- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка в национальной школе (коми)
Конспект урока русского языка в национальной школе (коми)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Булавкина Л.А. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка в национальной школе
Комбинированный урок русского языка в 3 классе
Тип урока: закрепление.
Лексическая тема: жёлтый цвет - цвет осени.
Грамматическая тема: распространённые и нераспространённые предложения.
Задачи:
1. Усвоение существенных признаков распространенного и нераспространенного предложений;
2. Обогащение словаря обучающихся «цветовым» прилагательным: жёлтый;
3. Усвоение грамматической конструкции нераспространённого предложения: сущ.+гл. (или гл.+сущ.) и распространенного предложения: прилаг.+сущ.+гл.;
4. Обучение правильному произношению: 1)слов с безударными гласными; 2) слов с мягкими согласными звуками;
5. Формирование умения составлять описательный текст на тему: «Осень», используя «цветовые» прилагательные;
6. Развитие умения правильно употреблять в речи прилагательное «жёлтый»;
7. Формирование умения правильно читать текст С. Раевского «Осенним днём».
Литература:
1.В. П. Канакина. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 1991г., с. 28-29.
2. С. Раевский «Тёплый север». Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1993, с. 162.
3. Энциклопедический словарь школьника. Коми литература. Сыктывкар, 1995г., с. 237-238.
4.С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва. ООО «ИТИ Технологии», 2008г., с.193.
Оборудование: аудиозапись музыки П. Чайковского «Времена года»; картина И. С. Остроухова «Золотая осень»; предметный рисунок - листьев (жёлтого, красного, зелёного, оранжевого цвета); портрет С. Раевского; книга С. Раевского «Тёплый север», презентация «Цвета - жёлтый».
Ход урока:
-
Орг. момент: Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-
Постановка учебной задачи:
Звучит музыка. Она настраивает обучающихся на восприятие учебного материала, связанного с природой. Музыка утихает.
- Какое время года о себе может сказать следующие слова?
Разгорелись ярко краски:
Листья в жёлтой гамме, красной,
И коричневой, багряной.
И уже темнеет рано. (осень)
- По каким признакам вы определили, что говориться об осени?
- А какое время года стоит сейчас?
- Назовите основные признаки осени? (опадают листья, улетают птицы, становится тихо и холодно).
- Опишите осенний день на коми языке.
- А теперь на русском языке, поможет вам картина И. С Остроухова «Золотая осень».
- После нашей предварительной беседы как бы вы определили тему урока?
- А какие задачи вы бы для себя поставили?
3. Речевая разминка: (развитие памяти и обучение правильному произношению)
А) Осень, осень, как дела?
Листья ты раскрасила? (обучающиеся повторяют за учителем)
- В какие цвета осень разукрашивает листья?
Б) На земле прекрасные
Жёлтые листы.
Осень разукрасила
Землю и кусты.
- В данном четверостишии осень в какой цвет разукрасила листья?
- Что вы можете рассказать о «цветовом» прилагательном - жёлтый?
- В какой книге можем узнать подробно о лексическом значении этого слова? ( в словаре)
- Давайте найдём это слово и зачитаем толкование этого слова. (Работа в тетради - словарике).
-
Жёлтый, -ая, -ое, жёлт, желта, жёлто и желто; жёлты и желты. Имеющий окраску одного из основных цветов спектра - среднего между оранжевым и зелёным; цвета яичного желтка; золота. Жёлтая краска.
Групповая работа:
- Подберите однокоренные слова. (Жёлтый, желтенький, желтоватый, желтизна, желтеть, желтить).
- С какими существительными сочетается это слово? (цвет, краска, лицо, платье, ткань, сумка, нитки, портфель, карандаш, стена, машина, листья, песок). У какой группы больше будет слов.
Проверка: 1 группа зачитывает, а другие проверяют, оставляют те слова, которые были не названы.
- Для чего употребляем в речи «цветовые» прилагательные? Презентация «Цвета -жёлтый»
4. Чтение и анализ текста:
- Степан Раевский, как и другие коми писатели, в своих произведениях использовал «цветовые» прилагательные для описания красоты Коми земли.
- Прочитайте его рассказ «Осенним днём» и назовите: какие «цветовые» прилагательные он использовал.
А) самостоятельное чтение обучающимися текста: (учитель текст сократил, оригинал рассказа в приложении 1; обучающиеся читают «про себя»)
Осенним днём.
С утра день был хмурый. Вскоре проглянуло солнышко. Пламенела на солнце спелыми гроздьями большая рябина.
Осень выстелила опавшими листьями землю. Укрыла тропу - жёлтыми, красными, оранжевыми, зелёными листьями. Блестит роса. Смешались запахи весны, лета и осени одновременно.
Лексическая работа:
Б)- Какие слова были трудны для понимания?
Хмурый - 1. Угрюмый, насупившийся; 2. Ненастный, сумрачный.
Пламенела - пылала, ярко сверкала, как огонь.
Смешались - соединились с чем-нибудь, образуя смесь, перемешались.
Одновременно - происходящий в одно и тоже время с чем-нибудь.
