Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 18. В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо» Цель: создавать условия для развития умения анализировать произведения; обогащать представления об окружающем мире. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: уметь находить фрагменты текста стихотворения, нужные для ответа на поставленные вопросы; придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям. Личностные: опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, собственных поступков и поступков других людей по отношению к природе. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства. Регулятивные: умение различать способы и результаты учебных действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: совершенствование: речевых навыков в процессе обсуждения содержания и структуры стихотворения; умение участвовать в диалоге и строить монологические высказывания. Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. Образовательные ресурсы: загадки; таблица для чтения и составления слов; картины весенней природы; карточки с играми.

Сценарий урока I. Актуализация знаний. Регулятивные УУД: уметь адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Конкурс проектов «Азбука загадок». II. Изучение нового материала. Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге с учителем, строить понятные для партнёра высказывания, вырабатывать общую позицию. 1. Чтение стихотворения В. Берестова «Воробушки». - Прочтите фамилию автора. - Как называется стихотворение? Заранее подготовленные учащиеся читают по ролям это стихотворение. - Какие чувства вызывают у вас эти строки? - Какие трудности возникают у птиц зимой? - Как вы можете им помочь? - Назовите зимующих птиц нашего края. - Какие птицы улетают в тёплые края? 2. Чтение стихотворения Р. Сефа «Чудо». Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить значения слов и выражений в словаре учебника и сносках к тексту, уметь осуществлять анализ текста произведения. - Кто автор этого стихотворения? - Прочтите название стихотворения и рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 75 учебника. - Как вы думаете, о чём это произведение? - Зачитайте слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: у-ви-дишь - увидишь у-ди-ви-тель-но-е - удивительное у пе-ре-крёст-ка - у перекрёстка про-би-ва-ет-ся - пробивается бе-рёз-ка - берёзка - Объясните значение слова «чудо». Чудо - нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное. - Какими близкими по значению словами можно заменить следующие слова: Возле - рядом; сквозь - через. - Прочтите это стихотворение, соблюдая знаки препинания. - Какое чудо описывает автор? - Какие чувства у вас возникли при чтении этого произведения? 3. Игры Деда Буквоеда. Игра «Крепкие орешки». Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и образуйте новые слова.

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)

Физкультминутка (Упражнение с орехами снимает нервное напряжение, улучшает работу мозга.) Покатилось, покатилось Олино колечко. Покатилось, покатилось с нашего крылечка. Кто с крылечка сойдёт? Кто колечко найдёт? (Вращают один орех, с усилием прижимая его ладонью другой руки. Или делают круговые движения орехом на тыльной стороне кисти одной руки, прижимая его ладонью другой.) III. Работа по теме урока. − Отгадайте загадку: • Что выше леса, краше света? • Что без огня горит? • Что днем землю нагревает, а вечером само убегает? • Золотое молоко на пол пролито. Не смести, не соскрести, не смыть. − Все эти загадки о Солнце. На доске: рисунок солнца. − Что такое солнце? Солнце - это звезда, то есть раскалённый шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа. Солнце дает Земле тепло и свет. Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года. − Сколько времён года вы знаете? Назовите их. − Как вы думаете, почему времена года меняются? (Земля вращается вокруг Солнца.) Распахну окно навстречу свету! Где зимой − зима, а лето − летом, Тишь какая! Будто на века! А весна − так в щебете скворцов! Нету, нету, понимаешь, нету Если осень − ах, какая осень! На земле красивей уголка, Тишь какая! Будто на века! Чем вот этот, сотни раз воспетый Всё спалит и лишь не тронет сосен Сотнями поэтов и певцов, Да седин у мамы на висках… М. Зайцев − Чем восхищается поэт? (Временами года.) − Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть своё любимое. − Какое время года вам нравится и почему? − Можно ли выделить какое-то время года особо? (Ответы детей.) Хороша зима снегами, Весна − цветами, Лето − плодами, Осень − пирогами. Вывод: все времена года хороши по-своему. IV. Итог урока. Рефлексия. - С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? - Кто авторы? - Какое чудо описал Р. Сеф в своём стихотворении? - Какое из произведений вам запомнилось и почему? Внеурочная деятельность: выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).

