- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)
Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Красникова В.А. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 18. В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо» Цель: создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать представления об окружающем мире. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: уметь находить фрагменты текста стихотворения, нужные для ответа на поставленные вопросы; придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям. Личностные: опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, собственных поступков и поступков других людей по отношению к природе. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства. Регулятивные: умение различать способы и результаты учебных действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: совершенствование: речевых навыков в процессе обсуждения содержания и структуры стихотворения; умение участвовать в диалоге и строить монологические высказывания. Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Образовательные ресурсы: загадки; таблица для чтения и составления слов; картины весенней природы; карточки с играми.
Сценарий урока I. Актуализация знаний. Регулятивные УУД: уметь адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Конкурс проектов «Азбука загадок». II. Изучение нового материала. Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге с учителем, строить понятные для партнёра высказывания, вырабатывать общую позицию. 1. Чтение стихотворения В. Берестова «Воробушки». - Прочтите фамилию автора. - Как называется стихотворение? Заранее подготовленные учащиеся читают по ролям это стихотворение. - Какие чувства вызывают у вас эти строки? - Какие трудности возникают у птиц зимой? - Как вы можете им помочь? - Назовите зимующих птиц нашего края. - Какие птицы улетают в тёплые края? 2. Чтение стихотворения Р. Сефа «Чудо». Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить значения слов и выражений в словаре учебника и сносках к тексту, уметь осуществлять анализ текста произведения. - Кто автор этого стихотворения? - Прочтите название стихотворения и рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 75 учебника. - Как вы думаете, о чём это произведение? - Зачитайте слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: у-ви-дишь - увидишь у-ди-ви-тель-но-е - удивительное у пе-ре-крёст-ка - у перекрёстка про-би-ва-ет-ся - пробивается бе-рёз-ка - берёзка - Объясните значение слова «чудо». Чудо - нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное. - Какими близкими по значению словами можно заменить следующие слова: Возле - рядом; сквозь - через. - Прочтите это стихотворение, соблюдая знаки препинания. - Какое чудо описывает автор? - Какие чувства у вас возникли при чтении этого произведения? 3. Игры Деда Буквоеда. Игра «Крепкие орешки». Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и образуйте новые слова.
Физкультминутка (Упражнение с орехами снимает нервное напряжение, улучшает работу мозга.) Покатилось, покатилось Олино колечко. Покатилось, покатилось с нашего крылечка. Кто с крылечка сойдёт? Кто колечко найдёт? (Вращают один орех, с усилием прижимая его ладонью другой руки. Или делают круговые движения орехом на тыльной стороне кисти одной руки, прижимая его ладонью другой.) III. Работа по теме урока. − Отгадайте загадку: • Что выше леса, краше света? • Что без огня горит? • Что днем землю нагревает, а вечером само убегает? • Золотое молоко на пол пролито. Не смести, не соскрести, не смыть. − Все эти загадки о Солнце. На доске: рисунок солнца. − Что такое солнце? Солнце - это звезда, то есть раскалённый шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа. Солнце дает Земле тепло и свет. Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года. − Сколько времён года вы знаете? Назовите их. − Как вы думаете, почему времена года меняются? (Земля вращается вокруг Солнца.) Распахну окно навстречу свету! Где зимой − зима, а лето − летом, Тишь какая! Будто на века! А весна − так в щебете скворцов! Нету, нету, понимаешь, нету Если осень − ах, какая осень! На земле красивей уголка, Тишь какая! Будто на века! Чем вот этот, сотни раз воспетый Всё спалит и лишь не тронет сосен Сотнями поэтов и певцов, Да седин у мамы на висках… М. Зайцев − Чем восхищается поэт? (Временами года.) − Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть своё любимое. − Какое время года вам нравится и почему? − Можно ли выделить какое-то время года особо? (Ответы детей.) Хороша зима снегами, Весна − цветами, Лето − плодами, Осень − пирогами. Вывод: все времена года хороши по-своему. IV. Итог урока. Рефлексия. - С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? - Кто авторы? - Какое чудо описал Р. Сеф в своём стихотворении? - Какое из произведений вам запомнилось и почему? Внеурочная деятельность: выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).
