- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку. 2 класс. Ломаная. Звенья ломаной
Урок по русскому языку. 2 класс. Ломаная. Звенья ломаной
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Буко С.П. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
1
Тема урока: Ломаная. Звенья ломаной
Цель урока:
-
познакомить с понятиями «ломаная» и «звенья ломаной»;
-
совершенствовать вычислительные умения и навыки;
-
вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
-
Организация класса
А)создание психологического настроя урока
(звучит музыка)
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем, (дети закрывают глаза)
Руки к небу поднимаем, (подымают руки вверх)
Лучик солнышка возьмём,
И к сердечку поднесём! (подносят руки к сердцу )
Вы чувствуете солнечное тепло?
Б) проверка готовности детей к уроку
Ну-ка ты проверь,дружок,
Всё ли на месте, всёли в порядке,
Книга, веер цифр, тетрадка?
Я желаю вам удачи: за работу, в добрый час!
В) мотивация учебной деятельности школьников
Сегодня вы будете работать в группах. Повторим правила работы в группе (читают дети)
-
Думай, слушай, высказывайся
-
Уважай мнение других
-
Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы
-
Не бери всю инициативу на себя
-
Не жди подсказки
В группе вы будете оценивать свою работу на оценочных листах .
( приложение 1)
Ещё вы сегодня узнаете интересные сведения о птицах. И конечно будете развивать свои способности. Какие?
(показываю цветные квадраты)
Красный-внимание
Зелёный - реакцию
Синий-память
Жёлтый-вежливость
В процессе урока вы будете постепенно двигаться по лесенке достижений.
Возьмите каждый карточку с лесенкой достижений и отметьте знаком «+» ступеньку, на которую вы бы хотели подняться. (приложение2)
-
Запомню как можно больше сведений о птицах. Узнаю новые сведения о ломанной линии. Буду готовиться к участию в предметных олимпиадах.
Расширю свои знания о птицах. Познакомлюсь с новым понятием: ломанная линия.
Открою для себя новые сведения о птицах. Запомню интересную информацию.
Узнаю кое-что новое о птицах.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Волшебной сказкой делая деревья и дома,
Пришла к ребятам белая-пребелая зима.
Очень важно позаботиться о птицах.
(Звучит пение птиц) В какое время года можно услышать пение птиц? ( весной, летом)
А зимой можно услышать их пение? (Зимой птицам не до песен. )
Устали пташки малые, голодные, усталые и жмутся, поплотней….
Читает ученица:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Как мы можем помочь птицам зимой? ( сделать кормушки, подкармливать)
Внимание, задача :
Ученики 2 «А» класса заготовили на зиму для птиц 12 кг рябины для птиц, ученики 2 «Б» класса на 2 кг больше. Сколько кг рябины заготовили ученики
2 «Б» класса? Сколько всего кг рябины заготовили школьники?
В группах возьмите рисунки кормушек с номерами 1,2,3. И карточки с изображением птиц. (приложение 3)
Послушайте задачу. На школьном дворе дети повесили кормушки(1,2,3) с угощением: семечки, сало , хлебные крошки.
У каждой птички своё лакомство. Голуби сели не на 1-ю, воробьи не на 1-ю и не на 2-ю, синицы не на 2-ю. Возьмите клей-карандаш и посадите птиц на нужную кормушку. (дети приклеивают карточки с изображением птиц к нужной кормушке)
Представители от каждой группы подойдите к доске и покажите, что у вас получилось. ( дети демонстрируют результат)
В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы. Каждый вечер падают в снег тетерева. В мягкой снежной постели они устраиваются на ночлег и спят там до утра. И рябчики делают так, и куропатки, и глухари.
Вы видите сугробы, но не обычные, а математические.(приложение 4)
На них записаны числа:22,25,31,1,7,19,25,14,15,23
На какие группы можно разделить числа?(однозначные, двузначные, чётные, нечётные)
- Назовите чётные числа, нечётные.
Сколько однозначных чисел записано? (вызываю двух учеников). Возьмите в руки сугробы с однозначными числами.
Сколько двузначных чисел записано(вызываю 7 учеников). Возьмите в руки сугробы с двузначными числами.
-Числа, в порядке возрастания, становись! (дети с карточками строятся в порядке возрастания чисел) Давайте прочитаем ряд чисел.
-Числа, в порядке убывания, становись! (дети с карточками строятся в порядке убывания чисел) Давайте прочитаем этот ряд чисел.
У каждого зимнего месяца есть свои памятные дни. Ну-ка числа оживите, о себе нам расскажите!