Дополнительный материал к уроку 18 Роальд Семёнович Сеф (литературный псевдоним: Роман Сеф), детский поэт, писатель, переводчик, драматург, председатель Ассоциации детских писателей Москвы. Родился в 1931 году в Москве. Стихи начал писать в 5 лет. Окончив школу, работал шофёром. Учился на факультете журналистики МГУ. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году - в Союз писателей СССР. Долгое время занимался переводом. Вот что пишет о себе сам Роман Сеф: «Это было много-много лет назад, больше, чем двадцать, больше, чем тридцать, больше, чем пятьдесят, но меньше, чем сто. Это было в 1931 году, вот тогда я появился на свет на Пироговской улице города Москвы. Сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда ещё не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, звенело, напевало... И однажды во дворе высокого арбатского дома, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: «Берёза ждет мороза! Берёза ждёт мороза!». Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: «Берёза ждёт мороза!». «А зачем берёза ждёт мороза?» - спокойно спросила меня бабушка, Мария Максимилиановна. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни очень глупое стихотворение и получил первое редакторское замечание. А ещё мне очень хотелось летать. Но не на самолёте, и не на планере, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землей, видеть сверху города, озёра и пашни и улыбаться. Ведь это такое счастье - махать руками, плыть в небе и улыбаться. Я бегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками. Потом ещё и ещё раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удаётся, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летал высоко над землёй, и меня несло в поднебесье моё собственное стихотворение. С тех пор я иногда летаю. Что бы я ни делал, рифмы не дают мне покоя: они лезут, звенят, гудят, будоражат меня. Но главное не в этом. Главное - это то, что я, как в раннем детстве, холодею от восторга, когда вижу, как поднимается предутренний туман над маленькой речкой, и еле сдерживаю слёзы, когда слышу: «Однозвучно гремит колокольчик…». Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998), русский поэт. Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: «Одиссея» и «Гекльберри Финн», сказки Андерсена и баллады Жуковского. Даже учился Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием - имени Льва Толстого. Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов - был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвадило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это в 1942 году в Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову потрясающе везло на удивительные встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахматовой. К ней его привела преподававшая английский язык во Дворце пионеров жена поэта О. Мандельштама - Надежда Яковлевна. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл К. Чуковский, которому четырнадцатилетний поэт решился показать заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел. Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии. Выбор этот не был случайным: отец в своё время преподавал в школе историю. В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород, их тайны, - как было не написать об этом! Особенно если дано человеку чувство живого слова. Через несколько лет ветеран археологических экспедиций Валентин Берестов расскажет о своих путешествиях в исторических повестях «Меч в золотых ножнах» (1964) и «Два огня» (1966). С 1946 года произведения Берестова начинают публиковать в периодике. А в 1957 году выходят его первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для школьников «Про машину».

Урок 16. Т. БелозЁров «Подснежник».
С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей» Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям. Личностные: умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение сравнивать литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись). Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок. Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнёра. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый. Образовательные ресурсы: загадки о весне; изображения растений, цветущих весной; энциклопедия о растениях; карточки с играми.

