• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»Конспект урока по русскому языку во 2-м классе

УМК «Гармония» на тему:

«Способы подбора проверочных слов для названий действий»

Цели урока:

  1. Познавательная: создать условия для осознания общего способа решения задач, понимания необходимости новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии.

  2. Коммуникативная : создать условия для формирования умения участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. работать в парах, группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.
  3. Регулятивная : создать условия для формирования планировать учебную задачу, выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать свою деятельность. Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
  4. Личностная: создать условия для развития орфографической зоркости, логического мышления, интереса к русскому языку, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Планируемые результаты:

- личностные:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений друг к другу; формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание; готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма; формирование учебно-познавательный интереса к процессу учения, к способам решения возникающих задач; формирование самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

организация учебной деятельности, планирования,

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.

- предметные: осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения; на основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры. (П-2.)

УУД общенаучные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

УУД личностные:

оценивать свои и чужие поступки;

проявление доверия, внимательности, доброжелательности,

умение работать в паре,

выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, смайлики, светофоры индивидуальные, полоски прямоугольники-средства обратной связи, Толковый словарь.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, исследовательские, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока:


1.Самоопределение к деятельности (Орг. момент)

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Возьмите друг друга за руки и скажите:

- Не нужно ждать и хмуриться,

Не нужно унывать.

Пусть всё у нас получится!

Мы будем знания открывать!

2. Постановка учебной задачи

- Посмотрите на доску.

( На экране интерактивной доски слова: Главные, в, решать, задачи, корне, учимся, слова, орфографические)

- Прочитайте слова. Используя эти слова попробуйте сформулировать название темы, которую мы изучаем

(Дети составляют название темы урока, а один из учеников двигает слова на доске, выстраивая фразу: Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова)

- Что значит решить орфографическую задачу?

( выбрать правильную букву)

- Что нужно сделать, чтобы выбрать правильную букву?

(подобрать проверочное слово )

- К какой группе слов мы уже умеем подбирать проверочные слова? (названия предметов)

- Какие способы подбора проверочных слов для названий предметов вы знаете?

( -изменить слово во мн. числе в ед.число или наоборот : ед.число во мн.число;

- изменить слово по команде вопроса КТО? или ЧТО?;

- изменить слово по команде вопроса МНОГО КОГО? или МНОГО ЧЕГО?

- можно назвать предмет ЛАСКОВО или представить его МАЛЕНЬКИМ.

- от значения слова - к правильной букве.)

3. Актуализация знаний

1. Прочитайте слова, записанные на доске ( слова на интерактивной доске).

Л . СНИК, Х . ТРЕЦ, Д .БРЯК, СТР.ОИТЕЛЬ, СМ. ЛЬЧАК

УМН . ЖАТЬ, Ч . РТЁЖНИК, Т . ХОНЯ, В . ДИТЕЛЬ.

- Откуда я взяла эти слова?( из домашней работы, упр.№378)

- На какие группы можно распределить эти слова?( качества людей, профессии людей)

-Прочитайте слова, которые называют людей по их качествам.

- Вставьте пропущенные буквы. (называя способ проверки!)

(ученики выходят к доске, вставляют буквы, называют способ проверки, а остальные оценивают их ответ сигналом светофора)

-А теперь слова, которые называют людей по профессии.

- Вставьте пропущенные буквы.

(ученики выходят к доске, вставляют буквы, называют способ проверки, а остальные оценивают их ответ сигналом светофора)

-А какое слово осталось лишним?

(УМН . ЖАТЬ)

- А чем оно отличается от всех остальных?

(оно обозначает действие предмета)

4.Прогнозирование целей и задач с опорой на пробемный вопрос

Глядя на это слово попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

ЧЕМУ БУДЕМ СЕГОДНЯ УЧИТЬСЯ?

( Как узнать букву корня в названиях действий)

Чему вы должны будете научиться сегодня на уроке?

(писать буквы гласных звуков в корне слов в названиях действий)

На какие вопросы отвечают слова названия действий?

(что делает? что сделает?)

- Посмотрите на доску ( на интерактивной доске)и попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.


  • Что ?

  • Где ? НАДО

  • Как ? ПРОВЕРИТЬ

  • Чем ?

(Что? Нам нужно проверить?- букву гласных звуков в корне слова

Где? нам нужно проверить? - в словах названий действий предметов

Как? Мы будем проверять? - путём подбора проверочных слов

Чем? Мы будем проверять?- какие проверочные слова будем подбирать)

5.Построение проекта выхода из проблемной ситуации (открытие нового знания).

·Вернёмся к слову УМН . ЖАТЬ

·Какие буквы можно вставить в «окошечко»? (а ,о)

- Попробуем проверить необходимую букву известными способами проверки.

( дети называют способы :

изменить слово во мн. числе в ед.число или наоборот : ед.число во мн.число;

- изменить слово по команде вопроса КТО? или ЧТО?;

- изменить слово по команде вопроса МНОГО КОГО? или МНОГО ЧЕГО?

- можно назвать предмет ЛАСКОВО или представить его МАЛЕНЬКИМ и убеждаются, что эти способы не подходят)

- Какой либо способ мы ещё не называли? Как определить какую букву писать? (поискать значение)

- Где можно узнать значение слова?

