Интегрированный урок грамоты «Л. Н. Толстой «Филипок», развитие речи «Письмо другу»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок грамоты

(чтение и письмо)


1 класс


Фотиади Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

КГУ «Школа-лицей № 14»

отдела образования, физической

культуры и спорта Абайского района»


ТЕМА: Л.Н.Толстой «Филипок», развитие речи «Письмо другу».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Технология: развивающее обучение.

Основные методы обучения:

  1. Частично-поисковый;

  2. Проблемный.

Основные формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • Фронтальная;

  • Парная;

  • Индивидуальная.

Контроль:

- самоконтроль;

- контроль учителя.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник литературы, иллюстрации по творчеству Л.Н.Толстого.

Триединая дидактическая цель:

  1. Образовательный аспект - познакомить детей с произведением Л.Н.Толстого «Филипок», написать письмо главному герою произведения.

  2. Развивающий аспект - развивать речь, мышление, воображение, способность развития умения анализировать, составлять предложения, оформлять его на письме.

  3. Воспитательный аспект - воспитывать интерес к чтению, положительные черты младшего школьника на примере главного героя, воспитывать такие черты характера, как аккуратность, самостоятельность.

Прогнозируемый результат: дети должны познакомиться с биографией автора, новым произведением. Проанализировав его, вывести главную мысль и научиться составлять рассказ о главном герое по опорным словам, применяя полученные знания написать письмо герою.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Считалочка

На уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу, включайся, дружок!

- Я думаю, что сегодня, ребята, урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Разминка

- Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Вспомним упражнения:

1) Дыхательная гимнастика.

- Задуй свечу.

* Сделай глубокий вдох и разом выдохни весь воздух. Задуй одну большую свечу.

* Представь, что на руке стоят 3 маленькие свечи. Сделай глубокий вдох и выдохни тремя пропорциями. Задуй каждую свечу.

* А теперь, перед вам пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2) Скороговорки.

Человек неученый, что топор неточеный.

Ученик учил уроки - у него в чернилах щеки.

Медленное чтение (хоровое).

Чтение с ускорением (хоровое).

Беглое чтение (индивидуальное).


  1. Мотивация, актуализация знаний, целеполагание.

Работа в тетрадях.

Запись даты. Классная работа. Каллиграфическая работа.

Р р Гр ро ор от

Запись пословицы: «Грамоте учиться - всегда пригодиться».

Списывание с печатного текста.

- С какой буквы написали предложение?

- Что поставили в конце?

- Подчеркни в словах согласные двумя чертами, гласные - одной.

- Как вы поняли смысл этой пословицы?

- Почему мы наш урок начали с этой пословицы, вы скоро поймете.


  1. Знакомство творчеством автора произведения «Филипок».

- Перед вами текст с пропущенными словами. Вы узнаете о ком этот рассказ, когда прослушаете выступление ребят (выступают подготовленные дети, коротко рассказывают об авторе рассказа «Филипок» Л.Н.Толстом).

Родился в 1828 году. Прожил 82 года. Посвятил жизнь литературе. Полное собрание сочинений - 90 томов. Начальное образование было домашним. Толстой участвовал в военных сражениях, учил крестьянских детей. Сочинял для них произведения. Открыл для детей школу. Школу посещали 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки начинались в 8 часов и продолжались до 2 часов дня (с 2 до 5 перерыв). А с 5 часов вечера до 8 часов вечера возобновлялись.

Слайд № 1. Вставь пропущенные слова.

… родился в 1828 году в имении Ясная Поляна.

В 9 лет он …

Его воспитывала … (тетя)

Начальное образование было … (домашним)

Л.Толстой участвовал в … сражениях, учил … детей (военных, крестьян)

Он сочинял … для детей (произведения)

Слайд № 2.

* И * И * О *

К П Л Ф

- Перед вами запись. Выполним задание вместе. В названии одно слово. Я написала только гласные, их - 3, рядом написаны согласные. Ваша задача - найти для каждой согласной свое место.