Дополнительный материал к уроку 18 Роальд Семёнович Сеф (литературный псевдоним: Роман Сеф), детский поэт, писатель, переводчик, драматург, председатель Ассоциации детских писателей Москвы. Родился в 1931 году в Москве. Стихи начал писать в 5 лет. Окончив школу, работал шофёром. Учился на факультете журналистики МГУ. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году - в Союз писателей СССР. Долгое время занимался переводом. Вот что пишет о себе сам Роман Сеф: «Это было много-много лет назад, больше, чем двадцать, больше, чем тридцать, больше, чем пятьдесят, но меньше, чем сто. Это было в 1931 году, вот тогда я появился на свет на Пироговской улице города Москвы. Сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда ещё не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, звенело, напевало... И однажды во дворе высокого арбатского дома, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: «Берёза ждет мороза! Берёза ждёт мороза!». Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: «Берёза ждёт мороза!». «А зачем берёза ждёт мороза?» - спокойно спросила меня бабушка, Мария Максимилиановна. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни очень глупое стихотворение и получил первое редакторское замечание. А ещё мне очень хотелось летать. Но не на самолёте, и не на планере, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землей, видеть сверху города, озёра и пашни и улыбаться. Ведь это такое счастье - махать руками, плыть в небе и улыбаться. Я бегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками. Потом ещё и ещё раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удаётся, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летал высоко над землёй, и меня несло в поднебесье моё собственное стихотворение. С тех пор я иногда летаю. Что бы я ни делал, рифмы не дают мне покоя: они лезут, звенят, гудят, будоражат меня. Но главное не в этом. Главное - это то, что я, как в раннем детстве, холодею от восторга, когда вижу, как поднимается предутренний туман над маленькой речкой, и еле сдерживаю слёзы, когда слышу: «Однозвучно гремит колокольчик…». Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998), русский поэт. Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: «Одиссея» и «Гекльберри Финн», сказки Андерсена и баллады Жуковского. Даже учился Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием - имени Льва Толстого. Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов - был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвадило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это в 1942 году в Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову потрясающе везло на удивительные встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахматовой. К ней его привела преподававшая английский язык во Дворце пионеров жена поэта О. Мандельштама - Надежда Яковлевна. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл К. Чуковский, которому четырнадцатилетний поэт решился показать заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел. Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии. Выбор этот не был случайным: отец в своё время преподавал в школе историю. В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород, их тайны, - как было не написать об этом! Особенно если дано человеку чувство живого слова. Через несколько лет ветеран археологических экспедиций Валентин Берестов расскажет о своих путешествиях в исторических повестях «Меч в золотых ножнах» (1964) и «Два огня» (1966). С 1946 года произведения Берестова начинают публиковать в периодике. А в 1957 году выходят его первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для школьников «Про машину».
Урок 16. Т. БелозЁров «Подснежник».
С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей» Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям. Личностные: умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись). Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнёра. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый. Образовательные ресурсы: загадки о весне; изображения растений, цветущих весной; энциклопедия о растениях; карточки с играми.
