Урок по русскому языку Разделительный твердый знак

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте



Урок 96 (2 ч.).

Тема: Буква ъ. Разделительный ъ.

Цели:

- формируем умение различать гласные и согласные звуки;

- формируем умение использовать на письме разделительный ъ;

- формируем умение выделять в слове приставку;

- формируем умение анализировать текст.


Символы:
Урок по русскому языку Разделительный твердый знакУрок по русскому языку Разделительный твердый знакУрок по русскому языку Разделительный твердый знакУрок по русскому языку Разделительный твердый знак

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и Технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

Ι. Актуализация знаний

ΙΙ. Постановка учебной проблемы



1. Вступительная беседа.

- В народе говорят: «Ум точить - пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица - всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».

2. Повторение.

- «Повторенье - мать ученья» так называется первая часть урока.

- Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)

1) Фронтально.

- Проверим свои знания по пройденному материалу, ответив на вопросы теста. (Слайды 1-18)

- Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы и можем отдохнуть, недаром говорят «Сделал дело - гуляй смело».

Физкультурная минутка «Лечебные звуки».

В нашем языке есть буквы, звуки которых помогают нам сохранить здоровье. О некоторых я вам расскажу. Покажите букву В. (Дети показывают). Оказывается, если долго произносить звук [в], можно избавиться от насморка. Покажите Ж, если долго произносить звук - от кашля. Р - снимает усталость. С - помогает расслабиться.

2. Знакомство с новой буквой.

- Переходим ко второй части нашего урока. Прочитайте её название. («Без ученья нет уменья».)

- Объясните смысл поговорки. (Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)

- Сейчас мы учимся грамоте. Урок так и называется «Обучение грамоте». Все ли буквы мы изучили? (Нет.)

- С какой буквой познакомимся сегодня узнаете, если правильно расшифруете запись (читаем слова по первым буквам). (Слайд 19)

- Назовите тему урока. (ъ) (Слайд 20)

- Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем в каких случаях пишется эта буква в словах. - Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана урока.

План (примерный)

  1. Знакомство с разделительным твёрдым знаком.

  2. Знакомство с написанием буквы ъ.

  3. Чтение слов.

  4. Чтение текста.

5. Запись слов и предложений.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.


III. Открытие нового знания

Урок по русскому языку Разделительный твердый знак1. Работа в «Букваре».
  1. Знакомство с буквой ъ.

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите - не хотите
Стоит он в алфавите!

- Это буква «ъ» (показать на плакате).

- На что похож ъ? (Ответы детей.)

- Посмотрите... (Слайд 21, 22) (2 слайда - смотрим букву, читают стихи хорошо читающие дети.)

На плакате: На какую букву похожа змея? Стихотворение «О кобре» подготовила... (наизусть читает ученик):

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра стала в рост:
- Ш-ш-ш...
Я вам не угрожаю, -
Твёрдый знак изображаю.


Из ведра не просто так Нам воды напиться. Нужен ковшик - твёрдый знак,


Чтобы не облиться. (В. Степанов.)


- Где вы уже встречались с твёрдым знаком? (В «Букваре», в сло­вах, в книгах.) - А вот что знает Таня про ъ. Послушаем и улыбнёмся.

«Жёсткая» буква. Первоклассница Таня никак не может запомнить название буквы ъ. - Таня, это твёрдый знак. Повтори. - Твёрдый знак. Через несколько минут: - Таня, какой же это знак? - Крепкий. - Не крепкий, а твёрдый. Запомнила? - Да, это твёрдый знак. Ещё через несколько минут: - Таня, так какой же это знак? - Жёсткий.
- А вы, ребята, запомнили? Повторите тему нашего урока.

2. Роль «Ъ» в словах.

- Обратите внимание, есть ли «звуковичок» рядом с буквой «ъ»? Почему? (Не обозначает звука.)

- Тогда зачем же нужен «ъ»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, понаблюдав за словами. (Слайд 23)

  • Въезд.

  • Подъезд.

  • Отъезд.

  • Объезд.

- Прочитайте слова.

- Как называются эти слова? (Однокоренные.)

- Докажите. (Общее значение и одинаковый корень.)

- Какой корень?

- Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)

- Назовите приставку в 1-ом слове; во 2-ом; в 3-ем; в 4-ом.

- Сделайте вывод почему «ъ» называется разделительным? (Разделяет приставку и корень.)

- Но! На слайде появляется 2-ой столбик слов:

  • Выезд.

  • Переезд.

  • Проезд.

  • Приезд.

- Прочитайте слова. Можно ли назвать их родственными с первым столбиком слов?

- Назовите корень.

- Есть ли приставки? Какие?

- Что же получается: есть приставка, есть корень, а «ъ» нет? Проблема?

- Чтобы её решить, сравните приставки первого и второго столбика. Что заметили?

- Сделайте вывод.

- Послушайте, что рассказал о себе «ъ». (Слайд 24)

- Это же правило есть в учебнике. Найдите. Оно не закончено. Закончите. (Дети раскрашивают «звуковичка» в синий цвет.)

1-й столбик. Самостоятельное чтение. - Что выделено во всех словах столбика? (Выделена приставка.) - А что ещё заметили? (Во всех словах есть ъ, один корень, перед корнем выделена приставка.) - Прочитайте только приставки в этих словах. (В, под, от, об.) - На букву гласного или согласного оканчиваются приставки? - Под­черкните цветным карандашом. - Поставьте цветную точку под буквой, которая стоит после ъ. - Какой цвет выбрали? (Красный. Это буква Е.) Подчеркните ъ. - Прочитайте следующие слова. - Место, где въезжают. (Въезд.) - Место, по которому можно объехать. (Объезд.) - Когда отправляемся в путь, то говорим... (Отъезд.) - Вход в здание. (Подъезд.) - Перечитайте слова ещё раз и обратите внимание, где место ъ. (Между приставкой и корнем, начинающимся с буквы Е.)

- Какие звуки на письме разделяет твёрдый знак? (Согласные.) - Можно ли при чтении обойтись без твёрдого знака? (Предположе­ния детей.) 2-й столбик:

- Прочитайте слова второго столбика. - Есть ли в этих словах разделительный твёрдый знак? - С какой буквы начинается корень? (Тоже с Е.) - Выделите главную часть слова. - На какую букву заканчиваются приставки? (Приставка оканчивается на букву гласного.)

- Какой вывод можете сделать? - С какими же приставками ъ не дружит, не пишется? (С теми, которые оканчиваются на букву глас­ного.) 3-й столбик. Самостоятельное чтение. - Прочитайте. Подчеркните приставки. - Что заметили? (Они все оканчиваются на букву согласного.) - Подчеркните буквы, перед которыми пишется ъ. - Какие буквы подчеркнули? (Ё, Я.) - Перед какими же буквами пишется разделительный твёрдый знак? (Е, Ё, Ю, Я.) - Прочитайте слова с твёрдым знаком. - Место в пути, где дорога поднимается вверх. (Подъём.) - Сообщит, огласит - а по-другому? (Объявит.) - Растолкует другому, то есть... (объяснит). - От слова снять читаем слово... (съёмка). - Кто из вас убедился, что ъ нужен? 3) Расшифровывание схемы в рамке. - Рассмотрите схему. - О чём мы можем из неё узнать? - Закончим схему: кружок закрашиваем синим цветом, так как разделительный ъ пишется после приставок, окан­чивающихся на согласный звук. Буква ъ пишется между приставкой и корнем перед буквами Е, Ё, Ю, Я. Разделительный ъ показывает, что между согласным и гласным есть звук [й']. 4) Разучивание с детьми стихотворения к схеме.


Твёрдый знак - нужный знак! И узнать его - пустяк! За приставкой он стоит, Ничего не говорит. А за ним Е, Ё, Ю, Я - Его лучшие друзья.
- Что нового узнали? - Что повторили? - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 3. Работа в тетради для печатания (с. 48). Озвучивание схемы, печатание ъ и слов.
Физкультминутка.


Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.



Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) эстетическое воспитание.


ΙV. Применение нового знания

Урок по русскому языку Разделительный твердый знак1. Переходим к третьей части урока. Прочитайте её название. («Уменье - везде найдёт примененье».)

- Объясните смысл пословицы.

1. Работа со скороговоркой.

На доске:

У пригорка Егорка
Об.егорил волка. (Написана на доске).

