- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира по теме Мировой океан Земли
Урок окружающего мира по теме Мировой океан Земли
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова Н.Ю. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цель: формирование у учащихся представления о Мировом океане. Задачи:
- формировать понятия «океан, море, река, водопад», обобщить и систематизировать полученные знания по теме, развивать умение работать с картой;
- развивать мышление (умение сравнивать, классифицировать, обобщать), развивать память, устную речь, коммуникативные умения;
- воспитывать эстетические чувства восприятия красоты природы, бережное отношение к воде.
- формировать познавательные УУД - работать с разными источниками информации, называть и показывать на карте части Мирового океана; осознавать значение воды для жизни на Земле, необходимость бережного отношения к воде; личностные УУД - оценка действий и поведения людей и своего собственного.
Ход урока. I .Орг. момент - Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Удачного всем дня. - Возьмите лист бумаги… (складываем оригами «кораблик»).
II. Постановка цели и сообщение темы урока - Для чего нужен кораблик? (будем путешествовать) - Куда отправимся? (по реке, озеру, морю, океану) КАРТОЧКИ на доску - Я думаю, вы уже догадались, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке? - Нашей большой компанией мы отправимся в плавание по мировому океану. Не зря нашу планету называют «голубой», ведь большая часть Земли покрыта водными просторами.
- Каждый человек всегда планирует свою работу. Давайте и мы составим план нашего урока. На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы? Пункты плана - на доску
- Много ли воды на Земле?
- Всю ли воду можно пить?
- Какая польза воды для растений, животных и человека?
- Нужно ли беречь и охранять воду?
III Освоение нового материала. 3.1. Много ли воды на Земле? - Откройте атлас. Давайте обратимся к карте полушарий и вспомним, сколько на Земле океанов? -А кто-нибудь знает, что такое Мировой океан? (Водная оболочка, которая окружает материки и острова, называют Мировым океаном). - Чего больше на Земле - океанов или морей? (океанов - 5, а морей - 54.)
- Сколько же тогда воды в океане, во всех океанах и морях? (Выступление. А вот сколько. Если бы Земной шар был ровный, гладкий, как глобус, то все океаны, моря, озера, реки разлились, вся бы наша планета оказалась залита 9-метровым слоем воды).
- Океаны, моря, бесчисленные озера, реки, речки... Не слишком ли много на свете воды? (Нет) Выступление. Воды, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан - это что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! Солнце всё лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление? Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...
- Откройте карту России. - На каком материке находится наша страна? - Россия большая держава. А сколько океанов её омывают? (3 океана). (Показ) - А какие моря омывают берега нашей Родины? (Баренцево, Карское, Белое, море Лаптевых) - Правильно. Особенно много морей вдоль северных берегов России. - Ответили ли мы на первый вопрос нашего плана? (ДА). Убираю пункт № 1
3.2. Всю ли воду можно пить? - Без воды не обойтись. Вспомните, как хочется пить в жаркий летний день, после уроков физкультуры. - Попробуем ответить на этот вопрос. Сделайте глоток из кружки с номером 1. Можно пить? - Сделайте глоток из кружки с номером 2. - А почему невозможно пить? (Вода содержит соль, а людям нужна пресная вода.) - Морей и рек много, но сегодня мы можем говорить о нехватке пресной воды. - Откуда же человек берет пресную воду? (Выступление. Реки, горные реки, пресные озера и родники, подземные воды, а ещё озеро Байкал - источники пресной воды. Но и эту воду не всю можно использовать. Большая её часть находится в виде недоступных огромных ледников).
- Если и её исключить, то получится, что из 100л всей воды (10 полных ведер) человек может использовать лишь полтора стакана.
- Так вся ли вода пригодна для питья? Ответили на второй вопрос? Убираю пункт №2
3.3. Значение воды для растений, животных и человека. (Кому и для чего нужна вода?)
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах: - Возьмите карточку желтого цвета. Прочитайте задание. На выполнение 2 минуты.
1 группа: Прочитайте. Расскажите про обитателей морей и океанов. Море - это дом для миллиардов растений и животных. Многие живые существа приспособились жить в морской воде. Это: водоросли, крабы, моллюски, креветки, кальмары, светящиеся рыбы, млекопитающие, кораллы, губки, морские ежи и звезды. Кораллы под водой очень похожи на сильно ветвящиеся водоросли, но это не растения, а животные. Ламинарии - крупные морские водоросли, достигающие 6 м длины. Многие из них живут лишь на той глубине, куда проникает солнечный свет.