Cценарий урока I. Актуализация знаний. Личностные УУД: умение оценивать своё отношение к учёбе. Регулятивные УУД: уметь сравнивать свои работы с работами одноклассников, адекватно воспринимать оценку учителя. 1. Конкурс рисунков «Весна-красна». 2. Выразительное чтение стихотворения. II. Постановка цели урока. - Отгадайте загадки, и вы узнаете названия произведений, с которыми мы познакомимся на уроке. Бегу я, как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручей.) Четвёртый месяц как шагнёт, Из-под снега вышел друг, Так с треском лопается лёд. И весной запахло вдруг. (Апрель.) (Подснежник.) - Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне, о весенних изменениях в природе. III. Изучение нового материала. 1. Речевая минутка. - Прочтите стихотворение сначала медленно, затем быстро и чётко: Крылья - у орла, Крылышки - у орлёнка, Перья - у перепела, Пёрышки - у перепелёнка. Прикрывала крыльями Орлица орлёнка, Перебирала пёрышки Перепелица перепелёнку. - Прочтите, составляя слова по таблице. Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) 2. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники». Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам и фразам. - Прочтите фамилию автора. - Как называется стихотворение? - Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами: сне-гу-роч-ка - снегурочка про-во-жа-та-я - провожатая пе-чаль-на-я - печальная пла-ка-ла - плакала тро-га-я - трогая сне-гу-роч-ки-ны - снегурочкины - Прочтите стихотворение вслух по цепочке. - О чём это стихотворение? - Какое настроение оно создаёт? - С какой интонацией надо его читать? - Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке. - С чем автор сравнивает первые весенние цветы? - Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами? - Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта. 3. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель». Личностные УУД: оценка своих эмоциональных реакций, вызванных восприятием природы и в процессе знакомства с музыкальными произведениями. Эвристическая беседа. Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель»). - Какое настроение передал композитор в музыке? - Что вы представили, слушая эту музыку? Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду - вот и в комнате весна. Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе - плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. - Кто автор следующего стихотворения? - Прочтите название стихотворения. - Как вы думаете, о чём это произведение? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами: му-ра-вьи - муравьи про-би-ра-ет-ся - пробирается ва-леж-ник - валежник рас-цвёл - расцвёл - Объясните значение слов: Капель - падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. Валежник - старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле. Стужа - мороз, холод. Пробирается - медленно и тяжело идёт. - Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передаёт это стихотворение? - О каких признаках весны вы прочли? - Прочтите слова, которые рифмуются: Апрель - капель. Лужи - стужи. Ручьи - муравьи. Медведь - петь. валежник - подснежник. - Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? («Через».) - Прочтите стихотворение выразительно. У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся… Попробуйте угадать, о ком? Сперва понемножку Зелёную выставил ножку, Потом потянулся из всех своих маленьких сил И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна. Скажите, ведь правда, что это весна?» - Что названо «зелёной ножкой»? Ну конечно, это стебель цветка. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам С. Маршак в стихотворении «Апрель». Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и яркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Под эту музыку можно станцевать очень красивый танец. Попробуйте.

Физкультминутка

На зарядку солнышко А над нами весело Ветер тихо клён качает,

Поднимает нас, Шелестит листва. Вправо-влево наклоняет.

Поднимаем руки мы Опускаем руки мы Раз - наклон, два - наклон,

По команде «раз». По команде «два». Зашумел листвою он. IV. Продолжение изучения нового материала. 1. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей». Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание произведения и высказывать своё отношение, слушать и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывать общую позицию. - Прочтите фамилию автора. - Как называется стихотворение? - Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов, и вы почувствуете, как звонко и весело звучит ручей. Учитель читает стихотворение «Ручей». - Как звучал ручей? - Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочтите. - Зачитайте подчёркнутые слова. Как эти слова помогают представить весёлый ручей? - Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей». 2. Совершенствование техники чтения. - Какие растения цветут весной? - Что вы знаете об этих растениях? - Прочтите отрывок из произведения А. Онегова «Медуница» выразительно целыми словами.