(рассказывают дети)
22 декабря- самый короткий день в году и самая длинная ночь. 25 декабря- католическое Рождество. 31 декабря- последний день в году. 1 января- начало нового года. 7 января- православное Рождество. 19 января- крещение. 25 января- день всех студентов. 14 февраля- день всех влюблённых. 15 февраля- народный праздник Стретенье - зима встречается с весной. 23 февраля- День защитника Отечества.
Спасибо, садитесь.
Следующее задание. Откройте тетради. Запишите отрезок натурального ряда, состоящий из 4 чисел, предпоследнее число 20.
Проверим.
Именно 20 лет средняя продолжительность жизни голубя. Однако очень многие проживают всего 1-2 года, т.к. не переживают холод и голод.
Возьмите карточки.(приложение5) Какую фигуру они напоминают?(прямоугольник)
Но эти прямоугольники не простые. На них записаны примеры. На красной карточке нужно вставить пропущенные числа, на зелёной - пропущенные знаки. Предлагаю вам самим выбрать задание, с которым вы можете справиться.
Проверка веерами.
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Следующее задание: Нам предстоит отгадать слово. Это слово-название новой темы, над которой мы сегодня будем работать. На предложенных карточках решите примеры, ответы запишите в порядке убывания. (приложение 6)
Какое слово получилось? - ломаная.
Зимой птицы больше страдают от голода, чем от холода. В поисках корма они пролетают большие расстояния. Они могут бесконечно лететь как в одну, так и в другую сторону.
Получается такая линия (показываю изображение прямой) (приложение 7) Как она называется?
Скучают птицы по тёплому солнышку. И вот следующая загадка. Полупрямая, которая имеет точку начала и не имеет конца. Точка-это начало линии, а от неё линия идёт в бесконечность. Что это? (луч)
Он так называется, потому что он как луч света. У луча света всегда есть начало либо на солнце, либо на свечке, либо на звезде.
Новая загадка - Представьте, что от прямой отрезали кусочек .Как называется такая линия? Отрезок-это часть линии, ограниченная с двух сторон.
Рисунок кормушки. (приложение 8)Из каких линий состоит эта кормушка?
4. Ознакомление с новым материалом
К нашей кормушке слетелись птички. Отгадайте, кто это: Спинкой зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика (синица)
В наших парках и лесах живёт семь видов синиц. Осенью и зимой их всех можно увидеть в городе у кормушек. Летом синицы питаются насекомыми, осенью от бескормицы им приходится питаться семенами, а зимой синичка не откажется от кусочка несолёного сала.
Синички - очень дружные птицы. Вот и вам предстоит дружная работа в группах. За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку- как помочь зимующим птицам?
У каждой группы есть конверт.(приложение9) В этом конверте линии. Подойдите и рассмотрите карточки. Какое задание вы можете предложить? (разделить карточки на группы)
Разделите -по цвету, по форме. Какие группы у вас получились?
Верно, и вы получаете первую подсказку, как помочь зимующим птицам: сбор семян и дикорастущих растений
Все ли линии назвали? (нет)
А что бы вы хотели узнать про эту линию? (читают на слайде)
-Как называется? Как начертить? Из чего состоит? Где можно увидеть?
Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, и , надеюсь, ответим на ваши вопросы.
Попробуем сконструировать линию. У вас на партах находится материал для моделирования ломаной; части соломки, счётные палочки, тесьма, проволока, пластилин ). Из какого материала удобнее конструировать ломаную ?
Составим план работы:1. Взять части соломки или счётные палочки.2. выложить на парте.3. соединить части при помощи пластилина.
Покажите результат работы. Какое бы название вы дали этой линии?
Вы справились с заданием, и получаете вторую подсказку:
Вторая подсказка, как помочь зимующим птицам: Сделать и повесить кормушки возле школы, возле своего дома.
Как назвать части линии? (отрезки) Чем соединяются отрезки? (концами) Как следуют части ломаной? (друг за другом, последовательно)
5. Первичное осмысление и применение изученного
Возьмите листочки (приложение 10) и соедините точки так, чтобы получилась ломаная линия. Какой инструмент нам поможет? (линейка) Точки будем соединять последовательно. Из чего состоит ломаная? (из отрезков)
Эти отрезки называются звеньями(прикрепляется карточка на доску.)Сколько звеньев в нашей ломаной? (3)
Предположите, какое наименьшее количество звеньев может быть у ломаной?(2) А 1 звено?(это отрезок)
Места соединений звеньев ломаной называют вершинами.(два соединённых между собой звена напоминают гору, а верхняя точка-это вершина этой горы_
Итак, вы получаете третью подсказку, как помочь зимующим птицам:
регулярно подкармливайте птиц.
