописа-ния

2. Повторение пройденного


Самостоя-тельная работа №1


Работа в парах



3.Актуализация общих

сведений

о правилах переноса

Самостоя-тельная работа №2

Работа в парах


4.Постановка учебной задачи.

- Ребята, сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у всех замечательное настроение, и урок пройдёт интересно. За хорошую работу вы сегодня будете получать вот такие «фишки-солнышки».

- Вспомним правила посадки.

-Я тетрадочку открою

И, как надо, положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я берусь.

-Что написано па доске?

Аа Оо Ии Зз Уу

- Какая буква лишняя? Почему?

-Охарактеризуйте звук, который обозначен этой буквой.

-Пропишите ее 5 раз.

-На доске слова: в.рона, за.ц, в.р.бей, п.тух.

-Что объединяет эти слова? Какие у вас предположения?

-Найдите лишнее слово.

-Найдите слово, где все согласные твёрдые.

-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.

-Запишите эти слова, вставив пропущенные буквы, орфограммы, разделяя их на слоги.

-Как узнать, сколько в слове слогов?

-Кто написал быстрее других, составьте предложение или вспомните загадку. (Кормушка).

(Один ученик у доски вставляет буквы и подчёркивает орфограммы).

-Ребята, наш бегемотик Биги, который учится с нами с 1 сентября, проснулся сегодня и увидел в окно прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое - вы сами догадаетесь, если прочитаете слова, которые он поместил на нашем волшебном дереве знаний.(Чтение хором).

плывут, небу, синему, по, облака

-Работаем в парах. Посовещайтесь, вспомните правила написания предложения.

-Составьте и запишите это предложение в тетради.

-Кто хочет попробовать найти главные члены в этом предложении? Подчеркните их. (Руки подняли в паре вместе).

(Открыть предложение на доске).

-А кто может ещё найти и имя прилагательное?

-На какой вопрос оно отвечает?

-Прочитайте, называя главные члены предложения.

-Назовите имя прилагательное.

-А почему небо синее?

-Какое время года? Какой месяц? Назовите весенние месяцы. Какое из этих слов можно перенести?

-Ребята, а вот Ваня недавно запутался в правилах переноса. Он хочет об этом рассказать в стихотворении.

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва я перенёс е-два

И получил за это «два»,

Укол я перенёс у- кол

И получил за это «кол»,

Опять я перенёс о-пять,

Таперь, наверно,будет «пять»?!

- Получит ли «пятёрку» Ваня?

-А почему нет?

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Чему бы вы хотели научиться?

-Но мы уже знаем основные правила переноса.

-Что же мы будем делать и как построим урок?

-Мы уже знаем некоторые правила переноса. Что мы будем делать, как вы считаете?

- Мы будем наши знания обобщать.

-Много правил объединять в одно правило.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других,

создавать положительную мотивацию к уроку.










Коммуникативные:

использование речевых средств

для решения задачи.


Личностные:

Коммуникативные:

владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Познавательные:

Регулятивные:

сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Личностные

Коммуникативные




Познавательные:

осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.




Учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД).


Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе учета ошибок.





Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные:

учебно - познавательный интерес к новому.


4. Новый материал

Самостоя-тельная

работа:

- работа в группах

-организация исследова-ния языкового материала



- проверка работы групп

- выход на решение проблемы №1

- работа по учебнику


- итог 4 этапа работы



Физкульминутка

(музыкаль-ная, на 20 минуте урока)

5.Состав-ление алгоритма учебных действий.

- выход на решение проблемы №2.

6.Закрепле-ние пройденного

Самостоя-тельная работа


Результатив-

ность

а)самостоя-тельной работы;

б) опроса по теме урока


7. Итог урока.

8.Самооценка и самоанализ урока.







- Правильно. Тема урока такая:

« Обобщение правил переноса».

- Для выполнения поставленной цели вы сегодня будете работать в группах. Давайте вспомним правила сотрудничества в группе.

  • Работать тихо.

  • Слушать друг друга.

  • Уметь договариваться.

  • Уметь уступать друг другу.

  • Распределять роли в группе.

-Вы-исследователи.

Инструкция выполнения работы.

-Каждая группа получает карточку с набором слов. Ваша задача.

1.Внимательно прочитать слова.

2.Найти общий признак в этих словах, но помните, что может быть « ловушка».

