- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кофанова Н.Я. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД; в соответствии с положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014 № 115. Цель: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах; совершенствование эстетического вкуса. Задачи: 1.совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира; 2.развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); 3.формировать навыки работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность материала обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого учащегося. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала учащегося, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Культуросозидающая роль учебного предмета состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого учащегося - главный смысловой стержень рабочей программы. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: - изобразительная художественная деятельность; - декоративная художественная деятельность - конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - выступают для учащихся в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие учащихся в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества. Необходимо иметь в виду, что три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Основные виды образовательной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(учащийся выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (учащийся выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учащихся к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления учащихся. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения учащимися материала предмета. Конечная цель - формирование у учащегося способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. Учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает учащимся возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» обязательной части учебного плана МБОУ «2-Пристанская ООШ» на 2014-2015 учебный год. На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие учащегося, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, учащийся постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном быте, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого учащегося - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения учащимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач предмета - развитие у учащегося интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства учащегося, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности учащегося, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты. Учащиеся должны знать, уметь: разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности; разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм); отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка; правила расположения рисунка на листе бумаги; имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель). пользоваться доступными средствами и материалами; в доступной форме использовать художественные средства выразительности; владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона; использовать первые представления о передаче пространства на плоскости; выделять интересное. Наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке; создавая аппликации. Вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
Содержание учебного предмета
Искусство и ты Чем и как работают художники Три основные краски -красная, синяя, желтая. Пять красок - все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Реальность и фантазия Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.Обобщающий урок года.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№
п/п
Раздел/тема
Кол-во часов
Основные виды учебной
деятельности Чем и как работают художники (8 ч)
1
Три основные краски, строящие многоцветие мира.
1
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска».
Овладевать первичными живописными навыками.
Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
2
Пять красок - богатство цвета и тона.
1
Учиться сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета и тона.
Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий.
3
Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.
1
Расширять знания о художественных материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.
Овладевать первичными знаниями перспективы.
Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.
4
Выразительные возможности аппликации.
1
Овладевать техникой и способами аппликации.
Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.
Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.
5
Выразительные возможности графических материалов.
1
Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа.
Осваивать приёмы работы графическими материалами.
Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.
Изображать, используя графические материалы, зимний лес.
6
Выразительность материалов для работы в объеме.
1
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре.
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Овладевать приёмами работы с пластилином.
Создавать объёмное изображение животного с передачей характера.
7
Выразительные возможности бумаги.
1
Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы.
Овладевать приёмами работы с бумагой.
Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
8
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы.)
1
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.
Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.
Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.
Реальность и фантазия (7 ч)
9
Изображение и реальность.
1
Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.
Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.
Передавать в изображении характер выбранного животного.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
10
Изображение и фантазия
1
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
Придумывать выразительные фантастические образы животных.
Изображать сказочные существа путём соединения элементов разных животных и растений.
Развивать навыки работы гуашью.
11
Украшения и реальность
1
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.
Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).
Развивать навыки работы тушью, пером, углём, мелом.
12
Украшения и фантазия
Постройка и реальность
1
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях на посуде.
Осваивать приёмы создания орнамента.
Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книги и т.д.), используя узоры.
Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.
Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.
Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).
Конструировать из бумаги формы подводного мира.
Участвовать в создании коллективной работы.
13
Постройка и фантазия
1
Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.
Осваивать приёмы работы с бумагой.
Придумывать разнообразные конструкции.
Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
Участвовать в создании коллективной работы.
14-15
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе
2
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство).
Конструировать и украшать ёлочные украшения.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.
О чём говорит искусство (11 ч)
16
Выражение характера изображаемых животных.
1
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
Развивать навыки работы гуашью.
17
Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
1
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное состояние человека.
Создавать живописными материалами контрастные образы доброго или злого героя.
18
Выражение характера человека в изображении; женский образ.
1
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.
19
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
1
Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное состояние человека.
Создавать живописными материалами контрастные образы доброго или злого героя.
20
Изображение природы в разных состояниях.
1
Наблюдать природу в различных состояниях.
Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
Развивать колористические навыки работы гуашью.
21
Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения.
1
Понимать роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.
Создавать декоративные композиции заданной формы.
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.
22
Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов».
1
Понимать роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.
Создавать декоративные композиции заданной формы.
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.
23-
24
Образ здания и его назначение.
