- Преподавателю
- Начальные классы
- «Работа над лирическим стихотворением на уроке литературного чтения в начальных классах в программе развивающего обучения Л. В. Занкова»
«Работа над лирическим стихотворением на уроке литературного чтения в начальных классах в программе развивающего обучения Л. В. Занкова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мохова И.В. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методика работы над лирическим стихотворением на уроке литературного чтения в начальных классах Анализ художественных особенностей произведения на уроке - обязательное условия для глубокого проникновение читателей в содержание произведения. Произведение различных жанров имеют свои средства воздействия на читателя (особенности композиции, стилистические приемы). Этим объясняется и различие методических приемов, используемых учителем. Литературные жанры - это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Жанр произведения традиционно определяется по целому ряду признаков - содержательных и формальных, которые объединяют произведения одного жанра и носят относительно устойчивый, исторически повторимый характер. Важнейшие из этих признаков:
- Принадлежность произведения к тому или иному литературному роду
- Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или близких к ним.
- Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Этому способствует целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение(радость,страх, печаль гордость,восторг, спокойствие, взволнованность и т. д.)
- Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения.
Основными задачами курса являются: расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа; развитие у них разнообразных речевых навыков. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, которая, с одной стороны, нацелена на воспитание уважения к целостности текста, формирование удивления и восхищения перед тайной художественного творчества; с другой стороны, отличается таким же уважением к индивидуальным особенностям восприятия, "прочтения" текста школьником.
Программа ставит своей задачей уже в начальной школе заложить основы понимания образной природы искусства, языка словесных образов, что вызывает к жизни знакомство с элементарными литературоведческими понятиями. Включение элементов поэтики, сравнительного литературоведения и типологии культуры в преподавание готовит учащихся к последующему изучению курса литературы как исторической системы поэтических форм [6]. Работая по системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова 15 лет, я часто использую стихотворные лирические произведения как один из приёмов нетрадиционного начала урока, во внеклассной работе, на уроках окружающего мира, технологии. Но для того чтобы стихотворение помогло развить эмоциональную сферу ученика, прежде всего необходимо научить ребёнка анализировать стихотворение, видеть основную идею автора. Поэтому уроки литературного чтения в начальных классах должны способствовать формированию умений и навыков работы со стихотворной лирикой [2]. Для того чтобы эта работа проходила успешно учителю необходимо четко соблюдать этапы работы над лирическим стихотворением. 1.Подготовка к восприятию лирического стихотворения. Восприятию стихотворения о природе по возможности предшествует проведение экскурсии. При подготовке к чтению стихов, тщательно отбираю репродукции картин художников (крупного формата, даже если репродукции есть в приложении к учебнику. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся, помочь им рассмотреть детали картины), музыкальные произведения, созвучные стихам, слайдовые презентации с видами родной природы, просмотр которых обогатит жизненные впечатления учеников Особенно внимательно отбираю биографический материал о писателе. Он должен быть доступен детскому сознанию, так как дети должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в данном лирическом стихотворении. Прослушивание музыки является очень эффективным приёмом подготовки, так как создаёт настроение, адекватное авторскому, и способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения. А вот использование произведений живописи перед чтением произведений не всегда целесообразно, так как может затруднить восприятие стихотворения, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко чем зрительный. Показ картины до чтения стихотворения можно использовать лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу. Поэтому использование зрительного ряда может осуществляться на этапе анализа произведения. 2.Первичное восприятие. Цель первичного восприятия - донести содержание стихотворения и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Наиболее целесообразно выразительное чтение учителем (в 3-4 классах возможно чтение подготовленных учащихся). Первичное восприятие должно оставить эмоциональный след в душе ученика ,поэтому необходим образец чтения. Ребёнку, даже старшего возраста, в силу своих возрастных особенностей это не всегда удаётся, поэтому первый раз на моих уроках дети слушают стихотворение наизусть в исполнении учителя. Можно для первичного восприятия прослушать запись мастеров художественного слова 3. Проверка впечатлений, возникших у учащихся в процессе восприятия текста. - Понравилось ли вам произведение? - Что особенно запомнилось? - Какие картины представляли, когда слушали стихотворение? - Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует эти картины? 4. Вторичное восприятие текста. Самостоятельное чтение стихотворения детьми про себя. Перечитывание текста - это тот приём, в котором сплетаются работа по углублённому пониманию текста и развитию навыка чтения. Дети отмечают карандашом слова и выражения, которые им непонятны. Это нужно для того, чтобы ученики внимательнее вчитались в стихотворение, подготовились к его анализу. 5. Словарная работа. Её целью является обогащение словарного запаса учащихся и усвоение содержания прочитанного. Дети называют слова и выражения, вызвавшие у них затруднения и коллективно пытаются их объяснить. Желательно подтверждать объяснения детей чтением толкования в словаре. Иногда целесообразно заранее поместить на доску слова и выражения, которые по мнению учителя вызовут у учащихся затруднения в понимании и прочтении. Такие слова можно прочитать коллективно с правильной постановкой ударения.