Дидактическая игра «Дополни предложение нужным словом» (дети отвечают хором)
В ходе исследований и наблюдений мы выяснили:
Линия, которая состоит из звеньев, не лежащих на одной прямой, называется….(ломаная). Место, где соединяются два звена называют…(вершиной).
-Где в жизни можно встретить модели ломаных линий?(крыши домов, горы)
Откройте учебники. Стр.20,задание1. Найдите на рисунках ломаные.
(орнамент, путь пчелы, карта города)
Задание 2: Сколько звеньев у ломаной?(показываем веерами, фронтальный опрос)
Следующее задание (приложение11): Нам нужно измерить какая птичка быстрее доберётся до кормушки. Но вот беда, у нас только 2 клубка ниток для измерения. Что нам делать?
Измеряем путь ниточками разного цвета и сравниваем их длину. Удобный это способ? (нет) А чем удобнее измерять(линейкой)-измерить длину каждого звена, а результаты сложить. Мы продолжим знакомство с этой линией на следующих уроках.
6. Подведение итогов урока
И снова интересное о зимующих птицах: хохлатые свиристели глотают замёрзшие ягоды рябины целиком, часто от этого падая с веток в обморок. Замёрзшие ягоды забивают зоб птичек и им становится трудно дышать. Но горячее тело птичек помогает ягодкам оттаять и они с лёгкостью проходят в желудок, птички оживают.
В нашей записи ягодки рябины закрыли некоторые слова. (приложение11)
Тест:
Откройте тетради. Вам предстоит записать буковку правильного ответа.
1. Ломаная линия состоит из:
А.прямых, б. кривых. В. Отрезков.
2. Места соединений звеньев называют:
А. вершинами б.равнинами в. точками
3. Чтобы измерить длину ломаной нужно:
А. измерить длину одного звена б. измерить длину всех звеньев и результаты сложить в. ничего не измерять.
Проверка
-
Рефлексия деятельности .
Возьмите каждый карточку с «лесенкой достижений» и посмотрите -на какой ступеньке вы остановились. Оправдались ли ваши ожидания? Если да, обведите «+» в кружок. Может кто-то поднялся на ступеньку повыше, тогда поставьте «+» в нужном месте.
Переверните карточку. (приложение 12)Отметьте ваши ощущения от урока: ничего не понял, удивился, узнал что-то новое, научился, расстроился.
И вот пришла пора и нам позаботиться о птицах. Прочитаем подсказки -план действий, как мы будем заботиться о птицах. (дети читают)
Мы уже развешивали кормушки. А сегодня к ним добавятся ещё три.
(дети подходят к доске и наполняют кормушки, сделанные с родителями, приготовленным кормом)
Наполним их необходимым кормом. Голуби любят ягодки рябины и шиповника. Синички- несолёное сало. А воробьи- пшено и семечки. Настало время: разложите корм. А после уроков мы выйдем в школьный двор и угостим птичек.
Спасибо за работу! Урок закончен.
Приложение 1.
Оценочный лист для групп
задания
№
Фамилия, имя
ВСТРЕЧА У КОРМУШКИ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СУГРОБЫ
СЛЕДЫ НА СНЕГУ
РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ
КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ЛОМАНОЙ
ЛИНИИ
ТЕСТ
Приложение 2.
Лесенка достижений
-
Запомню как можно больше сведений о птицах. Узнаю новые сведения о ломанной линии. Буду готовиться к участию в предметных олимпиадах.
Расширю свои знания о птицах. Познакомлюсь с новым понятием: ломанная линия.
Открою для себя новые сведения о птицах. Запомню интересную информацию.
Узнаю кое-что новое о птицах.
Приложение 3.
Птицы и кормушки
Приложение4.
Математические сугробы
22, 25, 31, 1, 7, 19, 25, 14, 15, 23
Приложение 5
Вставить пропущенные числа
5 + 5 + = 12
6 + 4 + = 13
7 + 3 + = 15
8 + 2 + = 16
Вставить пропущенные знаки
7 + 3 - 6 = 6 2
8 5 = 9 - 8 + 2
2 2 = 9 + 1 - 10
8 - 5 + 4 = 5 2
Приложение 6
-
н
18+6
24
0
19+8
27
а
14+9
23
я
17+5
22
м
18+8
26
а
16+9
25
л
19+9
28
-
л
о
м
а
н
а
я
28
27
26
25
24
23
22
Приложение7
Приложение 8
Приложение9
Приложение 10
Приложение11
Ломаная линия состоит из . Места соединений звеньев
называют . Чтобы узнать длину ломаной нужно
Приложение 12
Отметьте ваши ощущения от урока:
ничего не понял,
удивился,
узнал что-то новое,
научился,
расстроился.