Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К. Г

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение.

Тема раздела: ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ

Тема: Паустовский К.Г. «Теплый хлеб».

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

  • воспитывать бережное отношение к хлебу, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения.

  • способствовать обогащению словарного запаса, развитию их устной речи, развитие навыков учебного труда.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1 2

  1. Проверка домашнего задания.

а) Кроссворд.

- Если вы заполните все клеточки кроссворда, значит, внимательно прочитали произведение.

1- Кто оставил коня в деревне?

2 - Имя мальчика, который его обидел?

3 - Кто работал на мельнице?

4 - Птица - всезнайка.

5 - Головной убор крестьянина.

6 - Во что одевались дети зимой в те далекие времена?

7 - Кличка коня.

8 - Место ночлежки для зимующих птиц.

Полное название нашего урока звучит так: «Урок-открытие. Вы дома прочитали произведение, написанное К.Г.Паустовским «Тёплый хлеб». В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое объяснение слова «открытие». (Слайд) 1Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К.Г. «Открытие - то, что открыто, вновь установлено, найдено». Говоря о сказке, мы попытаемся открыть тайны незнакомых нам слов, использованных в произведении; определить жанровые особенности прочитанного текста, найти ключик, который откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми.

Автор прочитанного вами произведения - К.Г.Паустовский. Откроем для себя это имя.

(Слайд 2) Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К.Г.

Рассказ ученика о Паустовском.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.


4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.




Б) Деформированный текст.

- Расположите данные предложения в правильном порядке. Для этого надо хорошо знать ход событий.

1 Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла черная, тихая, и в ней кружились льдинки.

2 Его спросить надо.

3 Она не спала от холода, сидела на хомуте - подслушивала.

4 Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

В) Пойми меня.

- Каждой группе было дано задание - минипроект.

1гр. - Нарисовать портреты главных героев и дать им характеристику.

2 гр. - Найти в тексте непонятные слова и объяснить их с помощью словаря, родителей и других информационных технологий.

3 гр. -Подобрать пословицы о хлебе.

- Пожалуйста, 1 группа, назовите героев произведения. (Конь, Панкрат, Филька).(Слайд3)

- Что говорит автор о каждом из героев?Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К.Г.

- Подберите черты характера каждому герою (даю листочки).

Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату и все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.

Панкрат - мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.

Филька - молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».

2 группа подготовила проект «Неизвестные слова в произведении «Теплый хлеб». (Слайд 4)

- Произведение начинается со слов: «Кавалеристы проходили через деревню Бережки….»

-Кто такие кавалеристы?Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К.Г.

Христарадники - это…

Пожухли…

Баталии…

Камердинер…

Осокори…

Нашкодил…

Яр..

Пешни..

Застрех

Треухи

Жернова

Тулупчик

Ватник

Хомут

Картуз

Побираться

Учитель: ребята, вы хорошо справились с заданием. И не только сами узнали много нового, но и расширили наш кругозор. Старые слова вернули нас в эпоху, описываемую автором. События происходят в 20 годы 20 века, в военные годы, в обычной русской деревне.

2. Работа над текстом.

А) существует несколько видов пересказа: подробный, сжатый и выборочный.

Мы возьмем сжатый пересказ. От каждой группы выделите по 1 рассказчику. Задание: в 5-6 предложениях передать содержание произведения. 2 человека за дверь, 1 пересказывает.

- Кто лаконичнее, точнее передал содержание произведения?

Б) Сказка или рассказ? (СЛАЙД 5)

Учитель: прочитав произведение «Теплый хлеб», русский советский литературовед Шкловский Виктор Борисович сказал: «Он не был сказочником… он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра».Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К.Г.

- Так все-таки, что вы читали, сказку или рассказ? Обоснуйте свой выбор.(Слайд 6)Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К.Г.

Сказочные мотивы: Реальные мотивы:

-Свист ….. Война, раненый конь, равнодушный мальчик, - Легенда…. жители деревни….

Говорящая сорока…. Инвалид, просящий подаяние….

Топнул конь ногой, засвистел ветер и настала…. Совместная работа…

-Наверное, трудно сказать сказка это или рассказ. Но однозначно то, что сказочные события играют большую роль. Еще один признак сказки - это заключительная часть….

- Чем заканчивается сказка?

- Итак, это слово «ДОБРО».

- Найдите антоним к слову добро. (ЗЛО)

- С чего начинается зло в сказке?

- С чем оно ассоциируется у К.Г.Паустовского? (с холодом)

- А добро? (с теплом) Докажите.

- Композиционный приём, основанный на противопоставлении называется антитеза.

- Найдите и прочитайте эпизод, в котором описывается, как Филька обидел коня.

(Ученик читает от слов «В один...» до слов «Иди копай!». С. 157

- Филька совершил плохой поступок. Известно ли вам, что такое деяние называют еще проступком? А в духовной литературе, в Библии, принято называть плохое дело грехом.

Знаете ли вы, что означает слово грех? Давайте обратимся к толковому словарю.(Слайд9)

В словаре Владимира Даля мы читаем: «Грех - это поступок, противный Закону Божию, вина перед Господом». Каково происхождение слова? На этот вопрос нам дает ответ Этимологический словарь под редакцией Н.М. Шанского гласит так:

«Грех - это общеславянское слово, образовано от слова грети и суффикса -хъ, то есть это «то, что жжет, мучает, вызывает сомнение». Токарев

- Какие же грехи совершил Филька?

• Обзывал.

• Ударил коня.

• Кинул хлеб на землю.

• Не поделился с голодным конем.