2
Понимать роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.
Создавать декоративные композиции заданной формы.
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев.
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.
Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.
Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.
25-26
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение.
2
Учиться видеть художественный образ в архитектуре.
Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.
Приобретать опыт творческой работы
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.
Как говорит искусство (8 ч)
27
Цвет как средства выражения: «тёплые» и «холодные» цвета.
1
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь составлять тёплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.
Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером, сказочная жар-птица и т.п.).
28
Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета.
1
Уметь составлять на бумаге тихие и звонкие цвета.
Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.
Изображать борьбу тихого и звонкого цветов.
Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.
Закреплять умение работать кистью.
29
Линия как средство выражения: ритм линий.
1
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные.
Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.
30
Линия как средство выражения: характер линий.
1
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.
Осознавать, как определённым материалом можно создать художественный образ.
Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением.
31 Ритм пятен как средство выражения.
1
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм.
Передавать расположение летящих птиц на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.
32 Пропорции выражают характер
1
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое пропорции.
Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.
33
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.
1
Повторять и закреплять полученные знания и умения.
Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.
Создавать коллективную творческую работу «Весна. Шум птиц».
Сотрудничать с одноклассниками в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, выполнять работу в границах заданной роли.
34 Обобщающий урок года.
1
Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ одноклассников и произведений художников.
Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.
Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.
Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса. Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса. - М.: Просвещение, 2011.-144с. Горяева Н.А., Неменская Л.А. Изобразительное искусство. //Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству.- М.: Просвещение, 2011.-48 с. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель,2011.-176 с. Неменского Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2014.- 240 с Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. -М.: Просвещение, 2012.-528с.
Дополнительная литература.
Завадская А. «Тройка»
Журнал «Простые уроки рисования» Посуда.
Журнал «Простые уроки рисования» Мой любимый сад.
Изобразительное искусство и художественный труд. Система преподавания уроков изо по программе Неменского Б.М.
Раскраска «Персонажи старого Мариинска», «Ремесла и мастера старого города Мариинска»
Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца.
Наглядно - дидактическое пособие
- Хохлома. Изделия народных мастеров.
- Городецкая роспись по дереву.
- Дымковская игрушка.
- Полхов - Майдан. Изделия народных мастеров.
- Каргополь. Народная игрушка.
- Филимоновская народная игрушка. Телевизор, ноутбук. Портреты русских и зарубежных художников. Схемы по правилам рисования предметов.
Список электронных ресурсов сети интернет
prosv.ru/umk/nachalnaya-shkola/ - сайт издательства «Просвещение»
nsportal.ru/shkola/- социальная сеть работников образования
school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
openclass.ru - «Открытый класс»
nachalka.info/demo?did=1001902&lid=1005521 - Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков
nachalka.com/igrovaja- Онлайновые разработки (развивающие игры, кроссворды)
uchportal.ru/load/47-2-2 -Учительский портал
um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18 -видеоуроки, презентации
kopilkaurokov.ru/- копилка уроков, сайт для учителей
Мультимедийная библиотека
Рабочая тетрадь.
Уроки изо. Поурочные разработки.
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Дата проведения
Чем и как работают художники
8
1
Три основные краски, строящие многоцветие мира.
1
2
Пять красок - все богатство цвета и тона.
1
3
Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.
1
4
Выразительные возможности аппликации.
1
5
Выразительные возможности графических материалов.
1
6
Выразительность материалов для работы в объеме.
1
7
Выразительные возможности бумаги.
1
8
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
1
Реальность и фантазия
7
9 Изображение и реальность.
1
10
Изображение и фантазия.
1
11
Украшение и реальность.
1
12
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
1
13
Постройка и фантазия.
1
14-15
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе .
2
О чем говорит искусство
11
16
Выражение характера изображаемых животных.
1
17
Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
1
18
Выражение характера человека в изображении; женский образ.
1
19
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
1
20
Изображение природы в разных состояниях.
1
21
Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения.
1
22
Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов».
1
23-24
Образ здания и его назначение.
2
25-26
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение.
2
Как говорит искусство
8
27
Цвет как средства выражения: «тёплые» и «холодные» цвета.
1
28
Цвет как средства выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета.
1
29
Линия как средства выражения: ритм линий.
1
30
Линия как средства выражения: характер линий.
1
31
Ритм пятен как средство выражения.
1
32
Пропорции выражают характер.
1
33
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.
1
34
Обобщающий урок года.
1