- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока Путешествие в царство грибов (3 класс)
Разработка урока Путешествие в царство грибов (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова Н.И. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КИРОВСКОГО РАЙОНА г.НОВОСИБИРСКА
«ЛИЦЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
lit.edu.nsu.ru
mailto:[email protected]
0401001
г. Новосибирск ул. Римского- Корсакова ,13
тел./факс 314-56-96
Городской конкурс «Инновационные методики и технологии в обучении»
Методическая разработка урока
по окружающему миру в 3 классе
(УМК «Школа 2100»)
по теме
«Путешествие в царство грибов»
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
Мельникова Наталья Ивановна
стаж 27 лет
Новосибирск, 2015
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок с элементами исследования. Цель урока: сформировать у учащихся представление о разновидности грибов - плесневые (мукор). Задачи: предметные: - дать представление о строении и разнообразии плесневых грибов;
- использовать первоначальные сведения о грибах; - осознавать роль и значение грибов в природе и в жизни человека; - ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следуя инструкции по технике безопасности;
метапредметные:
регулятивные:
-анализировать предлагаемую информацию;
-использовать готовые объекты для объяснения явлений и выявление причинно-следственных связей между явлениями, выявление свойств объектов;
познавательные:
- группировать (классифицировать) грибы на основе выделения главных признаков каждой группы;
- различать съедобные и несъедобные грибы, выращиваемые в своей местности;
- выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;
- различать значение плесневых грибов в жизнедеятельности человека;
коммуникативные:
- строить монологические высказывания;
- работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности);
личностные:
- понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе;
- стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.
Решаемая проблема: что поможет избежать опасных для жизни ситуаций.
Формируемые понятия: споры, мукор, гифы
Формируемые УУД:
в ходе урока формируются общеучебные компетенции:
-учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление самоконтроля);
-учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
-учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Инновационные технологии:
-личностно-ориентированное обучение;
-объяснительно-иллюстративное обучение;
-словесно-продуктивная и творческая деятельность;
-педагогика сотрудничества.
Ожидаемые результаты:
узнать о вреде и пользе плесени и о том, что плесневые грибки - это особая группа живых организмов.
Формы работы: групповая.
Оборудование:
учащихся - карта исследования, пенал, ноутбуки, цифровые микроскопы, медицинские повязки, препараты (кусочек заплесневелого хлеба), лабораторная чашка Петри;
учителя - ПК, проектор, доска SMART Board, презентация «Царство грибов» Power Point, демонстрационный материал (хлеб заплесневелый, сыр с плесенью и др.)
Список литературы:
1. Всё обо всём. Популярная энциклопедия / под. ред. В. Славкина.- М.: АСТ, 2010
2. Большая книга знаний в вопросах и ответов / Пер. с итал. Л. В. Золоевой. - М.: ЗАО« РОСМЭН - ПРЕСС », 2009 г.
Интернет-ресурсы:
1.Образовательный портал RusEdu (Архив учебных программ и презентаций).
2.Сайт: viki.rdf.ru.
Структура и ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности.
1.1.Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок - начинается урок!
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.
Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса -
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!
-Будем надеяться, что этот урок принесет нам радость общения.
1.2.Актуализация знаний. Слайд 1
-Готовы ли вы сегодня отправиться в путешествие и найти клад?
- А что это такое «КЛАД»? (Богатство, деньги, сундук с монетами).
-Правильно, ценности, которые вы назвали - это клад. Но есть на земле вещи, гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, наоборот, с годами их становится все больше и больше. Это - знания.
-Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся.
-А чтобы у нас все получилось, какими мы должны быть? (дружными, старательными, умелыми, внимательными).
- Пусть девизом нашего урока станут эти слова:
«Наблюдай и удивляйся, изучай и береги!»
- Предлагаю вам стать путешественниками - исследователями, потому что впереди вас ждут интересные открытия.
Но прежде я хочу вам сказать: У меня вот такое настроение!
(показываю солнышко).
