Технологическая карта по обучению грамоте на тему Письмо буквы ь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Обучение грамоте (письмо)

Класс: 1 класс

Учебная тема: Письмо буквы ь

Дидактическая цель

Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно - двигательный образ письменной буквы ь

Планируемые результаты - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Ресурсы: - основные Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2. Н.М.Лврова «Азбука» Пишу и проверяю себя. тетрадь №1.


-дополнительные - презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

- электронные физкультминутки: «Морская зарядка», «Дискотека для зверят» Лыхиной Е.А. МОУ СОШ с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области (источник: mail.povary.ru/ )


Технологическая карта изучения темы «Письмо буквы ь»


Тип урока

Урок открытия нового знания

цель Создать условия для формирования умений работать с предложениями; формировать навык чтения слов с «ь» - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука; развивать фонетический слух, помять, внимание, мышлении; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Основные понятия

«Строчная буква», « соединения букв»

Ресурсы:

- основные

-дополнительные
Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2. Н.М.Лврова «Азбука» Пишу и проверяю себя. тетрадь №1. - презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь» - электронные физкультминутки: «Морская зарядка», «Дискотека для зверят» Лыхиной Е.А. МОУ СОШ с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области (источник: mail.povary.ru/ )

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Технология проведения (этапы и задачи каждого этапа)


Деятельность учителя



Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности.
Организует проговаривание правил поведения на уроке



Организует проговаривание девиза урока.



Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока.





.


Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)





Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Рисование узора-бордюра.
Цели: - организовать актуализации умений различать звуки, буквы. Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности . Вспомним, чему мы учились на прошлом уроке. Отройте пропись на следующей странице и назовите тему урока. Какие цели поставим к нашему уроку? Какие знаки помогли нам поставить цели урока?





. Тема урока: письмо буквы ь Цели урока: - научиться писать букву ь - научиться соединять букву ь с другими буквами - работать с заданиями Раскраскина


Учащиеся выполняют узор.

1. Страница 21 «Азбука» тетрадь по письму№2. Рассматривание страницы.


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные

УУД).








III. Формирование зрительного образа буквы «ь» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу двух форм букв «ь»: малой печатной и строчной письменной.

Далее учитель на магнитной доске конструирует букву «ь». - индивидуальные конверты помимо шаблона № 48, необходимого для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 42, № 40 (или № 41) и № 35 для дифференцирования размера и формы элементов.
Чем похожи и чем отличаются буквы?








Дети конструируют из конструктора букву ь ( работа в парах)









Рассматривание элементов буквы на интерактивной доске

- Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «ь».

Перед вами конверты с элементами букв. Найдите нужные вам элементы и сконструируйте ее на парте. Проверьте правильность выполнения задания у своего соседа.

- Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

- Покажите мне вашу готовность работать дальше.

- Назовите элементы, из которых состоит буква «ь». (линия переходящая в овал) Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой.

Вот так:

Букву капелька смягчит -

Слово мягко прозвучит.

А. Шибаев

- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и зажгите огоньки рядом с теми элементами, которые нам пригодятся Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)


IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.



Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы «ь»; Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. . Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 21). Имитация учащимися начертания буквы «ь» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).



Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление в право, касаемся нижней линейки рабочей строки, поднимаем полуовальную линию вверх, закругляем влево на середине рабочий строки и закрываем овал на прямой.

Ставим точку на верхней рабочей строке, сверху вниз пишем прямую линию (1). Не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, пишем полуовал вправо (и), дописываем овал влево коснувшись прямой линии.(2)


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) VI. Письмо учащимися в тетради.
Под руководством учителя рассматривается правильная посадка при письме




Дети принимают правильную позу при письме и в течении урока стараются придерживаться правильной посадки

- Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (Руки свободно лежат на парте, локти чуть свисают. Ноги стоят всей стопой на полу. Не прислоняемся грудью к парте, держим спину ровно.) Проверим положение тетради, возьмем ручку. Обведем ь по точкам под счет.

