Окружающий мир Где живут белые медведи и пингвины? 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ильина Е.Р.

Урок окружающего мира. 1 класс.

"Где живут белые медведи и пингвины?"

(УМК «Школа России»)

Цели урока:

Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
УУД:
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.

Оборудование: проектор, экран, ПК, учебники, «Рабочая тетрадь», глобусы, раздаточные карточки - картинки с животными и места их обитания, шапочки - маски Медведицы и Умки, шляпы ученых (2).

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой.
Слова учителя:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
1. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ
а) Постановка учебной проблемы
Приём создания проблемной ситуации №1.Задание на столкновение противоречивых мнений.
Игра «Кто, где живёт?» (групповая работа).
Слова учителя
На партах картинки с изображением животных и мест их обитания. (Белка, заяц, рыба, пингвин, белый медведь, лягушка, бабочка, кузнечик. Лес, льды, луг, водоём).
Задание: Расселите животных по месту их обитания.
Проверка работы групп (по экрану). Покажите на глобусе царства льда и снега.

Как называются самые холодные районы Земли? (Северный полюс и Южный полюс). Где, по - вашему мнению, обитает белый медведь, а где пингвин? Поставьте их на глобусе. А кто думает иначе?

Проблема: Смогут ли встретиться пингвин с белым медведем и покататься на коньках вместе? (или Где живут белые медведи и пингвины?)

- Так какая сегодня тема урока?
Слова учеников: Где живут белые медведи и пингвины?
Учитель открывает тему на экране "Где живут белые медведи и пингвины?"
Совместное формулирование пунктов плана
Слова учителя: Что мы ещё можем узнать о них?
Слова учеников:
- Чем питаются?
- Где живут?
- Кто соседи?
- Как приспосабливаются? (вопросы на экране)
б) Поиск решения
Слова учителя: Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправимся в путешествие. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. На столах у вас стоят глобусы. Обратите внимание, что его макушка белая, если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то мы увидим «белую шапку». Так обозначены два полюса - Северный и Южный полюс. (Слайд)
- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?
Слова учеников: Цвет снега и льда.
Слова учителя:
- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.

- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.
- Как вы думаете, ребята, какая погода будет на полюсах?
Слова учеников: И там, и там холодно.
Слова учителя: Ребята, юные помощники Мудрой Черепахи подробно расскажут нам о погоде на Северном и Южном полюсах.

Выступление 2-х юных учёных. По ходу рассказа появляются слайды с картинками природы Арктики и Антарктиды.
Слова учителя: Спасибо, ребята. Да, нелегко нам будет в пути. Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Откройте рабочую тетрадь с.31 и выполните задание 1.

Задание: Обведите карандашом, то, что понадобится в путешествии.
- Что из этих предметов нам понадобится для путешествия к Северному или Южному полюсу? Работа в парах. Слайд
Слова учеников: Дети обводят шапку, пуховик, варежки, лыжи, снегоход. Проверка. Молодцы, ребята. Всё готово к путешествию.

в) Физминутка «Пингвинчики» (музыкальная физминутка)

Слова учителя: Ребята, Муравьишка Вопросик предлагает нам перед путешествием отдохнуть.
2. Работа над новым материалом.

Ну вот, а теперь в путь. А поможет нам волшебный цветок Цветик - Семицветик.

Учитель показывает Цветик-семицветик и вместе с учениками произносит:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

Один из учеников выходит, отрывает лепесток и все говорят:

Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Вели оказаться там, где живут белые медведи!

Ученики встают, кружатся с закрытыми глазами, останавливаются, открывают глаза и садятся.

Учитель: Где же мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. Слайд

Посмотрите, ребята, кто нас встречает? (Выслушиваются ответы детей)

Загадка:

Среди снега и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает

И от морозов его согревает. Кто это? (Белый медведь)

Давайте ребята попросим мудрую черепаху рассказать нам, что она знает про белых медведей?

Слайды

Белый медведь - один из самых крупных наземных хищников.

Его длина достигает 3 м, масса до 1000 кг.

Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. По-гречески «арктус» - медведь. Предполагают, что название этого района Земли связано с обитающими здесь белыми медведями. Всю жизнь они проводят во льдах и в воде. Белый медведь может долго плыть со скоростью 4-5 километров в час, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. Питается он тюленями, рыбой и птицами. Когда приходит пора обзаводиться потомством, медведица забирается в снежную пещеру. Детёныши, только что родившиеся у медведицы, по размеру похожи на новорождённого котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают. Медведь занесён в Красную книгу. Могучих белых медведем называют «белым хозяином Северного полюса».

Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить другие животные? (Выслушиваются ответы детей).

Сценка «Медведица и Умка). Выступление детей (3 ученика).