- Прочитайте. Какая буква пропущена? Почему?

- Почему слово Егорка с заглавной буквы написано?

- Какое незнакомое слово увидели?

- Предположите, что оно означает?

- Давайте проверим предположения. («Познавательные минутки» - ученик рассказывает.)

- Что такое «объегорить»?

Во время крепостного права (крепостное право - это период истории, когда помещик, владевший землей, также имел в собственности крестьян, проживавших на этой земле - так называемых «крепостных», которыми мог распоряжаться по собственному усмотрению: наказывать, продавать, покупать, менять на что-либо, крепостной крестьянин под страхом наказания не мог никуда уехать или уйти от своего помещика) был один день в году, когда крепостной мог перейти от одного помещика к другому. Это был день Юрия (Егория). Переманивая к себе крепостных, помещики обещали им всякие блага, а потом нарушали свои обещания. Обмануть лживыми обещаниями и значит «объегорить».
2. Работа в «Букваре». Чтение стихотворения Г. Сапгира «Шутка». 1) До чтения стихотворения. - Рассмотрите иллюстрацию на кубике. Что делает девочка? - Как называется стихотворение? Можем предположить, о чем стихотворение? - Кто автор? - Какой возникает вопрос? (С кем хочет пошутить Генрих Сапгир?)

На экране слова из стихотворения.

Ехали
Подъехали
Въехали
Съехали
Объехали
Поехали
Переехали
Приехали

- Какие слова помогли совершить путешествие - разминку ?

(Слова - действия, родственные слова.)

- На какие группы можно разделить слова (с ъ и без него).

- Прочитаем слова с ъ. Выделим приставки. Сделай вывод.

- Веселые эти стихи написал Генрих Сапгир - увлеченный и интересный человек, написавший рассказы и стихи для детей, он придумал для них целый букварь.

- Какое умение мы формировали ?

- А какие еще будем формировать, читая стихи в букваре?

  1. Самостоятельное чтение. Вопросы после чтения.

- Каких слов много в стихотворении? (Действий.)

- Какое настроение после прочтения стихов ? (Бодрое, веселое.) - Почему стихи назвали "Шутка" ? (Генрих Сапгир с нами шутит, играет. Это стихотворение весело читать.) - Почему это стихотворе­ние разместили на страничке с ъ? (Девочка учит куклу с мишкой этим словам с ъ.- Что необычного в словах стихотворения? (Много слов с одним корнем, а различаются слова приставками.) - Прочитайте слова с приставками. Выделите приставку. Прочи­тайте только приставки, назовите букву, на которую оканчивается при­ставка. - Какая приставка встречается несколько раз? - Почему во многих словах написан именно разделительный ъ? - Использовал ли Генрих Сапгир в своём стихотворении местоиме­ния? - А кого он подразумевает под местоимением мы? - Ка­кие рассказы Г. Сапгира читали в «Букваре»? («О старых Букварях», «Душа природы», «Андрюша».) - Г. Сапгир очень любил сочинять для детей. У него есть книжка под названием «Новый Букварь». - Можно к этому стихотворению нарисовать другую картинку? Какую? - Что мы сейчас делали? -Урок по русскому языку Разделительный твердый знакЧто нового мы сейчас узнали? - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)


V. Домашнее задание (по желанию)


Выразительно читать стихотворение Г.Сапгира.


VΙ. Итог

- Ка­кие проблемы мы решали?

- Чему новому научились? - Что общего у мягкого и твёрдого знака? - В чём отличие? - Где пишется твёрдый знак в слове?

- Над чем ещё нам надо будет поработать? - А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.
- Все ли пункты плана выполнили? - Чему научились на уроке? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

- Нам сегодня помогали пословицы и поговорки. Это не случайно. Скоро мы заканчиваем изучать Азбуку и на одном из первых уроков по чтению мы будем говорить об устном народном творчестве. Я надеюсь, что некоторые пословицы вы запомнили и будете употреблять в речи, так как они делают речь яркой, красивой, точной.

- А сейчас «Делу время, а потехе час». Урок окончен.



ТОУУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и составили план.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

  1. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали слова и объясняли правописание ъ.

2. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали текст.

2. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно записывали предложения.

15

© 2010-2022