- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа курса внеурочной деятельностиКукольный театр Петрушка. 1 класс
Программа курса внеурочной деятельностиКукольный театр Петрушка. 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бабкина Н.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности
«Кукольный театр "Петрушка"»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках общекультурного направления развития личности. Программа рассчитана на 4 года обучения. Кукольный театр - искусство, которое воздействует на детей целым комплексом художественных средств. В спектаклях кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ (кукла), и живописно-декоративное оформление, и музыка (песня), музыкальное сопровождение. Таким образом, театральная деятельность развивает ребенка, формирует устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов. Цель занятий по программе: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства. Задачи программы: • развить у обучающихся: творческие способности; зрительное восприятие; пространственное, художественное и ассоциативное мышление; фантазию, речь, коммуникативную культуру • сформировать: интерес к театру как средству познания жизни, духовного обогащения; художественные предпочтения, этические, эстетические оценки искусства, природы, окружающего мира; нравственные качества, позитивное и оптимистическое отношение к жизни;
- помочь обучающимся реализовать творческий потенциал;
- познакомить детей с основами кукольной театрализации (театральная игра и актерское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).
- красивое и уютное помещение, в котором находятся декорации, ширма, выставлены куклы, а стены украшены панно и картинами;
- музыкальное оформление занятий, пьес;
- подбор репертуара (пьесы должны быть увлекательными, они должны "будить" и развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера).
- выступления перед зрителями в школе и детских садах;
- участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Этапы работы кукольного театра:
- 1-й класс: Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объему спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
- 2-й класс: Расширение репертуара. Увеличение объема пьес. Работа с перчаточными куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
- 3-й класс: Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
- 4-й класс: Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» является формирование у обучающихся:
- знаний о правилах поведения на занятиях, в раздевалке, во время игрового и творческого процесса, правилах игрового общения;
- умений:
- анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
- соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
- выражать себя в различных доступных видах творческой и игровой деятельности;
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
- самостоятельно подводить итог занятия;
- анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» является формирование у обучающихся:
- знаний о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа, о многообразии театрального искусства;
- умений:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- представлений о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноценного общения;
- нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Кукольный театр "Петрушка"» является формирование у обучающихся: • знаний:
- видов кукол, особенностей работы с ними;
- способов вождения кукол разных видов;
- работать в группе и коллективе;
- выступать перед публикой, зрителями;
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект;
- выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания;
- "Незавершенная сказка" - выявление развития познавательных интересов и инициативы обучающегося;
- "Коммуникабельны ли вы"- сформированность коммуникативных навыков;
- "Самооценка эмоционального состояния" - эмоциональное состояние: тревожность, спокойствие, энергичность, усталость;
- "Личностный рост" - уровень подготовленности ребенка к восприятию и следованию ценностям, отношение к культуре;
- "Социометрическое изучение межличностных отношений в группе" - сплоченность группы;
- определение направленности личности (автор - Б. Басе) - выявление некоторых ценностных характеристик личности (направленность "на себя", "на общение", "на дело").
Учебно - тематический план 1 класс
Тема занятия
Кол-во часов
теоретические
практические
всего
1 2 3 4 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии 1 1 2 Устройство ширмы и декораций 1 3 4 Виды кукол и способы управления ими 1 3 4 Кукольный театр на фланелеграфе 1 3 4 Особенности работы кукловода 1 2 3 Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки) 1 1 2 Речевая гимнастика 1 3 4 Выбор пьесы и работа над ней 1 6 7 Генеральная репетиция. Спектакль - 3 3 Всего 8 25 33
Содержание тем курса внеурочной деятельности
«Кукольный театр "Петрушка"»
1-й класс Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Знакомство детей с историей театра "Петрушка" в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра "Петрушка". Понятие "кукловод". Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии. Практическая работа: Отработка техники движений куклы на руке. Устройство ширмы и декораций. Знакомство с понятием "декорация". Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объемных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Практическая работа: Установка ширмы и изготовление элементов декораций. Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол. Практическая работа: Развитие умения кукловождения. Кукольный театр на фланелеграфе. Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе. Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приемам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем. Особенности работы кукловода. Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель и др.). Практическая работа: Расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженности всего спектакля. Этюдный тренаж. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки). Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. Дети учатся различать понятия театр как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж. Речевая гимнастика. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра. Практическая работа: Отработка сценической речи. Этюдный тренаж. Выбор пьесы. Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. Практическая работа: Тренинг на отработку взаимодействия актеров в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Генеральная репетиция. Спектакль. Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех актеров. Звуковое (имитация различных шумов и звуков), цветовое и световое оформление спектакля. Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Практическая работа: Организация и показ спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля обучающимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
Материально-техническое обеспечение
Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении.
Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
-
театр на фланелеграфе: куклы-картинки, фланелеграф, рисунки для мини-декораций;
-
театр верховых кукол: куклы-петрушки, тростевые куклы, театральная ширма, декорации к спектаклям;
-
театр кукол-марионеток: куклы-марионетки, ширма для театра марионеток, декорации к спектаклям.
Все необходимое оснащение дети могут изготовить самостоятельно, в т. ч. под руководством педагога, сшить актеров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.
Дополнительная литература для учителя:
-
Альхимович СМ. Театр Петрушек в гостях у малышей. Минск, 1969;
-
Алянский Ю.Л. Азбука театра. Ленинград, 1990;
-
БаряеваЛ.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб, 2001;
-
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998;
-
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. М., 2001;
-
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1999;
-
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М., 1982;
-
Савенков AM. Детская одаренность: развитие средствами искусства, М., 1999;
-
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000;
-
Симоновский A3. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997;
-
Синицина Е.И. Умная тетрадь. М., 1999;
-
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997;
-
ТихомироваЛ.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1998;
-
ТихомироваЛ.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996;
-
ФлингХ. Куклы-марионетки. СПб, 2000;
-
ЧеремошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. Ярославль, 1997;
-
ЧеремошкинаЛ.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997;
-
Молодежный любительский театр / Л.Н. Михеева. М., 2006.