Рабочая программа по ОМРК - 4 класс по ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Городецкая средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Руководитель МО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ Городецкая СОШ

_____ /______________ /

ФИО

«___» _________ 20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Городецкая СОШ

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам религиозных культур и светской этике

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

в 4 классе

на 2015-2016 учебный год

Шупиковой Валентины Михайловны

учителя начальных классов высшей категории



д. Городцы, 2015 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модулю «Основы мировых религиозных культур» разработана в соответствии - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в пункт 16,19.1,19.7,19.10,19.11 ФГОС НОО», - письма департамента образования и науки Брянской области № 1905-04-0 «О примерном учебном плане 1-4 кл. общеобразовательных организаций брянской области на 2015- 2016 уч. год.», - Основной образовательной программы МБОУ Городецкая СОШ, - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, -планируемых результатов начального общего образования, - УМК « Школа России», - программы Данилюк А.Я. комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Сборник «Программы общеобразовательных учреждений.4.5. классы. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». «Основы мировых религиозных культур»: М.:.Издательство «Просвещение», 2012 г.
Данная дисциплина введена в учебные планы в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, писем Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011года №МД-942/03, от 24 октября 2011 года № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ», Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовнонравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы иудейской культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Цель модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Общая характеристика учебного курса
Модуль «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, много единство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: - общая историческая судьба народов России; - единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение школьниками учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить: - понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; - формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур; - знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; - укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

Описание места учебного курса в учебном плане


На изучение модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, 34 ч в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
  • объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
  • самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
  • чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметные результаты: Регулятивные:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные:
  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные:
  • - доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • - договариваться с людьми, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе, в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в
  • истории и современности России;
  • - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
  • - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
  • - знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
  • - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
  • - проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);
  • - осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.



Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»


Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов). Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм. Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммад. Буддизм. Сиддхартха Гаутама. Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Типитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма - «Три корзины мудрости» (Типитака). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран. Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община - сангха. Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира. Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России. Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция - соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях. Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган). Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Блок 3. Творческие работы учащихся (4 часов).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия - наша Родина.

Введение в православную духовную традицию.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями и прогнозировать содержание;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать из текста учебника информацию о новых понятиях и терминах: Российская Федерация, Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции и выписывать в рабочую тетрадь

анализировать иллюстративный материал;

работать в паре;

объяснять какие ценности лежат в основе традиций своей семьи;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Блок 2. Основы религиозных культур (29 часов).

Культура и религия.

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Какое место в религии занимает ритуал?

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать из текста учебника информацию о новых понятиях и терминах: религия, ритуал, мировые религии и выписывать в рабочую тетрадь;

анализировать иллюстративный материал;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

объяснять какие религии считаются традиционными для России;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Культура и религия.

Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать из текста учебника информацию о новых понятиях и терминах: культура, материальная культура, духовная культура и приводить примеры;

анализировать иллюстративный материал;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

объяснять что такое культура;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Возникновение религий. Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать из текста учебника информацию о новых понятиях и терминах: пантеон, многобожие, завет, скрижали;

работать с терминологическим словарём;

анализировать иллюстративный материал;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

объяснять что такое пантеон, завет; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Возникновение религий.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммад. Буддизм. Сиддхартха Гаутама.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

называть основателей религий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Священная книга буддизма - «Три корзины мудрости» (Типитака). Священная книга ислама. Коран.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

анализировать иллюстративный материал;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

называть священные книги религий мира; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Священные книги религий мира. Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Ориентироваться в тексте учебника; знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий; прогнозировать содержание урока на основе названия темы; планировать работу на уроке;

анализировать иллюстративный материал; пользоваться словарём; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать результаты своей работы на уроке.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община - сангха.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

анализировать иллюстративный материал;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

называть хранителей предания в религиях мира; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Возникновение зла в мире. Рай и ад.
Ориентироваться в тексте учебника; знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий; прогнозировать содержание урока на основе названия темы; планировать работу на уроке;

анализировать иллюстративный материал; пользоваться словарём; формулировать выводы по изученному материалу; оценивать результаты своей работы на уроке.

