Разработка урока Путешествие в царство грибов (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка урока Путешествие в царство грибов (3 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КИРОВСКОГО РАЙОНА г.НОВОСИБИРСКА

«ЛИЦЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

lit.edu.nsu.ru
mailto:[email protected]

0401001

г. Новосибирск ул. Римского- Корсакова ,13

тел./факс 314-56-96

Городской конкурс «Инновационные методики и технологии в обучении»




Методическая разработка урока

по окружающему миру в 3 классе

(УМК «Школа 2100»)

по теме

«Путешествие в царство грибов»





учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории,

Мельникова Наталья Ивановна

стаж 27 лет


Новосибирск, 2015


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: урок с элементами исследования. Цель урока: сформировать у учащихся представление о разновидности грибов - плесневые (мукор). Задачи: предметные: - дать представление о строении и разнообразии плесневых грибов;

- использовать первоначальные сведения о грибах; - осознавать роль и значение грибов в природе и в жизни человека; - ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следуя инструкции по технике безопасности;

метапредметные:

регулятивные:

-анализировать предлагаемую информацию;

-использовать готовые объекты для объяснения явлений и выявление причинно-следственных связей между явлениями, выявление свойств объектов;

познавательные:

- группировать (классифицировать) грибы на основе выделения главных признаков каждой группы;

- различать съедобные и несъедобные грибы, выращиваемые в своей местности;

- выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;

- различать значение плесневых грибов в жизнедеятельности человека;

коммуникативные:

- строить монологические высказывания;

- работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности);

личностные:

- понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе;

- стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.

Решаемая проблема: что поможет избежать опасных для жизни ситуаций.

Формируемые понятия: споры, мукор, гифы

Формируемые УУД:

в ходе урока формируются общеучебные компетенции:

-учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление самоконтроля);

-учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);

-учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Инновационные технологии:

-личностно-ориентированное обучение;

-объяснительно-иллюстративное обучение;

-словесно-продуктивная и творческая деятельность;

-педагогика сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

узнать о вреде и пользе плесени и о том, что плесневые грибки - это особая группа живых организмов.

Формы работы: групповая.

Оборудование:

учащихся - карта исследования, пенал, ноутбуки, цифровые микроскопы, медицинские повязки, препараты (кусочек заплесневелого хлеба), лабораторная чашка Петри;

учителя - ПК, проектор, доска SMART Board, презентация «Царство грибов» Power Point, демонстрационный материал (хлеб заплесневелый, сыр с плесенью и др.)

Список литературы:

1. Всё обо всём. Популярная энциклопедия / под. ред. В. Славкина.- М.: АСТ, 2010

2. Большая книга знаний в вопросах и ответов / Пер. с итал. Л. В. Золоевой. - М.: ЗАО« РОСМЭН - ПРЕСС », 2009 г.

Интернет-ресурсы:

1.Образовательный портал RusEdu (Архив учебных программ и презентаций).

2.Сайт: viki.rdf.ru.

Структура и ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности.

1.1.Организация начала урока.

Долгожданный дан звонок - начинается урок!

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса -

От улыбок прояснятся

И глаза и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей!

-Будем надеяться, что этот урок принесет нам радость общения.

1.2.Актуализация знаний. Слайд 1

-Готовы ли вы сегодня отправиться в путешествие и найти клад?

- А что это такое «КЛАД»? (Богатство, деньги, сундук с монетами).

-Правильно, ценности, которые вы назвали - это клад. Но есть на земле вещи, гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, наоборот, с годами их становится все больше и больше. Это - знания.

-Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся.

-А чтобы у нас все получилось, какими мы должны быть? (дружными, старательными, умелыми, внимательными).

- Пусть девизом нашего урока станут эти слова:

«Наблюдай и удивляйся, изучай и береги!»

- Предлагаю вам стать путешественниками - исследователями, потому что впереди вас ждут интересные открытия.

Но прежде я хочу вам сказать: У меня вот такое настроение!

(показываю солнышко).

