- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по риторике для 1 класса
Конспект урока по риторике для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алиева Г.Ю. |
Дата | 04.11.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Риторика.
Тема: «Очень важные слова».
Цель:
- ознакомить с понятием «опорные слова».
Ход урока.
1.Оргмомент.
-Вы любите сказки?
-Угадайте нашего гостя из сказки.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался….(колобок) (Учитель вывешивает картинку колобка).
- Колобок принёс для нас интересные книжки, но прежде чем он нам их отдаст, мы должны выполнить дыхательную гимнастику, проговорить очень чётко скороговорки и выполнить небольшое задание. Справимся?
2. Дыхательную гимнастику.
3. Речевая разминка
Жи -жи -жи - есть нас в лесу ...
Ре - ре - ре - носим воду мы в …
Ша - ша - ша - мама моет …
Ло - ло - ло - на улице …
Щенку я пальчиком грожу:
-Не убегай гулять в грозу!
Ветер веет в чистом поле,
Волком воет он на воле.
4. Актуализация знаний. Открытие нового материала.
- Ну, вот и задания от колобка.
№1. Название сказок.
- Узнайте, о чём будет сказка?
- Прочитаем их.
«Гуси - лебеди»
«Машенька и медведь»
«Курочка Ряба»
«Петушок и зернышко»
- Что это? (Названия сказок)
- Значит, узнать, о чем сказка можно по названию.
№2. Иллюстрации сказок.
- Кто изображен на иллюстрациях? (Герои из сказок).
- Назовите сказки.
«Снежная Королева» - Г.Х.Андерсен
«Незнайка из Цветочного города»-Н.Носов
«Заячья избушка» - рус. нар. сказка
- Предположите о чем эти сказки по иллюстрации к сказке.
- Справились. Значит, узнать, о чем сказка можно по иллюстрации.
№ 3. Опорные слова.
- Молодцы! Вспомнили, о чём мы говорили на предыдущих занятиях, и колобок отдал нам книжки. Но посмотрите ребята, кто-то испортил книжки.
- Почему так случилось? А как нужно обращаться с ними?
- Давайте прочитаем и может быть, догадаемся, что этот за сказки.
- Мы не сможем почитать их, но догадаться, что это за сказки может у нас получится? Остались видны некоторые слова. Прочитаем их.
1) группа: Шарик. Дядя Фёдор, кот Матроскин, почтальон Печкин, Простоквашино
-Какая это сказка? (Дядя Фёдор пёс и кот.)
2) группа: Пятачок, Вини Пух, Ослик, Сова
-Догадались ли вы, какая это сказка?
- А что вам помогло узнать эти сказки?
- Значит, предположить, о чем сказка можно по важным словам.
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего занятия?
- Произведение можно узнать не только по названию, но и по нескольким словам. Правда, это должны быть не любые слова из текста, а очень важные, которые напомнят нам о теме, героях, событиях произведения. Такие слова называются опорными (от слова «опора» - то, на что можно опираться). Опираясь на них, мы легко угадываем, о чем пойдет речь в сказке и в любом другом тексте.
5. Новый материал.
- Ребята, колобок предлагает поучиться вам, самим находить эти опорные слова.
Я вам прочитаю отрывок. А вы должны не только догадаться из какого произведения я его взяла, но и постараться выделить опорные слова. Поэтому слушайте внимательно.
Земля такая огромная, а на ней столько домов! Большие и маленькие. Новостройки и развалюшки. И есть ещё совсем крошечный домик Карлсона, который живёт на крыше. Карлсон уверен, что это лучший домик и что живёт в нём лучший в мире Карлсон. Малыш тоже в этом уверен.
- Итак, кто догадался, что за название этого произведения?
- Кто назовёт опорные слова? (Карлсон, живет на крыше, Малыш)
Перестала лить вода из шланга. Тишина, только сверкают капли воды на ярких цветах и листьях. Подошёл кот к ведру и вытащил из ведра одного белого мышонка, а другого белого. Привязал верёвочку, повесил мышат сушиться на солнышке, улыбнулся и сказал: «Ребята, давайте жить дружно!»
- Кто назовёт опорные слова? (серый мышонок, белый мышонок, «ребята давайте жить дружно»)
6. Закрепление пройденного материала.
- А вот следующее задание будет у вас самостоятельно, в парах. Колобок вам приготовил книжечки, на которых написаны название сказок и отрывки из этих сказок. А вы должны выбрать опорные слова и написать их на обратной стороне книжки, чтобы ваши одноклассники догадались, что это за сказки.
или - Игра «Узнай сказку» Учащиеся выбирают водящего, который отходит в сторону. Остальные дети вместе с учителем загадывают сказку, выбирают из неё опорные слова и записывают их на доске. Затем водящему предлагают отгадать название сказки.
- Молодцы! Вы справились с заданием колобка, а справитесь вы с моим заданием?
Послушайте сказку.
-Жила-была девочка, и звали ее Желтая Шапочка.
-Нет!..
-Ах, да, Красная. Однажды мама позвала ее и говорит: «Сходи, пожалуйста, к тете и отнеси ей эту картофельную шелуху».
-Нет!..
-Ну ладно. Вошла девочка в лес, а навстречу ей жираф.
-Ой, ты все перепутал!..
-Да! Так вот, волк и говорит: «Сколько будет шесть и восемь?»
-Нет, нет!..
-Да. А она отвечает: «Я иду на рынок за томатным соусом».
-Нет, совсем не так!..
-Правильно. А лошадь и говорит…
-Какая лошадь?.. Дедушка, ты совсем не умеешь рассказывать сказки, ты все перепутал…
(По Д. Родари)
-Какую сказку я рассказала? Исправим текст.
- Случайно ли я ошиблась?
( проверяла, хорошо ли вы знает сказку «Красная Шапочка»).
- Знает ли внучка сказку?
- Вы хорошо знаете сказку, значит, она внимательно их читаете. Что вы можете посоветовать колобку при чтении. (быть внимательным)
- Ребята, а нашему колобку так понравилась наша сказка, что он решил оставить свою сказку попутешествовать по другим сказкам.
В тексте названы герои сказок, у которых побывал Колобок. Имена героев выделены в тексте, а названия действий, подсказывающих события сказки, не выделены.
- Ребята вы должны найти их сами («из избушки выгнать», «на огороде», «в дом не пускали»).
Послушайте или (прочитайте):
Жил в одной сказке КОЛОБОК. Однажды выкатился он из свой сказки, и покатился с одной сказочной станицы на другую. У КУРОЧКИ - РЯБЫ позавтракал. ТРЁМ МЕДВЕДЯМ свою песенку спел. ЗАЙЦУ помог ЛИСУ из избушки выгнать. У КОТА с ПЕТУХОМ пообедал. С ДЕДОМ, БАБКОЙ, ВНУЧКОЙ, ЖУЧКОЙ, КОШКОЙ И МЫШКОЙ на огороде трудился. СЕМЕРЫМ КОЗЛЯТАМ сказал, чтобы они волка в дом не пускали. ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА и ЛАПОТЬ ЕГО ИЖИНАТЬ ПОЗВАЛИ, ДА КОЛОБОК отказался - пора было в свою сказку возвращаться.
- Ребята, придумайте, как колобок возвращался домой. С какими опорными словами из других сказок он повстречается на обратном пути?
7. Итог урока. - Что нового мы сегодня узнали? - Как нам помогают опорные слова? - Почему их называют опорными? - Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
- Понравилась ли вам сегодняшнее занятие?