Откройте учебник по закладке на странице 12. Внимательно рассмотрите. Прочитайте еще раз, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).

Давайте обратимся к Мудрой черепахе, чтобы она рассказала нам про других животных Крайнего Севера.

Живёт в Арктике морж. Слайд. Этот великан не боится медведей. Хотя у моржа острые могучие клыки, сам по себе он безобидный. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины и съедать их содержимое.

Ещё один обитатель Арктики - тюлень. Слайд. Он питается рыбой. Тюлень прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться. Возле лунок тюленей поджидают белые медведи.

Поморники похожи на чаек, однако отличаются от них темной окраской оперения. Отличительный признак большинства поморников - сильно удлиненные центральные рулевые перья. Слайд.

А вот у Муравьишки Вопросика возник вопрос. А что же помогает зверям и птицам Арктики выжить в таких суровых условиях?

Вывод: Животные Арктики имеют большой подкожный жировой слой, толстый слой кожи, густой мех или пух.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

Вели оказаться на Южном полюсе. Слайд.

Загадка:

В черных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.

Дети: Это пингвины.

Нас встречают пингвины. Давайте опять обратимся к мудрой черепахе. Кто такие пингвины?

Слайды

Пингвины - коренные жители Антарктиды. Вы помните, что эта птица не умеет летать, зато хорошо плавает. Пингвины питаются рыбой. Самка пингвина откладывает всего одно яйцо. У пингвинов нет гнёзд. Их не из него сделать в Антарктиде, поэтому своё единственное яйцо самка пингвина кладёт на свои лапы, а сверху накрывает своим телом. Так яйцо находится в тепле. Пингвины не высиживают своих птенцов, а «выстаивают». Пока мама-пингвиниха «выстаивает» яйцо, пищу её добывает и приносит папа-пингвин.

А вот какое стихотворение знают ребята о пингвинах, послушай Мудрая Черпаха.

Из небесной высоты

Чайка крикнула пингвину:

«Говорят, пингвин, что ты -

Птица лишь наполовину.

Птице бегать не годится,

Ведь она летать должна!

Птица крыльями гордится,

Ей без крыльев - грош цена».

А пингвину мало горя,

Отвечает чайке той:

«Наше небо - это море,

Мы летаем под водой!»

АОкружающий мир Где живут белые медведи и пингвины? 1 класс Мудрая черепаха хочет еще показать вам животных Южного полюса.

(альбатрос, морской леопард, ледяная рыба) Слайды

(Учитель ориентируется по времени, если времени достаточно, то можно дать краткие сведения об этих животных, если времени недостаточно, то просто показать на экране) Альбатрос. Альбатрос - очень большая и сильная птица. В день она может свободно пролететь до 1000 км. Эта птица способна неделями не видеть сушу, проводя всё время над морской волной. Гнездится альбатрос на скалистых островах с высокими берегами. Таким образом птица старается максимально обезопасить своё потомство от различных наземных хищников. Самка совместно с самцом делает гнездо. Представляет оно из себя ямку глубиной в 25-30 см. В диаметре она достигает полметра. Устилают её травой, мхом и листьями. Яйцо всегда одно и большое.
Морской леопард. Своё название получил благодаря пятнистой шкуре, а также из-за весьма хищного поведения. У морского леопарда очень обтекаемое тело, позволяющее развивать в воде большую скорость. Морской леопард может погружаться на глубину до 300 м. Он постоянно охотится на тюленей и пингвинов. Вес самцов составляет около 270 кг, а у самок он достигает 400 кг. Ледяная рыба. Ледяная - рыба обладает очень вкусным и нежным белым мясом. Эта рыба крупный придонный хищник, питающийся мелкой рыбкой. Глубина обитания ледяной рыбы от 5 до 800 м.

Скажите ребята, а есть ли белые медведи на Южном полюсе? Увидели ли мы их? (ответы детей).

Ну что путешествие наше подошло к концу и нам пора возвращаться в школу. (Учитель отрывает еще один лепесток и говорит слова)

ЛОкружающий мир Где живут белые медведи и пингвины? 1 классишь коснешься ты земли,

быть по-моему вели.

Вели оказаться нам в школе за партой.

3, Подведение итогов урока.

Так где же живут белые медведи? Пингвины? Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос: «Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Прежде чем чем ответить на этот вопрос, вспомните, где живут эти животные?

Белые медведи не охотятся на пингвинов, потому что эти животные живут в разных районах Земли.

Сделаем вывод по уроку.

4. Рефлексия. Слайд.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравился наш урок?

Я благодарю всех ребят за ваше творчество, за интересные ответы.

Урок окончен.


Окружающий мир Где живут белые медведи и пингвины? 1 класс

© 2010-2022