- Преподавателю
- Начальные классы
- Описание классной экономический игры «Государство в государстве»
Описание классной экономический игры «Государство в государстве»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Власов И.М. |
Дата | 11.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Власов Игорь Михайлович,
муниципальное общеобразовательное
учреждение
"Средняя школа №4",
г.Оленегорск.
"ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
/на примере проведения экономической игры
"Государство в государстве"/
г.Оленегорск
2014 год
Власов Игорь Михайлович,
муниципальное общеобразовательное
учреждение
"Средняя школа №4",
г.Оленегорск.
"ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
/на примере проведения экономической игры
"Государство в государстве"/
1.Понятие педагогической технологии
Принцип активности ребенка в процессе обучения и воспитания - один из основных в дидактике. Активность эта возникает нечасто, она является следствием целенаправленного педагогического воздействия. Для этого и применяются различные педагогические технологии /игровые, проблемное обучение, различные системы учителей-новаторов/.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного и воспитательного процесса, совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, своеобразный инструмент педагогического процесса .
/Б.Г.Лихачев/
2. Классификация педагогических технологий:
- по уровню применения /обще- и частнопедагогические,
локальные, модульные и др./
- по философской основе /материализм, идеализм, гуманизм и т.д./
- по концепции усвоения /развивающие, ассоциативные, рефлекторные и др./
- по характеру содержания /обучающие, воспитательные, профессиональные и др./
- по организационным формам /классно-урочные, академические, клубные и др./
- по преобладающему методу /репродуктивные, проблемные, творческие, информационные, игровые/
и т.д.
И, как одним из видов педагогических технологий, является игровая деятельность.
3. Игровые технологии как вид педагогических технологий
Эпиграф: "Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок" /Л.С.Выготский/.
3.1. Определение и феномен игры:
Одно из определений игры -
Игра - вид деятельности в ситуациях, направленных на усвоение общественного опыта, самоуправления поведением.
Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, познание.
3.2.Психологические механизмы игровой деятельности:
САМО - выражение
утверждение
определение
регуляция
реализация
3.3.Функции игровой деятельности:
- развлекательная
- коммуникативныая
- самореализация
- диагностическая
- социализация
3.4.Отличительные черты игровых технологий:
- свободная деятельность
- творческий характер
- эмоциональная приподнятость
- наличие правил
3.5. Структура игровой деятельности как процесса:
- роли, взятые на себя играющими
- игровые действия как средства реализации этих ролей
- замещение реальных вещей игровыми, условными
- наличие реальных отношений между играющими
- наличие сюжета, то есть содержания игры
4. Описание экономической игры "Государство в государстве"
Политико-экономическая игра
"Государство в государстве"
/для учащихся младших классов/
4.1.Вступительное слово
Начав работать в школе в 1991 году учителем начальных классов, я заметил, что современная школа не развивает в полной мере в учениках социального интеллекта, недостаточно дисциплинирует и воспитывает их. Наши дети, выходя из ее стен, имея определенный обьем образовательных навыков и знаний, не могут сразу переключиться на самостоятельную жизнь в обществе с рыночной экономикой, недостаточно разбираются в политической жизни общества, а вследствие этого пассивно относятся к жизни страны. Наше общество, все мы - дети командно-административной системы, и поэтому даже по прошествию более десяти лет введения рыночной экономики в нашей стране, нас шокируют и раздражают слова - "приватизация", брокер", "биржа", "провайдер" и т.д. Вместе с тем, хотим мы этого или нет, рынок требует от граждан нового уровня экономических и политических знаний, и надежды отечественного бизнеса надо связывать не с теми, кому сейчас 50 и более лет, а с теми, кто сейчас учится в первом классе. Если вспоминать о прошлом, то формированию административно-командного мышления в школах нашего детства уделялось достаточно много внимания. Это были и октябрятские звездочки, и пионерские звенья с командирами, председателями, с обязательными планами работ, отчетами и выборами. Сегодня все это в прошлом, но что в настоящем? Как организовать современных детей, как привлечь их к общественному труду, как создать благоприятные условия для их развития в современном обществе? Как заинтересовать ребят в учебном процессе? Поэтому несколько лет назад передо мной встала проблема создания новой, высокоорганизованной и результативной системы воспитания и социального развития детей с начального этапа, причем с экономическим и политическим начальным образованием. Возникла идея создать игру, потому что для данного возраста учащихся именно такая форма работы наиболее благоприятна. Эта игра должна сплотить детский коллектив, развить в детях самостоятельность и организованность. Такой и стала политико-экономическая игра "Государство в государстве". Веду эту игру более 15 лет.