Медуница Весной я всегда с нетерпением жду, когда появятся и загудят над лесной полянкой первые шмели... Зимуют шмели в тёплых норках, а пригреет весеннее солнце, они проснутся, выберутся из норок и тут же полетят за сладким соком - нектаром - к цветам медуницы. Сладкого, медового на вкус сока-нектара в цветах медуницы много, поэтому и называют её медуницей. А расцветает медуница как раз в то время, когда просыпаются шмели. Услышишь, как неподалёку за деревом гудят шмели, торопись туда - ждёт тебя здесь встреча с красивым весенним цветком - медуницей. Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни - розовые, другие - фиолетовые, третьи - совсем синие. Розовыми цветки бывают, когда только расцветут. Пройдёт немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими. Такое растение, у которого разноцветные цветы, легче заметить в лесу шмелям. Осторожно потрогайте листья медуницы. Они покрыты особыми волосками - оттого и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов. - О каких цветах рассказал автор? Сравните произведения «Медуница» А. Онегова и «Апрель» С. Маршака. 3. Игры Деда Буквоеда. Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме и оценивать правильность выполненных действий. - Прочтите пословицу о весенних месяцах.

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) Ответ: «Март - грозой, апрель - водой, май - травой». - Объясните данную пословицу. Игра «Чехарда». На большом кругу в саду Мы играем в чехарду. Тренируйте ум и глаз, Разберитесь сами: Кто же мы и сколько нас? Буквы перед вами! - Выпишите все буквы, прыгая через одну по часовой стрелке. Разверните их в один ряд. Какие слова у вас получились?

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) V. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы на вопросы учителя, формулировать вопросы для получения необходимой информации, сравнивать полученные ответы. - С какими произведениями мы познакомились на уроке? - О чём эти произведения? - Какое из них вам понравилось больше всего? - Почему? - Какие растения цветут весной? Внеурочная деятельность. Личностные УУД: формирование эстетического чувства в результате знакомства с разными видами искусства и явлениями природы. Подготовить рисунок о растениях, цветущих весной; выучить стихотворение наизусть (по выбору).

Дополнительный материал к уроку 16 Справочный материал для учителя. Весенний лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива, ольха, лиловые серёжки свешиваются с тонких ветвей берёз. Почти незаметны цветки орешника, собранные в серёжки. Многие деревья и кустарники цветут до распускания листьев. Подует ветерок, и золотое облачко пыльцы окутает цветущие деревья. А под деревьями распустились весенние цветы - ландыш, мать-и-мачеха. Почему растению дано такое странное прозвище - мать-и-мачеха? Вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это - мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная - это мачеха. Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат. По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Но Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После окончания цветения ландыша на месте цветков появляются крупные красные «ягоды». Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Маленькому серебристому цветку посвящались легенды, стихи и сказания, а также многие праздники. День 1 Мая называется во Франции днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши - не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками Поэт Тимофей Белозёров. Своеобразная тематика характерна для сибирского поэта Тимофея Белозёрова (род. в 1929 г.). Он прежде всего поэт сибирской природы. Стихотворения - лирические и сюжетные сказки, волшебные и познавательные - всё проникнуто пониманием и знанием своего родного края: «Смородиновый куст», «Апрель», «Карасик», «Журавкин праздник», «Где трава растёт густая». Сборник «Где трава растёт густая» состоит из небольших стихотворных сказок. Сказки одновременно фантастические и познавательные. Их основные герои - волшебные человечки, которые приходят на помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир. «Смородиновый куст, «Карасик» и другие сборники включают стихотворения, раскрывающие самобытный мир природы Сибири. В сборник «Карасик» вошли стихотворения разных жанров, а также небылицы и скороговорки, считалки и загадки. Близость к природе определила главную черту поэзии Т. Белозёрова - следование традициям устного народного творчества.

Урок 9. Русская народная сказка «Рукавичка» Цели деятельности педагога: учить находить сходство и различие разных жанров литературы; анализировать средства выразительности. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: уметь сравнивать авторское и фольклорное произведение. Личностные: развитие интереса к урокам литературного чтения; умение оценивать собственные поступки и поступки героев сказок с моральной точки зрения. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные УУД: умение сравнивать произведения и героев; выявлять авторскую точку зрения. Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план текста и пересказывать по плану. Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской, участвовать в инсценировке. Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный. Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.

Сценарий урока I. Актуализация знаний. Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания своих достижений. Регулятивные УУД: уметь адекватно воспринимать оценку своих работ учителем и одноклассниками. 1) Выставка детских рисунков. 2) Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок». II. Постановка цели урока. Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта) для выполнения учебных заданий; понимать и интерпретировать знаки, символы. - Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам названий изображённых предметов.

