Программа курса внеурочной деятельностиКукольный театр Петрушка. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа внеурочной деятельности

«Кукольный театр "Петрушка"»




Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках общекультурного направления развития личности. Программа рассчитана на 4 года обучения. Кукольный театр - искусство, которое воздействует на детей целым комплексом художественных средств. В спектаклях кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ (кукла), и живописно-декоративное оформление, и музыка (песня), музыкальное сопровождение. Таким образом, театральная деятельность развивает ребен­ка, формирует устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплоще­ния в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов. Цель занятий по программе: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства. Задачи программы: • развить у обучающихся: творческие способности; зрительное восприятие; пространственное, художественное и ассоциативное мышление; фантазию, речь, коммуникативную культуру • сформировать: интерес к театру как средству познания жизни, духовного обогащения; художественные предпочтения, этические, эстетические оценки искусства, природы, окружающего мира; нравственные качества, позитивное и оптимистическое отношение к жизни;

  • помочь обучающимся реализовать творческий потенциал;
  • познакомить детей с основами кукольной театрализации (театральная игра и актер­ское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).
Особенностью программы является такое построение занятий в рамках курса внеуроч­ной деятельности, при котором все дети имеют возможность принять участие в активной работе. Это достигается при помощи совместной деятельности всей группы, деятельности детей в малых творческих группах, выполнения ими индивидуальных заданий. Кроме того, на занятиях обучающиеся имеют возможность сменить типы и ритмы работы, чередовать покой и движение, интеллектуальную и физическую деятельность, что способствует гармо­ничному развитию детей. Также на воспитание эстетических чувств ребенка влияет художественная среда, в кото­рой проводятся занятия. В кукольном театре это:
  • красивое и уютное помещение, в котором находятся декорации, ширма, выставлены куклы, а стены украшены панно и картинами;
  • музыкальное оформление занятий, пьес;
  • подбор репертуара (пьесы должны быть увлекательными, они должны "будить" и разви­вать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера).
Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:
  • выступления перед зрителями в школе и детских садах;
  • участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

Этапы работы кукольного театра:

  • 1-й класс: Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объему спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
  • 2-й класс: Расширение репертуара. Увеличение объема пьес. Работа с перчаточными куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
  • 3-й класс: Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение реперту­ара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изго­товление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
  • 4-й класс: Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионет­кой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработ­ка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» является формирование у обучающихся:

  • знаний о правилах поведения на занятиях, в раздевалке, во время игрового и творче­ского процесса, правилах игрового общения;
  • умений:
  • анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  • соблюдать правила игры и дисциплину;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
  • выражать себя в различных доступных видах творческой и игровой деятельности;
  • быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
  • самостоятельно подводить итог занятия;
  • анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» является формирование у обучающихся:
  • знаний о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа, о мно­гообразии театрального искусства;
  • умений:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • выбирать вид чтения в зависимости от цели;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • представлений о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноцен­ного общения;
  • нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и млад­шими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» является формирование у обучающихся: • знаний:
  • видов кукол, особенностей работы с ними;
  • способов вождения кукол разных видов;
- особенностей сценической речи, подбора и оформления декораций к спектаклю, подбора музыкального сопровождения к спектаклю; • умений:
  • работать в группе и коллективе;
  • выступать перед публикой, зрителями;
  • самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект;
  • выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные зна­ния;
• первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. Результат реализации программы отслеживается при помощи следующих мето­дик:
  • "Незавершенная сказка" - выявление развития познавательных интересов и инициа­тивы обучающегося;
  • "Коммуникабельны ли вы"- сформированность коммуникативных навыков;
  • "Самооценка эмоционального состояния" - эмоциональное состояние: тревожность, спокойствие, энергичность, усталость;
  • "Личностный рост" - уровень подготовленности ребенка к восприятию и следованию ценностям, отношение к культуре;
  • "Социометрическое изучение межличностных отношений в группе" - сплоченность группы;
  • определение направленности личности (автор - Б. Басе) - выявление некоторых цен­ностных характеристик личности (направленность "на себя", "на общение", "на дело").