(Позвонить знакомым

Посоветоваться с товарищами

Спросить у других людей

Посмотреть в Толковом словаре

Спросить у учителя)

(Дети смотрят значение слова в Толковом словаре )

Тему «УМНОЖЕНИЕ» вы будете изучать на уроках математики в 4 четверти

( показываю учебник математики и сравниваем толкование учебника и словаря)

- Давайте проверим, подходит ли наш выбор к другим словам:

упр.№ 379.

- Прочитайте слова. Как они называются? (слова названия действий)

Будем вставлять буквы и объяснять свой выбор.

Как будем решать орфографические задачи? (искать значение слова)

( по 1 человеку у доски, остальные в тетради)

ПОДАРОК _ ПОДАРИТЬ ГОСТИ - ПОГОСТИТЬ

ШАГ - ШАГНУТЬ КРОШКИ - ПОКРОШИТЬ

-Как вы находили проверочные слова?

6. Первичное закрепление

1) Работа в парах. У каждой пара на парте - карточка. Задание : образуй от названий действий однокоренные проверочные слова и запиши пары, объясняя выбор букв

ЧТО? ЧТО?

ЗВ . НИТЬ ________ КР . ЧАТЬ ________________

СТ . НАТЬ ___________ ТР . ЩАТЬ _______________

К . РМИТЬ __________ СВ . СТЕТЬ ___________________

Л . СКАТЬ __________ П. . ЩАТЬ __________________

Проверка:Ученики по цепочке читают пары слов: один называет слово проверочное, другой -говорит букву, которую они выбрали. Остальные- оценивают сигналом светофора.

2) Давайте обобщим свои наблюдения. Что заметили? Как будем узнавать буквы в корнях названий действий?( искать значение слова и с помощью однокоренного слова, отвечающего на вопрос ЧТО? находить верную букву)

Проверим свой вывод .Найдите на стр.51 правило в синей рамке. Обобщи и расскажи о своих наблюдениях

Чтение правила

7. Физминутка.

Учитель проговаривает стихотворение, дети выполняют движения:
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка хочет сильным стать!

Какие слова названий действий вы услышали в физминутке?

- Запишем в тетрадь : встАёт , моет , трёт , подмЕтает, выходит , хочет стать.

- Какие слова требует проверки в корне?

Какой способ проверки выберем?

8 .Построение проекта выхода из проблемной ситуации (открытие второго способа проверки)

1)А сейчас с вашей помощью откроем второй способ проверки безударных гласных в корне в словах названиях действий

Упр. 381 - прочитайте задание

- По команде каких вопросов вы будете изменять слова? (что делает?, что сделает?)

Работа по вариантам

Выбери столбик слов и запиши сначала проверочное слово , и с его помощью реши орфографическую задачу.

- Прежде чем вы будите записывать слова , прочитайте подсказку авторов учебника в синей рамке. О чём напоминают цифры 1, 4?

2) На интерактивной доске высвечивается правильно выполненное задание .

Дети проверяют себя и пастой чёрного цвета делают исправления.

- Поднимите руку те дети, которые не допустили ошибки.

- Поднимите руку те дети, которые допустили ошибки. Как вы думаете, почему были ошибки? Что нужно помнить, чтобы в дальнейшем их избежать?

Как будем узнавать буквы в корнях названий действий?

Какие способы проверки вы узнали?

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1 ) Физ. минутка .

- Покажите действия, которые записаны на карточке (учитель показывает карточку и выставляет её на доску)

лавил, бижал, пилил, посалил, шагал, сварил

- Запишите эти слова в тетрадь, исправив, где нужно, ошибки.

Взаимопроверка .

- У кого были затруднения? Какой способ проверки выбрали?

3) Работа в печатной тетради. упр.№ 382

1 уровень - вставить пропущенные буквы и устно подобрать проверочные

2 уровень - к каждому столбику приписать по одному своему слову

Самопроверка .Сверьте свои записи с доской. Исправьте чёрной пастой неверно выполненное задание. Какие затруднения были?

Какой способ проверки использовали?

4) Работа в группе (дети маркером вставляют букву в слове)

Д…лил пот…рял

В…дил навр…дил

Нат…нул запл…сал

Нап…сал умн…жал

Д…лил ст…нцевал

Проверка всем классом

Проверка происходит при помощи индивидуальных светофоров.

Представители групп выходят к доске и отвечают за всю группу.

10. Итог урока.

- Прежде, чем мы пойдёт на перемену, давайте вспомним, с чем мы познакомились на уроке?

-Над какой темой работали?

- Назовите способы проверки слов названий действий.

Если бы вы были авторами учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения данной темы?

-Где пригодятся вам данные знания?

- Какое бы вы хотели получить домашнее задание, чтобы ещё поработать над нашей темой урока?

(выписать из книги , которую читаешь слова названия действий с безударной в корне и подбери для них проверочные, выполнить упр. и з учебника и т.д)

11. Рефлексия

А теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте 3 полоски: красная, жёлтая, зелёная. На одной из них вы сейчас запишите своё имя.

Вы выберете зелёную полоску , если всё было понятно, всё получалось, задания выполнял без ошибок, активно работал.

Жёлтую, если не всё было понятно, не всё получалось, в задании были ошибки, которые потом сумел исправить; не всегда активно работал.

Красную, если не всё было понятно, не всё получалось, задания выполнял с ошибками; не доволен своей работой и просит помощи.

Выбранные полоски с вашим именем положите после урока в конверт на столе.

Спасибо за урок! Над этой темой мы продолжим работу завтра.


© 2010-2022