-А у вас какое настроение? На партах лежат солнышки и тучки. Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению, и покажите мне.
- Как здорово. Сразу в нашем классе стало теплей и ярче.
2.Построение учебного проекта ИТАК, начнётся наше путешествие необычно… В некотором царстве, в некотором государстве жили - были…. Нет - нет, не царь с царицей…. Кто же? А чтобы узнать в какое царство мы с вами отправимся, отгадайте загадку. - Землю пробуравил, корешок оставил. Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. Что это? (Это гриб.)
- Так в какое царство мы держим путь-дорогу? (в царство грибов).
2.1. Открытие новых знаний, физкультминутка.
Слайд 2
- Добро пожаловать в царство грибов! Я вижу, что вы вполне готовы к путешествию. Нашим помощником в путешествии будет карта.
- Перед вами на партах лежит «Карта исследования», в ней вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Что мы уже знаем о грибах?». Посовещайтесь в группах и запишите свои ответы в колонке, что нам известно по данной теме. Если группа готова подайте мне сигнал.
Карта исследования по теме: «Грибы»
Что нам известно по данной теме?
Что нового мы узнали?
-Итак, давайте проверим, что же вы записали в своих картах? Зачитайте, а остальные внимательно слушайте и добавьте выступление группы.
Молодцы! Вы уже много знаете о грибах.
-А теперь внимательно посмотрите.
Слайд 3
Куда мы с вами пришли? (в лес).
-Здесь растет очень много грибов. Давайте соберём грибы и немного отдохнём. Встали.
Физкультминутка.
Мы по лесу шли, шли (маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руки в стороны)
Раз-грибок, два - грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
А теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете грибы, которые собирали. Слайд 4
-Выберите и назовите номера карточек с названиями съедобных грибов? Посовещайтесь в группах
(2-груздь, 3-сыроежка, 4-белый гриб, 5-шампиньон, 7-рыжик, 8-подосиновик, 9-подберёзовик)
- А остальные грибы, какие? А вы знаете их название? (1-мухомор, 6-бледная поганка)
- А это что за чудище такое?
Есть как мизер, есть большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, друзья?
- Что это? (плесень)
2.2. Сообщение темы и целей урока.
-Наше путешествие продолжается. Мы попали в гости к плесени.
-Что бы вы хотели узнать о плесени?
- Что мы сейчас делали? (составляли план путешествия)
- Итак, во время путешествия мы узнаем, что такое плесень, научное название плесени, поговорим, о пользе плесени и чем она опасна. -Посмотрите на образцы плесени. (Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, варенье). -Признак появления плесени - это белый пушистый налёт, который со временем становится темным. Хорошо всем нам знакомая плесень- это тоже грибы, только устроены проще, чем сыроежки и шампиньоны. Давайте, проверим. -Предположите, как можно лучше рассмотреть строение плесени? (с помощью цифрового микроскопа)
2.3.Открывается наша исследовательская лаборатория.
-Надеваем все медицинские маски?
-Для чего нужна медицинская маска? (она защищает наш организм от попадания паров, которые выделяются при опыте и передаются по воздуху)
- На столе у вас лежит памятка по работе с цифровым микроскопом. Прочитайте её и приступайте к работе.
Памятка по работе с цифровым микроскопом.
1) Назначаем в группах ответственного лаборанта. Правило: только лаборант будет работать с препаратами. Остальные исследователи-наблюдатели.
2) Перед практической работой наденем марлевые повязки.
3) Включите ноутбук и запустите программу с цифровым микроскопом.
4) Откройте лабораторную чашку Петри и поместите препарат под микроскоп, используя освещение.
5) Настройте резкость, сделайте фотографию и сохраните в папке «фотография с микроскопа». Не забудьте подписать!
6) Закройте препарат и снимите повязку.
-Разверните фотографию плесени на весь экран и внимательно рассмотрите.
-Что интересного вы видите?
(Огромное количество переплетённых нитей, белые и чёрные точки.)