6.Анализ лирического произведения призван решать следующие задачи: а) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; б) углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом; в) развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное. Приемы, используемые для анализа: выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя; беседа - размышление по поводу прочитанного ( Какое настроение у вас возникает при чтении этих строк? Какие слова помогают автору создать такое настроение? Как вы понимаете смысл этого выражения? Какие звуки повторяются в этой строке? Как вы думаете для чего поэт использует этот прием?); прием стилистического эксперимента, суть которого состоит в искусственной замене авторского слова или сочетания слов другим, близким по смыслу словом или выражением, и в уяснении на основе сопоставления особой выразительности, точности, прелести поэтического образа. Для развития видения, т. е. ярких образн ых представлений на основе читаемого, учитель использует прием иллюстрирования текста. При чтении лирических стихотворений наиболее целесообразно рассматривание готовых иллюстраций, а также словесное и музыкальное иллюстрирование. Рассматривание готовых иллюстраций провожу примерно по такому плану: - Посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению. Можем ли мы отнести ее ко всему стихотворению или к какой-то его части? Что изобразил художник на своей картине? Что он нарисовал в центре картины? Вдалеке? - Опишите картину, используя слова, строки из стихотворения. Какие краски художник выбрал для своей картины? Какое настроение они создают? Словесное рисование предполагает следующие задания: - Хотели бы вы нарисовать иллюстрацию? Представьте что вы художники. Расскажите, какую иллюстрацию вы нарисуете к этому стихотворению. Музыкальное иллюстрирование, т. е. подбор звуковых « картин » к стихотворению, использую на уроке чтения в трех основных методических вариантах: - Послушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к данному стихотворению? Почему? - Из двух музыкальных произведений выберите то, которое более соответствует прочитанному стихотворению. - Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? Какой она будет по характеру, настроению? Так, например, при анализе стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы» я использую следующие задания, которые, на мой взгляд, способствуют глубокому анализу произведения и соблюдению принципа многочтения. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой. Зачитайте. В каких строках нарисована картина осени? Прочитайте. О каких явлениях осени говорит автор? Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками вставал.) Какую картину ты представляешь, читая эти строки? Какой был туман? (Густой и лёгкий, он поднимался вверх.) Какая строка подсказывает нам, что воздух уже холодный? (Веял холод в лицо.) Что еще описывает поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые) Какими вы их себе представляете? (Серые, покрытые низкими, тяжёлыми облаками) Автор рисует мрачную, неприветливую картину поздней осени. А что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес) Каким лес видится читателю? (Мокрый, печальный) Какие чувства он у вас вызывает? (Нам хочется посочувствовать такому лесу) Каким словом описал автор состояние леса? (Плакал) О ком так можно сказать? (О живом существе) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил всю грусть, печаль, почувствовал ,как неуютно ему стоять под дождём. А вместе с автором всё это почувствовали и мы, читатели. Как в литературе называется такой приём? (Олицетворение) Как же пришла зима? Прочитайте строки, в которых описаны самые первые её шаги. С чем сравнивается снег? ( С белым пушком) А вам, когда-нибудь, приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? ( Лёгкий, мягкий, пушистый) Как автор называет такой снег? (Снежок) Поэт нашёл для обозначения первого снега слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом - снежок. Как преобразилась за ночь земля? Прочитайте. Изменилось ли настроение у природы? Перечислите какие предметы и явления природы описаны в стихотворении .(Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.) Зачитайте строки, где поэт описывает небо. (Нет нигде облачка, воздух лёгок и чист) Какие слова нашёл автор для изображения снега во второй части стихотворения? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнём) Что представляется, когда читаешь слова « снег лежит полотном»? (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно, как огромный лоскут белоснежной ткани.) Видели ли вы как в погожий солнечный зимний день блестит снег? Почему разноцветным огнём? Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги - красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. ( Смотрит весело, словно рад.) О ком так обычно говорят? ( О человеке) Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение) Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Изменилось ли настроение леса? Почему? Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть его? (Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей, и на ветках берёз, как алмазы, горят капли сдержанных слёз.) Чёрные кудри - что это может быть? Может быть, это зелёные ели, которые на фоне белого снега издали кажутся чёрными, будто кудри у леса - великана. А на его ресницах- ветках - капли сдержанных слёз. Что это за слёзы? Что вчера происходило с лесом? ( Он стоял и «плакал» под дождём, струйки воды текли по веткам.) Как изменилась погода за ночь? ( Выпал снег, ударил мороз, замёрзла река.) Что произошло с каплями дождя? ( Они застыли на ветках берёз, скованные морозом) Почему автор назвал эти замёрзшие дождинки « слезами»? ( Автор снова наделяет лес человеческими качествами: способностью грустить, плакать, сдерживать слёзы.) Как же выглядят эти слёзы поутру? (Как алмазы, горят.) Почему поэт сравнивает их с алмазами? ( Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы.- Ожегов С. И.