Уроки по литературному чтению, УМК «Школа России»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Три урока, выполнила Маховикова Анна Александровна, студентка ГБОУ ВО Калининградской области «Педагогический институт»


1 урок изучения нового материала.

Конспект урока по учебнику "Литературное чтение",

авт. Л.Ф. Климанова и др., 3 класс
Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк».


Цель: способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя.

Задачи:

Личностные:

  • развивать интерес к чтению русских народных сказок;

  • развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок;

  • сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;

  • способствовать развитию интереса к учебной деятельности;

  • формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;

  • развивать внимание, память, творческие способности;

  • развивать этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального.

Метапредметные:

Познавательные

  • развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок;

  • развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

  • развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

  • наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.

Регулятивные

  • формировать умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

  • формировать умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные

  • учить работать в паре, группе;

  • развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • развивать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;

  • познакомить с новыми словами;

  • научить делить текст на части;

  • формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

  • воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;

  • научить использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник "Литературное чтение" 3 класс, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова, выставка книг и иллюстраций к сказке, интерактивная доска, проектор, компьютер с колонками, презентация с иллюстрациями к произведению; М/Ф "Иван- царевич и Серый волк"; карточки с пословицами для работы в группах, лепестки знаний - маленькие листочки в виде капли, для оценки работы на уроке.

Тезис: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

Русская народная пословица.

Ход занятия


I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.

- Ребята, вспомним правила поведения на уроке.

Сравним свою осанку с учеником на плакате. Молодцы!

Начнем урок с самого приятного. Закройте глаза, и послушайте стихотворение, которые поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

- Повторяем хором:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

- Прочитайте жужжащим способом.

- Вам знакомы эти слова? Чьи они и от куда?

Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ.

- Сказки! Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

Прочитайте слова на слайде:

"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!"

- Как вы их понимаете?

Сказки чему-нибудь учат.

- Чему учат?

Добру, любви, смелости, честности.

- Молодцы! Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

«Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят» (Волк - учитель записывает на доске).

«У кого ты не спроси -

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…» (Иван - учитель записывает на доске).

- Посмотрите на эти слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке?

Мы будем читать о них сказку.

- Правильно. На перемене мы сделали выставку книг. Вы ознакомились с книгами? Что вы можете сказать о книгах на выставке?

Это русские народные сказки. Книги с красивыми иллюстрациями.

- Все эти книги иллюстрированы художниками. В одной из них я увидела такую иллюстрацию (показать репродукцию картины " Иван царевич на сером волке").

- Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.

А вы встречали на уроках изобразительного искусства репродукции этого художника?

Да, он рисует к сказкам.

- Прочитайте название сказки. Кто её автор?

«Иван-царевич и Серый Волк». У неё нет автора. Это русская народная сказка.

- Конечно! Молодцы! Итак, сегодня мы с вами будем работать над новой сказкой. Для этого, что нам нужно сделать в первую очередь? Конечно, прочитать сказку. Следующим этапом будет понимание сказки - мы узнаем значение новых слов и смысл этой сказки.

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Знакомство со сказкой, чтение вслух.

- Ребята, откройте учебник на стр. 28. Я начну читать сказку, а вы по цепочке продолжите. Читайте и следите за чтением товарищей внимательно, после я задам вам вопросы как вы поняли прочитанное. За каждый правильный ответ, вы получите лепесток знаний.

Дети читают до слов «… а Иван-царевич в третью сторону».

1.1. Словарная робота по ходу чтения.

- Все ли слова вам понятны?

- Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте.

Караулы - воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо..

- Слово похитник от слова похищать, воровать.

Позарился - зариться - смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.

Задолит - одолеет.

Наутек - бегом (спасаясь от кого-либо)

2. Работа по содержанию сказки.

- С чего начинается сказка? Поднимите руку, кто знает ответ.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

- Как называется этот прием в сказке?

Зачин.

- Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками?

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.

- Какой вы представляете себе Жар-птицу?

Ответы учащихся.

- Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу?

Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.

- Кто из братьев самый ответственный? Почему?

Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.

3. Чтение сказки.

- Хорошо! Продолжим чтение. Будем читать по ролям.

Учитель распределяет роли.