Учебно - тематический план 1 класс



Тема занятия

Кол-во часов

теоретические

практические

всего

1 2 3 4 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии 1 1 2 Устройство ширмы и декораций 1 3 4 Виды кукол и способы управления ими 1 3 4 Кукольный театр на фланелеграфе 1 3 4 Особенности работы кукловода 1 2 3 Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки) 1 1 2 Речевая гимнастика 1 3 4 Выбор пьесы и работа над ней 1 6 7 Генеральная репетиция. Спектакль - 3 3 Всего 8 25 33

Содержание тем курса внеурочной деятельности

«Кукольный театр "Петрушка"»


1-й класс Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Знакомство детей с исто­рией театра "Петрушка" в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Осо­бенности организации работы театра "Петрушка". Понятие "кукловод". Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безо­пасности. Особенности театральной терминологии. Практическая работа: Отработка техники движений куклы на руке. Устройство ширмы и декораций. Знакомство с понятием "декорация". Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объемных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Поня­тие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Практическая работа: Установка ширмы и изготовление элементов декораций. Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол. Изготов­ление кукол. Практическая работа: Развитие умения кукловождения. Кукольный театр на фланелеграфе. Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе. Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приемам работы с куклами-картин­ками. Работа над спектаклем. Особенности работы кукловода. Понятие о разнообразии движений различных час­тей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуля­ции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель и др.). Практическая работа: Расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженности всего спектакля. Этюдный тренаж. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки). Посещение област­ного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Зна­комство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. Дети учатся различать понятия театр как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллек­тивного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в кол­лективную работу. Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж. Речевая гимнастика. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различ­ных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных тек­стов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Рече­вая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра. Практическая работа: Отработка сценической речи. Этюдный тренаж. Выбор пьесы. Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектак­ля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. Практическая работа: Тренинг на отработку взаимодействия актеров в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Генеральная репетиция. Спектакль. Подготовка помещения для презентации куколь­ного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех актеров. Звуковое (имитация различных шумов и звуков), цветовое и световое оформление спектакля. Управ­ление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Практическая работа: Организация и показ спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); по­каз спектакля обучающимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школь­ных кукольных театров.

Материально-техническое обеспечение

Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом приспособлен­ном для этих целей помещении.

Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

  • театр на фланелеграфе: куклы-картинки, фланелеграф, рисунки для мини-декораций;

  • театр верховых кукол: куклы-петрушки, тростевые куклы, театральная ширма, деко­рации к спектаклям;

  • театр кукол-марионеток: куклы-марионетки, ширма для театра марионеток, деко­рации к спектаклям.

Все необходимое оснащение дети могут изготовить самостоятельно, в т. ч. под руко­водством педагога, сшить актеров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, деко­раций и ширм могут оказать родители школьников.

Дополнительная литература для учителя:

  • Альхимович СМ. Театр Петрушек в гостях у малышей. Минск, 1969;

  • Алянский Ю.Л. Азбука театра. Ленинград, 1990;

  • БаряеваЛ.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллекту­альном развитии. СПб, 2001;

  • Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998;

  • Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. М., 2001;

  • Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1999;

  • Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., 1982;

  • Савенков AM. Детская одаренность: развитие средствами искусства, М., 1999;

  • Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000;

  • Симоновский A3. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997;

  • Синицина Е.И. Умная тетрадь. М., 1999;

  • Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997;

  • ТихомироваЛ.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1998;

  • ТихомироваЛ.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996;

  • ФлингХ. Куклы-марионетки. СПб, 2000;

  • ЧеремошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. Ярославль, 1997;

  • ЧеремошкинаЛ.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997;

  • Молодежный любительский театр / Л.Н. Михеева. М., 2006.


© 2010-2022