4.2. Вид данной игры по классификации игровых технологий
- по области деятельности - социальная /бывают физические, трудовые, интеллектуальные/ - по характеру педагогического процесса - обучающая, познавательная, воспитательная, творческая, коммуникативная, профориентационная - по игровой методике - сюжетно-ролевая - по предметной области - экономическая - по игровой среде - классная
4.3. Цели и задачи экономической игры
- развитие у детей социального интеллекта /умение жить в обществе людей, в окружающем мире/. Это происходит через осмысление детьми различных жизненных ситуаций в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. - усвоение детьми ряда базовых экономических начальных понятий /должность, оклад, ставка, биржа, аукцион, валюта, проценты и др./ - ознакомление с простейшим устройством государственной системы управления, устройством и образованием экономической и политической системы общества - развитие навыков самостоятельности, самоуправления, формирование правильного взаимоотношения между руководителями и подчиненными - повышение заинтересованности в учебе и общественно-полезном труде, формирование потребности в соблюдении законов общества - сплочение детского коллектива - формирование экономического мышления "Я должен зарабатывать деньги законным путем, чтобы жить ХОРОШО. Чем БОЛЬШЕ и ЛУЧШЕ я работаю, тем я ЛУЧШЕ живу". Время, когда людей, которые хотели жить красиво, называли мещанами, прошло.
Это далеко не все цели, которые преследуются данной игрой.
4.4. Содержание экономической игры
Класс - это маленькое государство под названием "Обьединенные штаты 4б класса" /каждый ряд - это отдельный штат. Штат А, штат В, штат С/. В государстве имеется флаг, национальная валюта - фертинги /бумажные и костяные/.
У каждого штата есть его глава - Министр штата, и его заместитель, есть свой флаг.
Структура управления государством
Президент
Правительство
Премьер-министр
заместитель
министр штата А министр штата В министр штата С
заместитель заместитель заместитель
штат А штат В штат С
Руководит работой всего государства Президент /учитель/, Премьер-министр /выборная должность - из учеников, тайным голосованием, перед выборами - предвыборная кампания кандидатов/, его заместитель/назначается Премьер-министром/ и министры штатов с их заместителями /выбираются гражданами штата, заместитель назначается министром штата/. Граждане также могут большинством голосов заменить своего министра штата. Премьер-министр, министры штатов и их заместители образуют Правительство государства, которое имеет право наложить вето на решения Президента /то есть отменить его после обсуждения/. Премьер-министр подчиняется только Президенту, министры штатов подчиняются Президенту и Премьер-министру. Премьер-министр работает по своему ежедневному плану:
План работы Премьер-министра
на каждый день
В начале учебного дня:
- напомнить директору дежурных
/он должен их назначить/
- напомнить директору Банка о его работе во время отсутствия Президента
- напомнить налоговому инспектору о сборах, министрам штатов о сдаче налогов их граждан
- напомнить директору развлечений о
порядке на Выставке и в Игровом центре.
- напомнить директору связи о почте
- напомнить директору магазина насчет
порядка в магазине
- напомнить директору питания насчет заявки
в столовую.
На второй перемене принять отчет от директора питания насчет порядка в столовой после завтрака.
В течение дня следить за порядком на переменах,
в столовой, за работой директора дежурных /он должен им напоминать о порядке в классе/,выслушивать жалобы граждан, принимать решения, докладывать Президенту
В конце учебного дня:
- принять отчет от директора Магазина
- принять отчет от директора Развлечений
- принять отчет от директора водоканала
- принять отчет от дежурных по классу
- доложить Президенту об окончании учебного дня
Министры штатов отвечают за порядок и дисциплину в своем штате, набор команды на соревнования от своего штата, отвечают за банк своего штата, имеют печать штата и т.д.
В государстве имеются госслужбы :
- налоговая инспекция - отвечает за еженедельный сбор налогов, - директор Банка - выдает зарплаты, следит за работой Банка во время отсутствия учителя, - директор дежурных - следит за работой дежурных, - директор развлечений - следит за работой Игрового центра и Выставки детских поделок - директор связи - следит за почтой, - директор входа - отвечает за закрытие двери и свет, - директор водоканала - наливает воду для цветов, - директор магазина- организует продажу - директор питания - относит заявки в столовую и убирает столы после завтрака.