Cценарий урока I. Актуализация знаний. Личностные УУД: умение оценивать своё отношение к учёбе. Регулятивные УУД: уметь сравнивать свои работы с работами одноклассников, адекватно воспринимать оценку учителя. 1. Конкурс рисунков «Весна-красна». 2. Выразительное чтение стихотворения. II. Постановка цели урока. - Отгадайте загадки, и вы узнаете названия произведений, с которыми мы познакомимся на уроке. Бегу я, как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручей.) Четвёртый месяц как шагнёт, Из-под снега вышел друг, Так с треском лопается лёд. И весной запахло вдруг. (Апрель.) (Подснежник.) - Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне, о весенних изменениях в природе. III. Изучение нового материала. 1. Речевая минутка. - Прочтите стихотворение сначала медленно, затем быстро и чётко: Крылья - у орла, Крылышки - у орлёнка, Перья - у перепела, Пёрышки - у перепелёнка. Прикрывала крыльями Орлица орлёнка, Перебирала пёрышки Перепелица перепелёнку. - Прочтите, составляя слова по таблице. 2. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники». Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам. - Прочтите фамилию автора. - Как называется стихотворение? - Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами: сне-гу-роч-ка - снегурочка про-во-жа-та-я - провожатая пе-чаль-на-я - печальная пла-ка-ла - плакала тро-га-я - трогая сне-гу-роч-ки-ны - снегурочкины - Прочтите стихотворение вслух по цепочке. - О чём это стихотворение? - Какое настроение оно создаёт? - С какой интонацией надо его читать? - Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке. - С чем автор сравнивает первые весенние цветы? - Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами? - Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта. 3. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель». Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы и в процессе знакомства с музыкальными произведениями. Эвристическая беседа. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель»). - Какое настроение передал композитор в музыке? - Что вы представили, слушая эту музыку? Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду - вот и в комнате весна. Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе - плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. - Кто автор следующего стихотворения? - Прочтите название стихотворения. - Как вы думаете, о чём это произведение? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: му-ра-вьи - муравьи про-би-ра-ет-ся - пробирается ва-леж-ник - валежник рас-цвёл - расцвёл - Объясните значение слов: Капель - падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. Валежник - старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле. Стужа - мороз, холод. Пробирается - медленно и тяжело идёт. - Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передаёт это стихотворение? - О каких признаках весны вы прочли? - Прочтите слова, которые рифмуются: Апрель - капель. Лужи - стужи. Ручьи - муравьи. Медведь - петь. валежник - подснежник. - Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? («Через».) - Прочтите стихотворение выразительно. У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся… Попробуйте угадать, о ком? Сперва понемножку Зелёную выставил ножку, Потом потянулся из всех своих маленьких сил И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь правда, что это весна?» - Что названо «зелёной ножкой»? Ну конечно, это стебель цветка. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам С. Маршак в стихотворении «Апрель». Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и яркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Под эту музыку можно станцевать очень красивый танец. Попробуйте.
Физкультминутка
На зарядку солнышко А над нами весело Ветер тихо клён качает,
Поднимает нас, Шелестит листва. Вправо-влево наклоняет.
Поднимаем руки мы Опускаем руки мы Раз - наклон, два - наклон,
По команде «раз». По команде «два». Зашумел листвою он. IV. Продолжение изучения нового материала. 1. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей». Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию. - Прочтите фамилию автора. - Как называется стихотворение? - Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов, и вы почувствуете, как звонко и весело звучит ручей. Учитель читает стихотворение «Ручей». - Как звучал ручей? - Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочтите. - Зачитайте подчёркнутые слова. Как эти слова помогают представить весёлый ручей? - Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей». 2. Совершенствование техники чтения. - Какие растения цветут весной? - Что вы знаете об этих растениях? - Прочтите отрывок из произведения А. Онегова «Медуница» выразительно целыми словами.
Медуница Весной я всегда с нетерпением жду, когда появятся и загудят над лесной полянкой первые шмели... Зимуют шмели в тёплых норках, а пригреет весеннее солнце, они проснутся, выберутся из норок и тут же полетят за сладким соком - нектаром - к цветам медуницы. Сладкого, медового на вкус сока-нектара в цветах медуницы много, поэтому и называют её медуницей. А расцветает медуница как раз в то время, когда просыпаются шмели. Услышишь, как неподалёку за деревом гудят шмели, торопись туда - ждёт тебя здесь встреча с красивым весенним цветком - медуницей. Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни - розовые, другие - фиолетовые, третьи - совсем синие. Розовыми цветки бывают, когда только расцветут. Пройдёт немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими. Такое растение, у которого разноцветные цветы, легче заметить в лесу шмелям. Осторожно потрогайте листья медуницы. Они покрыты особыми волосками - оттого и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов. - О каких цветах рассказал автор? Сравните произведения «Медуница» А. Онегова и «Апрель» С. Маршака. 3. Игры Деда Буквоеда. Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме и оценивать правильность выполненных действий. - Прочтите пословицу о весенних месяцах.
Ответ: «Март - грозой, апрель - водой, май - травой». - Объясните данную пословицу. Игра «Чехарда». На большом кругу в саду Мы играем в чехарду. Тренируйте ум и глаз, Разберитесь сами: Кто же мы и сколько нас? Буквы перед вами! - Выпишите все буквы, прыгая через одну по часовой стрелке. Разверните их в один ряд. Какие слова у вас получились?
V. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, формулировать вопросы для получения необходимой информации, сравнивать полученные ответы. - С какими произведениями мы познакомились на уроке? - О чём эти произведения? - Какое из них вам понравилось больше всего? - Почему? - Какие растения цветут весной? Внеурочная деятельность. Личностные УУД: формирование эстетического чувства в результате знакомства с разными видами искусства и явлениями природы. Подготовить рисунок о растениях, цветущих весной; выучить стихотворение наизусть (по выбору).
Дополнительный материал к уроку 16 Справочный материал для учителя. Весенний лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива, ольха, лиловые серёжки свешиваются с тонких ветвей берёз. Почти незаметны цветки орешника, собранные в серёжки. Многие деревья и кустарники цветут до распускания листьев. Подует ветерок, и золотое облачко пыльцы окутает цветущие деревья. А под деревьями распустились весенние цветы - ландыш, мать-и-мачеха. Почему растению дано такое странное прозвище - мать-и-мачеха? Вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это - мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная - это мачеха. Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат. По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Но Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После окончания цветения ландыша на месте цветков появляются крупные красные «ягоды». Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Маленькому серебристому цветку посвящались легенды, стихи и сказания, а также многие праздники. День 1 Мая называется во Франции днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши - не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками Поэт Тимофей Белозёров. Своеобразная тематика характерна для сибирского поэта Тимофея Белозёрова (род. в 1929 г.). Он прежде всего поэт сибирской природы. Стихотворения - лирические и сюжетные сказки, волшебные и познавательные - всё проникнуто пониманием и знанием своего родного края: «Смородиновый куст», «Апрель», «Карасик», «Журавкин праздник», «Где трава растёт густая». Сборник «Где трава растёт густая» состоит из небольших стихотворных сказок. Сказки одновременно фантастические и познавательные. Их основные герои - волшебные человечки, которые приходят на помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир. «Смородиновый куст, «Карасик» и другие сборники включают стихотворения, раскрывающие самобытный мир природы Сибири. В сборник «Карасик» вошли стихотворения разных жанров, а также небылицы и скороговорки, считалки и загадки. Близость к природе определила главную черту поэзии Т. Белозёрова - следование традициям устного народного творчества.
Урок 9. Русская народная сказка «Рукавичка» Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение. Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения. Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану. Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке. Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный. Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.
Сценарий урока I. Актуализация знаний. Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания своих достижений. Регулятивные УУД: уметь адекватно воспринимать оценку своих работ учителем и одноклассниками. 1) Выставка детских рисунков. 2) Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок». II. Постановка цели урока. Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретировать знаки, символы. - Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.
Ответ: рукавичка. - Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка». III. Изучение нового материала.
- Речевая разминка.
Физкультминутка
Лесная лужайка Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто высоко так шагал - Не споткнулся, не упал. IV. Закрепление нового материала. 1. Выразительное чтение сказки по цепочке. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности. 2. Подготовка к пересказу, составление картинного плана. Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ содержании сказки, последовательности действий и поступков героев. - Как начинается сказка? - Прочтите слова на карточках:
- Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка». - Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке. - Кто за кем появлялся в сказке? - Кто был последним? - Пустили ли звери в рукавичку медведя? - Кто испугал зверей? - Чему учит сказка «Рукавичка»? - Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев. 3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка». Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и характеры героев. - Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка». - Чем они похожи? - Чем отличаются? - Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам: • Не учись разрушать, а учись строить. • Дружно не грузно, а врозь - хоть брось. • Сила солому ломит. • Руби дерево по себе. • Сила сломит всё, а ум - силу. • Волка ноги кормят. - Объясните смысл этих пословиц. 4. Игра «Герои сказок». Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к поступкам героев сказок; аргументировать свою позицию. - Прочтите имена героев сказок. - На какие особенности указывают вторые части имён? - Какая вторая часть имени подходит к каждому животному? Мышка Красный гребешок Гуси Мурлысенька Лисичка Поскребушка Петушок Лебеди Кабан Сестричка Кисонька Клыкан - Какое слово лишнее? Почему? 5. Игры Деда Буквоеда. Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи. Учитель открывает на доске таблицу.
