Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека.

Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. По данным статистики происходит резкое увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы.

Среди учеников начальных классов нашей школы имеют заболевания:

лор - 1

кожные - 1

грыжа - 2

неврологические - 10

заболевания полости рта (кариес) - 29

инфекция мочеполовых путей -1

сколиоз - 2

нарушение слуха - 2

Зачастую врачи не пишут диагноз в карточках детей, когда они проходят медосмотр, а регистрируют это в тех карточках, которые хранятся в райбольнице.

Все это заставляет задуматься и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, компьютерные игры, эпидемии болезней, отсутствие здорового образа жизни в семье, неблагополучная экологическая ситуация - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования.

По результатам исследований российских психологов в среднем дети в начальной школе, которые учатся стабильно на «4» и «5», проводят за письменным столом дома не менее 2,5 - 3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе.

Мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное - хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, леностью, (а порой и недоеданием), если он не умеет бороться с недугом.

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление, избежать переутомления.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязаны достигать определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это в свою очередь приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться. Они уходят в себя, бегут от проблем. Дети зачастую становятся злыми и агрессивными. У них возникают проблемы со здоровьем (болит живот, голова), так же появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, то есть те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Как помочь детям сделать так, чтобы они начали жить активной и интересной жизнью?

Работа по формированию здорового образа жизни реализуется через:

  • проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятия на уроках физкультуры;

  • внеклассная работа;

  • работа с родителями.

Анализируя весь материал, я выделила несколько самых важных компонентов здорового образа жизни. Ими являются:

  • Ежедневная двигательная активность учащихся.

  • Ежеурочные физкультминутки.

  • Рациональное питание.

  • Соблюдение правил личной гигиены.

  • Соблюдение рационального режима дня.

  • Отказ от вредных привычек.

  • Безопасное поведение на улице, в игре.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое, психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться.

Дети после физкультминуток становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные минутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Какаовы же внешние признаки утомления у школьников?

  • Начинают потягиваться и зевать.

  • Часто меняют позу и ерзают на сиденье.

  • Начинают отвлекаться, шалить.

К концу урока работоспособность учащихся резко падает. Неподвижное сидение во время урока - это большая трудность. Одним из приемов активизации организма является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя». Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Очень хорошо, если школьники имеют возможность работать не только сидя, но и стоя (за конторками) без обуви на ковриках с резиновыми шипами (массаж для стоп ног, т. к. на подошве находится большое количество биологически активных точек).

Огромное значение среди здоровьесберегающих технологий обучения имеют средства двигательной направленности. Это движения: физические упражнения, подвижные перемены, эмоциональные разрядки, гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная).

Гимнастика для глаз

Лучше проводить через 10 мин после начала урока, т. к. дети устают, и внимание могут сосредоточить на чем-то одном только в течение 10 мин. Например, во время урока можно использовать элементы методики офтальмолога базарного «Зрительные тренажеры». По рекомендации В. Ф. Базарного они должны размещаться на потолке. Однако, можно ограничиться листом ватмана. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц. Это упражнения на движение глаз по специальной схеме «зрительно-двигательных траекторий». Схема содержит 5 траекторий (разного цвета) для движения глаз: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.

Для разминок и упражнений на зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке можно использовать специальные «бегущие огоньки» («лазерную указку»). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния. Результатами таких упражнений являются:

- развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

Гимнастика для различных частей тела

Проводится через 20 мин от начала урока.

Самое простое, что мы проводим - это потягивание. Обязательно зеваем при этом. Говорят, что таким образом выходит из человека усталость.

Часть урока (3-5 мин) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание, или дети говорят.

Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.

Учитель ведет урок не только стоя у доски, а может находиться в любой части класса. Ученики, в свою очередь, вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой.

Учитель может пригласить учащихся пройти к разным местам классной комнаты (к своему столу, к доске, к карте, к выставке книг) и организует там обучение со всем классом.

Классы у нас малочисленные, это позволяет применять этот метод. Я так часто делаю на уроках технологии, окружающего мира.

Упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий, связанные с темой урока (на математике: счет, изображение геометрических фигур). В каждой методичке есть такие физкультминутки.

Упражнение на осанку: подушечку, наполненную песком, кладут на голову, выпрямляя спину. В таком положении обходят ряды, доходят до доски и возвращаются на свои места. (Можно заменить тяжелой книгой).



Пальчиковая гимнастика

После письменных упражнений нужна физкультурная пауза для мышц пальцев. Использовать можно карандаш и грецкие орехи, которые нужно катать между ладонями, делая тем самым массаж. Упражнения с орехами снижают недовольство, состояние раздражения, предотвращают старение мозга. Для каждого пальчика отдельно делать массаж. Эффективным упражнением является резкий хлопок руками.

