Конспекты занятий по ВД для 1 класса Этика: азбука добра

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 класс


I. Введение


Цель: показать значение культуры поведения в жизни человека.


Урок 1. Культура поведения и ее значение в жизни человека

Задачи: 1. Помочь осознать значение культуры поведения в жизни человека.

2. Дать представление о понятиях "этика", "этикет".


Этапы урока

Содержание урока

Восприятие

- Беседа на тему "Что такое этикет"

  • Как вы думаете, что мы будем изучать на этом предмете?

  • Всегда ли были одинаковыми правилами?

  • Когда появился этикет?

- Слово учителя, обобщающее знания детей с дополнительной информацией.

- Чтение рассказа Р. Зеленой, С. Иванова "В каменном веке".

Контроль за успешностью восприятия

- Чтение стихотворения А. Барто "Медвежонок-невежа" с заданием ответить на вопрос:

  • Какие правила нарушил медвежонок?

  • Нарисуй медвежонка с добрым лицом.

Учебная практика

- Решение ситуативных задач: "Лена и Миша", "Сережа", "Таня и Наташа".

- Игра "Хорошо и плохо"


В помощь учителю

Материал к беседе "Что такое этикет"


Вопрос о том, как поступить, как себя вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров мнений, взглядов, этических вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить свое достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, настойчивость, желание понять собеседника. С изменением условий жизни, меняются и правила вежливости. Устаревшие уступают место новым. То, что считалось неприличным, становится общепринятым. До петровских нововведений за курение табака вырывали ноздри и отправляли в ссылку. Ещё недавно считалось неприличным для женщины ездить на велосипеде, носить брюки. По тому как человек держится, как он ходит, садится, ест как он держит руки, какие первые слова он произносит, судят об уровне культуры, о нравственности и интеллектуальных достоинствах личности. Справедливо это или нет, но от этого первого впечатления зависит часто принятие важных решений в деловых и личных отношениях, а следовательно, осуществление или неосуществление наших целей и желаний, наш успех. Об этом следует помнить тем, кто не любит об условностях. Этикет - это молчаливый язык, с помощью которого можно много сказать и много понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Так, например, по внешней манере держаться за границей судят не только о человеке, но и о стране, которую он представляет.




Р. Зеленая, С. Иванов

В каменном веке


В каменном веке все люди ходили с камнями и поэтому были очень невежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того, чтобы сказать: "Добрый день! Как себя чувствуете?" Он просто хлопнет встречного камнем по голове и сразу видит, как тот себя чувствует. Но ведь это дело такое - кому повезет. Сегодня ты меня, завтра я тебя. А времена в каменном веке и так были тяжелые: мамонты ходят - бродят, того гляди, на ногу наступят, саблезубые тигры саблями своими - так и сверкают. Как-то один человек вышел из своей пещеры на улицу, в дремучий лес… Идет-идет, кругом никого - видно, все друг друга поперебили. Лишь через несколько дней он встретил другого и так обрадовался, что отбросил свой камень, побежал навстречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда он протянул обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет. Так и получилось первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба и первая в мире вежливость. Слышите: дружба и вежливость.

Медвежонок - невежа

(Сказка для маленьких и больших)

А.Л. Барто

Был сынок у маменьки -

медвежонок маленький.

В маму был фигурою -

В медведицу бурою


Уляжется медведица

Под деревом в тени,

Сын рядом присоседится

И так лежат они.


Он упадет, - Ах! бедненький! -

его жалеет мать -

Умнее в заповеднике

Ребенка не сыскать!


Сыночек дисциплины

Совсем не признает!

Нашел он мед пчелиный -

И грязной лапой в мед.


Мать твердит:

-Имей в виду -

Так нельзя

Хватать еду! -

А он как начал чавкать

Измазался в меду.


Мать за ним ухаживай,

Мучайся с сынком:

Мой его, приглаживай

Шерстку языком.


Родители беседуют -

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

взрослого медведя!


Вот он примчался к дому

И первый влез в берлогу -

Медведю пожилому

Не уступил дорогу.


Вчера пропал куда-то,

Мамаша сбилась с ног.

Взъерошенный, лохматый

Пришел домой сынок.

И заявляет маме:

- А я валялся в яме.


Ужасно он воспитан.

Всю ночь ревет, не спит он!

Он мать изводит просто.

Тут разве хватит сил?

Пошел сыночек в гости -

Хозяйку укусил,

А медвежат соседки

Столкнул с высокой ветки.



Медведица бурая

Три дня ходила хмурая,

Три дня горевала:

  • Ах, какая дура я -

Сынка избаловала!


Советоваться к мужу

Медведица пошла:

  • Сынок - то наш все хуже.

Не ладятся дела.


Не знает он приличий -

Он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,

В общественных местах


Заревел в ответ медведь:

  • Я при чем тут, женка?

Это мать должна уметь

Влиять на медвежонка!

Сынок забота ваша,

На то вы и мамаша.

Но вот дошло и до того,

Что на медведя самого,

На родного папу,

Мишка поднял лапу!


Отец сердито воя,

Отшлепал сорванца.

(Задело за живое,

Как видно и отца)


А медведица скулит,

Сына трогать не велит:

  • Бить детей не допустимо!

У меня душа болит …


Нелады в семье медвежьей -

А сынок растет невежей.


Я знаю по наслышке,

И люди говорят.

Что такие мишки

Есть среди ребят.

Ситуативные задачи

Не просто решаем задачи, а нацеливаем детей на то, чтобы из этих ситуаций составить основные требования к культуре поведения человека.

Лена и Миша


- Лена ни за что не хотела сидеть с Мишей за одной партой. Что чувствует Миша? Права ли Лена? (Миша огорчен, ему неприятно; Лена не права)

Сережа


- Сережа постоянно дергал Зину за косички. Она сердилась и старалась его стукнуть. Что можно посоветовать Сереже и Зине. (Постараться подружиться)

Таня и Наташа


- Таня с Наташей очень любили шушукаться, когда находились с другими ребятами. Мешало ли это другим? (Это мешало, т.к. ребята могли думать, что говорят о них…)
Дополнительный материал


А.Барто

Любочка


Синенькая юбочка

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.