3.Определить, к какому способу переноса относятся эти слова.

4. Вам необходимо исследовать, проанализировать все слова, сформулировать правило и разделить слова для переноса. «Слово-ловушку», т. е. лишнее слово подчеркнуть.

5. Та группа, которая закончит работу, дружно поднимает руки вверх «домиком».

(Ответственный в группе делает вывод, называя лишнее слово).

Листы со словами для групп


  1. весна

солнце

дети

март

2 чайка

змейка

майка

май

3 деньки

подъём

вьюга

льёт

4 русский

масса

Анна

класс

5 линия

ягоды

овощи

язык


( После выполнения работы, группа поднимает руки вверх «домиком»)

Проверка .

(1 ученик от группы выходит к доске и рассказывает о случае переноса и о «ловушке». Прикрепляю листы к доске и по ходу ответов открываю карточки с верными ответами).

-Молодцы, вы умеете делать выводы!

-Мои помощники, назовите самых активных детей вашей группы.

Сделаем общий вывод по таблице.

(На доске таблица «Перенос слов»)

-Посмотрите внимательно и подумайте, есть ли правила, очень похожие, и что с ними можно сделать?

- 1 уч.

-Есть три похожих правила: с Й, Ь, иЪ.

- Молодцы! Вот какое открытие вы сегодня сделали!

Какие выводы мы можем сформулировать?

Переноси слова по слогам: му-ра-вей,

сравни: здесь.

Слог из одной гласной не оставляй на строчке и не переноси на другую:

Буквы Ь, Ъ, Й не отделяй от стоящей перед ними буквы:

-Правильно ли мы сделали выводы?

-Молодцы! Значит, вы умеете мыслить и делать выводы, как взрослые!

Физминутка «Хомячок».

-Можно ли это слово добавить в один ряд со словарными словами? Если да, то почему?

-Сколько в нём слогов?

-Как это слово перенести?

-Зачем же нужно уметь переносить слова с одной строки на другую? Как вы думаете, какие у вас предположения?

-Умея переносить, мы учимся красиво, эстетично оформлять работу, экономим место на строке, экономим лист в тетради, а, следовательно, экономим бумагу и относимся бережно к лесу. А ведь из одного дерева в среднем изготавливают 12 кг бумаги. А что нам дают деревья? Почему лес надо беречь?

Биги что-то заскучал, задумался. Он внимательно слушал ваши ответы и тоже запоминал правила переноса слов, и теперь он хочет вместе с нами выполнить задания разной сложности, так называемые разноуровневые задания.

(На доске оформлены задания 1-го, 2-го и 3-го уровней).

1 уровень.

-Разделить слова для переноса: ветер, чайник, коньки, Инна.

2 уровень.

-Разделить слова для переноса, где это возможно: имена, Ольга, Оля, чайник, дождь, акация. (Объясните значение слова акация).

3 уровень.

-Списать слова в 2 столбика, разделяя их для переноса (двусложные, трёхсложные). Пенал, группа, ягода, Ирина.

- Ознакомьтесь с заданиями, как можно точнее оцените свои возможности и только тогда выберите задания определённого уровня.


-Давайте подведем итог.Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую? Что делать сначала? Потом?

Алгоритм (одновременно фиксирую на доске).

-1уч. Найти гласные.

-2уч. Определить количество слогов.

-3уч. Вспомнить необходимое правило.

-Ребята, я вам предлагаю прикрепить листочки к «Дереву знаний».

Зелёный лист- всё было легко.

Жёлтый лист- немного затруднялся.

Красный лист- было трудно.

-Я прикрепляю к доске«Солнышко» и говорю вам слово (оно спряталось).

Дети из букв составляют слово «СПАСИБО».

-Мне тоже очень понравилось, как вы дружно работали, были активными и я свое «Солнышко» поместила на самой верхушке дерева.

-Подсчитайте, кто сколько фишек заработал на уроке.

-Молодцы!

-Благодарю всех за урок!




Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению

в совместной деятельности; контролировать действия партнёра, участвовать

в коллективном обсуждении.

























Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило: познавательные и регулятивные.







Ппознавательные:

учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.







Познавательные.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.




Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль.





Познавательные:

учащиеся анализируют объекты, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям.









Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учета ошибок.








Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.











Личностные:

учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.











Личностные: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию, проводят самооценку. Коммуникативные.



































11


© 2010-2022