На каждую должность тоже есть обязанности:
Министр штата
- подчиняется Президенту и Премьер-министру
- назначается голосованием ряда, увольняется Президентом
- руководит дисциплиной граждан в штате на
уроках и переменах
- отчитывается за выполнение работы своих
граждан перед Премьер-министром и Президентом
- набирает команды от своего штата
- руководит банком штата, выдает зарплату безработным
согласно их дисциплине и ОПТ в течение недели/деньги получает у Президента/
- имеет печать штата
- выбирает себе заместителя
Налоговый инспектор
- подчиняется Президенту, Премьер-министру, Директору
банка
- назначается и увольняется Премьер-министром
- отвечает за правильный и своевременный сбор
налогов в классе /четверг-последний день сбора/
- имеет право требовать от министров штата
уплаты налогов
- сдает собранные деньги директору Банка в четверг
- имеет право выбрать себе помощника
Директор банка
- подчиняется Президенту, Премьер-министру
- назначается и увольняется Премьер-министром
- находится около банка во время отсутствия
Президента
- производит выплату зарплаты гражданам в руки
- производит охрану банка
- производит обмен и размен денег
- выдает бланки гос.бумаг /векселей и др./
- продает валюту, фишки, лотерею
- принимает налоговые суммы от налогового
инспектора, пересчитывая их, раскладывая в Банк
- в конце дня наводит порядок в Банке, сдает его Президенту
Директор дежурных
- подчиняется Президенту, Премьер-министру
- назначается и увольняется Премьер-министром
- следит за очередностью дежурных, ежедневно
назначая их и напоминая им об обязанностях
- следит за работой дежурных на всех переменах
- имеет право делать замечания дежурным
- имеет право обращаться с жалобой к
министру штата на дежурных, премьер-министру
- в конце рабочего дня напоминает дежурным
об их обязанностях
- дежурные сдают класс Премьер-министру или Президенту
Директор развлечений
- подчиняется Президенту, Премьер-министру
- назначается и увольняется Премьер-министром
- следит за порядком в Игровом центре и на
Выставке
- следит за наличием всех предметов в Игровом
центре и на Выставке
- в конце дня проверяет порядок в Игровом центре
и на Выставке, сдает Премьер-министру
Директор входа
- подчиняется Президенту, Премьер-министру
- назначается и увольняется Премьер-министром
- отвечает за закрытие двери в класс во время
отсутствия учителя
- открывает дверь по окончании каждого урока
- выключает свет по окончании каждого урока
- включает свет в начале урока
Директор магазина
- подчиняется Президенту, Премьер-министру, директору Банка
- назначается и увольняется Премьер-министром
- отвечает за порядок в магазине среди предметов
- продает предметы только по чекам банка, подписанным Президентом
- в конце дня наводит порядок в магазине, высыпает
коробку с мусором, отчитывается перед Премьер-
министром
Директор питания
- подчиняется Президенту, Премьер-министру
- назначается и увольняется Премьер-министром
- каждый день на первой перемене относит в
столовую заявку на питание
- после питания наводит порядок на столах, отчитывается перед Президентом или Премьер-министром
Дежурные по классу
- подчиняются директору дежурных, Премьер-министру
- назначаются директором дежурных
- расставляют сменку утром в шкафу и на полу
- следят за чистотой пола на всех переменах
- следят за чистотой доски на всех переменах
- следят за дисциплиной в классе на всех переменах
- в конце дня производят уборку всего класса
/расставляют сменку в шкафу, убирают мусор с пола и из парт, наводят порядок на подоконниках и столах, убирают мел, вытирают доску, докладывают Премьер-министру об окончании работы/ Остальные граждане являются безработными и получают зарплату в конце недели от Министра своего штата за ОПТ в классе. Все госслужбы подчиняются Президенту и Премьер-министру, в конце каждого дня отчитываются Премьер-министру, а Премьер-министр отчитывается Президенту. За пятикратное получение замечаний гражданин увольняется с занимаемой должности и становится безработным. /учет ведется в журнале должностей/.
Государственный банк находится на столе учителя.
Как граждане могут зарабатывать деньги:
- Граждане имеют право заниматься частным бизнесом /издавать свои газеты и журналы, продавать свои лотереи, образовывать свои совместные банки, продавать свои поделки, организовывать пункты проката канцпринадлежностей и др./ - получают премии за хорошую учебу в конце четверти и года - получают еженедельную зарплату и пособия.
