Применение ИКТ в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение ИКТ в начальной школе.

Лемешко Евгения Дмитриевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №18 В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества. Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Начальная школа - наиболее благоприятный период для знакомства детей с компьютером. Ребятам нужно научиться обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать все изменения, происходящие в мире. Применение компьютерных технологий помогает детям совместить в учебном процессе игровую и учебную деятельность, обучение становится увлекательным и интересным, при этом происходит плавная смена деятельности. Использование компьютера на уроках создаёт благоприятную обстановку, способствует развитию каждого ребёнка на своём уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности детей, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические затруднения у школьников. В своей работе при подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры...); логические игры; ресурсы Интернет; электронные энциклопедии. Презентации делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор и включают детей в активную поисковую деятельность. Восприятие материала опирается на зрительную, слуховую и моторную память. Сложный материал рассматривается поэтапно, что позволяет повторить предыдущий материал и на основе изученного «открыть» новые знания. Применение презентаций решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ - это комбинированные, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. Наиболее часто использую презентации на уроках чтения и окружающего мира. Также не маловажную лепту вносят ИКТ на уроках музыкальной культуры, изобразительной деятельности, математике и технологии. Я работаю в школе 3 года и считаю что компьютер - это важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего ученикам лучше усвоить программный материал. Детям нравится учить сказочных персонажей, исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение. При изучении тем включаю в уроки задания на классификацию, обобщение, использую ребусы, кроссворды, дидактические игры, загадки с опорой на слайды, подбираю разные факты в рубрику « Это интересно». Эти виды упражнений способствуют развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. Презентации помогают сконцентрировать внимание детей на главных понятиях, увеличить словарный запас и расширить кругозор школьников. В программе внеурочной деятельности я веду факультатив «Я - исследователь». Ребята ведут исследовательскую работу , а затем представляют свои проекты в виде презентаций одноклассникам. Второй год мои дети занимают призовые места в муниципальном этапе конкурса исследовательских и творческих работ «Я - исследователь». Их проекты рассказывают о необыкновенных обитателях земли, о звездах, о насекомых, о птицах, о животных жарких и теплых районов. Каждому хочется поделиться своими познаниями, представить одноклассникам найденный материал. Учащимся с интересом смотрят познавательные фильмы из цикла «Живая природа». Особенно интересно проходят уроки, на которых я использую обучающий диск «Окружающий мир». На уроках русского языка мы работаем с мультимедийным приложением к учебнику. Обширный материал включает работу со словарными словами, тестами и другими заданиями в игровой форме. Весь материал красочно иллюстрирован и помогает лучшему восприятию материала. На уроке литературы я использую презентации, что помогает повысить интерес не только к творчеству поэтов, но вызывает интерес к произведениям Учащиеся с особым старанием и энергией отгадывают по отрывкам из произведения и автора и название. На уроках математики мы используем методические материалы собранные на диске Л.Г.Петерсон. Темы представлены в форме слайд - презентации, к которой прилагается подробное методическое сопровождение. Предлагаемую серию презентаций отличает новый подход в реализации принципов деятельностного обучения. Каждая презентация представляет урок введения новых знаний не традиционным, а проблемным способом обучения. Использование материалов диска на уроке помогает учащимся целенаправленно осуществлять поисковую деятельность при решении математических задач, что принципиально важно для их логического мышления и познавательных интересов, создания атмосферы психологической комфортности, чувства уверенности в своих силах. Информационно - коммуникационные технологии я применяю и на уроках музыкальной культуры. Наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины. Применение материалов из электронных музыкальных энциклопедий упростит подготовку к урокам, позволит наполнить их мультимедиа-содержанием, тем самым оптимизируя, обогащая урок музыки, повышая эффективность работы со школьниками. Интересно и удобно создавать презентации к урокам самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного урока. Как уже было сказано ранее: одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что так необходимо для уроков изобразительного искусства. Чтобы познакомить с народными промыслами я использовала презентации «Городец», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Сказочная Хохлома» и др. В презентациях содержится история промысла, предметы, украшенные росписью, а также поэтапное выполнение элементов росписи. Иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе способствует созданию условий для активной и творческой деятельности. ИКТ позволяет кратко и красочно представить необходимый материал учащимся, позволяет сделать мероприятия более увлекательными и познавательными. ИКТ прекрасно вписывается в содержание внеклассного мероприятия, и позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими. Таким образом, можно сказать, что использование ИКТ в начальных классах помогает учителю качественным образом улучшить процесс обучения и воспитания, является важным этапом в формировании педагогического мастерства.

© 2010-2022