Концепция работы классного руководителя 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Концепция работы учителя начальных классов



Иващенко Татьяны Витальевны

Слова Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить».

Известный педагог С.Б. Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность

формируется личностью».

Больше трех веков назад великий педагог Я. Коменский сказал кратко и точно: « Школа - мастерская человечности».



В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике, специфические проблемы вызваны не только экономическими и политическими трудностями, а прежде всего сменой системы ценностей и социальных приоритетов.

Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия:

« нравственность», « духовность», « патриотизм», « гражданственность».

Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Понимание важнейших приоритетов, целей и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности

Необходимые экономические и социальные широкомасштабные реформы требуют главного - заинтересованной и сознательной человеческой поддержки, активного участия всего народа в построении экономически и нравственно состоятельного, свободного, демократического, гражданского общества и правового государства.

В условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества социально значимые ценности отошли на задний план, стали преобладать сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием.

Разброс в ценностных ориентирах людей сегодня очень велик.

Б.С. Гершунский, предложил важнейшие приоритеты, имеющие судьбоносное значение для будущего человеческой цивилизации: Человек - Вера - Знание - Воля - Будущее - Жизнь, выделил сферу образования, в которой фокусируются признаки указанных выше приоритетов.

В.А. Караковский выделил приоритетные фундаментальные ценности: Человек - абсолютная ценность; Мир человека - это взаимодействие людей; Семья - структурная начальная единица общества; Труд - основа человеческого бытия; Знания - результат творческого труда; Культура - богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество- единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля - общий дом человечества; Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.

Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.

Воспитать такого человека не легко. Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научится - ничего не уничтожать и все совершенствовать».

Воспитание - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика.

В концепции модернизации российского образования определена приоритетность воспитания:

«Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

Воспитательная тема, над которой я работаю - «Фрмирование гражданско - патриотической компетенции младших школьников посредством программы «Мы - крымчане».

Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:

  • нетерпимость детей друг к другу,

  • неумение трудиться на общее благо,

  • эгоизм, дефицит общения,

  • негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:

  1. организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,

  2. создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:

  1. Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.

  2. Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.

  3. Создавать условия для творческого самовыражения каждого ученика.

В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло?

Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей.

Цели и задачи воспитательной системы.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.

Воспитательная система построена на следующих принципах:

  1. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир, как на основу здорового образа жизни.

  2. Субъективность (содействие классного руководителя развитию способностей ребенка как субъекта собственного поведения, а в итоге и жизни).

  3. Принятие ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Цель воспитательной системы начальной школы - формирование творческой личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей. В современном обществе, где фактически потеряны многие гуманистические ценности (при их провозглашении), становится наиболее важным пробудить в детях "доброе сердце", научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм. Основное внимание в воспитательной системе направлено на нравственное воспитание, охватывающее все стороны нашей жизни.

Цель воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

  • Задачами воспитательной деятельности являются:

  • Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.

  • Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.

  • Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

  • Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.

  • Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.

  • Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.

  • Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.

  • Взаимодействие с семьей.

Считаю, что система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.

Направления воспитательной деятельности

Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно систематизировать следующим образом:

"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

"Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).

"Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).

В систему работы включены следующие программы:

"Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).

"Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).

"Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).

"Нравственность" (формирование у обучающихся нравственной культуры и миропонимания).

"Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).

В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. Системообразующей деятельностью в воспитательной системе нашей школы является познавательная деятельность. Педагогический коллектив, которому присуще высокое профессиональное мастерство, значительный творческий потенциал, стремление к новым начинаниям постоянно работает над совершенствованием познавательной деятельности и активности учащихся.

В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом, я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество.

«Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его».

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию.

К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Одно из направлений воспитательной деятельности: создание ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в формировании личности ребенка.

Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей, я определила следующие задачи:

  1. содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

  2. воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;

  3. сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки .

Первоначальное сообщение доступных ребенку знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья.

Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы.

Уточнение знаний детей в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности.

Закрепление знаний в организованной сюжетно-ролевой игре, интегрированных занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности.