Девочки на празднике

Соберуться в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.


Кружится и юбочка

И ленточка в косе

Все глядят на Любочку,

Радуются все.


Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.


Она кричит еще с порога,

Объявляя на ходу:

-У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!


Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берет

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.


Говорит она, толкаясь:

-Фу! Какая теснота! -

Говорит она старушке:

-Это детские места

-Ну садись! - вздыхает та.


Синенькая юбочка, ленточка в косе

Вот какая Любочка во всей ее красе!

Случается, что девочки бывают очень грубыми

Хотя не обязательно они зовутся Любами


С. Маршак

Ежели вы вежливы


Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите страхе.


Ежели вы

Вежливы

В душе, а

Не для виду

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться инвалиду.


И ежели вы

Вежливы,

То сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.


И ежели вы вежливы

Поможете вы маме.

И помощь предложите

Без просьбы -

То есть сами.


И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы

Вежливы -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником.

Пред сильным не робея.


Знал одного ребенка я

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.


Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

"Спасибо" - говорил.


Нет, ежели вы

вежливы,

то вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

Проверь себя


Вставка рисунков.

Урок 2. "Хорошо" и "плохо" в поведении

Задачи: 1. Дать представление о том, что такое "хорошо" и "плохо" в поведении.

2. Учить различать хорошую и плохую сторону поступка.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Повторение изученного по вопросам:

  • Что такое этикет?

  • Для чего он нужен?

  • Можно ли обойтись без этикета?

Восприятие

- Игра-драматизация на основе стихотворения В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"

Контроль за успешностью восприятия

- Игра "Что мы делаем не скажем, а сейчас для вас покажем"

- Игра "Сигнальный круг"

Учебная практика

- Работа в группах "Оцени поступок"


В помощь учителю
Чтение стихотворения А. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Далее игра драматизация по этому произведению. Цель: формировать у детей представления о хорошем и плохом поступки, поведении, умение правильно оценивать себя и других. Учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей сопоставлять содержание рассказа с его названием. Персонажи. Ведущий (учитель или подготовленный мальчик). Материал: плоские куклы или сюжетные изображения описанных ситуаций "Два фона: красный, серый (или черный и белый). Ход игры: Читается стихотворение, а дети изображают ситуации при помощи картинок на фланеле графе.
Ведущий. Крошка - сын к отцу пришел, и спросила кроха Появляется картинка с изображением мальчика и папы.
Мальчик. Что такое хорошо и что такое плохо? Ведущий. Может быть дети, вы сами объясните это мальчику?
У меня секретов нет - Слушайте, детишки, - Папы этого ответ помещаю в книжке.
А вы поможете мальчику разобраться. Вот картинки, изображающие и хорошие и плохие поступки. Хорошее будем показывать на белом фоне, а плохое - на сером.
Ведущий. Если ветер крыши рвет, если град загрохотал каждый знает - это вот для прогулок … Все. Плохо. Выходит один ребенок и помещает картинку.
Ведущий (вызывает другого ребенка). Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете. Это Все. Очень хорошо и большим и детям
Ведущий. Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, - ясно, это … Все. Плохо очень для ребячьей кожицы.
Ведущий. Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает Все. Хорошо.
Ведущий. Этот вот кричит: - Не тронь тех, кто меньше ростом! - Это мальчик так хорош. Все. Загляденье просто.
Ведущий. Если ты порвал подряд книжицу и мячик, октябрята говорят Все. Плоховатый мальчик.
Ведущий. Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут … Все. Он хороший мальчик.
Ведущий. От ворот карапуз убежал, заохав Мальчик этот просто трус. Все. Это очень плохо
Ведущий. Этот, хоть и сам с вершок, Спорит с грозной птицей. Храбрый мальчик, хорошо Все. В жизни пригодится
Ведущий. Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. про такого говорят … Все. Он плохой, неряха.
Ведущий. Этот чистит валенки моет сам галоши. Он хотя и маленький Все. Но вполне хороший.
Ведущий. Помни это каждый ___ знай любой ребенок: вырастет из сына - Свин, если сын - свиненок
Мальчик радостный пошел, и решила кроха … Все. Буду делать хорошо и не буду - плохо.
В этой игре возможны варианты: 1) Можно разделить доску на две части (черная, белая). Хорошо и плохо и по мере чтения произведения помещать картинки с изображением хороших и плохих поступков по сюжету. 2) Помещать картинки может учитель сам или ученики (все зависит от класса).

Игры


Что мы делали не скажем, а сейчас для вас покажем
Дети по очереди, без слов (мимикой, жестами) показывают различные хорошие поступки. Все остальные пытаются угадать, что же показали ведущие.

Сигнальный круг Белые и черные сигнальные круги. Дети кругами показывают хорошие и плохие поступки, которые предлагает учитель.

Выводы, к которым надо подвести детей.
По отношению к другим будь всегда: -вежлив -внимателен -уважителен -доброжелателен.


ii. культура отношений

Тема: Культура отношений в коллективе (11ч.)

Цель: показать важность правильного общения в жизни человека.


Урок 1. Человек живет среди людей

Задачи: 1. Дать представление о таких понятиях как доброта, сопереживание, забота, внимание.

2. Учить проявлять заботу, вниманию по отношению к окружающим.

3. Составить правила доброты.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Беседа по вопросам:

  • Какие правила мы узнаем на уроках?

  • Для чего они нужны?

Восприятие

- Чтение и обсуждение произведений по вопросам:

  • Какие правила нарушены?

  • Как надо было поступать? Л. Толстой "Белка и волк", Хомченко "Самый лучший рисунок", В. Осеева "Печенье"

Контроль за успешностью восприятия

- Составление правил доброты

Учебная практика

- Игра "Собери и объясни пословицу"

- Работа в группах

- Игра "Подбери словечко"


В помощь учителю


Л. Толстой

Белка и волк


Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки так веселы. Мне всегда так скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала. - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Кто всех глупее?


Мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська сидят на лавке. Дернул Ваня Таню за косичку. Таня побоялась дать сдачи. Ударила ногой Барбоса. Обиделся пес. Но Таня - хозяйка, трогать ее нельзя. Цапнул утку Устинью за хвост. Всполошилась утка. Хотела цыпленка клюнуть, да раздумала. Спросил Барбос, почему Устинья цыпленка не бьет? Утка сказала, что она не такая глупая. Пес ответил, что есть глупее его.

Самый лучший рисунок


Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Все это Петя тоже нарисовал и раскрасил цветными карандашами. Красивая получилась мама. Пришел отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший. В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, который Петя не нарисовал. Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картошку. (По В. Хомченко)

Печенье


Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол. - Дели по одному, - строго сказал Миша. Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки. - Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки. - Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. - Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша. - Угу! - отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба …

О добре

Делать добро спеши. Добрые дела красят человека. Злой не верит, что есть добрые люди Доброта, что солнце.

Правила доброты:


  • помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
  • прощать ошибки других;
  • быть щедрым;
  • жалеть других.

В отношении к другому будь всегда:

  • вежлив;
  • внимателен;
  • уважителен;
  • доброжелателен.


Урок 2. Поведение в школе

Задачи: 1. Познакомить с правилами поведения в школе.

2. Учить оценивать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Рассказ учителя на тему: "Почему школа называется школой"

Восприятие

- Чтение и обсуждение произведений М. Ильина "Обиженная парта" (вывод - бережное отношение к имуществу)

- Чтение произведений с заданием: ввести правила поведения. Б. Заходер "Перемена", С. Маршак "Школьнику на память", А. Барто "Первый урок"

Контроль за успешностью восприятия

- Составление правил поведение в школе

Учебная практика

- Игра "В школе"

- Решение ситуативных задач: "На перемене", "В школе", "Утро"


В помощь учителю

Почему школа называется школой


В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гимназии, лицеи. Есть в русском языке понятие "однокоренные слова" - слова имеющие общий корень (школа - школьник). Школы, гимназии и лицеи тоже имеют "общий корень", только не в грамматическом, а в историческом смысле. Первый лицей (тогда говорили "Ликей") появился в Афинах более двух тысячелетий назад. Основал его великий философ (мудрец) Аристотель неподалеку от храма Аполлона Ликейского (отсюда и название "Ликей"). Возле храма задолго до создания Ликея находился знаменитый Гимнасий - школа физического совершенства. В ликейской гимнасии юношей обучали борьбе, гимнастике, верховой езде. Теперь рядом с Гимнасием (школой тела) возник Ликей (школа духа, мысли). Было в древнегреческом языке слово "схоле", по-русски - "досуг", "отдых". От "схоле" и произошло наше родное, привычное слово - школа. Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу - учится. Вот так школой стали называть то, что способствует познанию, сам процесс обучения, а затем и место, где все это происходит.

С. Маршак


Ты думал школа - не вокзал, Не страшно опоздать. Но тех, кто в школу опоздал, Она не станет ждать. Хоть без колес устроен класс, Он далеко уйдет за час

Б. Заходер

Перемена


Перемена, перемена! - Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает на порог.
Вылетает на порог - Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то несомненно, С ним - бо-о-льшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке). Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому-то сдачи, Попросил списать задачи, - Словом, сделал все, что мог! Ну, а тут опять звонок …
Вова в класс плетется снова, Бедный, нет лица на нем! -Ничего, - вздыхает Вова, - На уроке отдохнем!

С.Я. Маршак

Школьнику на память


Парта - это не кровать, И нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно Учитель спросит - надо встать Когда он сесть позволит - сядь, Ответить хочешь - не шуми, А только руку подними.

М. Ильин

Обиженная парта

Басня
Из парты капнула слеза - Смолистая, густая … Тут к Парте Глобус проявил участье: -О чем ты плачешь, дорогая? А ну-ка, вытри поскорей глаза Да расскажи мне про свое несчастье …
А парта скрипнула в ответ: -Не мил мне белый свет! Боюсь к весне пойду на слом, На большее не хватит сил. Две буквы Витя изучил И обе вырезал на мне ножом. Ведь он меня изрежет в год, Пока алфавит весь пройдет.
Мораль из басни вы, Подумав сами выводите! Она относится, увы, Не к одному лишь Вите.

А. Барто

Первый урок


Я на уроке в первый раз, Теперь я ученица. Вошла учительница в класс - Вставать или садиться?
Мне говорят "иди к доске" - Я руку поднимаю, А как перо держать в руке, Совсем не понимаю.
Я на уроке в первый раз, Теперь я ученица. На парте правильно сижу, Хотя мне не сидится.

О труде и мастерстве


Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. За всякое дело берись умело. Всякая работа мастера хвалит. По работе и мастера знать. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

В школе


Вставка рисунков.



Ситуативные задачи

1. "На перемене" "Юра и Андрей спешили в буфет и бежали вниз по лестнице через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: -Здравствуйте, Анна Алексеевна Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет". Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении. 2. "В школе" "Петя пришел в школу, поздоровался с нянечкой, с учительницей Марией Петровной. В коридоре он увидел директора и поздоровался с ним. На перемене мальчик вновь встретил директора. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не увидел". Как должен был поступить Петя? 3. "Утро" "Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и стал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину посмотрел". Какие ошибки допустил Костя?

Урок 3. Правила работы в классном коллективе

Задачи: 1. Показать важность при работе в коллективе таких качеств личности как дисциплинированность, трудолюбие, справедливость в распределении обязанностей.

2. Учить следовать правилам дружной работы.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Повторение правил поведения в школе на основе чтения "Заповеди первоклассника" С. Соловейчика

Восприятие

- Чтение и обсуждение рассказа Ю. Ермолаева "Удивительное поручение"

- Решение ситуативной задачи "Трудное положение".

Контроль за успешностью восприятия

- Составление правил дружной работы

Учебная практика

- Составление и обсуждение пословиц о труде и мастерстве.

- Домашнее задание:

  • придумать игры для перемены.