(Иван-царевич, Серый Волк, автор, царь Афрон, царь Кусман)

Дети продолжают читать сказку до слов «Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой».

- Прежде чем перейти к обсуждению сказки, отдохнем. Встанем дружно из-за парт, приготовимся к разминке.


V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец -

«Хлопай-топай»,

Когда делать нечего…

Кем бы не был ты - отличник

Иль совсем наоборот,

Разучи ты этот танец

И танцуй его весь год!

VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

4. Работа по содержанию сказки.

- Ребята, скажите, что случилось с Иваном-царевичем в пути?

- Как вез Волк Ивана-царевича?

- Какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали за Жар-птицей? А за конем златогривым?

Ответы учащихся, учитель оценивает лепестком знаний.

5. Просмотр фрагмента мультфильма «Иван-царевич и Серый Волк», окончание сказки.

- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма, и узнать чем завершилась сказка.

6. Работа по содержанию сказки.

- Понравилась вам сказка?

- Изменилось ли ваше отношение к героям, к братьям Ивана-царевича?

Ответы учащихся.

- Как вы можете описать героев сказки?

- Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему?

1.Волшебный помощник (Серый волк)

2.Предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)

-Ребята, вы познакомились со сказкой - прочитали её, посмотрели фрагмент мультфильма. На какие 3 части можно разделить текст сказки?

Ответы учащихся.

1. Похищение яблок.

2. Испытания Ивана- Царевича.

3. Справедливость.

7. Работа в группах.

- Перед вами пословицы, вам нужно их прочитать и выбрать только одну, которая подходит по теме.

Дети зачитывают выбранные пословицы.

VII. РЕФЛЕКСИЯ.

- Все справились с заданием. Молодцы!

- Какую роль хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле? Почему?

Ответы учащихся.

- Ребята, что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (злого)

- А в этой сказке, почему волк помогает Ивану-царевичу? Почему вы решили, что он добрый?

Оплачивает долг (съел лошадь)

- "Долг платежом красен". А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, тому, кто раньше вам помог.

Ответы учащихся.

- И в сказке Иван нуждался в помощи. Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора?

Помощь ближнему.

- Молодцы! А мне сегодня на уроке помогли: (перечислить учащихся).


VIII. ИТОГ УРОКА.

- Итак, с какой сказкой вы познакомились? Чему научила вас эта сказка?

Ответы учащихся.

- Что ещё нового вы узнали, чему научились?

Узнали новые слова, учились делить текст на части.

- Ребята, проверим количество лепестков, которые вы сегодня заработали (при 5 и более лепестках можно поставить оценку за работу на уроке)

- На следующем уроке мы продолжим беседу о сказке «Иван-царевич и Серый Волк». Дома вам нужно дочитать сказку до конца, приготовиться читать её выразительно.

А так же можете нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку. Спасибо за урок, до свидания.





2 урок закрепление изученного материала.

Конспект урока по учебнику "Литературное чтение",

авт. Л.Ф. Климанова и др., 3 класс
Тема урока: Русские народные сказки «Иван-царевич и Серый волк».


Цель: способствовать развитию умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, а так же развитию интереса к книге и художественному произведению.

Задачи:

Личностные:

  • развивать интерес к чтению русских народных сказок;

  • развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок;

  • развивать внимание, память, творческие способности;

  • способствовать развитию интереса к учебной деятельности;

  • Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

  • Этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.

Метапредметные:

Познавательные

  • развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок;

  • развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

  • развивать навыки осмысленного, выразительного чтения по ролям;

  • учить находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • развивать умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план).

Регулятивные

  • формировать умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

  • формировать умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;

  • формировать умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные

  • учить работать в паре, группе;

  • развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • учить слушать и понимать речь других;

  • развивать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • развивать способность составлять план сказки и умение рассказать по плану;

  • формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

  • соотносить иллюстрации и текст сказки;

  • развивать речь и умение работать с текстом;

  • формировать систему читательских умений.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: учебник "Литературное чтение" 3 класс, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова, интерактивная доска, проектор, презентация, иллюстрации к сказке, для оценки работы лепестки знаний.

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.

- Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Ну, начнем урок, друзья!

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

- Приготовьтесь к разминке, выровняйте дыхание.

Её перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках, где живет…. (Жар-птица).

- Прочитаем медленно, затем с ускорением.

- Читаем тихо, затем громче.

- И наконец, так, как нужно, выделяя голосом нужные слова.


III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Повторение.

- Ребята, а что, разве в нескольких сказках живет Жар-Птица? Назовите их.

«Конек-Горбунок», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Иван-царевич и Серый Волк».

- Какую сказку вы читали дома? Давайте вспомним начало сказки. Как оно называется?

Это зачин. Жил был Царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иван.

- Найдите зачин в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.

- Ребята, для чего в сказках зачин?

Благодаря зачину мы узнаем о героях сказки. Он помогает подготовиться к чтению или слушанию сказки.

2. Проверка домашнего задания.

-Ребята, вы подготовили иллюстрации к изучаемой нами сказке. Расскажите, какие отрывки вы изобразили.

Учащиеся вывешивают иллюстрации и рассказывают, о понравившемся отрывке.

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Обсуждение сказки.

- Ребята на прошлом уроке мы познакомились со сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». Сегодня мы продолжим работу над сказкой, научимся пересказывать её от разных лиц. А сейчас вспомним, какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем?

Волк съел его коня.

- Кто стал помогать герою?

Серый Волк.

- Найдите и прочитайте в тексте, какой наказ дал Волк Ивану, когда они приехали к царю Афрону?

Дети читают.

- На каких условиях царь Кусман пообещал отдать златогривого коня? Прочитайте.

Дети читают.

- Ребята, всю сказку волк помогает Ивану-царевичу. И даже после того как Иван попрощался с волком. Как опять Волк помог Ивану?

Он его оживил живой и мертвой водой.

- Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Сказка заканчивается хорошо.

- Но ведь Волк растерзал братьев?

Зло в сказках наказывается.

2. Составление плана сказки.

- Ребята, нам нужно составить план сказки. Вспомните, какие виды плана вы знаете.

Картинный, цитатный.

- Рассмотрите ваши иллюстрации. Подумайте, можем ли мы составить с их помощью план.

Дети совместно с учителем составляют картинный план.

- Ребята, на прошлом уроке мы разделили сказку на три части. Сегодня ваша задача придумать заголовки соответствующим основным событиям, составить план сказки и записать его в тетрадь. Помогут вам в этом ваши иллюстрации.

Дети придумывают заголовки, составляют план и записывают в тетрадь.

- Все справились с заданием? Молодцы! Пора и отдохнуть.


V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели травушку покушать,

Тишину послушать.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.


VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

3. Пересказ сказки, работа в парах.

- Теперь вы легко можете пересказать сказку по составленному плану. Подготовьте краткий пересказ от любого лица. От лица Серого Волка, Ивана-Царевича, царя Берендея.

- Обратите внимание на слово «краткий». Это означает, что вы должны пересказать только самое важное. Расскажите свой пересказ товарищу по парте.

Дети готовятся, затем пересказывают. Учитель опрашивает трех учеников, чтобы выслушать рассказы от лица разных героев сказки.

- Оцените работу своего соседа, с помощью лепестков знаний.

- Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали.

VII РЕФЛЕКСИЯ.

Работа на ноутбуках.

- Ребята, хорошо ли вы знаете сказку «Иван-царевич и Серый Волк». Проверим насколько?

- Расположите события по порядку. Проставьте соответствующий номер напротив каждого предложения.

Задание в ноутбуке:

Иван царевич стережет сад и получает перо Жар-птицы.

Волк помогает Ивану-царевичу вернуться домой.

Старшие братья караулят сад.

Братья убивают Ивана-царевича.

Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.

Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.

Иван-царевич возвращается домой с Еленой-прекрасной


VIII. ИТОГ УРОКА.

- Ребята чему мы учились на уроке?

Ответы учащихся. (Составлять план сказки, пересказывать сказку)

- Что было интересным на уроке?

Ответы учащихся.

- Ребята, дома выпишете пословицу из сказки в тетрадь, объясните её смысл.

Так же, вспомните русские народные сказки, которые вы уже изучили. У нас будет проверочная работа, игра на победителя.

