Урок математики Прибавление и вычитание числа 1

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ УРОКА


На предлагаемом уроке математики учащиеся учатся прибавлять и вычитать число 1, называя следующее при счете число и предыдущее при счете число. Перед изучением нового материала ставится проблема, требующая актуализации знаний, поиска и наблюдений в решении данной проблемы. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накапливался опыт практического выполнения сложения и вычитания, что в дальнейшем существенно облегчит усвоение смысла этих действий. На уроке используется игровая технология, так как с помощью игры можно проверить уровень полученных знаний, развивать смекалку, сообразительность, пробуждать желание узнавать новое. Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке, способствуют охране и укреплению здоровья детей (физ. минутки, эмоциональное вхождение в урок, доброжелательный тон учителя и т.д.). На уроке применяется ЭУП (электронно-учебное пособие), которое предполагает организацию активной деятельности учащихся, в результате чего происходит формирование вычислительных навыков и развитие мыслительных способностей. Для формирования коммуникативных универсальных действий на уроке была организована работа в парах, работа в группах, коллективная работа.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название УМК «Начальная школа XXI века» Предмет математика Класс 1

Тема урока Прибавление и вычитание числа 1

Место и роль урока в изучаемой теме: данной урок является вводным при изучении главы «Сложение и вычитание в пределах 10»

Тип урока комбинированный

Цель урока: научить прибавлять и вычитать число 1

Задачи урока:

  1. Научить прибавлять и вычитать число 1, называя последующее (предыдущее) число, выполнять движение по шкале влево и вправо от данного числа на 1; совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10.
  2. Развивать познавательную активность, любознательность, интерес к математическим свойствам, явлениям, закономерностям; совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
  3. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся (чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу ).

I.Организационный момент



























1 мин


Исполь зуется класси фикация методов по характе ру познава тельной деятель ности

М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера

-С добрым утром!

Начат день, первым делом гоним лень.

Мы урок начать готовы,

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать!
-Ребята, на каждом уроке нам нужны умения: работать с книгой, отвечать полным ответом, правильно сидеть за партой и поднимать руку.
-А чему бы вы хотели научиться на уроке? Может у кого-то что-то не получается? Поставьте перед собой цели и, конечно, постарайтесь достичь их, работая на уроке.

















Ответы учеников


II. Устный счет


6 мин

Вычислительные машины

+10 +0 -0

4 7 3

3 2 4

6 4 8

2 8 0

0 5 6

1 9 5



Репродуктивный метод (воспроизведе ние дейст вий по при мене нию зна ний)


Индиви дуальная работа


Фронталь ная работа

-А наш урок мы начнем с математической разминки. Все вычисления будем делать устно. Устный счет нам поможет быстро включиться в работу. Три ученика будут работать у доски с вычислительными машинами самостоятельно.

-А все остальные дети будут работать вместе со мной. Проведем устный арифметический диктант.

-Какое число следует при счете за числом 5?

-Какое число при счете стоит перед числом 4?

-Назовите соседей числа 9




















-За числом 5 следует 6.

-Перед числом 4 стоит число 3

-Соседи числа 9 это числа 8 и 10.















Познавательные УУД

-формирование умения работать по знаково - символической модели (использование знаков и символов как условных заместителей) через работу с графической моделью вычислительных машин.

Познавательные УУД

-формирование умения осознанно и правильно строить математическое речевое высказывание








Частич но-поиско вый метод

(поиск приме ров на основе изучен ных правил)



Фронталь ная работа

-Какое число меньше 8 на 1?

-Какое число больше 3 на 1?

-Увеличьте 7 на 2

-Увеличьте 9 на 2

-Уменьшите 7 на 2

-Придумайте задачу, чтобы в ответе получилось число 5.

-А теперь проверим работу наших учеников. -Какая задача стояла перед первым учеником?

-Справился ли он? Оцените работу товарища.

-Какая задача стояла перед вторым учеником?

-Справился ли он? Оцените работу товарища.

-Меньше 8 на 1 число7.


-Больше 3 на 1 число 4.

9

11

5


Ученики составляют устно задачи

-Увеличить числа на 10

Оценка товарищей

-К числам прибавить 0

Оценка товарищей


.


Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности.

-формирование умения осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано), и пооперационный контроль

(как выполнена каждая операция).



















Расшифруйте слово

Ответы вычислительной машины № 2 соответствуют буквам О Д И Н 7 2 5 9


Частич но-поиско вый метод

(комментирова ние практи ческих дейст вий)

Фронтальная работа

-Какая задача стояла перед третьем учеником? -Справился ли он? Оцените работу товарища.