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) Ответ: рукавичка. - Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка». III. Изучение нового материала.

  1. Речевая разминка.
Коммуникативные УУД: уметь обсуждать поступки и характер героев сказки; оценивать высказывания одноклассников. - Прочтите скороговорку: Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка. - В каких сказках действующее лицо - Мышка? 2. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка». Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы с учётом характера допущенных ошибок. Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснение незнакомых слов в словаре учебника. - Назовите действующих лиц сказки. - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. об-ро-нил - обронил по-пры-гуш-ка - попрыгушка по-скре-буш-ка - поскребушка спра-ши-ва-ет - спрашивает по-бе-гай-ка - побегайка сест-рич-ка - сестричка бре-дет - бредет не по-вер-нуть-ся [ца] - не повернуться под-хо-дит - подходит ра-зо-рве-тся [ца] - разорвется по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] - пошевеливается Объясните значение слов: Бредет - идет медленно, с трудом. Врассыпную - в разные стороны. Обронил - уронил. 3. Самостоятельное чтение сказки. 4. Анализ произведения. Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев сказки. Личностные УУД: знание и восприятие основ моральных норм (справедливость, сопереживание, честность) в оценке характера и поступков героев сказки. - Понравилась ли вам сказка? - Какие герои вам понравились? - Каковы особенности их поведения, характера? - Кто обронил рукавичку? - Кто первым стал жить в рукавичке? - Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке. - Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

Физкультминутка

Лесная лужайка Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто высоко так шагал - Не споткнулся, не упал. IV. Закрепление нового материала. 1. Выразительное чтение сказки по цепочке. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности. 2. Подготовка к пересказу, составление картинного плана. Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ содержании сказки, последовательности действий и поступков героев. - Как начинается сказка? - Прочтите слова на карточках:

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) - Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка». - Расположите карточки в порядке поселения героев в домике-рукавичке. - Кто за кем появлялся в сказке? - Кто был последним? - Пустили ли звери в рукавичку медведя? - Кто испугал зверей? - Чему учит сказка «Рукавичка»? - Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев. 3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка». Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и характеры героев. - Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка». - Чем они похожи? - Чем отличаются? - Прочтите пословицы и выберите те, которые подходят к этим сказкам: • Не учись разрушать, а учись строить. • Дружно не грузно, а врозь - хоть брось. • Сила солому ломит. • Руби дерево по себе. • Сила сломит всё, а ум - силу. • Волка ноги кормят. - Объясните смысл этих пословиц. 4. Игра «Герои сказок». Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к поступкам героев сказок; аргументировать свою позицию. - Прочтите имена героев сказок. - На какие особенности указывают вторые части имён? - Какая вторая часть имени подходит к каждому животному? Мышка Красный гребешок Гуси Мурлысенька Лисичка Поскребушка Петушок Лебеди Кабан Сестричка Кисонька Клыкан - Какое слово лишнее? Почему? 5. Игры Деда Буквоеда. Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи. Учитель открывает на доске таблицу.

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) - Узнайте буквы. Читайте слоги. - Читайте только слова. Сколько слов вы прочли? - Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили? V. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников. - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Кто его автор? - Чему учит нас сказка «Рукавичка»? Внеурочная деятельность. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Подготовить пересказ сказки по опорным словам.

Урок 8. Е. Чарушин «Теремок» Цели деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Тип урока: изучение новых знаний. Планируемые результаты образования: Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику. Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый. Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок теремка.

Сценарий урока I. Актуализация знаний. Личностные УУД: умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными видами искусства, оценивать свои эмоциональные реакции. Конкурс проектов «Город букв». II. Постановка цели урока. Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров. - Расставьте книги по порядку и прочтите слово.