В помощь учителю

Удивительное поручение


Во втором классе каждому ученику дали поручение. Надя следила за ручками и карандашами. Забудет Петя ручку, идет к Наде. Она даст и попросит больше не забывать. Вдруг дети перестали спрашивать карандаши с ручками. Пожаловалась Надя учительнице. А учительница похвалила девочку. Надя приучила ребят быть аккуратными.

(По Ю. Ермолаеву)

Ситуативные задачи

Трудное положение


- Вот увидишь, Славка выставка "Наши самоделки" готова не будет, - сказал Витя, староста кружка "Умелые руки". - Как - не будет готова? Ты что? - встревожился Слава. - А кто витрину оформит? Маша со своей группой сценку репетирует. Петя с Наташей стихи учат, а остальные - на занятиях кружка. - Как же быть? - заволновался Слава. - Экспонаты собрали, а витрину оформить некому. Пошли к учительнице. - А вы сами то чем заняты? - спросила учительница. - Мы ищем ребят, которые смогут витрину оформить, - сказал Слава. - А других дел у вас нет? - Других дел нет. Но ведь найти ребят очень важно. - Не беспокойтесь, - улыбнулась учительница, - я нашла ребят.

Заповеди первоклассника,

составленные писателем Симоном Соловейчиком


  1. Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
  3. Не дерись без обиды.
  4. Не обижайся без дела.
  5. Сам ни к кому не приставай.
  6. Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
  7. Играй честно, а если водишь, то отваживайся.
  8. Не дразни, не конючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
  9. Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки всегда, и отметки у тебя будут хорошие.
  10. Не ябедничай за спиной у товарища.
  11. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят. Не будь и чистюлей, дети не любят чистюль.
  12. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
  13. И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех. Запомни это!

Правила дружной работы


  1. Справедливо, поровну и с учетом возможностей каждого распределяй обязанности -приятные и неприятные, легкие и трудные, интересные и неинтересные.

  2. Выполняй работу быстро и в срок, доводи взятое на себя до конца.

  3. Научись замечать где нужна твоя помощь, умей тактично помочь.

  4. Научись пользоваться советами своих товарищей.


О труде и мастерстве


Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. За всякое дело берись умело. Всякая работа мастера хвалит. По работе и мастера знать. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Урок 4. Практикум

Задачи: 1. Научить организовывать перемены.

2. Разучить игры для отдыха на перемене.

3. Познакомить с правилами дружной игры.


Этапы урока

Содержание урока

Восприятие

- Повторение правил дружной работы.

- Составление правил дружной игры.

Учебная практика

- Разучивание игр:

  • "Два притопа";

  • "Летит, летит по небу шар";

  • "Внимание "пожалуйста".

- Работа в группах:

  • разучивание игр, которые приготовили дети.


В помощь учителю

Игры

Два притопа


Два притопа (топаем) Два прихлопа (хлопаем) Ежики, ежики (изображаем ежиков) Наковальня, наковальня (стучим кулаком об кулак) Ножницы, ножницы (вытянутыми руками изображаем ножницы) Бег на месте, бег на месте (изображаем бег) Зайчики, зайчики (изображаем зайчиков) Ну-ка дружно Ну-ка, вместе Девочки (кричат девочки) Мальчики (кричат мальчики).

Летит, летит по небу шар…


Летит, летит По небу шар По небу шар летит Но знаем мы До неба шар Никак не долетит. (каждую строчку изображаем движением)

Внимание "пожалуйста"


Выполнять только те задания, которые произнесены со словом пожалуйста.

Правила игры


  1. Будь честным.
  2. Будь внимательным.
  3. Будь справедливым.
  4. Будь дружным.

Урок 5. Дружба

Задачи: 1. Дать представление о дружбе и ее значении в жизни человека.

2. Учить следовать правилам дружбы.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой "Три товарища".

- Беседа по вопросам:

  • Кто из мальчиков больше понравился?

  • С кем бы из них вы хотели дружить?

Восприятие

- Беседа по вопросам:

  • Нужен ли человеку друг?

  • Для чего нужен друг?

- Чтение и обсуждение произведений с целью составления правил дружбы Д. Радоевич "Неразлучные друзья", С. Михалков "Друзья в походе", В. Осеева "Ни за то и ни за это", В. Миришу "Два козла", Б. Заходер "Друзья", Г. Ладонщиков "Мой лучший друг", Г. Остер "Вредные советы".

Контроль за успешностью восприятия

- Составление правил дружбы

Учебная практика

- Игра "Цветик-семицветик".

- Игра "Ты для меня, я - для тебя".

- Работа с пословицами.

- Домашнее задание:

  • подумать, что я могу сделать хорошего для своего друга в школе.


В помощь учителю

Три товарища


Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне. Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко. Миша спросил, где Витя потерял завтрак, и посоветовал в другой раз класть его в карман, а в сумку. А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.

(По В. Осеевой)

Неразлучные друзья


Серджан и Непад были любимцами нашей улицы и никогда не разлучались. Сидели за одной партой в школе, делали одниковые ошибки в контрольных и даже болели одновременно одной и той же болезнью. Но вот как-то утром соседи заметили, что Серджан идет в школу один. "Может Непад заболел?" - забеспокоились соседи. Но тут же увидели, что Непад совершенно здоровый, торопится в школу вслед за Серджаном. "Значит, что-то произошло!" - решили. И они не ошиблись. Дядя подарил Непаду настоящий футбольный мяч. Замечательный мяч, такого не было ни у кого на нашей улице. - Теперь у нас самый лучший мяч! - не скрывая радости бросился обнимать друга Серджан. - Как это у нас? - холодно переспросил непад, отстраняя Серджана. Мяч подарили мне. Он мой! Серджан остолбенел от неожиданности. - Ты шутишь? Но Непад не шутил. Он как-то сразу сделался важным и совсем чужим. Теперь Непад сам выбирал себе друзей на время игры. А Серджан гонял на улице свой старенький резиновый мяч в одиночестве. И вдруг … Серджан услышал звон разбитого стекла и крик, обернулся и увидел, как из магазина, витрина которого была разрушена, выскочил разъяренный мужчина, директор. - Чей это мяч? - загремел он на всю улицу, держа в руках мяч Непада. - Наш, - пролепетал Непад, показывая на новую свою компанию. - Это его мяч, - сразу же отказались от Непада новые приятели. - Значит, ты запустил свой мяч в мою витрину? - кинулся на Непада директор магазина. - Да-да, это он - подтвердили большие ребята и убежали. Директор магазина схватил Непада за руку и потащил к отцу. - Этот мяч - грозно сказал директор, - сделал огромную дырку в стекле витрины моего магазина! Кто мне заплатит! - Ты играл один? - спросил Непада отец. - А где твой Серджан? Позови и его родителей … - Серджан здесь ни при чем, - низко опустил голову Непад. - Я играл со старшими мальчиками, а они меня бросили, разбежались. -Поделом тебе, - сказал грустно отец. - Ты предал старого друга, а новые "друзья" предали тебя. Отец заплатил директору магазина за разбитое стекло, но не хотел разговаривать с сыном. Непад сидел в комнате один. У него было время подумать о своем поступке и о своем настоящем друге.