И последнее задание: расшифруйте слово.

-Сегодня на уроке мы будем работать с этим числом -Как вы думаете, что можно сделать с этим числом в математике?
-Сегодня мы понаблюдаем и сделаем выводы: как быстро и удобно делать такие вычисления.
-Продолжим работу по учебнику

-Из чисел вычесть 0

Оценка товарищей

Дети расшифровывают слово «один»

-Складывать и вычитать 1

Познавательные УУД

-формирование умения по поиску необходимой информации.

III. Работа по теме

3 мин 3 мин 4 мин

Задание №1

Какое число будет завтра и было вчера, если сегодня:

8 марта, 10 апреля, 6 мая, 15 июня























Задание №2

Назовите число, следующее при счете за числом: 3, 7, 9, 10, 13, 18.

Частич но-поиско вый метод (эвристическая беседа, ведущая к выводу)


















Частич но-поиско вый метод

Фронтальная работа

-Откройте учебники на стр.25 №1

-Представим, что сегодня 8 марта. Какое число будет завтра и какое было вчера?

-Представим, что сегодня 10 апреля. Какое число будет завтра и какое было вчера?

Представим, что сегодня 6 мая. Какое число будет завтра и какое было вчера?

Представим, что сегодня 15 июня. Какое число будет завтра и какое было вчера?

-Что помогло вам быстро назвать предыдущее и последующее число?

-Ваши наблюдения

помогут выполнить следующее задание №2

-Назовите число, следующее при счете за числом: 3, 7, 9, 10, 13, 18.



-Завтра будет 9 марта, вчера было 7 марта


-Завтра будет 11 апреля, вчера было 9 апреля


-Завтра будет 7 мая, вчера было 5 мая



-Завтра будет 16 июня, вчера было 14 июня


-Знание порядка чисел на числовом луче


-за числом 3 следует число 4…


Познавательные УУД

- формирование умения осознанно и правильно строить математическое речевое высказывание.



Познавательные УУД (логические)

-формирование умения строить логическую цепочку рассуждений и выведение следствий.

Познавательные УУД

- формирование умения осознанно строить математическое речевое высказывание

3 мин





Задание №3

Какое число называют при счете перед числом:

4, 6, 8, 10, 14, 17









Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.

Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать

предыдущее при счете число.


(комментирова ние дейст вий с выво

дом)

Фронтальная работа -Что происходит с числами?
-На сколько? -Как же быстро к числу прибавить число 1?
-Перейдем к заданию №3 -Какое число называют при счете перед числом: 4, 6, 8, 10, 14, 17 -Построим правильное математическое высказывание -Что происходило с числами? -На сколько? -Как же быстро из числа можно вычесть 1?
-Сделаем вывод: как можно прибавлять и вычитать число 1?

-они увеличиваются

-на 1

-назвать следующее число

- при счете перед числом 4 стоит число 3 …

-они уменьшались

-на 1

-назвать предыдущее число

-чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.

-чтобы из числа вычесть 1, можно назвать


Познавательные УУД

- формирование умения строить логическую цепочку рассуждений и выведения следствий.

Познавательные УУД

- формирование умения осознанно строить математическое речевое высказывание.

Познавательные УУД

- формирование умения строить логическую цепочку рассуждений

и выведение следствий.


Физминутка


IV. Закрепление нового материала

3 мин 2 мин 1 мин













Задание №5

6+1 14+1 9-1 15-1

9+1 18+1 7-1 19-1

Тетрадь на печатной основе

Задание №1

-Что делает каждая «машина»? Запиши результаты вычислений.


















Репродуктивный метод (работа с книгой, опора на правило)

Репродуктивный метод

(выпол нение заданий по задан ному образцу,

Фронтальная работа Коллективная работа

-Чередование труда и отдыха помогут сохранить наше здоровье

Поднимает руки класс - это раз, повернулась голова - это два, руки вниз, вперед смотри - это три, руки в стороны пошире растянули на четыре, с силой их к плечам прижать - это пять, всем ребятам тихо сесть - это шесть

-Переходим к заданию 5. Будьте внимательны, следите друг за другом, так вычисления мы будем делать по цепочке.

-Что помогло нам быстро сделать вычисления?

Переходим к работе в тетрадях на печатной основе с.23 №1

-Посмотрите на задание №1. Что изображено?

предыдущее при счете число.