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) Ответ: сказка. - Любите ли вы читать сказки? - Какие сказки вы знаете? - Назовите свои любимые сказки. - Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется. III. Изучение нового материала. 1. Речевая разминка. - Прочтите скороговорку: Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. 2. Чтение диалога с писателем на с. 30 (часть 1). Рассматривание книг со сказками. Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы. Учащиеся читают текст по цепочке. - Почему говорят, что сказка - мудрость народа, его мечты и желания? - Прочтите записанную на доске пословицу. Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) - Какие буквы закрыты карточками? (Буквы к и м). - Объясните смысл этой пословицы. 3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок». Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам. Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке. Эвристическая беседа. - Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. («Теремок».) На доске рисунок теремка. (По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.) - Прочтите названия животных - героев сказки «Теремок» - сначала по слогам, затем целыми словами: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый. - В чем необычность имён героев сказки? - На какие особенности героев указывают их имена? - В каком порядке появлялись в сказке герои? - Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке. - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. ос-та-но-ви-лась - остановилась в те-ре-моч-ке - в теремочке не-вы-со-ком - невысоком не от-ве-ча-ет - не отвечает рас-пе-вать - распевать у-вёр-тыш - увёртыш за-бра-лась - забралась Объясните значение слова «увёртыш». Увёртыш - умеющий увёртываться от опасности. 4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися. Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы. - При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки. 5. Анализ произведения. Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства. - Понравилась ли вам сказка? - Что понравилось больше? - Какие герои сказки вам понравились? - Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? - Чем отличается? Учитель демонстрирует схему. Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) - Объясните, какие сказки называют народными, а какие - авторскими. - Приведите примеры народных сказок. - Какие авторские сказки вы знаете?

Физкультминутка Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Катилось яблоко Вкруг хоровода. Кто его поднял, Тот воевода. - Воевода, воевода, Выбегай из хоровода! Раз, два, не воронь, Беги, как огонь! IV. Закрепление нового материала. 1. Выразительное чтение сказки по ролям. Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности. 2. Подготовка к пересказу сказки. Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев. Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. - Отгадайте загадки - имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок». Зимой белый, летом серый. Мала, а никому не мила. (Заяц.) (Мышка.) Скачет зверушка, На овчарку он похож. Не рот, а ловушка. Что ни зуб - то острый нож! Попадут в ловушку Он бежит, оскалив пасть, И комар, и мушка. На овцу готов напасть. (Лягушка.) (Волк.) Рыжая, с пушистым хвостом, Хозяин лесной Живёт в лесу под кустом. Просыпается весной, (Лиса.) А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.) Учитель открывает на доске карточки с изображением героев сказки. - Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке. - Как ведут себя герои сказки? - Чем она закончится? - Чему учит эта сказка? - Прочтите пословицы, записанные на доске: • В темноте, да не в обиде. • Знает сорока, где зиму зимовать. • Согласие крепче каменных стен. - Объясните смысл этих пословиц. - Какая из них подходит к нашей сказке больше всего? 3. Пересказ сказки. Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их. - Придумайте свой вариант окончания сказки. - Какие слова произнесет волк? - Какие слова произнесет медведь? 4. Игра «Чье это прозвище?». Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию. На доске записаны прозвища: • кумушка, сестричка (лиса); • бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк); • толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь); • норушка (мышка); • квакушка (лягушка); • побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц); • серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот); • дереза (коза); • ряба, татарушка, пеструшка (курица).

  • Где так называют животных?
5. Игра «Чей это голос?». Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. - Узнайте героев сказок о животных по их голосам: • голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц); • голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса); • голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь); • голос хриплый, грубый, «толстый» (волк); • голос звонкий, чёткий (петух); • речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот); • голосок тоненький, притворный (коза); • голос занудливый (баран). V. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра. - С какой сказкой мы сегодня познакомились? - Кто автор этой сказки? - Чему учит нас эта сказка? Внеурочная деятельность. Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Подготовить иллюстрации к сказке; выразительное чтение сказки по ролям.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 8 Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак). Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы». В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии - писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака. Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру. «Все мои рассказы, - говорил Е. Чарушин, - так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, - писал Е. Чарушин, - изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».