Слайд 5
-Переплетённые тонкие нити - это грибные нити - гифы, из которых состоит грибница. Точки на концах грибных нитей, сначала белые, а когда созреют, становятся чёрными - это мешочки со спорами. -Что такое спора? (греч слово-семя, посев) - орган размножения плесени и грибов.
Мешочки лопаются и споры разлетаются по воздуху.
-Какие нужны условия, чтобы спора проросла? (Тепло, влага, питательная среда - это остатки продукта на, котором появилась плесень)
- Что такое питательная среда?
3. Первичное закрепление
Слайд 6
- Ребята, вспомним, строение привычного гриба. Из каких частей он состоит? (из шляпки, ножки, грибницы). Проверим на интерактивной доске.
-Что называется плодовым телом гриба? (шляпка и ножка)
-Теперь вспомним строение плесени.
- Из каких частей состоит плесень? (Из спор, грибных нитей и грибницы).
- Можно плесень отнести к царству грибов? (Да).
-Почему? (Есть грибница, и размножается спорами.)
-А чего нет у плесени, посмотрите внимательно? (Шляпки)
- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).
- Совершенно верно. Этот вид грибов называется "плесневые" - по научному «гриб мукор»
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Под микроскопом плесневый гриб-мукор очень похож по строению на привычные для нас грибы. Плесень относится к царству грибов.
-Когда мы произносим слово «гриб» мы представляем лес и корзину с опятами, сыроежками. Но никак не эту плесень. - Если грибы мы встречаем в лесу, то где можно встретить плесень? (предположение) Слайд 7 - Плесень может поселиться: на овощах и фруктах, продуктах питания, на траве, на старых книгах, на почве, на стенах и даже на отсыревшей старой обуви. - Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует в жизни, и приносят ли они ему пользу или вред? (предположения) Выступление ученика - Давайте внимательно послушаем сообщение о пользе и вреде плесени. Слайд 8 - Из плесневого гриба пеницилла получено лекарство - пенициллин. Который, во время Великой Отечественной войны спас жизнь тысячам бойцов. Существует, дрожжевой грибок живёт в хлебе, и без него человеку никогда не приготовить ароматные булочки. Есть ещё кефирный грибок, благодаря которому молоко превращается во вкусный кефир. Существует - сыр с плесенью. Но эту плесень готовят специально, поэтому не вздумайте есть простой сыр и употреблять в пищу продукты, на которых появилась плесень. Это очень опасно! Плесень - это яд, поэтому любые заплесневелые продукты выбрасывайте сразу. Плесень вызывает опасные болезни, разрушает дома, губит книги, уничтожает урожай и вызывает гибель животных.
4. Подведение итогов и оценка результатов урока. Слайд 9 - Наше путешествие в царство грибов подошло к концу. -Возьмите «Карту исследователя», вспомните наше путешествие и заполните колонку «Что нового мы узнали?» Зачитайте.
-Какой теме посвящено наше путешествие?
-О чем заставил задуматься урок?
-Где вы жизни можете применить полученные знания?
- Зная об условиях появления плесени, мы можем сохранить своё здоровья и предметы которые, нас окружают. Запомните, плесень не любит чистоту и сухой воздух.
-А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»
1) Верите ли вы, что шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела?
2) Верите ли вы, что грибы относятся к царству растений?
3) Верите ли вы, что плесень живёт только там, где тепло, влажно и много питательных веществ?
4) Верите ли вы, что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем - это тоже грибы?
5) Верите ли вы, что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам?
6) Верите ли вы, что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу?
-Выставление оценок. Опрос учащихся, чья работа сегодня, им особенно понравилась.
4.1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Ребята, оцените свою работу на уроке. Прикрепите смайлики в таблице на доске.
Урок
Я на уроке
Итог
Интересный
Работал
Понял материал
Скучный
Отдыхал
Узнал больше, чем знал
Мне безразлично
Бездельничал
Ничего нового не узнал -Давайте похлопаем друг другу за отличную работу на уроке. Молодцы! Вы замечательно поработали. - Спасибо за урок. - До новых увлекательных встреч.