Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мой педагогический опыт

Мастер-класс

В сущности, мастер-класс - это передача не столько знаний, сколько идей.

Тема: « Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников»

Цель: Привлечь внимание коллег к актуальности предложенной проблемы.

Задачи мастер-класса:

• обобщить опыт по названной теме, систематизировать его и представить участникам мастер-класса;

• предложить банк идей педагогических находок для развития мотивации младших школьников Добрый день, уважаемые участники мастер-класса! Всем вам известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить. И сегодня хотела бы поделиться своими мыслями и интересными идеями со своими коллегами. Что же такое мотивация? Мотив (от латинского) - приводить в движение, толкать. Мотивация - побуждение, вызывающее активность. Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Приведу примеры проводимых мною игр, цель которых - создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Дидактические игры на уроках литературного чтения

«Мой читательский рост» (1 класс) В ноябре первый раз замеряю у каждого первоклассника темп чтения. На листе вычерчиваю график. По горизонтали пишу название месяца, по вертикали - количество слов. Рисую простым карандашом человечка: девочкам - ученицу, мальчикам - ученика. Дети с удовольствием раскрашивают эти рисунки. Рост человечка выполняю в соответствии с количеством прочитанных слов за минуту. В декабре снова провожу замер чтения и снова делаю рисунок. Первоклассники наглядно видят свой «читательский рост», на сколько слов они «выросли».

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

«Полёт на загадочные планеты» (1 класс)

Цель: развитие навыка чтения и умения отгадывать загадки Игру проводила в марте-апреле. Можно приурочить её ко Дню космонавтики. На уроке технологии ученики изготавливают макеты ракет, потом приклеивают на лист. Каждый день ребёнок отгадывает новую загадку. За каждую правильную отгадку ученик получает звезду (планету). Чем больше отгаданных загадок, тем больше он смог посетить загадочных планет.

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

Дидактические игры на уроках русского языка

«Орфографическое болото». (2-4 классы)

Цель: Закрепление и проверка знания словарных слов, изученных за год. При закреплении и проверке знаний словарных слов провожу игру "Орфографическое болото". Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, насколько учащиеся запомнили словарные слова, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. С первой по третью четверть знакомимся с новыми словарными словами, которые дети должны освоить за год. Записываем их в словарик, учим, закрепляем, пишем словарные диктанты. А в четвёртой четверти провожу эту игру. Каждый урок дети получают карточку со словами с пропущенной буквой, например на «А». Если ребёнок правильно вставляет все буквы, то он имеет право закрасить «болотную кочку» с буквой А. На другой день получает карточку со словами на «Б». Если не справляется, он ещё раз повторяет словарные слова на «А» и снова старается пройти по «болотной кочке». Таким образом, у ребёнка есть цель, он знает критерии достижения цели, у него есть мотив.

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

Закладки за пятёрки

Для того чтобы дети аккуратно и красиво писали в тетрадях, за две пятёрки, полученные за классную и домашнюю работы, вкладываю закладки с надписью. Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

Дидактические игры на уроках математики

«Засели математические дома» (1 класс)

Цель: Закрепление знания состава чисел первого десятка.

Игра проводится после изучения темы «Состав числа». Каждый день ребёнку предлагается домик на состав числа 2, затем 3 и т.д. Если ребёнок правильно заполняет клетки, ему в ответ пишу «С новосельем!». Если не верно «Попробуй ещё!». Игра продолжается до тех пор, пока ученик «не заселит» все домики. Выявляются недочёты в знаниях по данной теме, осуществляется индивидуальный подход. Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

«Соревнование биатлонистов» (2 класс) Цель: Закрепление знания по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»

В первый день детям даётся карточка с примерами +2 (9+2), затем +3 (9+3, 8 + 3). Если ученик верно решает, то закрашивает звезду «+2». Если ошибается, «делает штрафной круг», т.е. получает ещё раз карточку с этими же примерами .

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

Игра «Вагон знаний» (1 класс)

Цель: закрепление и контроль знаний по теме «Двузначные числа»

На листке рисуется паровозик. На первом вагоне пишутся задания: в первый день - на десятичный состав числа, во второй день - сложение и вычитание круглых десятков и т.п. Если ученик справляется с заданием, учитель пишет: «В добрый путь!», если нет, то - «Стоп! Попробуй ещё».

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

«Покори математические вершины».

Цель: Проверка знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10

Рисуется горная вершина. Каждый день даются карточки с примерами. Если ребёнок выполняет задание верно, он имеет право закрасить флажок «+2» и т.д.

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

«Наряди осеннее дерево»

За активную работу на уроках, за хорошее выполнение своих поручений, за участие в каких-либо конкурсах, дети получают разноцветные листики и приклеивают к дереву. Итог подводим на празднике «Золотая осень».

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

«Наряди ёлочку».

Игра проводится аналогично предыдущей. За активную работу ученикам вручаются разноцветные ёлочные шарики. На Новый год пишу родителям каждого ученика письмо с поздравлением и пожеланиями и приклеиваю наряженную ребёнком ёлочку.

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

«Новогодняя ёлка из пятёрок»

Из полученных пятёрок ученики составляют новогоднюю ёлочку. 1 ряд - 10 пятёрок, 2 ряд - 9 пятёрок и т.д. Всего надо получить 55 пятёрок. На макушку «пятёрочной» ёлочки ученик получает золотую звезду.

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

«Букет для мамочки»

Эту игру проводила к празднику 8 марта. Рисуется пустая корзинка. За активную работу ученик приклеивает цветок. И в результате получается красивый букет. На празднике торжественно вручаем мамам свои букеты. Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников

«Дом знаний» Проводила игру в конце 1 класса. За активную работу выдаётся «кирпичик». Дети складывают в конверт, т.е. копят «строительный материал». На уроке технологии собирают свои «дома знаний». У кого-то получается большой дом, у кого-то маленький.

Мастер-класс Роль дидактической игры в формировании учебной мотивации младших школьников Таким образом, дидактические игры создают все условия для формирования учебной мотивации. Есть мотив, дети ставят цель, ни какую-то абстрактную, а реальную, например, скорее пройти по «орфографическому болоту»; затем выполняют определённые учебные действия; они знают критерии достижения успеха; контролируют себя и оценивают. Учащиеся не боятся получить неудовлетворительную оценку, т.к. за игру двойки не ставят. Дети узнают с помощью игры о своём незнании, конкретно какой то узкой темы, т.е осуществляется индивидуальный подход. Учителю легче сориентироваться, где пробелы в знаниях у ребёнка, чтобы ему помочь. Единственный недостаток - это дополнительное время учителя. Но мне нравится проводить такие длительные игры, самой интересно узнать результаты игры. Весь игровой материал учащиеся складывают в своё Портфолио. Им удобно пользоваться при проведении родительских собраний. Каждый родитель видит достижения своего ребёнка.

Закончить своё выступление хотелось бы такими словами « Учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности».

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, продолжите предложение «Этот мастер класс…» (учителя высказывают своё мнение)

Спасибо. Цель выступления достигнута, все задачи выполнены. Желаю вам здоровья, творчества, счастья, успехов. Пусть все наши дети учатся с интересом, а значит, успешно. Спасибо за внимание!


© 2010-2022