В) чтение вслух «поцепочке».
Г) анализ:
- Каким был день?
- Как светило солнце?
- Зачитайте, как автор показал рябину осенью?
- Чем была покрыта земля?
- Какими листьями осень укрыла тропу?
- О чём ещё автор написал в своём рассказе?
Д) работа над произношением: (слова выписаны на доске)
1) с утра; 2) проглянуло, пламенела, большая, рябина, осень, выстелила, опавшими, тропу, оранжевыми, зелёными, блестит, роса, смешались, весны, осени, одновременно.
Чтение хором.
Е) работа над развитием связной речи:
- Какие «цветовые» прилагательные использовал С. Раевский?
1. усвоение обучающимися грамматической конструкции:
Жёлтые листья кружат.
Красные листья лежат.
Оранжевый лист летит.
Зелёные листья укрыли тропу.
2. работа над интонированием: (парная работа)
- Какие листья кружат?
- Что делают жёлтые листья?
- какие предложения мы составили: простые распространенные или простые нераспространенные?
Физминутка: Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер ниже, ниже, ниже, деревцо всё выше, выше.
5. Письмо:
- Вспомним правило: какие предложения называются распространенными и нераспространенными?
А) на доске текст:
День был ___ . Пламенела ___ рябина. Осень укрыла тропу ___, ___, ___, ___ листьями. Блестит роса.
- Прочитайте. Подумайте какие слова пропущены. Напишите только пропущенные слова.
( проверка с доской).
- На какие 2 группы можно разделить? Почему?
- Спиши первое предложение. Разбери его по членам предложения. Скажи, какое оно: простое распространенное или простое нераспространенное? Докажи свой ответ.
Спиши и разбери по членам предложения второе и третье предложения.
Б) игра «Подбери слово».
Ясная, холодная - …(погода).
Серое, хмурое - …(утро, небо).
Жёлтый, красный - …(лист).
- с любым словосочетанием составьте предложение. Какое оно распространенное или нераспространенное?
В) игра «Синонимы»:
1) замените! Жёлтый лист - … лист (золотой)
2) назовите слова - синонимы, в которых первые буквы уже написаны.
Жёлтый - з…..(золотой)
л…..(лимонный)
я ……(янтарный)
я……..(яичный)
- Объясните, значение слова «золотой» и «золотая осень».
Золотой - цвета золота, блестяще - жёлтый.
Золотая осень - осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья.
Г) развитие речи: картина известного художника И. С. Остроухова так и называется «Золотая осень».( на доске или на карточке у каждого обучающегося):
Деревья: жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пестрые, красивые.
Трава: сухая, жёлтая, бурая.
- Составьте предложения, используя слова для справок, по картине. Запишите наиболее красивое. (У кленов жёлтые листья. На земле ковер из желтых листьев. Земля покрыта золотым ковром из листьев.)
- Какие предложения вы составили: распространенные или нераспространенные?
- Зачитайте (поцепочке).
- Молодцы.
6. Рефлексия: - Какие новые знания получили?
- Чему научились?
- Что было трудно?
- Всё ли получилось?
- Какую задачу поставили бы на следующий урок?
7. Оценки: оцени свою работу: красный лист - не знаю,
оранжевый лист - знаю,
зелёный лист - хорошо знаю и могу помочь,
жёлтый лист - сомневаюсь.
8. Домашнее задание: записать 3 распространённых предложения с «цветовым» прилагательным жёлтый на тему: «Осень».
Приложение 1.
С. Раевский «Тёплый север». Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1993, с. 162.
Осенним днём
Позвонил мне редактор газеты и попросил написать очерк о лучшем механизаторе совхоза. С этой целью я отправился в Зареченское отделение - ближней дорогой, через лесок.
С утра день был хмурый, но сквозь тонкий слой облаков вскоре проглянуло солнышко, стало светлей и веселей. Я поднялся на южный склон холма и оттуда взглянул на деревню. Изба тётки Катерины, крытая серым шифером, была похожа на большой корабль под алым парусом - под окнами тётки росла и сейчас пламенела на солнце спелыми гроздьями большая рябина.
Я зашел в лес и… потерял тропу. Осень поработала здесь от души, выстелила опавшими листьями землю, укрыла тропу под ними - жёлтыми, красными, оранжевыми, зелёными, так что в глазах рябит. Идёшь медленно, на ощупь, и тонет нога в мягкой подстилке, и блестит роса, и странно пахнет, будто смешались запахи весны, лета и осени одновременно…
Вышел на поляну. Здесь начинаются поля Зареченского отделения, на которых сейчас непривычно тихо. Совсем недавно на той стороне шумели комбайны - здесь косили на силос зелёную многолетнюю траву. А теперь зеленеет отава, не подмёрзло ещё. На другой стороне - широкое картофельное поле. Тут тоже кипела жизнь - стучали трактора и комбайны, гомонили и пели студенты. Сейчас - тихо.
Я сел на пенёк, закурил. Пахло дымком и печеным картофелем. Посидел, послушал тишину и пошел писать очерк о механизаторе.