- Словарь русского языка. ( Лексическое значение слова «алмазы» лучше объяснить детям после вторичного прочтения на этапе словарной работы) ) Как называется такой приём в литературе? Найдите в стихотворении рифмы. Точно ли повторяются окончания у рифмующихся слов? Посмотрите на иллюстрации на доске. Какие из них можно отнести к стихотворению И. С. Никитина «Встреча зимы». Почему? Подтвердите словами текста. Если бы вы рисовали иллюстрацию к данному произведению, что бы вы изобразили? Какие краски использовали в своём рисунке? Если бы вам надо было написать музыку к этому стихотворению, то какой бы она была? Каково настроение стихотворения? (Использую «Словарь настроений») Как мы должны прочитать это произведение? После такого анализа можно перейти к следующему этапу урока, направленному на формирование навыка выразительности чтения. 6. Работа над основными компонентами интонации. Для того чтобы дети сумели по-настоящему выразительно прочитать стихотворение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать своё отношении и понимание, дать оценку прочитанному. Наиболее серьёзным недочётом в практике педагогов, даже опытных, является отсутствие на уроке работы над тембром речи и расстановкой пауз и логического ударения в стихотворении. А это очень важно, так как именно на этом этапе закладываются умения выразительного чтения. Мои ученики называют эту работу составлением «партитуры чтения» также как и в музыке. Это трудоёмкий и длительный этап урока, но очень значимый. Для работы над тембром речи можно использовать музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседу, направленную на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей. На уроках литературного чтения я часто использую приём, который называю «Словарь настроений». Из списка слов, помещённых на доску (радостное, грустное ,светлое, безмятежное, сказочное, спокойное, равнодушное, загадочное ) и т. д., дети выбирают те, которые соответствуют настроению произведения, либо их собственному настроению после чтения стихотворения. Использую «Словарь настроений» на разных этапах урока: проверки восприятия, анализа произведения, при работе над интонацией, в зависимости от конкретной задачи урока. Для работы над темпом речи использую расстановку пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых). Для того чтобы это не вызывало затруднений у учеников, сообщаю им несколько правил расстановки пауз при чтении стихотворения : 1) в конце предложения делаем паузу подлиннее (\\), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки,- паузу покороче ( \ ) ; 2) в конце каждой стихотворной строки делаем паузу: короткую, если нет никакого знака или же стоит запятая, тире и др. и подлиннее, если это конец предложения. Дети под руководством учителя расставляют паузы карандашом в учебнике, а затем медленно читают текст, соблюдая паузы. Особенно внимательно следует относиться к межстиховой паузе, которую многие ученики, да и учителя, в своем чтении не соблюдают. Строка в стихотворении представляет собой интонационно законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение которой ломает ритм стиха. При постановке логических ударений в тексте ставлю перед детьми задачу - попытаться найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении. При выделении логически ударных слов следует в первую очередь руководствоваться смыслом, содержанием строки. Однако учет только смыслового значения не всегда позволяет правильно выделить логически ударное слово или сочетание слов. Необходимо в равной степени учитывать и закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особую музыкальность стиха и т. д.).
7. Вторичный синтез. Выразительное чтение стихотворения. Это своеобразный итог, завершение всей работы над стихотворением, конкурс на лучшее его исполнение. Ему предшествует самостоятельная работа учащихся с текстом, подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс. Учитывается выразительность чтения и точность передачи чувств (автора, своих). Очень важно это делать деликатно, чтобы не ранить душу ребёнка некорректным замечанием. Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, помогает мне вовлечь детей в активную творческую работу, научить детей чувствовать и любить поэзию, выражать через стихи свои эмоции, воспитывать у учащихся любовь к родной природе. Дети с удовольствием пробуют свои силы в поэтическом творчестве. Их работы неоднократно печатались в периодической печати в рубрике «Проба пера». Свои уроки стремлюсь построить так, чтобы восприятие стихотворения соединилось с опытом детей, чтобы дети полюбили живое слово, так как оно остаётся в душе каждого. В качестве примера рассмотрим этапы работы над лирическим стихотворением С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …». Цели: - познакомить учащихся с произведением С. А. Есенина « Поёт зима - аукает…»; - учить анализировать читаемое произведение; - совершенствовать навык выразительного чтения; - развивать эмоциональную сферу учащихся, внимание, память; - воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: репродукции картин А. Пластова « Первый снег» и И. Грабаря «Зимний пейзаж», портрет С. А. Есенина, таблица «Словарь настроений», слайд - шоу по теме «Зима», учебники. Ход урока.
- Организационный момент.
- Подготовка к восприятию.
- Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб.: Паритет, 2006.
- Занков Л.В. Беседы с учителями. - М.:Просвещение,1970.
- Занковские педагогические чтения 2007. Опыт. Достижения. Перспективы. /Федеральный научно - методический центр им. Л.В. Занкова - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
- Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студентов вузов /М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О.В.Сосновская- М.: Издательский центр "Академия", 2008.
- Панов М.В. Энциклопедический словарь юного лингвиста./ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта, Наука, 2006.
- Яременко Е.О., Нечаева Н.В.Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.