- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К. Г
Технологическая карта урока - открытия по литературе Тёплый хлеб Паустовского К. Г
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Палькина В.Г. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Литературное чтение.
Тема раздела: ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ
Тема: Паустовский К.Г. «Теплый хлеб».
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
-
воспитывать бережное отношение к хлебу, доброты и чуткости через эмоциональное восприятие произведения.
-
способствовать обогащению словарного запаса, развитию их устной речи, развитие навыков учебного труда.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1 2
-
Проверка домашнего задания.
а) Кроссворд.
- Если вы заполните все клеточки кроссворда, значит, внимательно прочитали произведение.
1- Кто оставил коня в деревне?
2 - Имя мальчика, который его обидел?
3 - Кто работал на мельнице?
4 - Птица - всезнайка.
5 - Головной убор крестьянина.
6 - Во что одевались дети зимой в те далекие времена?
7 - Кличка коня.
8 - Место ночлежки для зимующих птиц.
Полное название нашего урока звучит так: «Урок-открытие. Вы дома прочитали произведение, написанное К.Г.Паустовским «Тёплый хлеб». В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое объяснение слова «открытие». (Слайд) 1 «Открытие - то, что открыто, вновь установлено, найдено». Говоря о сказке, мы попытаемся открыть тайны незнакомых нам слов, использованных в произведении; определить жанровые особенности прочитанного текста, найти ключик, который откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми.
Автор прочитанного вами произведения - К.Г.Паустовский. Откроем для себя это имя.
(Слайд 2)
Рассказ ученика о Паустовском.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
Б) Деформированный текст.
- Расположите данные предложения в правильном порядке. Для этого надо хорошо знать ход событий.
1 Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла черная, тихая, и в ней кружились льдинки.
2 Его спросить надо.
3 Она не спала от холода, сидела на хомуте - подслушивала.
4 Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
В) Пойми меня.
- Каждой группе было дано задание - минипроект.
1гр. - Нарисовать портреты главных героев и дать им характеристику.
2 гр. - Найти в тексте непонятные слова и объяснить их с помощью словаря, родителей и других информационных технологий.
3 гр. -Подобрать пословицы о хлебе.
- Пожалуйста, 1 группа, назовите героев произведения. (Конь, Панкрат, Филька).(Слайд3)
- Что говорит автор о каждом из героев?
- Подберите черты характера каждому герою (даю листочки).
Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату и все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.
Панкрат - мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.
Филька - молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».
2 группа подготовила проект «Неизвестные слова в произведении «Теплый хлеб». (Слайд 4)
- Произведение начинается со слов: «Кавалеристы проходили через деревню Бережки….»
-Кто такие кавалеристы?
Христарадники - это…
Пожухли…
Баталии…
Камердинер…
Осокори…
Нашкодил…
Яр..
Пешни..
Застрех
Треухи
Жернова
Тулупчик
Ватник
Хомут
Картуз
Побираться
Учитель: ребята, вы хорошо справились с заданием. И не только сами узнали много нового, но и расширили наш кругозор. Старые слова вернули нас в эпоху, описываемую автором. События происходят в 20 годы 20 века, в военные годы, в обычной русской деревне.
2. Работа над текстом.
А) существует несколько видов пересказа: подробный, сжатый и выборочный.
Мы возьмем сжатый пересказ. От каждой группы выделите по 1 рассказчику. Задание: в 5-6 предложениях передать содержание произведения. 2 человека за дверь, 1 пересказывает.
- Кто лаконичнее, точнее передал содержание произведения?
Б) Сказка или рассказ? (СЛАЙД 5)
Учитель: прочитав произведение «Теплый хлеб», русский советский литературовед Шкловский Виктор Борисович сказал: «Он не был сказочником… он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра».
- Так все-таки, что вы читали, сказку или рассказ? Обоснуйте свой выбор.(Слайд 6)
Сказочные мотивы: Реальные мотивы:
-Свист ….. Война, раненый конь, равнодушный мальчик, - Легенда…. жители деревни….
Говорящая сорока…. Инвалид, просящий подаяние….
Топнул конь ногой, засвистел ветер и настала…. Совместная работа…
-Наверное, трудно сказать сказка это или рассказ. Но однозначно то, что сказочные события играют большую роль. Еще один признак сказки - это заключительная часть….
- Чем заканчивается сказка?
- Итак, это слово «ДОБРО».
- Найдите антоним к слову добро. (ЗЛО)
- С чего начинается зло в сказке?
- С чем оно ассоциируется у К.Г.Паустовского? (с холодом)
- А добро? (с теплом) Докажите.
- Композиционный приём, основанный на противопоставлении называется антитеза.
- Найдите и прочитайте эпизод, в котором описывается, как Филька обидел коня.
(Ученик читает от слов «В один...» до слов «Иди копай!». С. 157
- Филька совершил плохой поступок. Известно ли вам, что такое деяние называют еще проступком? А в духовной литературе, в Библии, принято называть плохое дело грехом.
Знаете ли вы, что означает слово грех? Давайте обратимся к толковому словарю.(Слайд9)
В словаре Владимира Даля мы читаем: «Грех - это поступок, противный Закону Божию, вина перед Господом». Каково происхождение слова? На этот вопрос нам дает ответ Этимологический словарь под редакцией Н.М. Шанского гласит так:
«Грех - это общеславянское слово, образовано от слова грети и суффикса -хъ, то есть это «то, что жжет, мучает, вызывает сомнение». Токарев
- Какие же грехи совершил Филька?
• Обзывал.
• Ударил коня.
• Кинул хлеб на землю.
