Конспект урока по окружающему миру Общественные насекомые 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир 1 класс УМК «Гармония»



Тема урока: «Общественные насекомые»
Цель: формирование представлений об общественных насекомых, о муравьях и пчёлах, их образе жизни. Задачи:

  • узнать, каких насекомых называют общественными и почему, учиться безопасному поведению при встрече с пчёлами и муравьями;
  • продолжить развивать умение добывать информацию из разных источников; умение наблюдать;
  • воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых;


Оборудование: О.Т. Поглазова « Окружающий мир», учебник;

О.Т. Поглазова « Окружающий мир», тетрадь;

Индивидуальные пособия с изображениями насекомых;

Изображения различных животных.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Пальчиковая гимнастика «Я здороваюсь со всеми».

Дотрагиваясь, поочерёдно пальцами левой и правой руки до большого пальца, говорим слова:

Я здороваюсь со всеми дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю я соседней курице.


  1. Повторение изученного.

Игра «Убери лишнюю картинку»

На доске изображение насекомых, птиц, зверей.

-Можно ли всех этих животных отнести к одной группе? Почему?

(Дети называют отличительные особенности насекомых).

На доске остаётся изображение насекомых.

-Ребята, у вас на столах карточки с изображением насекомых. Разделите их на две группы. (Работа в парах).

-По каким признакам разделили?

На доске остаётся изображение муравья и пчелы.

-Отгадайте загадку.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

-Кто это? По каким признакам догадались? С чем сравнивают?

(Это муравьи, их сравнивают с ручьями.)

-О каких насекомых будем говорить на уроке?

(Сегодня мы будем говорить о муравьях.)


-Приходилось ли вам наблюдать муравьёв? (Да, видели муравьёв на улице, а иногда и дома.) -Как называют жилище муравьёв? (Муравьи живут в муравейнике.) Дети рассказывают о своих наблюдениях за муравьями.


  1. Работа по учебнику. ( Учебник Окружающий мир, стр. 58).

а) чтение темы урока.

б) чтение текста о муравьях (текст читает учитель).

в) обсуждение прочитанного.

-Что нового узнали о жизни муравьёв?

(Муравьи живут большими семьями.)

-Чем они отличаются от других животных?

(Они живут дружно большими семьями, много трудятся.)

-Все ли муравьи одинаковые?

(Муравьи есть крылатые и бескрылые, есть муравьи-строители, добытчики пищи, няни, защитники, пастухи.)

-Почему муравьёв называют общественными насекомыми?

(Потому, что они живут большими семьями.)

-Какие их особенности стоит перенять людям?

(Трудолюбие, умение жить в семье.)

Физминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела.

На четыре полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.


  1. Работа в тетради.(Окружающий мир Рабочая тетрадь №2)

Выполнение задания на стр.19, №13.( Укажи цифрами на рисунке части тела муравья. 1. Грудь. 2. Брюшко. 3. Голова.) Проверка работы. - Какой цифрой обозначили голову муравья? - Как называется центральная часть тела? Какую цифру поставили? (Дети выходят к доске и показывают на картинке части тела муравья).
  1. Работа по учебнику. ( Учебник Окружающий мир, стр.59. Прочитай стихотворение. Рассмотри рисунки. Догадайся, какие дела муравьёв изображены на них.)

Чтение стихотворения по цепочке.
-Соотнесите картинку с текстом стихотворения.
-Под какими деревьями надо искать муравейник? Почему?
  1. Творческая работа.
-Как выглядит дом муравья? Нарисуйте. Рисование муравейника и обсуждение получившихся рисунков. (Не все дети знали о подземной части муравейника). Обсуждение устройства муравейника: куча хвоинок - это ещё не весь муравейник, часть помещений находится в земле, а хвоинки служат теплоизоляцией, защищая муравьёв от холода и дождей.(На доске изображение муравейника).
- Чем полезны муравьи природе? Муравьи считаются санитарами леса - они уничтожают гусениц, которые вредят лесным деревьям. Постановка проблемной ситуации.
-Если убрать горку муравейника, то все муравьи передвинутся с горкой? Что произойдёт? Ответы детей( Часть муравьёв передвинутся с горкой, а те, которые в подземной его части могут погибнуть).

Вывод: муравьёв нужно защищать, охранять, не разрушать муравейники.

Игра « Я-муравей, обращаюсь к Вам - люди.»
-А сейчас представьте себя муравьём, подумайте, что бы вы хотели сказать или показать людям, как человек должен относиться к природе, муравьям? (Дети рисуют знаки или составляют правила поведения в лесу).


-Муравьи всё делают очень старательно, добросовестно и никогда не ленятся. Недаром люди говорят : «Трудолюбив, как муравей».
- Природа создала неисчерпаемый источник красоты и вдохновения. Многие поэты, писатели и художники изображали насекомых в своих произведениях. И мы сегодня поговорим о детских произведениях, в которых авторы упоминают насекомых, либо представляют главными героями.

-Назовите известное вам произведение с участием насекомых

(К.Чуковский «Тараканище» , «Муха -Цокотуха», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», басня «Стрекоза и Муравей»).

- Давайте посмотрим как представляют эту басню ваши товарищи.

Инсценировка басни " Стрекоза и Муравей".

-Назовите главных героев басни. Кому из них вы симпатизируете? Почему? Какие чувства у вас вызывает Стрекоза?(Симпатию вызывает муравей, потому что он трудолюбивый. А стрекоза всё лето пела, развлекалась и не думала о наступлении холодов).

7.Подведение итогов урока.

-Что нового узнали о жизни насекомых?

(Некоторые насекомые живут семьями.)

-О каких насекомых говорили на уроке?

(Сегодня на уроке мы говорили о муравьях.)

-О каком насекомом будем говорить на следующем уроке?

(На следующем уроке мы будем говорить о пчеле.)



© 2010-2022