- Узнайте буквы. Читайте слоги. - Читайте только слова. Сколько слов вы прочли? - Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили? V. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников. - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Кто его автор? - Чему учит нас сказка «Рукавичка»? Внеурочная деятельность. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Подготовить пересказ сказки по опорным словам.
Урок 8. Е. Чарушин «Теремок» Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Тип урока: изучение новых знаний. Планируемые результаты образования: Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику. Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый. Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.
Сценарий урока I. Актуализация знаний. Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции. Конкурс проектов «Город букв». II. Постановка цели урока. Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров. - Расставьте книги по порядку и прочтите слово.
Ответ: сказка. - Любите ли вы читать сказки? - Какие сказки вы знаете? - Назовите свои любимые сказки. - Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется. III. Изучение нового материала. 1. Речевая разминка. - Прочтите скороговорку: Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. 2. Чтение диалога с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками. Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы. Учащиеся читают текст по цепочке. - Почему говорят, что сказка - мудрость народа, его мечты и желания? - Прочтите записанную на доске пословицу. - Какие буквы закрыты карточками? (Буквы к и м). - Объясните смысл этой пословицы. 3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок». Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам. Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке. Эвристическая беседа. - Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. («Теремок».) На доске рисунок теремка. (По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.) - Прочтите названия животных - героев сказки «Теремок» - сначала по слогам, затем целыми словами: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый. - В чем необычность имён героев сказки? - На какие особенности героев указывают их имена? - В каком порядке появлялись в сказке герои? - Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке. - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. ос-та-но-ви-лась - остановилась в те-ре-моч-ке - в теремочке не-вы-со-ком - невысоком не от-ве-ча-ет - не отвечает рас-пе-вать - распевать у-вёр-тыш - увёртыш за-бра-лась - забралась Объясните значение слова «увёртыш». Увёртыш - умеющий увёртываться от опасности. 4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися. Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы. - При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки. 5. Анализ произведения. Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства. - Понравилась ли вам сказка? - Что понравилось больше? - Какие герои сказки вам понравились? - Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? - Чем отличается? Учитель демонстрирует схему. - Объясните, какие сказки называют народными, а какие - авторскими. - Приведите примеры народных сказок. - Какие авторские сказки вы знаете?
Физкультминутка Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Катилось яблоко Вкруг хоровода. Кто его поднял, Тот воевода. - Воевода, воевода, Выбегай из хоровода! Раз, два, не воронь, Беги, как огонь! IV. Закрепление нового материала. 1. Выразительное чтение сказки по ролям. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности. 2. Подготовка к пересказу сказки. Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев. Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. - Отгадайте загадки - имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок». Зимой белый, летом серый. Мала, а никому не мила. (Заяц.) (Мышка.) Скачет зверушка, На овчарку он похож. Не рот, а ловушка. Что ни зуб - то острый нож! Попадут в ловушку Он бежит, оскалив пасть, И комар, и мушка. На овцу готов напасть. (Лягушка.) (Волк.) Рыжая, с пушистым хвостом, Хозяин лесной Живёт в лесу под кустом. Просыпается весной, (Лиса.) А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.) Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки. - Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке. - Как ведут себя герои сказки? - Чем она закончится? - Чему учит эта сказка? - Прочтите пословицы, записанные на доске: • В темноте, да не в обиде. • Знает сорока, где зиму зимовать. • Согласие крепче каменных стен. - Объясните смысл этих пословиц. - Какая из них подходит к нашей сказке больше всего? 3. Пересказ сказки. Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их. - Придумайте свой вариант окончания сказки. - Какие слова произнесет волк? - Какие слова произнесет медведь? 4. Игра «Чье это прозвище?». Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию. На доске записаны прозвища: • кумушка, сестричка (лиса); • бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк); • толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь); • норушка (мышка); • квакушка (лягушка); • побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц); • серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот); • дереза (коза); • ряба, татарушка, пеструшка (курица).
- Где так называют животных?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 8 Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак). Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы». В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии - писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака. Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру. «Все мои рассказы, - говорил Е. Чарушин, - так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, - писал Е. Чарушин, - изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».
