- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова
Урок по русскому языку Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коновалова Е.Б. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: "Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова".
Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок по теме ( из 6)
Цели и задачи урока: закрепление умения детей подбирать к словам с парными звонкими и глухими согласными проверочные слова; развить коммуникативные навыки учащихся.
Оборудование: «Алгоритм проверки парной согласной в корне».
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Методы: проблемный, частично - поисковый. Цель урока: Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова. Развивающие: развивать умение подбирать проверочные слова. развивать речь, орфографическую зоркость, внимание , память
Воспитательные: формирование умения работать индивидуально , в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.
Запись числа в тетради и классной работы.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На доске картинка с изображением весёлого Смайлика 2 мин - Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки. Настроимся на работу… Смайлик будет учиться вместе с нами и двигаться вперёд.
2. Актуализация знаний. 3 мин
- На какие 2 группы можно разделить все буквы русского алфавита? ( гласные и согласные)
- Сколько гласных букв?(10)
- Согласных? ( 21)
- Вспомните, что вы знаете о согласных звуках? ( бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
- Какие есть согласные особенные? (парные) Если не ответят, то…. Любят ходить на прогулку парами…)
- В чём их особенность?
3. Минутка чистописания. 5 мин
- Однажды звонкие и глухие согласные построились парами и пошли на прогулку, однако налетел лёгкий ветерок и перепутал все буквы. Посмотрите, в каком беспорядке находятся они. Помогите им найти свои пары.
(к доске выходят 6 человек , находят пары, берут буквы в руки и поднимают их вверх).
Все дети оценивают их работу.
Запись в тетрадях: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
Физминутка: Надели бусики вперёд… назад…
4.Формулирование темы урока.
- Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель открывает тему на доске.) 1 мин - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. - Что же мы с вами сначала должны повторить? (какие есть парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Как проверять такие слова?
5. Сегодня на уроке мы проведем с вами исследование на тему "Правописание парных согласных в корне "
Давайте исследуем слова и попытаемся определить, в каких случаях мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова. (дети записывают нужные слова - столбиком) На доске: Подружка, машина, сапог, гриб, груша. 3 мин (Дети называют слова и объясняют, в каких словах можно ошибиться. - Где может стоять парная согласная? − Когда же мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова? 7. Самостоятельная работа.
Мы определили нужные нам слова вместе, а теперь поработайте самостоятельно. Обсуждают, затем каждый пишет в своей тетради. 4 человека работают на листах На доске: с другой стороны доски 10 мин 1 вариант : Луг, лиса, сугроб, медведь, заяц. 2 вариант: Морковка, редиска, огурец, картофель, помидор.
У доски работают 4 человека, которые работали на листочках.
− Прочитайте группу слов. Что общего? Какие слова вы выписали? − Сравните слова 1 варианта со словами 2 варианта. Что заметили? (Несмотря на разное местонахождение парных согласных, все они стоят в корне слова.) − А теперь перед нами задача - определить способ проверки написания парных согласных в корне слова. Что для этого надо сделать? − У слов 1 варианта попробуем изменить форму слова. К словам 2 варианта подберите однокоренные слова. Проверка: Луг - луга Сугроб -сугробы изменили форму слова Медведь - медведи − Какой вывод сделаем? Давайте попробуем проверить слова 2 варианта Морковка -морковочка, морковный Редиска - редисочка однокоренное слово Ягодка - ягодок − Что заметили? Подойдет сюда этот способ? Почему? − Какой вывод сделаем? − Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о проверке написания парных согласных в корне слова. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?
8. Физминутка
- Я буду называть слова. Если слово начинается на глухой согласный, вы приседаете, а если начинается на звонкий согласный - поднимаете руки вверх:
Зайка, сойка, трава, дрова, 2 мин
Жить, шить, тень, пень,
Дверь, зверь, пеньки, деньки.
9. Выведение алгоритма проверки 3 мин
Найти парную согласную в слабой позиции весна - в нужно проверять?
Измени форму слова
Поставь слово Поставь слово-
во мн.ч. помощник «нет»
Подбери однокоренное слово.
9. Закрепление. 2 мин Игра « Доскажи словечко». Назвать способ проверки.
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … ( глаз). 2. Всё перетрут терпение и … ( труд).
3. На цветах гудят жуки,
Пахнет клевер сладко.
Ребятишки у реки Встали на … (зарядку). 4. Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином! ( Автобус).
10. Рефлексия. Парная работа. Выполнение теста.
Проверка теста с образца. Отметьте количество ошибок.
- Что с сегодняшнего урока вы унесёте с собой в памяти?
11. Домашнее задание. По выбору: с. 93 упр. 60 или: придумать и записать 5 предложений, в которых есть слова с парными согласными.
Доп. Материал. 10. Игра «Огонёк»
У Васютки ужки чутки. Усы длинные, шупка шёлковая, Гласки огневые, кокти цебкие. Ласков Васька да хитёр.
- Запишите только те слова, над которыми загорелся огонёк. Подберите проверочные слова.