Спасибо вам за интересный урок.






3 урок обобщения и закрепления изученного материала. Урок-викторина.

Конспект урока по учебнику "Литературное чтение",

авт. Л.Ф. Климанова и др., 3 класс
Тема урока: Итоговый урок по теме: «Русские народные сказки»

(на материале сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)

Цель: создать условия для закрепления и проверки знаний по прочитанным сказкам, способствовать развитию работы в группах.

Задачи:

Личностные:

  • развивать интерес к чтению русских народных сказок;

  • развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок;

  • развивать внимание, память, творческие способности;

  • способствовать развитию интереса к учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные

  • развивать умения ориентироваться в своей системе знаний;

  • развивать умение перерабатывать и преобразовывать информацию;

Регулятивные

  • формировать умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

  • формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;

  • формировать умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Коммуникативные

  • развивать умение работать в группе;

  • формировать умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат;

  • учить слушать и понимать речь других.

Предметные:

  • обобщить знания детей и провести контроль знаний по изученной теме;

  • расширять и обогащать словарный запас детей;

  • развивать речь и умение работать с текстом.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала. Урок-викторина.


Оборудование: Карточки с записанными на них событиями для определения последовательности (второй конкурс). Карточки с записанными на них качествами главных героев (третий конкурс). Перстень, черный ящик, карточки с записанными на них подсказками (Конкурс «Черный ящик»). Карточки с записанными на них сказочными предметами (для конкурса на определение лишнего предмета), 2 кроссворда на альбомном листе, интерактивная доска, проектор, презентация, иллюстрации к сказке.

Ход занятия


I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА. Звучит песня «Приходи, сказка» Дети разделены на две команды. Класс украшен рисунками к эпизодам прочитанных сказок.
- Дорогие ребята, мы собрались с вами, чтобы еще раз встретиться с героями прочитанных сказок, вспомнить события и приключения, которые мы пережили, побывав в этих сказках, снова встретиться с любимыми героями, чтобы помочь пройти им все испытания. - Вспомните, какими качествами обладают добрые герои сказок? Что помогает им пройти все испытания и победить, добраться до своего счастья? Ответы учащихся. - Я желаю вам быть добрыми, настойчивыми, внимательными к членам своей команды, уметь услышать мнение каждого члена команды и оценить его. Только так ваша команда придет к победе.

II. ВИКТОРИНА. 1 Конкурс. - Внимание, первый конкурс. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Если команда не может ответить, право ответа переходит к команде противника. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. 1.О ком сказано: «… синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает»? 2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? 3. Назовите имя героини, которую хотела погубить ведьма. 4. О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? 5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? 6. Как звали невесту Иванушки-дурачка? 7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея? 8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?
Учитель записывает баллы на доске. Подсчет набранных баллов, объявление результатов. - Молодцы, ребята, хорошо справились с 1-ым заданием. А теперь нас ждет 2-ой конкурс.
2 Конкурс. - Расположите события по порядку, и назовите название сказки. За каждое правильно указанное событие команда получает 1 балл.

1 команда: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Сестрица Аленушка, мочи нет: напьюсь я из копытца. (2)

Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок!(6)

Залилась Аленушка слезами, села под стожок - плачет, а козленочек возле нее скачет. (3)

Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки. (1)

Аленушка подумала-подумала и пошла за купца замуж. (4)

А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. (7)

Привела ведьма Аленушку на реку. (5)

2 команда: "Иван-царевич и серый волк"

Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай. (4)

Стал кто-то царский сал посещать, золотые яблоки воровать. (1)

А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать. (7)

Помчал серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой. (5)

Наступило время младшего брата идти стеречь. (2)

Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. (6)