1 согласная - буква, обозначающая звук, является парной к звуку В.

2 согласная - обозначает звонкий непарный согласный звук.

Оставшиеся 2 согласные буквы идут в обратном алфавитном порядке.

- Какое слово получилось?

ФИЛИПОК.

- Сформулируйте тему урока полностью (Л.Н.Толстой «Филипок»).

Цель на доске.

  1. Познакомиться с … «…».

  2. Учиться правильно и выразительно … произведение «Филипок» и … его.

Слайд № 3.

1)п…денная

2)сл…б…дка

3)п…лы

- Запиши слова в тетрадь, поставь ударение.

Слободка - пригород, населенный пункт, очень близкий к городу.

Поденная - работа с оплатой по отработанным дням.

Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

- 4 слово зашифровано.

Е н с ы ц код 31254

Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

- Мы знаем автора, знаем название произведения, познакомились с несколькими словами. Давайте подумаем, о ком и о чем это произведение? (выслушиваются ответы детей)


  1. Изучение нового произведения.

- Сейчас я буду читать произведение, а после чтения мы определим, кто был ближе к правильному ответу.

- Кто был точен?

- Как вы думаете, эта история могла произойти на самом деле?

- Как называется жанр такого произведения?

Быль - это …

Чтение цепочкой.


  1. Анализ произведения и вывод главной мысли.

- О ком эта история?

- Кто главный герой?

- Какого возраста?

- Какие черты характера вы можете отметить? Назовите в том порядке, как они следуют в тексте.

1 часть.

- Почему Филипок пошел в школу? Докажите текстом.

2 часть.

- Какое чувство испытывал Филипок, когда прибежал к школе? (страх)

- Чего именно он боялся? (собаки, учителя)

- Найдите предложения, в которых говорится об этом чувстве.

3 часть.

- Какая еще причина, кроме скуки, привела его в школу? (давно просился, интерес)

4 часть.

Читают в лицах подготовленные дети (автор, учитель, Филипок).

- О каком еще качестве Филипка говорит автор? (хвастовство).

- Но почему он хвастает? (подчеркивает свои способности).

- Какие еще качества есть у Филипка? Она просматриваются во всех частях произведения (настойчивость, упорство, стремление к достижению целей)ю

- Какова идея произведения? (все хорошие стремления нужно поддерживать).


  1. Составление словесного портрета главного героя.

- Мы с вами познакомились с произведением, с его главным героем, давайте составим словесный портрет Филипка. Вспомним, что уже говорили и добавим что-то новое (подсказка - слайд № 4).

Филипок - это … мальчик (маленький, деревенский)

Жил в … семье (крестьянской)

У него были мама, …, …, старший … (папа, бабушка, брат)

Костюшка ходил в школу.

Филипок был … и тоже хотел … (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя (смелый и настойчивый)

Он упорно добивался своей … (цели)

Учитель … Филипку … в школе (разрешил, учиться)

- А теперь подсказок нет. Кто сможет рассказать сам все, что он узнал о главном герое? (дети пересказывают)


  1. Творческое задание.

- Чтобы вы хотели написать в письме Филипку?

- Вам для помощи даны слова - «Здравствуй», «Приветствую», «Желание учиться», «Желаю удачи», «Стремись к знаниям».

Дети пишут письмо.

Здравствуй, Филипок! (списывание)

Я рад знакомству с тобой. У тебя большое желание учиться. Стремись к знаниям. Желаю тебе удачи! Я тоже стараюсь хорошо учиться! (сами дополняют текст).

Дети пишут и читают вслух полученные письма.


  1. Домашнее задание.

Слайд № 5.

Чтение и пересказ текста.

Рисунок «Филипок».

Составление вопросов к тексту.

Слайд № 6. Рефлексия.

Мне понравился …

Я задумался над …

Сегодня на уроке мне было …




© 2010-2022