2 группа: Прочитайте текст. Расскажите про дары моря. Рыбы и устрицы - вкусная и полезная пища. Многие водоросли съедобны: они содержат сахаристые вещества. Из них делают продукты питания, лекарства, йод. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. Морская вода и дно океана содержат множество полезных ископаемых. Огромные запасы нефти и газа залегают на дне морей и океанов. Многие строительные материалы также рождены морем: известняк, мел, гипс. Они образованны останками морских животных.
3 группа: Прочитайте текст. Расскажите о значении воды для человека. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Вода расходуется на выплавку стали, на выработку тканей, бумаги, строительных материалов. Вода двигает турбины электростанций, согревает дома. Без воды не приготовить пищу. Воду мы пьём, водой моемся, стираем. По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Люди путешествуют на морских судах. Морской воздух и морские купания полезны для здоровья, поэтому на берегах строят дома отдыха и санатории. В них отдыхают и лечатся взрослые и дети.
4 группа: Прочитайте текст. Расскажите об опасностях морей и океанов. «Море уходит», - эти страшные слова - грозное предупреждение. Когда раздаётся этот крик, жители побережий в панике бегут прочь от моря, подальше от океана. Море уходит! Это значит, что оно сейчасвернётся и в ярости обрушит чудовищную волну на берег, хлынет через дамбы, швырнёт дома, как пушинки, и унесёт в пучину всех, кто не успел убежать далеко или залезть повыше. Зловещие волны, которым предшествует внезапный отлив, называются цунами. «Цунами»- слово японское, оно означает - волна, заливающая берег.
- Послушайте выступление: про обитателей морей и океанов; про дары моря; о значении воды для человека; об опасностях морей и океанов.
- Итак, дети мы ответили на третий вопрос нашего плана? Убираю пункт №3
- Ну, а наше море спокойное. Я предлагаю вам отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
3. 4. Нужно ли беречь и охранять воду? - Вся жизнь на нашей планете связана с водой. Поэтому мы должны беречь воду. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океанах и морях. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью. - Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!
Рыбак: Из страны заморской, дальней Я подарок получил Удочку, чтоб рыб ловил. На Быструю поспешил Леску в воду опустил Друзья: Ну и что, поймал? Рыбак: Поймал! Друзья: Какую? Может, рыбку золотую? Рыбак: Да куда там? Если б так Я б тогда не был бедняк Я поймал не щуку, не карася, А маленького пескаря Говорит вдруг мне пескарь! Пескарь: В речке нам житья не стало Рыб, ракушек стало мало. Рыбак: Что с твоим речным народом? Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают От нее все погибает Все бросают в воду к нам От иголок до пижам И полно других отходов Вот беда, браток, какая! Рыбак: Что же делать? Как нам быть? Соберу-ка, я друзей И решим вопрос скорей.
- Грустная сказка! Сейчас я предлагаю вам роль экологов-экспертов.
Задание для 1 группы: Из предложенных вариантов выберите только те, которые являются источниками загрязнения воды.
- Сточные воды
- Растения водоёмов
- Бытовой мусор
- Нефтепродукты
- Отходы заводов
- Животные водоёмов
Задание для 2 группы: Подчеркните предложения: как сберечь воду и уберечь от загрязнения?
- Строительство очистных сооружений
- Не разбрасывать мусор в воде и по берегам водоёмов
- Не уничтожать животный мир рек
- Закрывать крепче кран
- Сделать провоз нефтепродуктов более безопасным
- Не купаться
- Ловить больше рыбы
Задание для 3 группы:
Поставь номера рисунков по порядку. Составьте рассказ.
Вода несёт жизнь растениям, птицам, животным и людям. Чистая вода - главное богатство природы. Берегите воду!
Задание для 4 группы:
Напишите, какие добрые дела можно сделать, чтобы вода в реке Абакане была чистая.
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- ______________________________________________________________
- На все вопросы, поставленные вами сегодня, мы ответили?
IV. Рефлексия. - Возьмите свой кораблик, напишите своё имя. - На столе капельки. Если вам было на уроке не интересно - выберите фиолетовую капельку. Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно, то синюю капельку. Если хотите узнать ещё больше - то голубую каплю. - Положите капельку в кораблик. Прикрепите кораблики на доску.
Включить слайды.
Море шепчет - не грусти, Лучше в гости приходи. Подарю тебе ракушку, Ласково шепну на ушко, Искупаю в пене даже, Полежишь со мной на пляже. Улыбнешься облакам, А потом вернешься к нам…
- Спасибо за работу. Наше морское путешествие продолжится.