В государстве постоянно проводятся мероприятия, где можно потратить свои деньги:
- гослотереи /мгновенные и длительные/ - аукционы - покупки в магазине - страхование от отрицательных отметок на определенное время - продажа иностранной валюты - игры, олимпиады, "Кто быстрее", "Поле чудес", КВНы с участием команд от штатов, выигравшие получают денежные суммы в банк своего штата и могут повысить тем самым выплаты пособий безработным своего ряда. - сбор налогов - выдача зарплаты - штрафы и премии - /то есть двигательные силы воспитания - поощрение и наказание/ - /назначает Президент или Премьер-министр/ - предоставление кредитов - продажа документа "Шансик"/это книжечка, в которой есть несколько окошечек. Каждое окошечко - это шанс на получить отметку "2", а отработать её после уроков. При надобности окошечко зачеркивается - «расходуется».
Карта «Шанс»
владелец ____________________
цена - 25 фертингов
- выкуп отрицательных отметок /за незначительные пробелы в знаниях/
и многое другое.
Одновременно ведется разьяснение новых экономических понятий на практических примерах.
В 4 классе ведется работа по бизнес-делам: создание частных фирм, обьединений, монополий, способных приносить доходы, зарабатывание денег в больших количествах.
Существуют неписаные законы в государстве: - не приносить для продажи вещи из дома без разрешения родителей - не утаивать накопленные суммы денег от государства, не скрывать налоги - приоритет в игре отдается общепринятым понятиям и правилам "Не все можно купить за деньги". - за невыполненное домашнее задание отрицательную отметку выкупить невозможно /это только может решить Правительство страны/.
Для того, чтобы начать данную игру, необходимо иметь набор денег на весь класс и общее представление ведения игры, и конечно, огромное желание играть с детьми, где-то уподобляясь им. Как только деньги попадут детям, они сами начинают им находить применение. Потом, по мере развития игры, происходит ее усложнение, добавление. Причем надо постоянно менять или добавлять что-то, так как игра может наскучить. Игру в каждом выпуске я начинаю со второго класса.
Основные педагогические анализы и наблюдения:
- учителю становится проще осуществлять контроль за дисциплиной, учебой, порядком в классе, общественно-полезным трудом, внешним видом ребят/так как всё находится под контролем учителя и ответственных за должности детей/ - дети становятся самостоятельнее, взрослее/так как сами постоянно принимают решения, анализирую различные создавшиеся ситуации/ - дети с огромным желанием идут в школу/так как знают, что здесь их ждет увлекательная игра/ - дети сдерживают свои негативные эмоции /так как знают, что их осудят не учитель, а их же товарищи - штраф на нарушителя накладывается на весь ряд и берется из банка штата, а воспитание коллективом очень действенно, современным детям мнение их сверстников чаще дороже, чем мнение взрослого/. - коллектив ребят очень сплачивается - дети получают экономическое образование и развитие/так как в процессе ведения игры дети знакомятся с различными экономическими терминами и понятиями/ - в детях воспитывается гражданская позиция /пример - выпускники 1998 года, будучи в 10 классе , стали инициаторами подготовки и разработки школьных проектов - "Проблемы местного самоуправления", "Молодежная организация в школе", заняли с этими проектами 1 место в городской научно-практической конференции "Россия: новое тысячелетие" и направлены на областной конкурс/ - дети учатся подчиняться, отвечать за свои поступки - дети становятся увереннее, они понимают, что и от их решения зависит жизнь в классе /через выборы и перевыборы, открытые выступления, а не "нашептывания" учителю на нарушителей порядка/. - очень хорошо развиваются навыки устного счета/так как счет проходит через наглядные действия/
Как я предусматриваю дальнейшее развитие игры:
- включение в игру моделей получения гражданского опыта: знакомство с устройством госуправления России, других государств, - увеличение интеграции игры в учебные занятия, - создание Конституцию государства/права и обязанности граждан/ - на каждого гражданина завести паспорт /с фото, личными данными и т.д./ - привлечение к игре обучающихся всей школы, а возможно, и города / разработки этих игр уже имеются/.
Думаю, что материалы игры заинтересуют моих коллег и руководителей образования и надеюсь, что элементы этой игры могут быть базой для пересмотра и создания новой, современной системы обучения и воспитания наших детей, так как необходимость в этом уже давно возникла.
Используемая литература
/основные источники/
1.Т.В.Смирнова, Т.Н.Проснякова. "Экономика. Программа начального обучения". Москва, центр Занкова, 1996 год.
2.О.Меньшикова, Т.Попова. "Экономика детям, большим и маленьким" Москва, "Просвещение", 1994 год.
3.Г.М.Евменова, О.Меньшикова. "Детский экономический словарь" Москва, "Просвещение", 1993 год.
4.И.В.Липсиц. "Удивительные приключения в стране Экономика" Москва, "Нивекс", 1992 год.