Конспект урока по риторике для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Риторика.

Тема: «Очень важные слова».

Цель:

- ознакомить с понятием «опорные слова».

Ход урока.

1.Оргмомент.

-Вы любите сказки?

-Угадайте нашего гостя из сказки.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался….(колобок) (Учитель вывешивает картинку колобка).

- Колобок принёс для нас интересные книжки, но прежде чем он нам их отдаст, мы должны выполнить дыхательную гимнастику, проговорить очень чётко скороговорки и выполнить небольшое задание. Справимся?

2. Дыхательную гимнастику.

3. Речевая разминка

Жи -жи -жи - есть нас в лесу ...

Ре - ре - ре - носим воду мы в …

Ша - ша - ша - мама моет …

Ло - ло - ло - на улице …

Щенку я пальчиком грожу:

-Не убегай гулять в грозу!

Ветер веет в чистом поле,

Волком воет он на воле.

4. Актуализация знаний. Открытие нового материала.

- Ну, вот и задания от колобка.

№1. Название сказок.

- Узнайте, о чём будет сказка?

- Прочитаем их.

«Гуси - лебеди»

«Машенька и медведь»

«Курочка Ряба»

«Петушок и зернышко»

- Что это? (Названия сказок)

- Значит, узнать, о чем сказка можно по названию.

№2. Иллюстрации сказок.

- Кто изображен на иллюстрациях? (Герои из сказок).

- Назовите сказки.

«Снежная Королева» - Г.Х.Андерсен

«Незнайка из Цветочного города»-Н.Носов

«Заячья избушка» - рус. нар. сказка

- Предположите о чем эти сказки по иллюстрации к сказке.

- Справились. Значит, узнать, о чем сказка можно по иллюстрации.

№ 3. Опорные слова.

- Молодцы! Вспомнили, о чём мы говорили на предыдущих занятиях, и колобок отдал нам книжки. Но посмотрите ребята, кто-то испортил книжки.

- Почему так случилось? А как нужно обращаться с ними?

- Давайте прочитаем и может быть, догадаемся, что этот за сказки.

- Мы не сможем почитать их, но догадаться, что это за сказки может у нас получится? Остались видны некоторые слова. Прочитаем их.

1) группа: Шарик. Дядя Фёдор, кот Матроскин, почтальон Печкин, Простоквашино

-Какая это сказка? (Дядя Фёдор пёс и кот.)

2) группа: Пятачок, Вини Пух, Ослик, Сова


-Догадались ли вы, какая это сказка?
- А что вам помогло узнать эти сказки?

- Значит, предположить, о чем сказка можно по важным словам.
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего занятия?

- Произведение можно узнать не только по названию, но и по нескольким словам. Правда, это должны быть не любые слова из текста, а очень важные, которые напомнят нам о теме, героях, событиях произведения. Такие слова называются опорными (от слова «опора» - то, на что можно опираться). Опираясь на них, мы легко угадываем, о чем пойдет речь в сказке и в любом другом тексте.

5. Новый материал.

- Ребята, колобок предлагает поучиться вам, самим находить эти опорные слова.

Я вам прочитаю отрывок. А вы должны не только догадаться из какого произведения я его взяла, но и постараться выделить опорные слова. Поэтому слушайте внимательно.

Земля такая огромная, а на ней столько домов! Большие и маленькие. Новостройки и развалюшки. И есть ещё совсем крошечный домик Карлсона, который живёт на крыше. Карлсон уверен, что это лучший домик и что живёт в нём лучший в мире Карлсон. Малыш тоже в этом уверен.

- Итак, кто догадался, что за название этого произведения?

- Кто назовёт опорные слова? (Карлсон, живет на крыше, Малыш)

Перестала лить вода из шланга. Тишина, только сверкают капли воды на ярких цветах и листьях. Подошёл кот к ведру и вытащил из ведра одного белого мышонка, а другого белого. Привязал верёвочку, повесил мышат сушиться на солнышке, улыбнулся и сказал: «Ребята, давайте жить дружно!»

- Кто назовёт опорные слова? (серый мышонок, белый мышонок, «ребята давайте жить дружно»)

6. Закрепление пройденного материала.

- А вот следующее задание будет у вас самостоятельно, в парах. Колобок вам приготовил книжечки, на которых написаны название сказок и отрывки из этих сказок. А вы должны выбрать опорные слова и написать их на обратной стороне книжки, чтобы ваши одноклассники догадались, что это за сказки.

или - Игра «Узнай сказку» Учащиеся выбирают водящего, который отходит в сторону. Остальные дети вместе с учителем загадывают сказку, выбирают из неё опорные слова и записывают их на доске. Затем водящему предлагают отгадать название сказки.

- Молодцы! Вы справились с заданием колобка, а справитесь вы с моим заданием?

Послушайте сказку.

-Жила-была девочка, и звали ее Желтая Шапочка.

-Нет!..

-Ах, да, Красная. Однажды мама позвала ее и говорит: «Сходи, пожалуйста, к тете и отнеси ей эту картофельную шелуху».

-Нет!..

-Ну ладно. Вошла девочка в лес, а навстречу ей жираф.

-Ой, ты все перепутал!..

-Да! Так вот, волк и говорит: «Сколько будет шесть и восемь?»

-Нет, нет!..

-Да. А она отвечает: «Я иду на рынок за томатным соусом».

-Нет, совсем не так!..

-Правильно. А лошадь и говорит…

-Какая лошадь?.. Дедушка, ты совсем не умеешь рассказывать сказки, ты все перепутал…

(По Д. Родари)

-Какую сказку я рассказала? Исправим текст.

- Случайно ли я ошиблась?

( проверяла, хорошо ли вы знает сказку «Красная Шапочка»).

- Знает ли внучка сказку?

- Вы хорошо знаете сказку, значит, она внимательно их читаете. Что вы можете посоветовать колобку при чтении. (быть внимательным)

- Ребята, а нашему колобку так понравилась наша сказка, что он решил оставить свою сказку попутешествовать по другим сказкам.


В тексте названы герои сказок, у которых побывал Колобок. Имена героев выделены в тексте, а названия действий, подсказывающих события сказки, не выделены.


- Ребята вы должны найти их сами («из избушки выгнать», «на огороде», «в дом не пускали»).

Послушайте или (прочитайте):

Жил в одной сказке КОЛОБОК. Однажды выкатился он из свой сказки, и покатился с одной сказочной станицы на другую. У КУРОЧКИ - РЯБЫ позавтракал. ТРЁМ МЕДВЕДЯМ свою песенку спел. ЗАЙЦУ помог ЛИСУ из избушки выгнать. У КОТА с ПЕТУХОМ пообедал. С ДЕДОМ, БАБКОЙ, ВНУЧКОЙ, ЖУЧКОЙ, КОШКОЙ И МЫШКОЙ на огороде трудился. СЕМЕРЫМ КОЗЛЯТАМ сказал, чтобы они волка в дом не пускали. ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА и ЛАПОТЬ ЕГО ИЖИНАТЬ ПОЗВАЛИ, ДА КОЛОБОК отказался - пора было в свою сказку возвращаться.

- Ребята, придумайте, как колобок возвращался домой. С какими опорными словами из других сказок он повстречается на обратном пути?

7. Итог урока. - Что нового мы сегодня узнали? - Как нам помогают опорные слова? - Почему их называют опорными? - Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

- Понравилась ли вам сегодняшнее занятие?


© 2010-2022