Особенности методики проведения экскурсий с обучающимися

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества Белгородского района

Белгородской области»











Особенности методики проведения экскурсий с обучающимися


подготовила

методист

Костыря Евгения Олеговна





















г. Белгород

2013 Обучение и воспитание обучающихся осуществляется в определенных формах организации работы. В методически правильно организованном процессе преподавания все формы обучения взаимосвязаны с основной формой - занятием, помогая развивать понятия, мировоззрение, мышление и практические умения. Экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Учебная экскурсия - это проведение занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением обучающихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современном школьном образовании и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности. Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания обучающихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности обучающихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к обучению. В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста обучающихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников. Длительность экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от задач занятия, конкретных условий проведения, возраста обучающихся. Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Практика показывает, что экскурсии помогают воспитанникам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей. На экскурсии, обучающиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения. Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», обучающиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с картой местности. Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия предоставляет педагогу возможность изучить своих воспитанников. Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях занятия. Экскурсия обогащает знаниями и самого педагога, приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства. Дошкольная экскурсия - сложная форма учебно-воспитательного процесса. Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от занятия, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает педагогов от этой эффективной формы обучения. Высокая результативность экскурсии, решение поставленных познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности педагога, его организаторских способностей, педагогического такта, умения владеть вниманием ребят. Важнейшее назначение экскурсий заключается в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полученных на занятиях, в применении знаний и умений на практике. Наглядность - существеннейший признак экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности, обучающиеся усваивают знания, которые используют на занятиях. Знания становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у воспитанников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых изучаются в школе, формируются представления о производственных процессах, организации производства, отношениях в коллективе. На экскурсиях по историческим местам осуществляется связь исторических, обществоведческих и экономических знаний с данными о современной, жизни села, города, республики, страны, обучающиеся знакомятся с реальной народнохозяйственной практикой и задачами на будущее, что способствует формированию их коммунистического мировоззрения. Наблюдая и познавая явления общественной жизни, воспитанники сами готовятся к активному участию в различных сферах общественно полезной деятельности. Воспитанники должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно - популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на обучающихся такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с научной деятельностью в научно-исследовательском институте, на агробиостанции или в лаборатории. Нередко на экскурсиях воспитанники выполняют простые исследования: изучают почву или листья методом химического анализа, проводят метеорологические или фенологические наблюдения, собирают материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного исследования, приобщаются к научной деятельности. Во время экскурсии обучающиеся переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач. Например, на экскурсии по изучению геологического строения местности воспитанники находят в овраге небольшого размера обкатанный кусок породы. Обучающиеся знают, что камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени обработанности его поверхности можно определить путь обломков от места залегания коренной породы и найти это место.





















Список используемой литературы:

  1. И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков Экскурсии. - М.: Просвещение, 1983.
  2. Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.
  3. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. - М.: Просвещение, 1985.


© 2010-2022