Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, Образовательная система 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 30»

Петропавловск - Камчатского городского округа
«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № ___
от «____» ________ 2015г.
Руководитель ШМО _______(Т. В. Баженова)
«Согласовано»

«____» сентября 2015г

Зам. директора по УВР

__________(Н. А. Дорофеева) «УТВЕРЖДАЮ»
«____» сентября 2015г.

Директор МАОУ «Средняя школа № 30»
__________ (Е.Н. Калига)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


на основе образовательной системы «Школа 2100…»

2 класс

Срок реализации с 01.09.2015 по 28.05.2016 г.


Учитель начальных классов

I категории

Баженова Т.В.





Петропавловск-Камчатский

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного - 2 класса МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №30» Петропавловск- Камчатского городского округа. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: -ФГОС НОО - Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.2012г. №273); - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785); - СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993). - Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); - Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373» -Учебный план на 2015-2016 учебный год МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»Петропавловск - Камчатского городского округа

Общая характеристика учебного предмета Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС. С целью повышения качества образования в рабочей программе предусмотрена дифференцированная работа с одаренными детьми (ОД) и детьми, имеющими проблемы в состоянии здоровья, развитии (ИТ) . Цель курса: осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. В рабочей программе нашли отражение задачи:

  1. формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  2. формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

В основу рабочей программы положены следующие педагогические принципы:
  • принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  • принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  • принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Продолжительность курса «Окружающий мир» На изучение окружающего мира во втором классе отводится 2 часа в неделю. Авторская программа рассчитана на 68 часов. В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа №30» учебный год составляет 35 недель (70 часов). Увеличилось количество часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, которые можно использовать для повторения или резервные уроки.
Количество недель
I четверть

8

16 часов II четверть

9

18 часов III четверть

10

20 часов IV четверть

8

16 часов

Итого: 70 часов






Содержание тем учебного курса обучения.



Количество часов 1. Введение.

4 часа 2. Земля и солнце.

17 часов 3.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.

8 часов 4.

Формы земной поверхности.

9 часов 5.

Земля - наш общий дом.

12 часов 6.

Части света.

10 часов 7.

Наша маленькая планета Земля.

4 часа 8.

Повторение пройденного материала.

4 часа 9. Резервные часы.

2 часа

Итого : 70 часов


Введение. (4 часа) Общие слова-понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость Лед - твердое тело. Смена состояний веществ.

Раздел: Наша планета. Земля и солнце. (17 часов) Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход солнца, запад - направление на закат, солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов. Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос. Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели. Вселенная, или космос. Планеты и звезды - небесные тела. Звезды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна - спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха. Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость. Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом. Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето». Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.( 8 часов) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки. Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. Условные обозначения на карте и глобусе. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой. Материк - большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Формы земной поверхности. (9 часов) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера - природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро. Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли. Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях соленая. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Раздел: Земля - наш общий дом. Земля - наш общий дом. (12 часов) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви - «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ. Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору. Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга. Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга. Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре. Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса - саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре. Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах. Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Части света. (10 часов) Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Европа. Страны и города Европы: Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция. Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран. Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина ."Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого дерева Отбытие Америки викингами и Колумбом. Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике. Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Наша маленькая планета Земля. (4 часа) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Повторение пройденного материала. (4 часа) Резерв. (2 часа) Формы организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки, уроки - проекты). Методы обучения. Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические;
  • индуктивные, дедуктивные;
  • репродуктивные, проблемно - поисковые;
  • самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно - познавательной деятельности:
  • стимулирование и мотивация интереса к учению;
  • стимулирование долга и ответственности в учении;
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности:
  • устного контроля и самоконтроля.
Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
-контрольная работа.
  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Качество реализации данной программы будет изучаться посредством мониторинга. Результаты мониторинга фиксируются в сводной таблице (с помощью графика) В рамках накопительной системы, создание портфолио. Тексты КИМов прилагаются.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты - сформированность следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами - формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Планируемые результаты: К концу обучения курса обучающийся научится:
  • использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
  • пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
  • различать утро, день, вечер и ночь;
  • различать времена года по основным признакам;
  • уметь пользоваться календарем и часами;
  • показывать линию горизонта;
  • определять стороны горизонта при помощи компаса;
  • описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
  • определять температуру с помощью термометра;
  • владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
  • показывать на карте части света, материки и океаны;
  • уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
  • показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
  • распознавать ландшафты основных природных зон;
  • перечислять порядок их расположения на планете;
  • находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
  • находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
  • беречь богатства природы в повседневной жизни;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;
  • наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности;
  • называть особенности различных состояний веществ;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях;
  • определять направления течения рек по карте и глобусу;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;
  • находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Календарно - тематическое планирование.

Русский язык

№ урока

Учебные разделы и темы

Деятельность обучающегося

Количество

часов

Дата проведения

урока

Примечание план факт

РАЗДЕЛ 1.

Введение (4 часа)

1. Введение. Как мы будем учиться. Познакомиться с тем, как ученики будут учиться.

1


2. Общие слова - понятия. Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов). Приводить примеры явлений природы. Приводить примеры веществ, описывать их . Сравнивать природные объекты и изделия, выделяя их существенные свойства . Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы . Наблюдать объекты и явления природы (на краевед. материале), характеризовать их особенности Называть особенности различных состояний веществ

1


3. Из чего состоят все предметы.