-Что помогает нам, читателям, понять, что мировой порядок нарушен?

-Найдите слова и выражения, помогающие понять, , как реагирует природа на зло, совершенное Филькой? Чтение стр. 157

-Какое главное слово объединяет все сказанное? (Холод).

- Как объяснила бабка, к чему приводит злоба людская?

- Догадалась ли она о том, что Филька обидел коня? (Да.)

- Почему же она не ругала, не стыдила внука, а рассказала историю про солдата?

(Чтобы Филька сделал выводы сам, ведь грешник может раскаяться только в том случае, когда сам осознает свой грех.

Чтение отрывка о солдате.

-Осознал мужик свою вину?

-А Филька?

1 группа - выборочный пересказ о Фильке. (2и3 группа)

Г) Найдите отрывок, который я назвала бы «Искупление вины».С. 161-162 (Я, дедушка Панкрат, как рассветет…..ветер дул с юга). По ролям 2гр.

- Прочитайте этот отрывок

-д) Наша следующая работа называется «Искусство задавать вопросы».

-Какие вопросы можете задать друг другу по данному отрывку?

3. Слово учителя

- Есть прекрасная пословица: «Хлеб ногою топтать - всему народу голодать».

-Точную пословицу я выбрала к данной сказке из огромного их количества ?

-Обоснуйте свое согласие со мной.

Учитель: Не только в пословицах хранится народная мудрость. Многие обычаи русского народа связаны с хлебом. Многое о хлебе узнали ребята, подготовившие проект «Хлеб - всему голова». Давайте познакомимся и с их открытием.

А) Защита проекта «Хлеб - всему голова»

- У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин - символ Солнца. Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб - каравай - и потчевали им всех участников трудового процесса. Снопами украшали красный угол в избе. Все праздники - рождения, именины, свадьбы и даже похороны - не обходились без обрядов, связанных с хлебом. Когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Уроненный хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно. Свидетельство этому - огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.

Б) Пословицы.(Слайд 7)

Хлеб - всему голова.Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К.Г.

Хлеб да вода - крестьянская еда.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.

Хлеба нет - и друзей не бывало.

Хлеба нет - и корочки в честь.

Хлеб хлебу брат.

Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.

Хлеба не куска - и в горнице тоска.

Хлеба край - и под елью рай, хлеба ни куска - в полатях возьмет тоска.

Вывод по уроку

Учитель: - Спасибо за информацию. Она поможет нам ответить на вопрос:

«Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? В чём смысл названия?

О слове «хлеб» нам рассказали ребята. Заглянем в словарь С.И.Ожегова.

Какие значения имеет слово «теплый»? (Слайд8 )

Теплый - 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло.

- Как бы теперь вы ответили на мой вопрос?

(Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).

Учитель: - Мы с вами пришли к выводу, что хлеб - это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное добротой - горячее. Холодное злое Филькино сердце превратилось в горячее, наполненное любовью.

- Что легче делать: добро или зло?

Выводы по уроку, по сказке:

1. Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить ……….добрый поступок.

2. Когда люди вместе берутся за дело, им …………многое по силам.

3. Человек и природа ……….. неразделимы.

5. Не надо бояться признавать свои грехи, иметь ……..мужество признаться в совершенных проступках и попросить………. прощения у тех, кого обидели

4. Итог урока

-На мой взгляд, главное открытие нашего урока мы сделали все вместе. Мы поняли, что сердце человека должно быть «тёплыми», открытым для любви и света. Выводы сделаны. Домашнее задание будет творческим: написать короткое сочинение «Чему научила меня сказка Паустовского «Теплый хлеб».

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

- Что вам показалось на уроке самым интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

ΙV. Домашнее задание.

1. Домашнее задание будет творческим: написать короткое сочинение «Чему научила меня сказка Паустовского «Теплый хлеб».



Окружающий мир. Урок - путешествие.

Дата проведения: 23.12.2011г.

Тема: Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, ЭОР, технология проблемного диалога.

Цели:

Дидактическая:

- создать условия для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий

Предметные:

- повторить (сезонные) зимние явления природы;

- формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Воспитательные:

- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь нуждающимся животным;

1.ЭОР:

Проектор, компьютер, презентация, фонограммы песни, музыки и голосов птиц.

2. Раздаточный материал:

карточки и конверты с заданиями для парной и групповой работы

3. Наглядный материал:

картинки с образцами одежды, елочка на ватмане, «снежки», сигнальные карточки для тира, буквы на магнитах.

Литература:

1. Учебник. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, часть 2, Москва, Баласс, 2013г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику литературного чтения для 3 класса, , часть 2, Москва, Баласс, 2013г.

3. Методические рекомендации для учителя. Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, часть 2, Москва, Баласс, 2013г.

4. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб», Москва, «Художественная литература», 1970г.

. «Русские пословицы и поговорки». Москва, «Художественная литература», 1978г.

5. Презентация к уроку: kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/presentacii/153270

Присутствовали на уроке:

учителя МБУ СОШ № 94:

Шаталина В.А.,

Соколова Л.А.,

Николаева А.В.

Мечтанова И.В.

Дормидонтова О.И.

Копытина Н.В.

Палькина В.Г.

Крылова Л.С.

Колесникова В. И.

Мигда С.Ю.

Прохуткина Н.И.

Орешина О.Н.

Администрация школы:

Зайцева Т.Н. зам. директора по УВР

Плаксина Л.А. зам. директора по УВР

Кондрашова Е.А. зам. директора по УВР

17© ООО «Баласс», 2013

© 2010-2022