Ставим точку на верхней линейки рабочей строке, сверху вниз пишем прямую линию (1). Не дойдя немного до нижней линейки рабочей строки, пишем полуовал вправо (и), дописываем овал влево коснувшись прямой линии.(2) допишите буква самостоятельно проговаривая счет, не торопитесь, пишите аккуратно.

Теперь возьмем карандаш и оценим свою работу, подчеркнув самую красивую букву.

- Теперь научимся писать ь с соединением. Соединения бывают нижние и верхнее. Нижнее соединение пишем, если следующая буква начинается снизу. Верхнее соединение используем тогда когда следующую букву начинаем писать сверху.

Прописываю ь, затем виду по написанному и вывожу снизу соединительную линию. Пропишите по точкам, затем самостоятельно. Теперь возьмем карандаш и оценим свою работу, подчеркнув самую красивую букву.

Научимся писать соединения: нь, рь, ль, какое соединение в этих слогах. (Верхнее)

Прописываем буквосочетания, по точкам выводя наклонную линию до верхней рабочей строки. Письмо буквосочетаний самостоятельно. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). . Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.

- Назовите слово-помощник. («У».) - Проанализируйте все слова предложения и выполните письмо по образцу.
Выполняют задание, проговаривая новые предложения, составляют индивидуальные схемы. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

- Где живет олень?

- Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?

- Составьте рассказ по данной схеме, используя иллюстрацию.

- Прочитайте первую пару слов: «ель» и «моль».

- Проанализируйте каждое слово и составьте звукобуквенные схемы.

Произнесите слово ель медленно. Интонируя каждый звук. И соотнесите звуки последовательно с квадратами звуковой схемы.

-Определим какой звук живет в каждом домике.

- Произнесите слово с выделением согласного звука л.

-На каком месте в слове находится звук л? (в конце слова)

-Какой звук л? ( мягкий)

-Почему? ( Т.К. После л стоит ь, он указывает на мягкость звуков)

Произнесите слово моль медленно. Интонируя каждый звук. И соотнесите звуки последовательно с квадратами звуковой схемы.

-Определим какой звук живет в каждом домике.

- Произнесите слово с выделением согласного звука л.

-На каком месте в слове находится звук л? (в конце слова)

-Какой звук л? (мягкий)

-Почему? (Т.К. После л стоит ь, он указывает на мягкость звуков)

- Прочитайте предложение. (У ели олень.)

-Почему это предложение? (написано с большой буквы, в конце стоит точка) Сколько в нем слов?(3)

- Составьте схему этого предложения.

Технологическая карта по обучению грамоте на тему Письмо буквы ь

- Назовите слово-помощник. («У».)

-Выполните письмо по образцу. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).






Уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД
Моделирование (составление моделей слов - Познавательные УУД) Выполнение логических заданий с буквами.


- Какие буквы записал Почемучка?

- Сравните буквы И - Й. Чем они похожи? (элементами написания) Чем отличаются? (Й появляется новый элемент, И-гласный звук, Й-согласный звук) - Переконструируйте заглавную букву «И» в заглавную букву «Й». - Сравните буквы ь - ы. Чем они похожи? (одним элементом написания) Чем отличаются?(Одним элементом написания, Ь-не обозначает звука, Ы - обозначает звук Ы)

- Переконструируйте букву «ь» в букву «ы.

- Сравните буквы е - ё. Чем они похожи? (Элементами написания, они гласные)Чем отличаются? ( одним элементом написания)

- Переконструируйте строчную букву «е» в строчную букву «ё».

- Сравните буквы Е - Ё. Чем они похожи?(Элементами написания, они гласные) Чем отличаются?( одним элементом написания)

- Переконструируйте заглавную букву «Ё» в заглавную букву «Е».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.


Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения;

построение логической цепи рассуждений (Познавательные УУД)
Итог урока.

Какую букву мы научились писать?










© 2010-2022