По Д. Радовоевичу

С. Михалков

Друзья в походе


Сговорились Лиса, Бобер и Кабан пойти вместе в дальний поход: по лесам, по горам побродить, новые места посмотреть. Собрались они и пошли. Шли, шли - дошли до речки. Через речку мостик перекинут. Втроем не пройдешь, надо по одному перебираться. - Ступай ты первый! - сказал Бобру Кабан. - Ты старше, тебе почет! -Правильно. Пусть Бобер первый идет! - согласилась Лиса. Бобер пошел. Вдруг мостик под ним провалился и Бобер полетел в воду. -Ах, беда, беда! … - завопила Лиса. - Кабан прыгай в воду спасай Бобра! Пропадет наш Бобер! Скорей! Скорей! -Сама за ним прыгай! - прохрюкал Кабан. - Я бы рад, да боюсь в холодной воде простудится. -Спасибо, друзья, я уж как-нибудь сам… Я ведь плаваю, - послышался из-под мостика голос Бобра. Вылез Бобер на берег, откашлялся, отряхнулся. -Вот и чудесно! - обрадовались Лиса и Кабан. - Пошли дальше. -Ну, нет! - твердо сказал Бобер. - С вами пропадешь!


В. Осеева

Ни за то и ни за это


Костя сделал скворечник и позвал Вову. - Посмотри какой птичий домик я сделал. Вова присел на корточки. - Ой какой! Совсем настоящий, с крылечком. Знаешь, что, Костя, - робко сказал он - сделай и не такой же. А я тебе за это планер сделаю. - Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.

В. Миришу

Два козла


Однажды на лужайке Подрались два козла Подрались для забавы, Не то, чтобы со зла.
Один из них тихонько Приятеля лягнул, Другой из них тихонько Приятеля боднул. Один лягнул приятеля Немножко посильней, Другой боднул приятеля Немножко побольней. Один разгорячился, Лягнул, что было сил! Другой его рогами Под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен - Запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся Не в шутку, а всерьез … Я вспомнил эту драку, Когда передо мной На школьной перемене Такой же вспыхнул бой.

Б. Заходер


С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой, Не похожи мы, а все же Нас не разольешь водой. Дружба дружбою, Однако И у нас случалась драка … Скоро в ход пошли портфели Книжки в воздух полетели Словом скромничать не буду - Драка вышла хоть куда! Только смотрим, - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра! С нас вода ручьями льется, А она еще смеется: - Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!

Г. Ладонщиков

Мой лучший друг


Самый лучший мой друг - Володя. Он меня никогда не подводит. С ним везде мы бываем вдвоем И в обиду себя не даем. Вместе мамы нас в ясли носили В детский сад Мы с ним вместе ходили Вместе осенью в школу пойдем … Никогда нам не скучно вдвоем. А сейчас мы ракету с ним строим Полетим - не догоните нас! Я с Володей отважнее вдвое, А сильнее с ним в несколько раз.

Игры


  1. "Цветик - семицветик"
На лепестках цветка дети пишут положительные качества, которые, на их взгляд, должны присутствовать у друга.
  1. "Ты для меня, я для тебя".
Дети делят тетрадь на две части и пишут
каким должен быть мой друг каким должен быть я

О дружбе


Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Друг познается в беде.

Что должны усвоить дети


С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая не кричи, не забывай говорить волшебные слова, здоровайся при встрече, прощайся при расставании. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем то плохим. Играй с малышами, не обижай их, если они поссорились, разними драчунов. Не зазнавайся если у тебя что-то получается, не сердись, и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.


Г. Остер

Вредные советы


Если вы собрались другу Рассказать свою беду, Брать за пуговицу друга Бесполезно - убежит. И на память вам оставит Эту пуговицу друг. Лучше дать ему подножку На пол бросить сверху сесть И тогда уже подробно Рассказать свою беду.

Урок 6. Честность в дружбе

Задачи: 1. Показать важность в дружбе такого качества как честность.

2. Учить использовать правила честности в жизненных ситуациях.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Проверка домашнего задания

Восприятие

- Чтение и обсуждение произведений, чтобы вывести правила честности В. Сухомлинский "Стул с отломанной ножкой", "Как Павлик списал задачу", "Не хочу бросать слово на ветер", В. Росин "Чужая пятерка".

Контроль за успешностью восприятия

- Составление правил честности.

Учебная практика

- Составление и разбор пословиц о человеке и его качествах.

- Работа в группах (обсуждение, что значит быть честным):

  • в игре;

  • в учебе;

  • в делах.


