Урок литературного чтения Тема: С. Козлов. «Ежик в тумане»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Строкова Ольга Владимировна учитель начальных классов 1квалификационной категории

Урок литературного чтения, 2 «Б» класс

Тема: С. Козлов. «Ежик в тумане».

Цель для учителя: 1. Создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; способствовать совершенствованию навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.

2. Развитие речи, развитие эмоциональной чуткости учащихся, тонкости восприятия художественной речи, творческого воображения, развитие навыков учебного сотрудничества.

3. Воспитание нравственно-эстетического отношения к природе, уважения к чужому мнению.

Цель для учащихся: Научиться подтверждать своё мнение строчками из текста; читать осознанно текст литературного произведения;

определять тему и главную мысль.

Л.:

-положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.

П.:

- осуществляет поиск необходимой информации;

-использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Р.:

- учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки;

- находит необходимую информацию в учебнике.

К.:

- оформляет свою мысль в устной речи;

-обосновывает высказанное суждение;

- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.







Ход урока

  1. Организационный момент:

  2. Пятиминутка чтения

  3. Этап постановки цели урока, проблемы

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

(слайд 2)

Фантазия, выдумка вместе живут,

А с ними чудесные тексты нас ждут.

В фантазию автора смело поверь.

В прекрасное сразу откроется дверь.

- Можно ли увидеть «поэтический взгляд на мир в текстах различных жанров»? -проблема


IV. Этапы решения проблемы:

1. Проверка домашнего задания

Для того, чтобы нам приблизиться к решению проблемы, давайте прочитаем выученные вами дома хокку (№4)

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашен.

- Как называются такие стихи? ( хокку - особое стихотворение из трех нерифмованных строчек. Хокку берут свое начало в японской поэзии.)

- Как понимаете смысл этого стихотворения? (Темная ночь превра­щается в сказочную, прекрасную, волшебную.)

- А в чем выражается это волшебство? (Далее самый маленький кустик, травинка ощущают себя нарядными, приглашенны­ми на общий праздник.)

- Это стихотворение поможет нам лучше понять произведения Сергея Козлова. А вы знаете такого автора?

2. Информация об авторе Сергей Григорьевич Козлов (слайд 5)

(род. 22 августа 1939 г. в Москве) -не просто талантливый писатель и поэт, он - сказочник. Написал много сказок в прозе - веселых и грустных, забавных и серьезных. По многим из них поставлены мультфильмы. Сказки Сергея Козлова переведены на многие языки мира. В них много фантазии, выдумки, озорства. Ведь на­стоящий сказочник должен обладать волшебством: он может быть веселым и печальным, задумчивым и лукавым, но всегда по-настоящему детским, а значит - мудрым. С. Козлов умеет говорить на языке детей. Он не только помнит свое детство, но ему ведомы «все детства», прошлые и будущие….

3. Первичное знакомство с текстом- Чтение учителем

- Послушайте текст С. Козлова «Ежик в тумане».

- Вам понравилось произведение? Чем?

4. - Прочитайте задание от детективов. (слайд 6)

«На сей раз маскируемся под ежиков...

Присоединяйся, детектив!

В каждом предло­жении найди следы авторской фантазии».

4. Физкультминутка

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки.

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки

-Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

5. Анализ произведения. Работа в группах: (слайд № 7)

1 группа.

- «Как там внутри» текста: выдумка или правда? (И то, и другое.)

- Перечитайте и найдите следы авторской фантазии. («Комари­ки выбежали»; «заиграли на скрипках»; «луна улыбнулась»; «сорок лунных зайцев побежали по дорожке»; «белая утка плывет в тумане и опускает в него голову».)

2 группа.

- Это сказка? (Да, Ежик думает, размышляет, ставит про­блемы.)

- Текст поэтический? (Да, т. к. воздействует на чувства.)

- Какие чувства возникли у вас при чтении этой сказки? (Чув­ство приятного удивления.)

3 группа. (Слайд № 8)

- Только ли Ежик воспринимает красоту пейзажа? (Нет, и ко­марики, корова,, собака и лунные зайцы.)