Урок 26. Ю. Ермолаев «Лучший друг».
Е. Благинина «Подарок» Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспитывать чувство сопереживания, добра, справедливости. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: умение различать стихотворения и рассказы; умение читать вслух и про себя; выразительно и осознанно. Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к другим людям. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; формирование умения анализировать и сравнивать произведения. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать содержание и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику; выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный. Образовательные ресурсы: таблицы для чтения и составления слов; запись песни «Когда мои друзья со мной»; пословицы о дружбе.
Сценарий урока I. Актуализация знаний. Конкурс смешных рассказов. II. Постановка цели урока. Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского). Если с другом вышел в путь, (2 раза.) Веселей дорога! Без друзей меня - чуть-чуть, (2 раза.) А с друзьями много. Припев: Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, (2 раза.) Когда мои друзья мной! Там, где трудно одному, (2 раза.) Справлюсь вместе с вами! Где чего-то не пойму - (2 раза.) Разберём с друзьями. Припев. На медведя я, друзья, (2 раза.) Выйду без испуга, Если с другом буду я, (2 раза.) А медведь - без друга! Припев. - О ком эта песня? - Кого можно назвать друзьями? - Расскажите о своих друзьях. - Прочтите название нового раздела. - Как вы думаете, о ком будут произведения из раздела «Я и мои друзья»? III. Изучение нового материала. 1. Речевая минутка. Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Жи-жи-жи - здесь живут ежи. Же-же-же - дождь прошел уже. За-за-за - уходи домой, коза. Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу. 2. Чтение диалога автора с читателями (цепочкой). - Прочтите обращение автора к читателям. - Кого мы можем назвать другом? - Почему книга тоже может быть другом? 3. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг». - Прочтите название произведения. - Кто автор этого рассказа? - Рассмотрите иллюстрацию к нему. - Как вы думаете, о чём этот рассказ? - Кого можно назвать «лучшим другом»? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: о-ста-вил - оставил ка-та-ет-ся - катается рас-сер-дил-ся - рассердился от-луп-лю - отлуплю под-ско-чил - подскочил зна-комь-ся - знакомься сму-тил-ся - смутился - Объясните значение слов: Смутился - растерялся. Отлуплю - побью. Учитель читает рассказ «Лучший друг» Ю. Ермолаева. 4. Анализ произведения. - Назовите героев этого рассказа. - Почему Коля смутился, когда Игорь назвал его своим другом? - Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля. - Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок. - Почему Коля смутился и разжал кулаки, когда Вова назвал его своим лучшим другом? Выберите ответ: (испугался; понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей). - Каким вы представляете себе Колю? А Вову? - Прочтите пословицы: • С людьми браниться - никуда не годится. • Нет друга, так ищи, а нашел - береги. • Без беды друга не узнаешь. - Какие пословицы относятся к рассказу «Лучший друг»? - Объясните их значение. - Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»? - Прочтите слова: храбрый, трусливый, добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, заботливый. - С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа - Вове и Коле.