Понятие греха, раскаяния и воздаяния в религиях мира.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

объяснять понятия: таинства, молитва, намаз, мантра; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему внутреннего устройства православного храма;

объяснять понятия: синагога, алтарь, иконы, притвор, амвон, иконостас;

формулировать и сравнивать правила поведения в синагогах и православных храмах;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Священные сооружения. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

объяснять понятия: мечеть, минарет, ступы, пагоды,

формулировать и сравнивать правила поведения в мечети и буддийских храмах;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама.
Прогнозировать содержание урока по его теме; планировать работу на уроке и стремиться её выполнить; понимать ценность и значимость русской культуры; находить в тексте определения и понятия, учиться их объяснять, работая со словарём; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников; описывать фрагменты росписи, иконы; извлекать из дополнительной литературы и интернета нужные сведения, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Прогнозировать содержание урока по его теме; планировать работу на уроке и стремиться её выполнить; понимать ценность и значимость русской культуры; находить в тексте определения и понятия, учиться их объяснять, работая со словарём; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников; описывать одно из религиозных сооружений; извлекать из дополнительной литературы и интернета нужные сведения, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

История религий в России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Прогнозировать содержание урока по его теме; планировать работу на уроке и стремиться её выполнить; понимать ценность и значимость русской культуры; находить в тексте определения и понятия, учиться их объяснять, работая со словарём; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников; описывать как произошло разделение церквей; извлекать из дополнительной литературы и интернета нужные сведения, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

История религий в России. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Прогнозировать содержание урока по его теме; планировать работу на уроке и стремиться её выполнить; понимать ценность и значимость русской культуры; находить в тексте определения и понятия, учиться их объяснять, работая со словарём; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников; описывать появление на территории России ислама и иудаизма; извлекать из дополнительной литературы и интернета нужные сведения, готовить сообщения о вкладе, который внесли в историю, культуру, хозяйство нашей страны представители разных религий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

объяснять понятия: ритуалы; Евхаристия, крещение, причастие; намаз; шахада;

формулировать и сравнивать обряды в христианстве и исламе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Иудаизм: еженедельная традиция - соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра). Традиционные обычаи и обряды в религиях мира.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

объяснять понятия: шаббат, мантра;

формулировать и сравнивать обряды в иудаизме и буддизме; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Паломничества и святыни. Что такое паломничество, реликвии и мощи. Главные святыни мировых религий. Прогнозировать содержание урока по его теме; планировать работу на уроке и стремиться её выполнить; понимать ценность и значимость религиозной культуры; находить в тексте определения и понятия, учиться их объяснять, работая со словарём; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников; описывать паломничества религий мира; извлекать из дополнительной литературы и интернета нужные сведения, готовить сообщения ; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Праздники и календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука, Суккот). Праздники христианства (Рождество, Пасха, Вознесение, Троица).

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

объяснять понятия: Песах, Шавуот, Ханука, Суккот, Рождество, Пасха, Вознесение, Троица;

называть и сравнивать праздники в иудаизме и христианстве; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Праздники и календари религий мира. Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

работать в паре: по тесту учебника составлять простейшую опорную схему;

объяснять понятия: Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган;

называть и сравнивать праздники в исламе и буддизме; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Главный принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христианства. Прогнозировать содержание урока по его теме; планировать работу на уроке и стремиться её выполнить; понимать ценность и значимость религиозной культуры; находить в тексте определения и понятия, учиться их объяснять, работая со словарём; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников; описывать заповеди иудаизма и христианства; извлекать из дополнительной литературы и интернета нужные сведения, готовить сообщения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Главный принцип всех религий. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.


Прогнозировать содержание урока по его теме; планировать работу на уроке и стремиться её выполнить; понимать ценность и значимость религиозной культуры; находить в тексте определения и понятия, учиться их объяснять, работая со словарём; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников; описывать нравственное учение ислама, учение о поведении человека в буддизме ; извлекать из дополнительной литературы и интернета нужные сведения, готовить сообщения ;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

объяснять, почему во всех религиях мира раздача милостыни является обязательной частью каждого праздника;

называть и сравнивать в исламе и буддизме;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Семья. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье. Долг, свобода, ответственность, труд.