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем - на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. (3)
Подсчет набранных баллов, объявление результатов. Молодцы, ребята, и со вторым задание справились. А теперь вас ждет третий конкурс.
3 Конкурс. - Прочитайте список качеств главного героя, догадайтесь о каком герое идет речь, объясните, почему вы так решили. За правильный ответ команда получает 1 балл. Доброта, ласка, преданность, доверчивость (сестрица Аленушка)
Доброта, смелость, упорство, умение исполнить порученное дело, находчивость (Иванушка)
Подсчет набранных баллов, объявление результатов.
4 Конкурс. - А мы переходим к следующему конкурсу. Сейчас вам предстоит угадать, что находится внутри черного ящика. Команды получают подсказки, записанные на листочках. Команда, которая быстрее справится с заданием, получает 1 балл.
1. Этот предмет обладал чудесным светом. 2. Чтобы добыть этот предмет, нужно было добраться до окошка терема. 3. Чтобы сохранить этот предмет, понадобилась тряпка. - Молодцы, ребята. Открываем черный ящик. Действительно, это перстень.
Подсчет набранных баллов, объявление результатов.
5 Конкурс. - У нас впереди следующий конкурс. По итогам 4 конкурсов побеждает …команда. Поэтому им предлагается первыми ответить. Но если вы не справитесь, задание переходит к другой команде. И так, даю вам список предметов. Вам нужно определить, какой предмет попал не в свою сказку, и объяснить, почему вы так думаете. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Камень, речка, живая вода. (Живая вода понадобилась в сказке «Иван-царевич и серый волк». Остальные предметы из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Золотое яблочко, золотая клетка, золотая уздечка, золотой перстень (Золотой перстень задействован в сказке «Сивка-бурка». Остальные предметы из сказки «Иван-царевич и серый волк») Роса с травы, пирог, лукошко мухоморов
(Росой с травы умывался Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и серый волк». Остальные предметы из сказки «Сивка-бурка») Подсчет набранных баллов, объявление результатов.
6 Конкурс. - Ребята вы должны разгадать кроссворд, и узнать контрольное слово в выделенных клетках. В этом конкурсе победит команда, которая первая правильно отгадает весь кроссворд. Начали.









1

с

и

в

к

а

2

к

о

з

л

е

н

о

ч

е

к








3

п

р

е

к

р

а

с

н

а

я









4

з

а

ч

и

н






5

в

о

л

к








6

в

е

д

ь

м

а






1. Как звали коня, которому можно в одно ухо влезть, в другое вылезть. 2. Кто жалобно с берега кричал: «- Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок.» 3. У царя Далмата есть дочь Елена …. 4. С чего начинается сказка? 5. Кому принадлежат слова: «- То-то, прости... Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.» 6. Оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.
7 Конкурс. - Наш урок подходит к концу. Остается последний конкурс разыграть в пантомиме эпизод сказки. Вторая команда должна догадаться, какой эпизод вы показали. Готовимся тихонько. За правильный ответ команда получает 1 балл, и у вас одна попытка, прежде чем дать ответ посоветуйтесь.
Эпизод первый: Елена прекрасная потчует гостей. Каждому подносит вина и меду. Обошла всех, подходит к последнему - к Иванушке. Эпизод второй: Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад. И даже присесть боится, не то что прилечь. Как сон его задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Подсчет набранных баллов, объявление результатов.
- Подсчитаем общее количество баллов, набранных командой. У нас победила …команда. Ребята вы все молодцы! Отлично справлялись с заданиями, и показали на сколько хорошо вы знаете сказки.

III. РЕФЛЕКСИЯ.
- Наше путешествие в сказку подошло к концу. Вы показали, что отлично знаете сюжеты изученных сказок. А, кроме того, сказки помогли нам увидеть, какие черты характера особенно ценятся, какими качествами надо обладать, чтобы добиться победы добра над злом. Понравились вам русские народные сказки? Какая больше и почему? Ответы учащихся. Спасибо вам, ребята. У нас получилась отличная игра! До свидания.

Самоанализ уроков литературного чтения в 3-ем классе.
Темы и типы уроков:

Урок 1 (урок изучения нового материала): «Русская народная сказка Иван-царевич и Серый Волк»

Урок 2 (урок закрепления изученного материала): «Русская народная сказка Иван-царевич и Серый Волк»

Урок 3 (урок закрепления и проверки приобретенных знаний и умений), Урок-викторина по изученным русским народным сказкам.