Физкультминутка Мы топаем ногами, Мы руки опускаем, Мы руки опускаем: Мы хлопаем руками, Мы кружимся потом. Хлоп-хлоп-хлоп. Киваем головой. Мы топаем ногами: Мы руки разведем - Мы руки поднимаем, Топ-топ-топ. И побежим кругом. IV. Продолжение изучения нового материала. 1. Чтение и анализ произведения «Подарок» Е. Благининой. - Как называется стихотворение? - Кто его автор? - Рассмотрите иллюстрации к нему. - Как вы думаете, о ком это стихотворение? Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Подарок» Е. Благининой. - Кто пришёл к девочке? - Какая игрушка понравилась подружке? - Жалко ли девочке отдавать свою игрушку? - Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке? - Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок». - Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а затем целыми словами: при-гля-ну-лась - приглянулась за-вод-на-я - заводная лю-би-ма-я - любимая - Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания. - Прочтите пословицы: • Настоящему другу цены нет. • О себе заботься, а товарища не забывай. • Для милого дружка и сережку из ушка. • Где лад, там и клад. - Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения. - Объясните их значение. 2. Сравнение произведений «Подарок» и «Лучший друг». - Чем похожи произведения Е. Благининой и Ю. Ермолаева? - Можно ли сказать, что герои этих произведений похожи? - Какие черты характера героев противоположны? 3. Игры Деда Буквоеда. - Назовите имена ваших друзей и подруг. - Рассмотрите таблицы и прочтите имена, которые называют дети. V. Итог урока. Рефлексия. - Как называется новый раздел? - Какие произведения мы сегодня читали? - Кто их автор? - Чему учат эти произведения? - Какое из них вам больше понравилось? Почему? Учитель читает стихотворение: Дружба - дело для двоих, Для троих, для четверых И для сотен тоже. В нём участвовать любой, Словно в песне, может. Э. Сигал - Объясните, что же такое дружба? Внеурочная деятельность: пересказ рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг» или выразительное чтение наизусть стихотворения Е. Благининой «Подарок».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 26 Елена Александровна Благинина (1903-1989) родилась в селе Яковлеве Орловской губернии. Вокруг села лежали просторные луга, леса, косогоры. И когда она в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом, за околицей. Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1. Зарабатывал не много, и семья жила скромно. Мать и бабушка вели дом и хозяйство. Бабушка была почти неграмотна, но знала множество историй и стихов. Наизусть, на народный мотив, пела «Буря мглою небо кроет», «Талисман» и другие пушкинские стихи. Она и передала внучке свою любовь к поэзии. Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а через два года сочинила сказку о снежинке. В 1925 г. она окончила Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова. Первую книжку для детей Благинина выпустила в Москве, в 1936 г. Называлась она «Осень». С той поры прошло немало лет. Много книг написала Е. Благинина. Несколько поколений ребят знает её стихи и сказки: «Вот какая мама!», «Радуга», «Сорока-белобока», «Гори-гори ясно!», «Тюлюлюй», «Травушка-муравушка», «Научусь-ка я читать». Одно из её стихотворений называется «Посидим в тишине». Маленькая девочка не стала шуметь и возиться, чтобы не беспокоить уснувшую мать. Читаешь про это и радуешься не только доброй, любящей девочке, но и умной маме, воспитавшей хорошую дочку. Ради близкого человека можно отказать себе даже в самом большом удовольствии. Благинина говорит нам о счастье любить Родину, дом, семью, о жестокой минувшей войне, которую пережила вместе с народом. О деревце, расцветшем ко всеобщему весеннему празднику. И говорит она такие же слова, какие пришли к ней впервые давным-давно - в колыбельных песнях матери, в бабушкиных присловьях, в плеске ручья, в шелесте листьев. Все это, как эхо, отозвалось в её поэзии, потому-то и любят ребята стихи Е. А. Благининой.
Урок 31. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».
Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения составлять схематический план и пересказывать по плану; совершенствовать навык чтения целыми словами. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: умение различать стихотворения и рассказы; умение читать вслух и про себя выразительно и осознанно. Личностные: внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным словами и поступками других людей; представления о добре и зле, общих нравственных категориях. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; умение анализировать и сравнивать произведение; составлять схематический план рассказа. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения; умение оценивать правильность выполненных учебных действий и вносить коррективы с учётом характера допущенных ошибок. Коммуникативные: умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев произведений, используя соответствующую лексику; работая в паре, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию. Формы и методы обучения: фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный. Образовательные ресурсы: слоговая таблица; карточки с играми; карточки с фамилиями авторов и с названиями произведений.
Сценарий урока I. Актуализация знаний. - Разложите карточки парами. Выразительное чтение стихотворений. II. Постановка цели урока. - Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «Я и мои друзья». Послушайте песню «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева): Дождик босиком по земле прошёл, Слышишь, как звенят в небе высоко Клёны по плечам хлопал… Солнечных лучей струны. Если ясный день, это хорошо, Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот - плохо. А когда наоборот - трудно. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно… Если песни петь, с ними - веселей, А когда наоборот - скучно! - Какие отношения можно назвать дружбой? - Кого называем лучшим другом? - Может ли жадный и злой человек быть настоящим другом? - Сегодня мы прочитаем новые произведения о дружбе и бережном отношении к близким людям. III. Изучение нового материала. 1. Речевая минутка. - Прочтите чистоговорку: Ша-ша-ша - мама моет малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Марины карандаш. Ща-ща-ща - мы несём домой леща. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ. 2. Отработка навыка чтения. - Прочтите слоги по таблице и составьте слова.