• Не поделился с голодным конем.
-Что помогает нам, читателям, понять, что мировой порядок нарушен?
-Найдите слова и выражения, помогающие понять, , как реагирует природа на зло, совершенное Филькой? Чтение стр. 157
-Какое главное слово объединяет все сказанное? (Холод).
- Как объяснила бабка, к чему приводит злоба людская?
- Догадалась ли она о том, что Филька обидел коня? (Да.)
- Почему же она не ругала, не стыдила внука, а рассказала историю про солдата?
(Чтобы Филька сделал выводы сам, ведь грешник может раскаяться только в том случае, когда сам осознает свой грех.
Чтение отрывка о солдате.
-Осознал мужик свою вину?
-А Филька?
1 группа - выборочный пересказ о Фильке. (2и3 группа)
Г) Найдите отрывок, который я назвала бы «Искупление вины».С. 161-162 (Я, дедушка Панкрат, как рассветет…..ветер дул с юга). По ролям 2гр.
- Прочитайте этот отрывок
-д) Наша следующая работа называется «Искусство задавать вопросы».
-Какие вопросы можете задать друг другу по данному отрывку?
3. Слово учителя
- Есть прекрасная пословица: «Хлеб ногою топтать - всему народу голодать».
-Точную пословицу я выбрала к данной сказке из огромного их количества ?
-Обоснуйте свое согласие со мной.
Учитель: Не только в пословицах хранится народная мудрость. Многие обычаи русского народа связаны с хлебом. Многое о хлебе узнали ребята, подготовившие проект «Хлеб - всему голова». Давайте познакомимся и с их открытием.
А) Защита проекта «Хлеб - всему голова»
- У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин - символ Солнца. Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб - каравай - и потчевали им всех участников трудового процесса. Снопами украшали красный угол в избе. Все праздники - рождения, именины, свадьбы и даже похороны - не обходились без обрядов, связанных с хлебом. Когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Уроненный хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно. Свидетельство этому - огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.
Б) Пословицы.(Слайд 7)
Хлеб - всему голова.
Хлеб да вода - крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет - и друзей не бывало.
Хлеба нет - и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска - и в горнице тоска.
Хлеба край - и под елью рай, хлеба ни куска - в полатях возьмет тоска.
Вывод по уроку
Учитель: - Спасибо за информацию. Она поможет нам ответить на вопрос:
«Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? В чём смысл названия?
О слове «хлеб» нам рассказали ребята. Заглянем в словарь С.И.Ожегова.
Какие значения имеет слово «теплый»? (Слайд8 )
Теплый - 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло.
- Как бы теперь вы ответили на мой вопрос?
(Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью).
Учитель: - Мы с вами пришли к выводу, что хлеб - это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное добротой - горячее. Холодное злое Филькино сердце превратилось в горячее, наполненное любовью.
- Что легче делать: добро или зло?
Выводы по уроку, по сказке:
1. Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить ……….добрый поступок.
2. Когда люди вместе берутся за дело, им …………многое по силам.
3. Человек и природа ……….. неразделимы.
5. Не надо бояться признавать свои грехи, иметь ……..мужество признаться в совершенных проступках и попросить………. прощения у тех, кого обидели
4. Итог урока
-На мой взгляд, главное открытие нашего урока мы сделали все вместе. Мы поняли, что сердце человека должно быть «тёплыми», открытым для любви и света. Выводы сделаны. Домашнее задание будет творческим: написать короткое сочинение «Чему научила меня сказка Паустовского «Теплый хлеб».
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
ΙΙΙ. Итог.
- Что вам показалось на уроке самым интересным?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
ΙV. Домашнее задание.
1. Домашнее задание будет творческим: написать короткое сочинение «Чему научила меня сказка Паустовского «Теплый хлеб».
Окружающий мир. Урок - путешествие.
Дата проведения: 23.12.2011г.
Тема: Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)
Тип урока: повторительно- обобщающий.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, ЭОР, технология проблемного диалога.
Цели:
Дидактическая:
- создать условия для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий
Предметные:
- повторить (сезонные) зимние явления природы;
- формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь нуждающимся животным;
1.ЭОР:
Проектор, компьютер, презентация, фонограммы песни, музыки и голосов птиц.
2. Раздаточный материал:
карточки и конверты с заданиями для парной и групповой работы
3. Наглядный материал:
картинки с образцами одежды, елочка на ватмане, «снежки», сигнальные карточки для тира, буквы на магнитах.
Литература:
1. Учебник. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, часть 2, Москва, Баласс, 2013г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику литературного чтения для 3 класса, , часть 2, Москва, Баласс, 2013г.
3. Методические рекомендации для учителя. Бунеева «Литературное чтение» 3 класс, часть 2, Москва, Баласс, 2013г.
4. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб», Москва, «Художественная литература», 1970г.
. «Русские пословицы и поговорки». Москва, «Художественная литература», 1978г.
5. Презентация к уроку: kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/presentacii/153270
Присутствовали на уроке:
учителя МБУ СОШ № 94:
Шаталина В.А.,
Соколова Л.А.,
Николаева А.В.
Мечтанова И.В.
Дормидонтова О.И.
Копытина Н.В.
Палькина В.Г.
Крылова Л.С.
Колесникова В. И.
Мигда С.Ю.
Прохуткина Н.И.
Орешина О.Н.
Администрация школы:
Зайцева Т.Н. зам. директора по УВР
Плаксина Л.А. зам. директора по УВР
Кондрашова Е.А. зам. директора по УВР
17© ООО «Баласс», 2013