Рекомендуют в процессе овладения детьми письмом применять специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

В некоторых московских школах перешли на обучению письму перьевыми ручками. На шариковые переходят только после третьего года, т. к. вреда они уже не принесут.

Дыхательная гимнастика

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Помогает получить массажный эффект при помощи струи воздуха, когда мы вдыхаем, а выдыхаем коротко в несколько приемов. На уроках чтения, обучения грамоте можно использовать голосовые дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика оказывает эффективное влияние на звукопроизношение и насыщает организм кислородом.(1 класс - чистоговорки, скороговорки, в 3 классе практически ежедневно речевые разминки).

Это, конечно, не все виды физкультминуток. Существует еще и психогимнастика, релаксационные упражнения, упражнения для мимики лица, отдых позвоночника, упражнения на ковре, массаж области лица, ног, груди. Когда пишем диктант или контрольную работу, психологи советуют эмоционально настроить детей на успех. Кроме того, что они говорят такие слова: «Я сильный, я справлюсь у меня все получится», они потирают ладонями уши и стучат кулачками по груди.

Я заметила, что физминутки не только снимают усталость, дают разрядку, но и вносят в урок необычность, радостное оживление. Данный вид работы заинтересовывает детей, снимает усталость, а главное - повышает работоспособность, что нам и нужно при работе с детьми.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим лицом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Ароматерапия Немаловажное значение для укрепления здоровья детей имеет экологическое пространство, которое связано с воздействием всей совокупности средовых факторов. Один из этих факторов - воздушная среда. Речь пойдет об ароматерапии. Лучший источник запахов - растения; выращивание их в классных комнатах - это еще один из способов сохранения и укрепления здоровья детей. Растения дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт. Растения выделяют эфирные масла, которые действуют подобно гормонам, проникая в системы организма, влияя на эмоции и физические реакции, регулируя их, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов крови. Определенные эфирные масла имеют связь с конкретными органами тела. Например, гераниево масло активирует кору надпочечников и снимает напряжение, вызванное стрессами, апельсиновое - используют для борьбы с тревогой, страхом. Кроме того, душистая герань уничтожает все болезнетворные микробы в радиусе 5 метров. Данное растение также помогает неуверенным в себе людям или сосредоточенным на неудачах, поэтому таким детям нужно иметь такое растение у себя дома на столе, где они занимаются, и вдыхать аромат душистой герани. Фитонцидные свойства хвойных давно известны: криптомерия, можжевельник и сосна - наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучение телевизоров и компьютеров. Для ароматизации воздуха можно использовать и искусственные аппараты и приборы: например, электронный воздухоочиститель.»Супер - Плюс - Эко» делает воздух в помещении чистым, удаляет из воздуха пыльцу растений, клещей, невидимую пыль. Он оказывает профилактическое и оздоровительное воздействие при астме, бронхите, аллергии, устраняет синдром усталости. Очищенный воздух насыщается отрицательными ионами - «витаминами воздуха». Воздух становится чистым и бодрящим, как в горах или на морском побережье. Вне урока также проводим работу по здоровьесберегающим технологиям. Организуем «Веселые старты», соревнования, спортивные игры, праздники. Ежегодно в школе проводится День здоровья. Каждый классный руководитель проводит мероприятия по сохранению здоровья, на которых закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, навыки рационального питания, профилактика заболеваний, негативное отношение к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма. Очень важно создание для детей благоприятного психологического климата. Успешный человек счастлив. Он стремится повторить свой успех.

Тема здоровьесбережения учащихся начальных классов актуальна и интересна для каждого учителя. Я поставила цель: выяснить причины утомляемости учащихся. Объектом исследования стали ученики 1 - 4 классов.

Анализ показал, что учащиеся 2 класса спать на уроках не хотят, не устают и ничего у них не болит. Все очень благополучно. А вот с учениками 1, 3 и 4 классов дело обстоит иначе. К 3- 4 уроку они устают, болит голова, шея, хотят спать. Вывод: дети поздно ложатся спать, не высыпаются, мало двигаются, много пишут, не хватает физкультминуток.

Рекомендации:

  • Ложиться спать в 9-10 часов вечера.

  • Утром выполнять зарядку.

  • На уроках чтения выполнять физкультминутки для глаз и мышц тела.

  • На уроках математики и русского языка выполнять физкультминутки для глаз, мышц тела и мышц пальцев.

Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии и здоровьесберегающие образовательные технологии, несомненно, должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учетом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения. Навыки. Цена обучения для здоровья - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий. Индикатор оценки - степень интереса школьника к учебе, в желании или нежелании идти в школу.

Автор: Аристова Т. В. - руководитель методического объединения учителей начальных классов

.

:



© 2010-2022