• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок русского языка в четвертом классе по теме: Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и предложениях с прямой речью

Урок русского языка в четвертом классе по теме: Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и предложениях с прямой речью

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБ НОУ «Гимназия № 70»



















Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и предложениях с прямой речью.

(Урок русского языка в четвертом классе)

Подготовила:

Толстогузова Елена Владимировна,

учитель начальных классов











Г. Новокузнецк, 2014 г.

Урок русского языка в четвертом классе (УМК «Школа 2100»)

Тема:

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и предложениях с прямой речью.

Цель:

Систематизация, обобщение знаний учащихся по изученным темам; развитие внимания, орфографической зоркости.

Задачи:

  • закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях данных видов;

  • развивать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора;

  • прививать интерес к русскому языку как предмету и как средству общения;

  • расширять и пополнять лексический запас учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный?

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, на душе стало светло и тепло?

Звучит песня «От улыбки» (слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского)

- Да. Действительно, улыбнешься, и на душе станет спокойно.

- Я хочу поделиться улыбкой с вами. Я дарю вам улыбку.

- А у вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами. Улыбнитесь друг другу. И начнем наш урок, я думаю, он принесет вам радость и тепло.

II.Чистописание.

- Сегодня повторим написание заглавной и строчной буквы К, к, а также в соединении с другими буквами:

Кк Кр Кл Км Ко Кр кр кт ке кн кв ка.

III. Введение в тему урока.

- Прочитайте предложения, записанные на доске:

" Слово есть поступок",- говорил Л. Н. Толстой.

" Я разобрал слово по составу"- сказал Петя.

- Что за предложение?

- Как понимаете смысл?

Где цитата, оформленная в виде предложения с прямой речью? (Подтверждение, аргумент, опровержение какой либо мысли) А где прямая речь?... Запишем в тетрадь.

Составьте схемы данных предложений.

IV. Прогнозирование темы урока.

- Какие предложения еще знаете?

- Как думаете, какая будет тема урока?

- Да. Сегодня мы обобщим знания о предложениях?

V. Блиц-опрос. (Ребята выбирают верный ответ, записывают его в тетрадь)

1) Прямая речь в предложении передает:

а) примерный смысл сказанного;

б) дословно то, что было сказано.

2) Однородные члены предложения относятся:

а) к одному и тому же слову в предложении;

б) к разным словам в предложении.

3) Первое слово прямой речи пишется:

а) с большой буквы всегда;

б) с большой буквы, если прямая речь стоит в начале предложения.

4) Прямая речь заключается:

а) в скобки;

б) в кавычки.

5) Между частями сложного предложения запятая ставится:

а) всегда;

б) только, когда они соединены союзами «а, но».

6) Если однородные члены предложения соединены союзом «и», то запятая ставится, если:

а) союз «и» повторяющийся;

б) союз «и» одиночный.

7) Между прямой речью и словами автора ставится тире, если:

а) сначала идет прямая речь;

б) сначала идут слова автора.

8) Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две или несколько грамматических основ.

9) Если сначала стоят слова автора, то после них:

а) ставится тире;

б) ставится двоеточие.

Ответы: б, а, а, б, а, а, а, б, б.

VI. Работа со схемами.

1) На доске записаны схемы

- «Оденьте» схемы.

Образец:

а) А «П».

б) [ - = ] а [- =].

в) [- = O O и O ].

г) «П», а.

д) [- O и O ].

е) [ - = ] и [ = -].

ж) [- O а O ].

з) [ - = ].

Проверка выполненной работы у доски.

а) А: «П».

б) [ - = ], а [- =].

в) [- = O, O и O ].

г) «П»,- а.

д) [- O и O ].

е) [ - = ], и [ = -].

ж) [- O, а O ] .

з) [ - = ] .

2) Какой схеме соответствуют предложения:

Весенний ручей струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы. (е)

Солнце сияло и грело. (д)

Беленький зайчик сказал ежу : « У тебя очень некрасивое колючее платье». (а)

Ласточки взмывали вверх, а потом камнем падали вниз. (ж)

3) Составление предложений по схемам.

- Составьте предложения к схемам в), б), з).

VII. Релаксация для глаз.

1.Вглядывайтесь внимательно в какой-нибудь отдаленный предмет, затем быстро переведите взгляд на предмет, находящийся вблизи. Повторите это упражнение несколько раз.

2. Закройте плотно глаза, сосчитайте до трех, широко раскройте глаза, сосчитайте до трех, вновь закройте глаза.

3. Поморгайте сомкнутыми веками.

VIII. Графический диктант.

- Запишите схемы к предложениям (дети выходят к доске по одному и записывают схемы).

Учитель зачитывает предложения.

Солнце страшно медленно ползло к земле, розовело, застилалось мглистыми облачками.

[- O,O,O ].

Ливень за окном еще шумел, но постепенно стихал. [- O, но O ].

Весной по утрам тонкий лед еще покрывает лужицу, а воздух пахнет морозом. [- =],а [- =].

Грозовая туча приблизилась к солнцу и вдруг проглотила его. [- O и O ].

Пронесся по лесным опушкам вихрь, и закружились над поляной сорванные листья.

[= - ],и [= - ].

Вот по лесной тропинке бежит, булькает озорной ручей. [ O,O - ].

Не шумят листья на ветках, а печально шуршат под ногами. [O -,а O].

Деревья сливаются в чернеющие массы, на синем небе робко выступают первые звездочки. [- = ], [ - = ].

- О чем были предложения?

- Да. Эти предложения взяты из произведений русский писателей. Красота вдохновляла их на создание замечательных произведений. Вспомните писателей, которые посвящали свои рассказы природе. Пришвин, Бианки, Паустовский…

Они могли в обыкновенном увидеть необычное и удивительное. Писатели как бы нам говорят, что надо быть внимательным и чутким к природе, и она откроет нам свои тайны.

- А вы хотите попробовать себя в роли писателей?

IX. Составление предложений по заданной теме. (Работа в группах.)

Задания для групп:

Составить простое предложение с однородными членами.

Составить сложное предложение.

Группам предлагаются сюжетные картинки:

1 группа - «Весна».

2 группа - «Осень».

3 группа - «Зима».

4 группа - «Ночь».

5 группа - «На лугу».

6 группа - «После дождя».

Проверка составленных предложений.

X. Итог урока. Рефлексия.

XI. Домашнее задание.

© 2010-2022