В 3-м классе 22 ученика, из них 10 девочек и 12 мальчиков. К третьему классу у детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Исходя из этого, были поставлены следующие цели уроков: способствовать формированию читательской компетентности, осознанию себя как грамотного читателя; развитию умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, а так же развитию интереса к чтению, доброжелательности, честности, верности на примере героев русских сказок, способствовать развитию умения работать в группах. Для достижения поставленных целей, а так же максимального включения в деятельность младших школьников, этапы уроков литературного чтения были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались виды деятельности. После прочтения части текста, дети отвечали на вопросы по содержанию, просматривали фрагмент видео сказки, соотносили иллюстрации с текстом, составляли и записывали план текста. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях, поэтому большую часть урока занимает чтение: чтение по цепочке, чтение по ролям, выборочное чтение. Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Создание выставки книг способствовало включению детей в познавательную деятельность. Дети просили разрешения взять ту или иную книгу для чтения. Уроки начинались с прослушивания стихотворения, которое способствовало эмоциональному настрою и позволило войти в тему урока. Проводилась речевая разминка - здоровьесберегающая технология. Формы взаимодействия на уроках: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Формы работы: работа по учебнику, работа в тетради, проверочная работа на ноутбуках, разгадывание кроссворда. На уроках приводились задания и вопросы, направленные на формирование УУД: Задания: определение темы и цели урока, планирование работы на уроке; работа со словарем, поиск нужных фраз в тексте; составления плана пересказа по иллюстрациям; Вопросы учителя: Приведите пример из жизни, когда вы кому-то помогали. Как вы думаете, какая главная мысль нашего разговора? С помощью сказки вы узнали, какими качествами надо обладать, что бы добиться победы, и сегодня вы покажите, есть ли у вас эти качества. Организация учебной деятельности включала задания на формирование умения анализировать текст, понимать поступки героев - после прочтения части, проводилось обсуждение, учащиеся отвечали на вопросы. С помощью вопросов по содержанию, дети учились выделять главное в прочитанном тексте. На втором уроке дети демонстрируют и в то же время закрепляют свои умения работать с текстом, составляют план и пересказывают по нему сказку, учатся пересказывать от разных лиц. На уроках ученики активно включаются в познавательную деятельность: рассматривают иллюстрации, соотносят их с текстом, отвечают на вопросы. Организация учебного сотрудничества происходит с помощью заданий для группового выполнения - выбрать подходящую пословицу, работа в парах - краткий пересказ сказки, а викторина по изученным сказкам способствует формированию умения распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат, дети учатся слушать и понимать речь других. Дети взаимодействуют друг с другом и с учителем, оказывают взаимопомощь соседу по парте, находят общий язык. У многих детей заметно упорство в достижении цели, обнаруживают свои ошибки и исправляют их. Учащиеся развивают умения адекватно оценивать свою работу и работу товарища. На третьем уроке происходит закрепление и контроль знаний по прочитанным сказкам. Дети применяют свои знания, участвуя в викторине. Учатся работать сообща в группе. Дети учились постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Проведенные уроки способствуют воспитанию любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству. По итогам викторины определенно, что система заданий позволила закрепить у учащихся содержание изучаемого материала, а так же понимание особенностей сказок, литературного языка и характеров героев. Психолого-гигиенические и эстетические требования выполнялись (упражнение на развитие двигательной активности - физкультминутка, смена видов деятельности; культура речи, музыка, обращение к жизненному опыту ребенка). Время урока использовано рационально. Домашнее задание носит творческий характер, дано вариативно, что дает учащимся право выбора. Использовались методы: проблемная постановка вопроса, исследовательский (исследование текста, приведение примеров из своих наблюдений), личностно-ориентированный (использование детских высказываний о доброте, их рисунков, жизненного опыта). Для выявления понимания детьми текста, проблемы в целом использовались виды работ: коллективный анализ произведения, выборочное чтение, детские рисунки, приведение примеров из жизни детей, обоснование своего высказывания, самоанализ (какие открытия я сделал для себя на уроке?). Школьники показали хороший уровень применения литературных терминов, использование полученных ранее знаний об устном народном творчестве. Учащиеся показали хорошие навыки чтения, умение выражать отношение к прочитанному, свое впечатление от прочитанного в слове, рисунке. У учеников сформирована оценочная самостоятельность: умение обосновывать, самоанализ. Данная тема очень важна в курсе литературного чтения, так как идет развитие речи и воображения, а так же становление личности ребенка, его нравственных качеств. Вывод: цель урока достигнута. Поставленные задачи решались последовательно, с использованием современных методов и приемов. Дети в течение урока были активно вовлечены в учебную деятельность. Урок имеет большую воспитательную направленность, нравственный смысл, положительную эмоциональную окраску.