математиче ское правило

-Вычисли тельные машины


Личностные УУД

-формирование мотивации к здоровому образу жизни.


Регулятивные УУД

-формирование умения осуществлять действие по заданному правилу.

Познавательные УУД

-формирование умения работать по знаково - символической модели (использование знаков и символов как условных заместителей) через работу с графической моделью вычислительных машин.






3 мин

+1 -1

3 4

7 1

11 7

0 15

8 9







Задание №2 Запиши ответы 3+1 4-1 4+1 8-1 7+1 1-1 5+1 19-1





с последующим обобще нием)










Репродуктивный метод (воспроизведе ние дейст вий по при мене нию зна ний

Самостоятельная работа (индивидуальная) Фронтальная работа

-Что будет делать первая вычислительная машина?

-Кто запомнил, как быстро прибавить число 1?

-Выполните действие машины по «цепочке»

- Что будет делать вторая вычислительная машина?

-Кто запомнил, как быстро вычесть число 1?

-Выполните действия машины по «цепочке»

-Сейчас попробуем свои силы. Научились ли мы прибавлять и вычитать число 1?

Задание №2 с.23 будем выполнять самостоятельно по вариантам

I вариант - 1 столбик

II вариант - 2 столбик

-А теперь поменяемся тетрадями и оценим работу своего друга.

- Как оценили вы работу своего соседа?

-прибавлять число 1.

-назвать следующее при счете число

-вычитать число 1.

- можно назвать

предыдущее при счете число.










Регулятивные УУД

-формирование умения адекватно воспринимать оценку сверстника


Физминутка для глаз

V. Повторение изученного материала


2 мин 1 мин 16+1 0+1 10-1

7-1








Электронно-учебное пособие

ЭУП (тренажер)

Сложение и вычитание в пределах 10.


3+2 3+5

1-1 7-6

4+4 1+7

10-2 10-8



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9














Проблемное изложе ние знаний с опорой на нагляд ность (ЭУП)

Коллективная работа

-У нас остался 3 столбик примеров. Кто смог бы выполнить его самостоятельно? Молодцы! Приступите к заданию.

А сейчас проверим. Назовите только ответы

-А сейчас проверим свои умения работать по электронной доске.


-Умение работать с товарищем, это необходимо для каждого, поэтому сейчас поработаем в парах (по учебнику №9 с. 26).

Ответы детей

16, 1, 9, 6



Регулятивные УУД

-формирование умения осуществлять действие по заданному правилу

Личностные УУД

- формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Коммуникативные УУД

- формирование умения взаимопомощи по ходу выполнения задания; умения анализировать собственную коллективную деятельность: степень самостоятельности, свои достижения, причины неудач.




VI. Итог урока



1 мин 1 мин 5 мин

Задание №9

- Составьте задачи по рисункам и математическим записям.

4+1 1+3

8-1 9-1

Сказочные числа

… $ # &…

8







Частич но-поиско вый

(перенос общих призна ков известного на новое в практи ческих действиях)


Фронтальная работа Работа в парах

- Договоритесь, по какому учебнику вы будете работать? Чей это будет учебник? Положите его на середину парты.

- Составьте задачи по рисункам и математическим записям. Покажите сигналом, что вы готовы отвечать.

- Кто будет отвечать?

-А теперь перед вами «сказочные числа». Они расположены в числовом ряду по порядку, только первые и последние числа не сохранились.

-Какое число будет обозначать $, &, если # число 8?

-Как вы догадались?

-Чему мы научились на уроке?

-Какие цели перед собой ставили? Достигли ли их?

Ученики в парах составляют устно задачи

-в нашей паре будет отвечать…

$- это число 7

&-это число 9

Ответы детей

Складывать и вычитать 1

Выслушиваются ответы детей по достижению личных общеучебных целей

-

Коммуникативные УУД, направленные на согласование усилий по достижению общей цели.

-формирование умения договариваться, находить общее решение; способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтов интересов; взаимопомощи по ходу выполнения задания.


Познавательные УУД

-формирование умения строить логическую цепочку рассуждений










-Когда вы придете домой, что вы расскажите дома?

-Как сегодня мы научились складывать и вычитать число1?

-чтобы к числу прибавить 1, можно назвать следующее за ним при счете число.

-чтобы из числа вычесть 1, можно назвать предыдущее при счете число.





Савельева Елена Викторовна, учитель начальных классов,

МОУ «Грачевская средняя общеобразовательная школа», Грачевский район 13

© 2010-2022