Конспект урока Буква Ч и звук. который она обозначает

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ПО ТЕМЕ: «Звук [ч`], буквы Ч, ч»


Цель урока: 1) ознакомление со звуком [ч`], буквами Ч, ч, обучение

слоговому чтению;

  1. воспитание внимательного отношения к людям, умения ценить время;

  2. развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, оперативной памяти, отработка мыслительных операций (обобщение, исключение).

Оборудование: плакат

картинки;

слоговые карточки;

магнитофон.

Ход урока


  1. Организация класса. Созд.полож эмоц настроя. Всего сможем добиться, если вы будете внимательны и старательны.

  2. Повторение изученного.

  1. Вопросы.

  • Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

  • Назовите гласные звуки.

  • Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным).

  • Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми - синий цвет и мягкими - зеленый)

  • Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)


  • 2. Артикуляционная зарядка. Разбудим наши голоса.


  • Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. АОУИЭЫ(разная постановка ударения)


  1. Сообщение цели урока.

  • Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. Поможет нам в этом загадка.


  1. Ознакомление со звуком [ч`]

  1. Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)


  • Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

И зовётся … (Чебурашка)

С кем он дружил? Какой он .Подберите слово, которое позволяет описать его.( добрый, милый, маленький)

  1. Выделение звука [ч`].

Повторить слова «Чебурашка» хором. Кто знает как пишется это слово. (давайте проверим).

Почему слово написано с большой буквы? Какую букву мы не изучали ? Какой звук она обозначает?

Потренироваться произносить звук в парах.

  1. Давайте исследуем звук по плану.

  2. Согласный или гласный, глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.парный или непарный. Характеристика звука.

  • Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу).

  • Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет).

  • Какой он? (Согласный)

  • Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем под буквой Ч зеленый квадратик.

  • Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.

  • Вывод: согласный, глухой, мягкий, непарный. ( Закрепление в Прописях работа со звуковыми схемами).

  1. Назвать слово со звуком [`ч]

( 1 ряд в начале,2 ряд в серединке.3 ряд в конце) ( часы, чабан, рыбачка. свечка,печка,луч, ключ,мяч,меч)


  1. Подбор антонимов и синонимов. Как называютя в русском языке слова близкие по смыслу?(друзья-синонимы).А противоположные по смыслу?(враги-антонимы)

  • Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]

  • В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)

  • Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)

  • Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)

  • А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?

  • Правдивый человек (честный)

  • Внимательный (чуткий)

  1. Физминутка. Если есть звука [ч`] в словах, то встаем.

(Чайка, телефон, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник, стул.) Кто назовёт по памяти 1 слово? На какой вопрос оно отвечает? Придумай свое задание с названным словом.Какой частью речи является это слово?

Раздели для переноса, поставь ударение.


  1. Ознакомление с буквами Ч, ч.

Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком. Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч.


  • Зачем нужна заглавная буква? Привести примеры

  1. На что похожа печатная буква Ч?

а) на цифру «4»( из карандашей)

  • Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре»:

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

б) на солдатика с поднятой рукой(левая рука.к детям спиной)

  • Буква «Ч» сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь

2 Работа в прописи. Письмо маленькой буквы ч. Большой буквы Ч. Самооценка.


  1. Упражнение в чтении. С.64

  1. Слоги с «Ч» ( показ у доски Ира и Ратмир в парах)

а) закрытые (ач, оч, ич…)

б) открытые (ча, чо, чи…)


  1. Чтение слов с буквой ч ( Лера и Даниил в парах)

  • Какие часы бывают? (настенные, настольные, уличные, башенные)

  • Что есть у часов? (стрелки, цифры, маятник, гири)

  • Профессия человека, который чинит часы (часовщика)

3.Авторский стул « Черепаха» Критерии : громко. выразительно, без ошибок. Оценивание.

4.Придумай вопрос и задай его однокласснику.

5.Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдёте вы.

ЧЕРВЯК

Работа над скороговоркой:

Что ты делал, червячок?
С буквой Ч учил урок!

Отрабатывается интонированное чтение:
Девочки спрашивают, мальчики отвечают и наоборот


  1. Словарная работа

Звук [ч`] и буквы Ч ч - волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.


  • Мальчики,. давайте назовем ласково девочек по именам. (Ирочка, Ариночка)

  • А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? (Маму). Как назвать ласково? (Мамочка, мамуля)

  • Почему важно быть вежливым и ласковым?

  • Но это еще не всеЁЁЁ

  • А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие.

  • Игра.

Не колпак, а … (колпачок)

Не куртка, а … (курточка)

Не башмаки, а … (башмачки)

Кто получился? (Гномик)


  1. Рефлексия. Нарисуйте личико своего гномика с улыбкой. Если отличное настроение и хорошо усвоили материал, то огромная улыбка, если хорошее настроение ,но немножко не получилось. то улыбка вот такая, если много непонятного. то так. А теперь покажите мне своих гномиков.


  1. Обобщение, подведение итогов.

  • С какой буквой мы познакомились? На что она похожа?(используется плакат). Какой звук она обозначает. Дай ему характеристику.

  • Какие слова запомнили?

  • Что особенно понравилось? Где пригодятся полученные знания?

Учитель отмечает внимательных, активных детей.

© 2010-2022