-А у вас какое настроение? На партах лежат солнышки и тучки. Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению, и покажите мне.

- Как здорово. Сразу в нашем классе стало теплей и ярче.

2.Построение учебного проекта ИТАК, начнётся наше путешествие необычно… В некотором царстве, в некотором государстве жили - были…. Нет - нет, не царь с царицей…. Кто же? А чтобы узнать в какое царство мы с вами отправимся, отгадайте загадку. - Землю пробуравил, корешок оставил. Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. Что это? (Это гриб.)

- Так в какое царство мы держим путь-дорогу? (в царство грибов).

2.1. Открытие новых знаний, физкультминутка.

Слайд 2

- Добро пожаловать в царство грибов! Я вижу, что вы вполне готовы к путешествию. Нашим помощником в путешествии будет карта.

- Перед вами на партах лежит «Карта исследования», в ней вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Что мы уже знаем о грибах?». Посовещайтесь в группах и запишите свои ответы в колонке, что нам известно по данной теме. Если группа готова подайте мне сигнал.




Карта исследования по теме: «Грибы»

Что нам известно по данной теме?

Что нового мы узнали?

-Итак, давайте проверим, что же вы записали в своих картах? Зачитайте, а остальные внимательно слушайте и добавьте выступление группы.

Молодцы! Вы уже много знаете о грибах.

-А теперь внимательно посмотрите.

Слайд 3

Куда мы с вами пришли? (в лес).

-Здесь растет очень много грибов. Давайте соберём грибы и немного отдохнём. Встали.

Физкультминутка.

Мы по лесу шли, шли (маршируют)

Белый гриб нашли (разводят руки в стороны)

Раз-грибок, два - грибок (наклоны)

Вот и полный кузовок (показывают руками)

А теперь давайте проверим, хорошо ли вы знаете грибы, которые собирали. Слайд 4

-Выберите и назовите номера карточек с названиями съедобных грибов? Посовещайтесь в группах

(2-груздь, 3-сыроежка, 4-белый гриб, 5-шампиньон, 7-рыжик, 8-подосиновик, 9-подберёзовик)

- А остальные грибы, какие? А вы знаете их название? (1-мухомор, 6-бледная поганка)

- А это что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, друзья?

- Что это? (плесень)

2.2. Сообщение темы и целей урока.

-Наше путешествие продолжается. Мы попали в гости к плесени.

-Что бы вы хотели узнать о плесени?

- Что мы сейчас делали? (составляли план путешествия)

- Итак, во время путешествия мы узнаем, что такое плесень, научное название плесени, поговорим, о пользе плесени и чем она опасна. -Посмотрите на образцы плесени. (Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, варенье). -Признак появления плесени - это белый пушистый налёт, который со временем становится темным. Хорошо всем нам знакомая плесень- это тоже грибы, только устроены проще, чем сыроежки и шампиньоны. Давайте, проверим. -Предположите, как можно лучше рассмотреть строение плесени? (с помощью цифрового микроскопа)

2.3.Открывается наша исследовательская лаборатория.

-Надеваем все медицинские маски?

-Для чего нужна медицинская маска? (она защищает наш организм от попадания паров, которые выделяются при опыте и передаются по воздуху)

- На столе у вас лежит памятка по работе с цифровым микроскопом. Прочитайте её и приступайте к работе.

Памятка по работе с цифровым микроскопом.

1) Назначаем в группах ответственного лаборанта. Правило: только лаборант будет работать с препаратами. Остальные исследователи-наблюдатели.

2) Перед практической работой наденем марлевые повязки.

3) Включите ноутбук и запустите программу с цифровым микроскопом.

4) Откройте лабораторную чашку Петри и поместите препарат под микроскоп, используя освещение.

5) Настройте резкость, сделайте фотографию и сохраните в папке «фотография с микроскопа». Не забудьте подписать!

6) Закройте препарат и снимите повязку.

-Разверните фотографию плесени на весь экран и внимательно рассмотрите.

-Что интересного вы видите?

(Огромное количество переплетённых нитей, белые и чёрные точки.)