Урок 26. Ю. Ермолаев «Лучший друг».
Е. Благинина «Подарок» Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспитывать чувство сопереживания, добра, справедливости. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: умение различать стихотворения и рассказы; умение читать вслух и про себя; выразительно и осознанно. Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к другим людям. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; формирование умения анализировать и сравнивать произведения. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать содержание и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику; выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный. Образовательные ресурсы: таблицы для чтения и составления слов; запись песни «Когда мои друзья со мной»; пословицы о дружбе.

Сценарий урока I. Актуализация знаний. Конкурс смешных рассказов. II. Постановка цели урока. Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского). Если с другом вышел в путь, (2 раза.) Веселей дорога! Без друзей меня - чуть-чуть, (2 раза.) А с друзьями много. Припев: Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, (2 раза.) Когда мои друзья мной! Там, где трудно одному, (2 раза.) Справлюсь вместе с вами! Где чего-то не пойму - (2 раза.) Разберём с друзьями. Припев. На медведя я, друзья, (2 раза.) Выйду без испуга, Если с другом буду я, (2 раза.) А медведь - без друга! Припев. - О ком эта песня? - Кого можно назвать друзьями? - Расскажите о своих друзьях. - Прочтите название нового раздела. - Как вы думаете, о ком будут произведения из раздела «Я и мои друзья»? III. Изучение нового материала. 1. Речевая минутка. Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Жи-жи-жи - здесь живут ежи. Же-же-же - дождь прошел уже. За-за-за - уходи домой, коза. Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу. 2. Чтение диалога автора с читателями (цепочкой). - Прочтите обращение автора к читателям. - Кого мы можем назвать другом? - Почему книга тоже может быть другом? 3. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг». - Прочтите название произведения. - Кто автор этого рассказа? - Рассмотрите иллюстрацию к нему. - Как вы думаете, о чём этот рассказ? - Кого можно назвать «лучшим другом»? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: о-ста-вил - оставил ка-та-ет-ся - катается рас-сер-дил-ся - рассердился от-луп-лю - отлуплю под-ско-чил - подскочил зна-комь-ся - знакомься сму-тил-ся - смутился - Объясните значение слов: Смутился - растерялся. Отлуплю - побью. Учитель читает рассказ «Лучший друг» Ю. Ермолаева. 4. Анализ произведения. - Назовите героев этого рассказа. - Почему Коля смутился, когда Игорь назвал его своим другом? - Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля. - Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок. - Почему Коля смутился и разжал кулаки, когда Вова назвал его своим лучшим другом? Выберите ответ: (испугался; понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей). - Каким вы представляете себе Колю? А Вову? - Прочтите пословицы: • С людьми браниться - никуда не годится. • Нет друга, так ищи, а нашел - береги. • Без беды друга не узнаешь. - Какие пословицы относятся к рассказу «Лучший друг»? - Объясните их значение. - Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»? - Прочтите слова: храбрый, трусливый, добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, заботливый. - С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа - Вове и Коле.