В помощь учителю

В. Сухомлинский

Стул с отломанной ножкой


Это было в одной маленькой восьмилетней школе. За полчаса до начала занятий в школу приходили дежурные - в каждый класс по одному. Они вытирали пыль с парт, мыли доски, поливали цветы. Убирая комнату дежурный восьмого класса хотел переставить стул для учителя. Только он дотронулся до стула, как от него отпала ножка. Где взялась на мою голову эта напасть? - подумал мальчик. - Отнесу стул в седьмой класс, обменяю. Тихонько приоткрыл дверь в седьмой класс, поставил стул с отломанной ножкой возле стола, а целый стул взял. Дежурный семиклассник поливал цветы и не заметил, что в класс кто-то входил. Но вот и дежурный семиклассник притронулся к стулу, ножка упала, и он подумал: "Отнесу стул в шестой класс, обменяю". Тихонько открыл дверь в шестой класс, поставил стул с отломанной ножкой к столу, а целый взял. Дежурный шестиклассник не заметил ничего. Он в это время мыл доску. Но потом и он дотронулся до стула, и ножка снова упала. Шестиклассник отнес поломанный стул в пятый класс, пятиклассник - в четвертый, четвероклассник - в третий, третьеклассник - во второй, а второклассник - в первый. Дежурный первоклассник притронулся нечаянно к стулу, и ножка отвалилась. Маленький мальчик стоит возле поломанного стула и плачет. Заходит учитель в класс. Видит, что мальчик стоит и плачет. -Почему ты плачешь, Юрно? - спросил учитель. -Да вот… стул нечаянно сломал … Что подумал учитель? ("Какие у нас честные, правдивые дети" - подумал учитель).

В. Сухомлинский

Как Павлик списал задачу


Павлик пришел в школу озабоченный. Дома он долго сидел над задачкой и не мог решить. Теперь его занимала одна мысль: у кого бы списать задачу? Пришла Зина. Она хорошо решала задачи. Павлик спросил у нее: -Зина, сколько действий в задаче? -Три, - ответила Зина. - А разве ты не решил? -Не получилось … Дай, Зина списать -Ой, Павлик, почему ты сам не хочешь подумать, - сказала Зина. Она дала ему свою тетрадь. Павлик списал одно действие, второе, перешел к третьему. В третьем действии заметил у Зины ошибку: там, где надо писать 23, Зина написала 32. В своей тетради Павлик написал правильно, а Зине не сказал, что у нее ошибка. Учительница собрала тетради для проверки. На следующий день она сказала: -У Павлика - пять. Молодец, Павлик, хорошо поработал над задачей! А у тебя Зина - четыре. Ошибку допустила … Зина удивилась. Она взглянула на Павлика. Павлик покраснел и опустил голову.

В. Сухомлинский

Не хочу бросать слово на ветер


Третьеклассник Слава недавно стал пионером. С какой гордостью надевает он красный галстук. Однажды пришел Слава в школу очень рано. Сел на лавку под высоким осокорем. Посмотрел на верхушку деревьев и удивился: солнце еще не взошло, а на листьях уже играют красные лучи. "Неужели с верхушки дерева можно увидеть, как восходит солнце?" - подумал Слава. Он положил книжки на лавку и быстренько влез на осокорь. С вершины дерева был виден узенький серп - краешек солнечного диска. Слава увидел, как диск постепенно увеличивался, солнечные лучи играли уже и на ветках. Слезая с осокоря, Слава, нечаянно сломал ветку. И вот созвали пионерский сбор. Требуют от Славы: дай пионерское слово, что не полезешь больше на дерево. Слава молчит, не дает слова. -Почему ты молчишь? - спрашивает пионервожатая. -Как же я могу дать слово? - сквозь слезы говорит Слава. - А если не выдержу? Захочется увидеть, как восходит солнце - снова полезу. Разве можно бросать слово на ветер?

Чужая пятерка


Счастливый Сережка припрыжку сбегает по лестнице. У мальчугана праздник. В его тетрадке по русского языку стоит пятерка за диктовку. Теперь его не будут бранить за то, что получает только тройки. Дома Сережка сообщил папе про пятерку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Сережка смог написать без ошибок. Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Сережку и сказал, что он принес домой чужую пятерку. (По В. Росину)

О человеке и его качествах


Не одежда красит человека, а его добрые дела. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. На трусливого все собаки лают. Не давши слово - крепись, а давши - держись! Правда всего дороже. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Правила честности


  • сказал - сделай
  • ошибся - признайся
  • забыл - попроси прощения
  • говори то, что думаешь
  • сохраняй чужую тайну.

Обсуждение в группах


  • Что значит честный в игре?
  • Что значит честный в учебе?
  • Что значит честный в делах?

Урок 7. Внимание и забота

Задачи: 1. Учить сопереживанию, проявлению заботы и внимания.

2. Научить соединять сопереживание со словесным выражением сочуствия.


Этапы урока

Содержание урока

Восприятие

- Чтение и обсуждение произведений Е. Кермян "Нелюдим", В. Осеева "Каток".

- Ответы на вопросы:

  • Кто понравился?

  • Кто не понравился?

  • Что для ребят было важно?

Учебная практика

- Игра "Заколдованные слова"

- Игра "Выбери словечко"


В помощь учителю

Нелюдим


Мария Ивановна долго болела. Все ученики навещали учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории и интересные новости. Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой. Мария Ивановна выздоровела, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной. Ребята удивились. И вот что рассказала учительница. Вася не навещал ее. Но он каждый день приходил к ее старенькой маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров. Каждый заботится как умеет. Разве это плохо?

(По Е. Пермяку)


В. Овсеева

На катке


День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком. -Молодец! - крикнул ему один из мальчиков. Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался. -Я нечаянно … - сказал он, отряхивая с ее шубки снег, - ушиблась? Девочка улыбнулась: -Коленки … Сзади раздался смех. "Надо мной смеются!" - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки. -Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников. -Иди к нам! - позвали они. Витя подошел к ним. Взявшись за руки все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Игры


Заколдованное слово


На осенних листочках написано слово "доброта" (или любое другое понятие, с которым хочет работать учитель). Осень разбросала буквы, надо их собрать и оставить слово. Дети рисуют дерево на ветках которого вежливые слова.

Выбери словечко


Что мы можем сказать другу, если он:

  • он ушибся;

  • получил плохую отметку;

  • что-то потерял;

  • что-то сломал.


Урок 8. Речевой этикет

Задачи: 1. Познакомить со знанием речевого этикета в жизни человека.

2. Заложить основы употребления устойчивых оборотов речи.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Беседа по вопросам:

  • Как мы с вами общаемся?

  • Для чего человеку речь?

  • Сможем ли мы обойтись без речи?