Прогнозировать содержание урока по его теме; планировать работу на уроке и стремиться её выполнить; понимать ценность и значимость семейных отношений и традиций; находить в тексте определения и понятия, учиться их объяснять, работая со словарём; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников; описывать нравственное учение о семье в религиях мира; извлекать из дополнительной литературы и интернета нужные сведения, готовить сообщения о семейном укладе в одной из религий мира;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Долг, свобода, ответственность, труд.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём;

понимать значения слов «долг», «свобода», «ответственность», «труд»;

рассказывать об особенностях отношения к долгу, свободе, ответственности, труду в различных религиях;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Любовь и уважение к Отечеству. Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.


Прогнозировать содержание урока по его теме; планировать работу на уроке и стремиться её выполнить; понимать ценность и значимость любви и уважения к Отечеству; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников; описывать свой вклад служению на благо нашей Родины; извлекать из дополнительной литературы и интернета нужные сведения, готовить сообщения о том, с чего начинается Россия;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Творческие работы.

Знакомиться с темой урока и прогнозировать содержание учебного материала;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнять;

извлекать информацию из дополнительной литературы;

работать с терминологическим словарём; составлять рассказ по иллюстрациям учебника, репродукциям картин известных художников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Описание материально технического обеспечение образовательного процесса

Литература

  1. Учебник.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов). - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012.80с.

  1. Книга для учителя.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.
  1. Книга для родителей
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2012. - 27 с.
  1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  1. Интернет ресурсы

openclass.ru/node/140319 методические разработки. Конспекты уроков и презентации

http: //pro sv .ru/umk/okr/info .aspx?ob_no=26678 разработки уроков

Технические средства обучения


Оборудование рабочего места учителя. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер с принтером. CD/DVD-проигрыватель


Календарно - тематическое планирование

п\п

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

  1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1.

Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию.

II.

Основы мировых религиозных культур (29 часов)

2.

Культура и религия. Что такое религия? Какие бывают религии?

3.

Культура и религия. Что такое культура?

4.

Возникновение религий. Первые религии. Многобожие.

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

6

Священные книги религий мира. Священная книга буддизма - «Три корзины мудрости» (Типитака). Священная книга ислама. Коран.

7

Священные книги религий мира. Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет.

8.

Священные книги религий мира. Библия. Новый завет.

9.

Хранители предания в религиях мира

10.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Рай и ад.

11.

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

12.

Человек в религиозных традициях мира.

13.

Священные сооружения. Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор.

14.

Священные сооружения. Христианские храмы. Устройство православного храма (алтарь, иконы).

15.

Священные сооружения. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

16.

Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре христианства и ислама.

17.

Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре иудаизма и буддизма.

18.

Творческие работы учащихся. Тест, запуск проектов (по выбору). «Христианский храм: виды, устройство», «Религиозные сооружения родного края», «Земная жизнь основателей религий: Иисус Христос».

19.

Защита проектов «Христианский храм: виды, устройство», «Религиозные сооружения родного края», «Земная жизнь основателей религий: Иисус Христос» (по выбору).

20.

История религий в России. Как на Руси выбирали веру? Православное христианство в истории России.

21.

История религий в России. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

22.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира: христианство и ислам.

23.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира: иудаизм и буддизм.

24.

Что такое паломничество, реликвии и мощи. Главные святыни мировых религий.

25.

Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники иудаизма и христианства.

26.

Праздники и календари. Праздники ислама и буддизма.

27.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира: заповеди иудаизма и христианства.

28.

Религия и мораль. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

29.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

30.

Семья.

31.

Долг, свобода, ответственность, труд

32.

Любовь и уважение к Отечеству.

33

Подготовка творческих проектов по теме «Наши семейные праздники», групповая работа:

по теме «Священные сооружения». Театрализация:

по теме «Притча о блудном сыне», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о талантах».

34

Итоговая защита творческих проектов.


© 2010-2022