- Как они реагируют? Зачитайте. (Комарики заиграли на скри­почках, корова вздохнула, собака залаяла, сорок лунных зайцев

побежали по дорожке.)

4 группа.

- Найдите тот фрагмент в тексте, где Ежика переполняет по­этическое чувство. («Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему все это?..»)

- Можем ли мы назвать Ежика в каком-то смысле поэтом?

5 группа

- А теперь прочитайте тот момент, где Ежик-поэт превращается в Ежика-исследователя. («И он стал медленно спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман и посмотреть, как там внутри».)

- Как вы думаете, красота и волшебство будут исчезать по мере того, как Ежик спускается с горы в туман, или нет? (И да, и нет, красота исчезает, а волшебство нарастает.)

- Какие выражения в тексте вам больше всего понравились? Прочитайте их так, чтобы вашим друзьям тоже понравилось.

-Прошу обратить внимание на следующий слайд (№ 9)

- Cкажите, а быть зрителем и исследователем красоты - это одно и то же? (Нет - зритель созерцает и наслаждается увиденным, а исследователь изучает, находит закономерности, экспе­риментирует.)

- Что выбираете вы? Какую роль вам сегодня предстояло играть?

V. Этап диагностики: (приём «Дерево предсказаний»)

- Ребята, как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

- Чем закончится наша сказка?

VI. Обобщение (слайд №10 )

- Что общего у этих произведений? (В этих произведениях есть авторская фантазия.)

~ Убедили ли вас авторы этих произведений, что окружающие нас предметы таят в себе волшебство и красоту?

- Но без чего красота и волшебство не откроется? (Без фантазии.)

- Так, можно ли увидеть «поэтический взгляд на мир в текстах различных жанров»?

Домашнее задание:

- Перечитать текст и нарисовать рисунок к понравившемуся фрагменту сказки.

VII.Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Кому урок понравился? Чем?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Закончить урок мне хотелось строчками из стихотворения Марины Цветаевой:

«Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась…




Самоанализ урока литературного чтения во 2 классе


Авт. учебника: Чуракова Н.В. Учитель: Строкова О.В

Тема: С. Козлов. «Ежик в тумане».

Данный урок - второй в главе « В гостях у барсука. О настоящем и ненастоящем богатстве». В основе данного урока - продолжение любования природой. Решение проблемы - Можно ли увидеть «поэтический взгляд на мир в текстах различных жанров»?

Цель для учителя: Создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; способствовать различению разных поэтических жанров; способствовать совершенствованию навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.

Цель для учащихся: Научиться подтверждать своё мнение строчками из текста; читать осознанно текст литературного произведения;

определять тему и главную мысль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация. Тип урока: развивающий.

Структура урока

  1. Организационный момент:

  2. Пятиминутка чтения

  3. Этап постановки цели урока, проблемы

IV. Этапы решения проблемы:

  1. Проверка домашнего задания

  2. Информация об авторе Сергей Григорьевич Козлов

  1. Первичное знакомство с текстом

  2. Физкультминутка

  3. Анализ произведения. Работа в группах

  4. Этап диагностики

  5. Обобщение

  6. Итог урока.

Структура урока соответствует развивающему типу урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для эмоционального восприятия, сравнения текстов различных жанров для осмысления поэтического взгляда на мир. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками проблемную задачу. Присутствовал на уроке элемент исследовательской деятельности (задание от детективов), что способствовало активизации мышления учащихся. Использовала систему вопросов по сюжетной линии произведения и предложила их для группового обсуждения учащимися, с последующими ответами, подтвержденными строчками из текста.

На этапе обобщения дети сделали вывод о том, что общего у изученного хокку и отрывка из сказки. Этот этап показал, что урок цели достиг.

Домашнее задание ученики выполнят творческого характера: Перечитать текст и нарисовать рисунок к понравившемуся фрагменту сказки.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Так же в конце урока было выставлено пять отметок.

Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Темп урока средний. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к восприятию красоты, описанной в сказке. Минусом урока считаю, то, что не вовремя была проведена физминутка, а так же затянут этап постановки цели урока.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.


© 2010-2022