Дидактический анализ урока

Класс: 3

Предмет: Литературное чтение

Тема: Русские народные сказки. Иван-царевич и Серый Волк.

Тип урока: изучение нового материала. Преподавание литературного чтения ведется по учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. в двух частях (2 ч в неделю). Данный урок вход в раздел «Устное народное творчество». На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Русские народные песни», «Докучные сказки», сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка». Была поставлена цель урока: способствовать формированию читательской компетентности младшего школьника, осознанию себя как грамотного читателя. Цель урока реализовывалась через следующие задачи: Задачи:

Личностные:

  • развивать интерес к чтению русских народных сказок;

  • развивать доброжелательность, честность, верность на примере героев русских сказок;

  • сформировать понимание о том, что во всех сказках проявляется стремление народа к счастью, любви;

  • способствовать развитию интереса к учебной деятельности;

  • формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному тексту;

  • развивать внимание, память, творческие способности;

  • развивать этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального.

Метапредметные:

Познавательные

  • развивать умения сравнивать сюжеты, героев разных сказок;

  • развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

  • развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

  • наполнять речь учащихся новыми словами, фразами.

Регулятивные

  • формировать умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

  • формировать умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные

  • учить работать в паре, группе;

  • развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • развивать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • познакомить с содержанием сказки «Иван-царевич и Серый Волк»;

  • познакомить с новыми словами;

  • научить делить текст на части;

  • формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

  • воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;

  • научить использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев.


Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. При изучении нового материала использованы методы, максимально включающие младших школьников в учебный процесс. На уроке были использованы следующие методы обучения:
  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации);
  • практические (работа с карточками, работа с учебником).
На уроке использовались информационные компьютерные средства, подготовлена презентация, загадки для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Применены следующие формы познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Урок начинается с организации, установки положительного эмоционального настроя, речевой разминки и актуализация опорных знаний. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный, устный. Для максимального включения учащихся в учебную деятельность, на этапе постановки учебной задачи детям было предложено разгадать загадки. Это помогло активизировать познавательную деятельность детей и привести их к определению темы урока, сформулировать цель урока. На основных этапах - этапах изучения нового материала, закрепление изученного использовались метод работы в группах, парах, метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстрации), фронтальная и индивидуальная беседа. Систематизация и обобщение полученных знаний производилась также через методы, обеспечивающие активность каждого ребенка на уроке (работа в группах, работа в парах, работа с учебником с обсуждением прочитанного). Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (выставка книг, использование презентации, отрывка из мультфильма, иллюстрации к сказке). Проведенная викторина оставила незабываемые впечатления у детей, и послужила результативной и качественной проверкой усвоенных знаний и умений. Завершающим этапом на уроках было: самооценка, с помощью лепестков знаний, оценка учителем, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута дидактическая цель. Учащиеся научились определять тип сказки, делить текст на части, составлять план сказки и пересказывать по нему, закрепляли технику чтения. С целью активизации познавательной деятельности урок строился в соответствии со следующими дидактическими принципами: принцип взаимообучения; принцип индивидуализации; принцип научности. При планировании урока-викторины были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 30 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось максимальному включению именно этих детей в учебный процесс на уроке. Сильные учащиеся получили индивидуальные задания: осуществить организацию работы в группах и разъяснить материал, вызвавший трудности у более слабых детей в их группах. Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. На данном уроке активно решались и воспитательные задачи. В процессе урока наблюдались личностные изменения. Каждый ребенок учился оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей, формулировать свое отношение к поступкам. Фигура педагога является центральной на уроке, так как именно он выстраивает учебный процесс, обеспечивает соблюдение здоровье сберегающих технологий, создает эмоциональный настрой урока. Опираясь на это можно сказать, что урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока, на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.



© 2010-2022