  • Какая речь нам больше нравится?

Восприятие


Контроль за успешностью восприятия

- Обсуждение басни С. Михалкова "Просчитался", стихотворения И. Кульской "Невежливая вежливость".

Учебная практика

- Решение вопроса-задачки.

- Игра в парах "Скажи друг другу …спасибо" (ласково, сердито, безразлично).

- Нарисовать дерево с вежливыми словами вместо листочков.


В помощь учителю


С. Михалков

Просчитался


Жил был в своем логове один Волк. Свое жилище он никогда не чинил и чистил. Оно было грязное, старое - того гляди, развалится! Проходил как-то мимо Волчьего логова Слон. Едва-едва задел за крышу, она и покосилась. -Прости меня, пожалуйста, дружище! - сказал Слон Волку. - Я ведь нечаянно. Я ее сейчас починю! Слон был на все руки мастер и не боялся работы. Взял он молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша крепче, чем была. -Ого! - подумал Волк, - Да он меня, видать, испугался! Сперва передо мной извинился, потом сам мне крышу починил. Заставлю-ка я его поставить мне новый дом! Раз боится, значит, послушается". -Стой! - закричал он на Слона - ты что же это? Ты думаешь от меня так легко отделаться? Своротил мне крышу на бок, кое-как ее гвоздиками приколотил и хочешь удрать? Изволь построить мне новый дом. Да поживей, скотина, а то я тебя так проучу, что ты своих не узнаешь! Ничего не ответил Слон, услышав такие слова. Он легко и просто схватил Волка поперек живота и, швырнул его в яму с гнилой водой. А потом сел на волчий дом. -Вот тебе новый дом! - сказал Слон и ушел. -Ничего не понимаю! - удивился Волк, придя в себя. - То он меня боялся, прощения просил, а потом так поступил … Ничего не понимаю! -Дурачина ты! - прокаркал старый Ворон, который все это видел. - Ты просто не видишь разницы между трусостью и хорошим воспитанием!

И. Кульская

Невежливая вежливость


Обещал отцу Петрусь: -Я за вежливость возьмусь! Буду всех благодарить, Первым "здравствуй" говорить! Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал, Только-только задремал. А Петрусь как заорет: -С добрым утром дед Федот! Дед ругнул его спросонок: -Убирайся, постреленок! Вот Петрусь догнал Яринку Да как дернет за косынку: -Ты куда, Ярина, стой, я здороваюсь с тобой! - Та отпрянула в сторонку … Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг, А Петро с ограды прыг! Чуть не сел ему на плечи, -Извините, добрый вечер! -Ты, - вожатый закричал, - И невежа и нахал. Петя очень удивлен: Разве был невежлив он?!

Вопросы: 1) Какие "вежливые слова" произносил Петрусь? 2) Почему же стихотворение называется так? 3) Что бы вы посоветовали Петрусю?

Вопрос-задачка


По улице шел старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шел мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно толкнул его. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот … мальчик что-то сказал ему и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему?

Игра

Скажи друг другу "спасибо", "пожалуйста" и т.д. (ласково, сердито, безразлично)

Урок 9. Употребление устойчивых оборотов речи

Задачи: 1. Обобщить представление детей о вежливых словах.

2. Учить умственному употреблению устойчивых оборотов речи.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Беседа по вопросам:

  • Что помогает сделать нашу речь вежливой, доброй?

  • Для чего нужны вежливые слова?

- Проверка домашнего задания.

Восприятие

- Чтение и обсуждение стихотворений Ю. Юсупова "Простите", В. Корнина "Я и солнышко".

Контроль за успешностью восприятия

- Игра "Волшебные слова"

- Игра "помоги лисичке"

Учебная практика

- Разгадай кроссворд.

- Игра "Вежливые ребята"


В помощь учителю

Ю. Юсупов

Простите


Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся: Взглянул им в глаза И робко и тихо "Простите" сказал.
И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже… "Простите" - Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово

В. Корнин

Я и Солнышко


Солнышко ясное встало. - Доброе утро! - Сказало - Доброе утро! - Кричу я прохожим, Веселым прохожим, На утро похожим … Но если проснешься, А дождик в окно Стучит да стучит И без солнца темно? Доброе утро, Друзья, все равно … Придумано мудро: -Доброе утро!


Игры


Вежливые ребята


Учитель рассказывает рассказ, а дети, по мере надобности, вставляют волшебные слова. "Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь …. (хором - "пожалуйста"). женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ….. (хором - "Спасибо"). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: …. (хором - "извините, пожалуйста").

Волшебные слова


вставить текст и рисунок

Помоги лисичке


Лисичка пришла из леса с корзинкой и очень просит помочь ей собрать вежливые слова. Дети передают друг другу лисичку и проговаривают ей какое-нибудь вежливое слово (обращаем внимание ребят на то, чтобы не повторять уже сказанные слова).

Кроссворд












1.
В О Й Д И Т Е












Е














2.
П О Ж А Л У Й С Т А











Л
















3.
И З В И Н И Т Е






4.
Д О С В И Д А Н И Я












О
















5.
С П А С И Б О
6.
З Д Р А В С Т В У Й Т Е

















Ь






  1. Слово, которое употребляют приглашая посетить дом.
  2. Просьба
  3. Говорят, когда жалеют о чем-то.
  4. Прощание
  5. Благодарность
  6. Приветствие

Урок 10. Имя и его значение в жизни человека

Задачи: 1. Показать значение имени в жизни человека и невозможность употребления кличек и прозвищ.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Беседа по вопросам:

  • Как вы обращаетесь друг к другу?

  • Что вы говорите, если хотите кого-то позвать?

- Рассказ учителя о откуда появились первые имена и фамилии.

Восприятие

- Чтение и обсуждение басни С. Михалкова "Зеркало", стихотворения Н. Закусиной "Обзывашки", Г. Остера "Вредные советы".

Учебная практика

- решение ситуативных задач "Во дворе".