Диагностика усвоенных знаний, умений, навыков в свободной игре и самостоятельной оздоровительной деятельности.

Работа по данному алгоритму дает положительные результаты, т.к. имеющиеся у ребенка знания, благодаря их неоднократному практическому и действенному воспроизведению в игре, опытной деятельности, приобретают более прочный и более осознанный характер.

Внеурочная деятельность.

Воспитательная система класса - максимально открытая система, родители, педагоги школы, работники учреждений дополнительного образования - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе могут проводиться дни открытых дверей для родителей , семейные праздники, семейные встречи .

В развитии младших школьников целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, библиотеки, картинная выставка, кружки, которые проводятся в школе. Основные внутренние и внешние связи классного сообщества: ученики - учитель - родители - интересные люди - жители нашего города - другие учителя - другие классы.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.

Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:

нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как "семья", "природа", "школа", "учитель", "Родина", "дружба со сверстниками", "уважение к старшим", потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;

познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;

художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;

трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду - быть полезным в обществе - знакомство с распространенными профессиями.

Все внеклассные мероприятия и дела планируются с учетом интересов, желаний и возможностей детей

Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:

- сформированность личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявлений индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как:

Выявление уровня воспитанности.

Тест «Любят ли вас окружающие».

Занятие-практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду?»

Анкетирование «Межличностные отношения школьников».

Организационно-деятельная игра «Развитие личности младшего школьника».

Опрос «Какой у нас коллектив».

Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».

Оформление летописи (итоги прошедшего года).

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

При решении воспитательных задач используем различные формы работы: часы общения, беседы практические занятия, рейды, операции, экскурсий, походы, трудовые десанты, выставки детского творчества, праздники, конкурсы, викторины, игры (КВН « Поле Чудес», «Звездный час», «Стань отличником», «Угадай мелодию»), игры-путешествия, встречи с интересными людьми.

Взаимодействие семьи и школы.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.

Как педагог со стажем, стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей, посещение на дому.

В работе с будущими первоклассниками хочу использовать новшества по работе с родителями.

На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и создаются группы: «Творчество», «Фонд класса», «Наш дом», «Помощники», которыми руководит председатель родительского комитета класса.

«Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

«Фонд класса» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса.

«Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.

«Помощники» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-, видеосъемки и другие услуги.

В работе с родителями используются различные формы:

  1. круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос,

  2. родительские чтения,

  3. родительские вечера,

  4. родительские лектории,

  5. тематические консультации.

Такая работа поможет мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям - особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям - получить правильное ориентирование, становление личности.

Во взаимодействии с учениками основным является слово и мой личный пример. Зная возрастные особенности детей младшего школьного возраста, я использую игровые, трудовые, психологические, образно-художественные формы, учу каждого ребенка реально оценивать свои поступки и поступки других.

Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:

  • Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.

  • Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.

  • Анкетирование родителей.

  • Посещение детей на дому.

  • Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

  • Организация родительского самоуправления.

  • Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.

  • Обобщение опыта работы.

С первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа. На родительском собрании родители заполняют анкеты, идет знакомство с жизнью семьи, ее интересами. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов работы родителей, чтение детских сочинений о маме, каникулах, т.е. представление творческих работ учащихся. Родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. По мнению родителей, каждая наша встреча дает повод к размышлению, вызывает желание анализировать, думать, читать.

Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.

Так, одна из первых консультаций - ознакомление с режимом для школьников, с правилами для учащихся. Уже с первого класса устанавливается дежурство учащихся в классе. Для соблюдения дисциплины и порядка за каждым учащимся закрепляется постоянное место. Дежурные обслуживают определенные столы, распределяют между собой обязанности, следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований. От родителей требуется привить навыки культуры поведения за столом во время еды.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций выявляет, какую помощь оказывают родители детям, в чем они затрудняются.

Организация родительского самоуправления начинается после первого родительского собрания.

Следует заметить, что самыми активными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия. Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

15


© 2010-2022