Слайд 5

-Переплетённые тонкие нити - это грибные нити - гифы, из которых состоит грибница. Точки на концах грибных нитей, сначала белые, а когда созреют, становятся чёрными - это мешочки со спорами. -Что такое спора? (греч слово-семя, посев) - орган размножения плесени и грибов.

Мешочки лопаются и споры разлетаются по воздуху.

-Какие нужны условия, чтобы спора проросла? (Тепло, влага, питательная среда - это остатки продукта на, котором появилась плесень)

- Что такое питательная среда?

3. Первичное закрепление

Слайд 6

- Ребята, вспомним, строение привычного гриба. Из каких частей он состоит? (из шляпки, ножки, грибницы). Проверим на интерактивной доске.

-Что называется плодовым телом гриба? (шляпка и ножка)

-Теперь вспомним строение плесени.

- Из каких частей состоит плесень? (Из спор, грибных нитей и грибницы).

- Можно плесень отнести к царству грибов? (Да).

-Почему? (Есть грибница, и размножается спорами.)

-А чего нет у плесени, посмотрите внимательно? (Шляпки)

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).

- Совершенно верно. Этот вид грибов называется "плесневые" - по научному «гриб мукор»

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Под микроскопом плесневый гриб-мукор очень похож по строению на привычные для нас грибы. Плесень относится к царству грибов.

-Когда мы произносим слово «гриб» мы представляем лес и корзину с опятами, сыроежками. Но никак не эту плесень. - Если грибы мы встречаем в лесу, то где можно встретить плесень? (предположение) Слайд 7 - Плесень может поселиться: на овощах и фруктах, продуктах питания, на траве, на старых книгах, на почве, на стенах и даже на отсыревшей старой обуви. - Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует в жизни, и приносят ли они ему пользу или вред? (предположения) Выступление ученика - Давайте внимательно послушаем сообщение о пользе и вреде плесени. Слайд 8 - Из плесневого гриба пеницилла получено лекарство - пенициллин. Который, во время Великой Отечественной войны спас жизнь тысячам бойцов. Существует, дрожжевой грибок живёт в хлебе, и без него человеку никогда не приготовить ароматные булочки. Есть ещё кефирный грибок, благодаря которому молоко превращается во вкусный кефир. Существует - сыр с плесенью. Но эту плесень готовят специально, поэтому не вздумайте есть простой сыр и употреблять в пищу продукты, на которых появилась плесень. Это очень опасно! Плесень - это яд, поэтому любые заплесневелые продукты выбрасывайте сразу. Плесень вызывает опасные болезни, разрушает дома, губит книги, уничтожает урожай и вызывает гибель животных.

4. Подведение итогов и оценка результатов урока. Слайд 9 - Наше путешествие в царство грибов подошло к концу. -Возьмите «Карту исследователя», вспомните наше путешествие и заполните колонку «Что нового мы узнали?» Зачитайте.

-Какой теме посвящено наше путешествие?

-О чем заставил задуматься урок?

-Где вы жизни можете применить полученные знания?

- Зная об условиях появления плесени, мы можем сохранить своё здоровья и предметы которые, нас окружают. Запомните, плесень не любит чистоту и сухой воздух.

-А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»

1) Верите ли вы, что шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела?

2) Верите ли вы, что грибы относятся к царству растений?

3) Верите ли вы, что плесень живёт только там, где тепло, влажно и много питательных веществ?

4) Верите ли вы, что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем - это тоже грибы?

5) Верите ли вы, что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам?

6) Верите ли вы, что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу?

-Выставление оценок. Опрос учащихся, чья работа сегодня, им особенно понравилась.

4.1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Ребята, оцените свою работу на уроке. Прикрепите смайлики в таблице на доске.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работал

Понял материал

Скучный

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Мне безразлично

Бездельничал

Ничего нового не узнал -Давайте похлопаем друг другу за отличную работу на уроке. Молодцы! Вы замечательно поработали. - Спасибо за урок. - До новых увлекательных встреч.

© 2010-2022