В помощь учителю


С. Михалков

Зеркало


Жил - был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. -Горбун! Горбун! - дразнил он Верблюда. -Это я горбун? - возмущался Верблюд, - Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей! -Эй толстокожий! - кричал Носорог Слону. - Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу! -И чего это он ко мне пристает? - удивляется добродушный Слон. - Хоботом своим я доволен, он вовсе не похож на хвост. -Дяденька, достань воробушка! - смеялся Носорог над Жирафом. -Сам-то больно хорош! - откуда-то сверху отвечал Жираф. Однажды друзья достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: -Эй, ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. -Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. -Неужели ты сам себя красавцем считаешь? -Конечно! - ответил Носорог, - Кто же в этом сомневается? -Ну, тогда посмотри на себя! - сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: -Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп как пробка. И они перестали обижаться.

Н. Закусина

Обзывашки


Вера с Таней две сестрички, Всем ребятам дали клички Из окошка день-деньской Так кричат наперебой: Алешка - матрешка, Костик - хвостик, Рафик - жирафик, Машка - замарашка, Наташка - напугашка. День кричали Два кричали Зло косички их торчали А на третий - замолчали: Всех друзей - порастеряли Очень плохо, между прочим, Стало двум сестричкам жить - До сих пор никто не хочет С обзывашками дружить.

Г. Остер

Вредные советы

Дразниться лучше из окна, С восьмого этажа Из танка тоже хорошо, Когда крепка броня. Но если хочешь довести Людей до горьких слез, Их безопаснее всего По радио дразнить.


Задача "Во дворе"


Одна девочка жаловалась возмущенно маме: - Во дворе мальчишка такой невежа - зовет меня Галька - А ты как его зовешь? - спросила мама - Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: "Эй, ты"
Скажите права ли Галя?

Урок 11. Приветствие и прощание

Задачи: 1. Познакомить со значение слов приветствия и прощания в жизни человека.

2. Учить умственному и правильному употреблению слов приветствия.


Этапы урока

Содержание урока

Подготовка к восприятию

- Рассказ учителя о том, откуда пошло правило приветствовать друг друга.

Восприятие

- Игра "Кто как здоровается".

- Обсуждение стихотворения Г. Остера "вредные советы".

Учебная практика

- Решение ситуативных задач.

- Игра "Свиток"

- Игра "Веретено"


В помощь учителю

Как правильно здороваться


Здоров ли ваш скот? Эту странную на первый взгляд фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зусусов говорят при встрече "Я тебя вижу". А у другого африканского племени есть особые приветствия ля человека работающего и уставшего, путешественника и чужестранца, человека стоящего и лежащего, счастливого и несчастного. А мы по-русски говорим просто "Здравствуйте". Т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него. А как правильно приветствовать знакомого человека? И есть ли на этот счет правила? Правила, конечно есть. Кто здоровается первым - этот вопрос почему-то волнует многих. Французы отвечают на него так: "Первым здоровается тот, кто вежливее". Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибетесь. Ну, а если серьезно, этикет предполагает, что первым приветствует младший старшего, мужчина (юноша, мальчик) - женщину (девушку, девочку). А вот руку первый протягивает старший младшему. А как быть, если Вы встречаете человека несколько раз в день? Богатство русского языка позволяет чередовать приветствия, начиная с пожелания "доброго утро" и кончая "спокойной ночи". Встретив знакомого утром, можно сказать ему "здравствуйте", а повстречав его днем, вежливо кивнуть, сказав "добрый день". Если же Вы встречаетесь с кем-либо (например, с учительницей) на каждой перемене, совсем не обязательно каждый раз говорить слова - при второй и и следующей встречах моно ограничиться улыбкой и вежливым кивком.

Сними шапку …


Откуда появились правила поведения. Никто этих правил не выдумывал. Они создавались в народе постепенно. И возникали отнюдь не случайно. Сколько раз ты, наверное, слышал: "Сними шапку, если в комнату вошел!" - А зачем ее снимать? - думал ты с досадой. - И откуда взялось такое правило? А вот откуда. В старину, лет примерно семьсот-восемьсот назад, мужчины носили железные доспехи (рыцарские латы). И надевали их не только готовясь к бою, но и собираясь, скажем, съездить в гости. Потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. По дорогам скитались в поисках добычи бездомные бродяги, в дремучих лесах укрывались шайки разбойников, поджидавших проезжего. Но вот на пути показался дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимал свой шлем. "Я тебя не опасаюсь, - говорил он этим жестом хозяину. - Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты хороший человек, не грабитель и не предатель. Удара исподтишка не нанесешь". Суровые эти времена давно прошли. Но обычай - входя в комнату, снимать шапку - остался.
Какими только приветствиями не пользуются люди! Салют! Чао! Словами "я вас вижу" обмениваются при встрече зулусы. А племя других жителей Африки изобрело приветствие на все случаи жизни: акуше - работающему, ануаре - уставшему, акурин - путешественнику, апвалейо - чужестранцу. Есть особые приветствия для сидящего, лежащего, счастливого, несчастного и т.д. Движения жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом) третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык. А офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрала тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы.
Игры

Кто как здоровается


В разных странах люди здороваются друг с другом по-разному. Определи, кто как здоровается, и соедини ответы линией:

в Японии

кланяются, подносят правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу



в Тунисе

кланяются



в Тибете

говорят: "Здравствуй", улыбаются и приветливо слегка кивают головой



в Древнем Риме

снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и при этом высовывают язык



в Древнем Китае

приветствуют словами: "Ели ли Вы сегодня?"



в Индии

приветствуют словами: "Хорошо ли вы потеете?"



на острове Тонго

скрещивают руки на груди и склоняют голову



в России

останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами

Свиток


Сворачивается свиток по мере того как дети пишут на нем слова приветствия. После этого учитель зачитывает все варианты.

Колечко (или веретено)


Из рук в руки передается колечко. У кого в руках колечко, тот должен назвать слова прощания.

Задачка


-Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? -Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? -С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например в скверике, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? -Можно ли вместо "здравствуйте" говорить "привет"? -В школьном коридоре разговаривают учителя. среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Иванович". Какая допущена ошибка? Или все в порядке.

Г. Остер

Вредные советы


Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов "пожалуйста", "спасибо" Никому не говори отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.


© 2010-2022