1


4. Повторение и проверочная работа № 1 по теме «Из чего состоят все предметы».

1


РАЗДЕЛ 2.

Земля и солнце (17 часов)

5. Природные часы, календарь. Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы. Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года . Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Характеризовать круговорот воды в природе. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях. Сравнивать погоду и климат.

1


6. Природные часы, календарь и компас.

1


7. Земля имеет форму шара

1


8. Глобус - модель Земли

1


9. Повторение и проверочная работа № 2 по теме «Глобус - модель Земли»

1


10. Контрольная работа №1 по теме «Предметы. Глобус - модель Земли».

1


11. Земля в космосе.

1

12. Притяжение Земли.

1


13. Смена дня и ночи.

1


14. Повторение и проверочная работа № 3 по теме «Смена дня и ночи».

1


15. Смена времён года.

1


16. Смена времён год. Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений).

1


17. Где на Земле теплее.

1


18. Погода и климат.

1


19. Погода и климат. Погода и климат в родном крае (на основе наблюдений).

1


20. Повторение (урок-тренинг) и проверочная работа № 4 по теме «Погода и климат»

1


21. Контрольная работа №2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения».

1


РАЗДЕЛ 3.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. (8 часов)

22. План. Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки. Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия . Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

1


23. План и карта.

1


24. Глобус и карта.

1


25 Повторение и проверочная работа № 5 по теме «Глобус и карта»

1


26 Что изображают на карте.

1


27 Что изображают на карте. Географическая карта.

1


28 Материки и океаны.

1


29 Повторение и проверочная работа № 6 по теме «Материки и океаны».

1


РАЗДЕЛ 4.

Формы земной поверхности (9 часов)

30 Реки и озёра. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни . Находить на физической карте полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу . Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

1


31 Реки и озёра родного края.

1


32 Равнины и горы.

1


33 Равнины и горы. Формы земной поверхности родного края.

1


34 Повторение и проверочная работа № 7 по теме «Реки и озёра. Равнины и горы».

1


35 Моря и острова.

1


36 Повторение и проверочная работа № 8 по теме «Моря и острова».

1


37 Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №3 по теме «План и карта. Глобус и карта».

1


38 Коллективно-творческая работа над проектом «Моя страна».

1


РАЗДЕЛ 5.

Земля - наш общий дом (12 часов)

39 Экологические системы. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения . Находить на карте изученные природные зоны .

1


40 Экологические системы. Круговорот веществ.

1


41 Природная зональность.

1


42 Природные зоны холодного пояса.

1


43 Леса умеренного пояса.

1


44 Засушливые зоны умеренного пояса.

1


45 Путешествие в тёплые края. (самостоятельная подготовка докладов)

1


46 Горные экосистемы.

1


47 Повторение и проверочная работа № 9 по теме «Экологические экосистемы».

1


48 Люди, города и страны.

1


49 Повторение и проверочная работа № 10 по теме «Люди, города и страны»

1


50 Контрольная работа №4 по теме «Природные зоны».

1


РАЗДЕЛ 6.

Части света (10 часов)

51. Путешествие тучки по Европе. Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности. Анализировать влияние современного человека на природу, Применять полученные знания и умения на уроках в жизни. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы».

1


52 Путешествие второй тучки. Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция.

1


53 Азия.

1


54 Путешествие в дальние страны, Африка. (сообщения школьников)

1


55 Путешествие в дальние страны, Америка. (сообщения школьников)

1


56 Путешествие в дальние страны, Австралия, Антарктида. (сообщения школьников)





57 Россия - наша родина

1


58 Повторение и проверочная работа № 11 по теме «Россия - наша родина» Коллективно-творческая работа над проектом «Города Золотого кольца России» (по выбору)

1


59 Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы».

1


60 Экскурсия «Природная зона родного края».

1


РАЗДЕЛ 7.

Наша маленькая планета Земля (4 часа)

61 Наша маленькая планета Земля Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы . Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите . Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни . Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств .

1


62 Повторение и проверочная работа № 12 по теме «Наша маленькая планета Земля».

1


63 Наша маленькая планета Земля. Коллективно-творческая работа над проектом «Как сберечь нашу планету».

1


64 Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №5 по теме «Земля - наш общий дом».

1


РАЗДЕЛ 8.

Повторение пройденного материала (4 часа)

65 Обобщение по теме «Наша планета».

Уметь применять полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.

Использовать законы и правила для осмысления своего опыта. Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни .

1


66 Итоговая комплексная контрольная работа.

1


67 Обобщение по теме «Земля - наш общий дом».

1


68 Обобщение по теме «Экологическая система родного края».

1


69 - 70 Резервные уроки.

2



Список литературы:

  1. Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс. - М.: Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)
  3. Авторская программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса. А. А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина. - М.: Баласс, 2012 г
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  5. Учебник. Окружающий мир. Наша планета Земля. В 2-х ч. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.- М.: Баласс, 2012.
  6. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. - М.: Баласс, 2012.
  7. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.- М.: Баласс, 2012.
  8. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля»). Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В..: - М.: Баласс, 2011.
  9. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. - М.: Баласс, 2012 .

для ученика:
  1. Учебник. Окружающий мир. Наша планета Земля. В 2-х ч. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.- М.: Баласс, 2012.
  2. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. - М.: Баласс, 2012.
  3. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.- М.: Баласс, 2012.

© 2010-2022