3. Чтение рассказа М. Пляцковского «Сердитый дог Буль». - Прочтите название рассказа. - Кто автор этого произведения? - Какие породы собак вы знаете? - Что вы знаете о доге? - Рассмотрите иллюстрации. - Как вы думаете, о ком это произведение? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: под-зы-ва-ет - подзывает не у-ку-сишь - не укусишь ос-та-но-вил-ся - остановился Мар-ме-ла-дик - Мармеладик по-лу-ча-ет-ся - получается кро-шеч-но-го - крошечного сла-бень-ко-го - слабенького кры-лыш-ка-ми - крылышками Далее учащиеся читают рассказ вслух по цепочке. 4. Анализ произведения. - Назовите героев рассказа. - Как звали утёнка? - Как звали дога? - Как дог Буль показывал свою силу? - О чем спросил дог утёнка? - Назовите друзей утёнка. - Прочтите, над чем задумался дог Буль? - Какой совет догу дал утёнок? Прочтите. 5. Работа в парах. - Подготовьте выразительное чтение рассказа по ролям. - Как с помощью голоса можно показать размер и силу героев рассказа?
Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище влево-вправо. Больше спать не захотел, Туловище вперед, назад. Шевельнулся, потянулся, Руки вверх, потянуться. Взвился вверх и полетел. Руки вверх, влево, вправо. Солнце утром лишь проснется - Бабочка кружит и вьется. Покружиться. IV. Продолжение изучения нового материала. 1. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки». - Прочтите название рассказа. - Кто автор этого произведения? - Как вы думаете, о ком оно? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: у-ви-да-ли - увидали на-бра-ли - набрали при-ня-лись - принялись вы-су-ну-лась - высунулась пе-ре-стань-те - перестаньте ра-зум-на-я - разумная - Объясните значение этих слов: Шалун - проказник. Забава - развлечение. Разумная - обладающая разумом. - Прочтите самостоятельно рассказ. - Где играли мальчики? - Кого они увидели в пруду? - Для чего мальчики набрали камней? - Прочтите, с какой просьбой обратилась к мальчикам лягушка. - Чему учит этот рассказ? - Почему автор использует выражение «злая забава»? Что обозначает это выражение? 2. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка». - Прочтите название рассказа. - Кто автор этого произведения? - Объясните значение слова «находка». Находка - найденная вещь. - Как вы думаете, о чём это произведение? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: спу-сти-лся - спустился кро-шеч-но-го - крошечного жа-лоб-не-е - жалобнее сле-пень-кий - слепенький смор-щи-лась - сморщилась вы-про-сил - выпросил ты-чет-ся - тычется мор-доч-кой - мордочкой под-ру-жил-ся - подружился - Объясните значение этих слов: Овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли. Черепок - маленькое блюдце из глины. Заранее подготовленные учащиеся читают произведения. - От чьего имени написано произведение? - Где мальчик нашёл щенка? - Прочтите, как выглядел щенок. - Почему щенок перестал плакать? - Куда мальчик принёс щенка? - Прочтите строки, в которых описывается, как кормили щенка. - Какую кличку дали щенку? Объясните почему. - Как вы думаете, почему щенок полюбил своего хозяина? 3. Пересказ рассказа Д. Тихомирова «Находка». - Сколько частей в тексте? - С чего начинается рассказ? - Прочтите его первую часть. - Как её можно озаглавить? - Прочтите вторую часть. - Как её можно озаглавить? - Прочтите третью часть. Озаглавьте её. Запись плана на доске: 1. Находка. 2. Забота. 3. Благодарность. - Подготовьте пересказ по плану. 4. Игры Деда Буквоеда. Игра «Звездочёт».
- За какой планетой наблюдает звездочёт? Подскажет звезда. Её пять лучей соединят нужные буквы. Самое трудное - угадать, с какой буквы начать. V. Итог урока. Рефлексия. - С какими произведениями мы познакомились на уроке? - Чему учат эти рассказы? Внеурочная деятельность: пересказать понравившееся произведение.