Физкультминутка Мы топаем ногами, Мы руки опускаем, Мы руки опускаем: Мы хлопаем руками, Мы кружимся потом. Хлоп-хлоп-хлоп. Киваем головой. Мы топаем ногами: Мы руки разведем - Мы руки поднимаем, Топ-топ-топ. И побежим кругом. IV. Продолжение изучения нового материала. 1. Чтение и анализ произведения «Подарок» Е. Благининой. - Как называется стихотворение? - Кто его автор? - Рассмотрите иллюстрации к нему. - Как вы думаете, о ком это стихотворение? Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Подарок» Е. Благининой. - Кто пришёл к девочке? - Какая игрушка понравилась подружке? - Жалко ли девочке отдавать свою игрушку? - Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке? - Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок». - Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а затем целыми словами: при-гля-ну-лась - приглянулась за-вод-на-я - заводная лю-би-ма-я - любимая - Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания. - Прочтите пословицы: • Настоящему другу цены нет. • О себе заботься, а товарища не забывай. • Для милого дружка и сережку из ушка. • Где лад, там и клад. - Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения. - Объясните их значение. 2. Сравнение произведений «Подарок» и «Лучший друг». - Чем похожи произведения Е. Благининой и Ю. Ермолаева? - Можно ли сказать, что герои этих произведений похожи? - Какие черты характера героев противоположны? 3. Игры Деда Буквоеда. - Назовите имена ваших друзей и подруг. - Рассмотрите таблицы и прочтите имена, которые называют дети. Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) V. Итог урока. Рефлексия. - Как называется новый раздел? - Какие произведения мы сегодня читали? - Кто их автор? - Чему учат эти произведения? - Какое из них вам больше понравилось? Почему? Учитель читает стихотворение: Дружба - дело для двоих, Для троих, для четверых И для сотен тоже. В нём участвовать любой, Словно в песне, может. Э. Сигал - Объясните, что же такое дружба? Внеурочная деятельность: пересказ рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг» или выразительное чтение наизусть стихотворения Е. Благининой «Подарок».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 26 Елена Александровна Благинина (1903-1989) родилась в селе Яковлеве Орловской губернии. Вокруг села лежали просторные луга, леса, косогоры. И когда она в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом, за околицей. Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1. Зарабатывал не много, и семья жила скромно. Мать и бабушка вели дом и хозяйство. Бабушка была почти неграмотна, но знала множество историй и стихов. Наизусть, на народный мотив, пела «Буря мглою небо кроет», «Талисман» и другие пушкинские стихи. Она и передала внучке свою любовь к поэзии. Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а через два года сочинила сказку о снежинке. В 1925 г. она окончила Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова. Первую книжку для детей Благинина выпустила в Москве, в 1936 г. Называлась она «Осень». С той поры прошло немало лет. Много книг написала Е. Благинина. Несколько поколений ребят знает её стихи и сказки: «Вот какая мама!», «Радуга», «Сорока-белобока», «Гори-гори ясно!», «Тюлюлюй», «Травушка-муравушка», «Научусь-ка я читать». Одно из её стихотворений называется «Посидим в тишине». Маленькая девочка не стала шуметь и возиться, чтобы не беспокоить уснувшую мать. Читаешь про это и радуешься не только доброй, любящей девочке, но и умной маме, воспитавшей хорошую дочку. Ради близкого человека можно отказать себе даже в самом большом удовольствии. Благинина говорит нам о счастье любить Родину, дом, семью, о жестокой минувшей войне, которую пережила вместе с народом. О деревце, расцветшем ко всеобщему весеннему празднику. И говорит она такие же слова, какие пришли к ней впервые давным-давно - в колыбельных песнях матери, в бабушкиных присловьях, в плеске ручья, в шелесте листьев. Все это, как эхо, отозвалось в её поэзии, потому-то и любят ребята стихи Е. А. Благининой.

Урок 31. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».
Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения составлять схематический план и пересказывать по плану; совершенствовать навык чтения целыми словами. Тип урока: комбинированный. Планируемые результаты образования: Предметные: умение различать стихотворения и рассказы; умение читать вслух и про себя выразительно и осознанно. Личностные: внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным словами и поступками других людей; представления о добре и зле, общих нравственных категориях. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; умение анализировать и сравнивать произведение; составлять схематический план рассказа. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения; умение оценивать правильность выполненных учебных действий и вносить коррективы с учётом характера допущенных ошибок. Коммуникативные: умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев произведений, используя соответствующую лексику; работая в паре, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию. Формы и методы обучения: фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный. Образовательные ресурсы: слоговая таблица; карточки с играми; карточки с фамилиями авторов и с названиями произведений.

Сценарий урока I. Актуализация знаний. - Разложите карточки парами. Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) Выразительное чтение стихотворений. II. Постановка цели урока. - Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «Я и мои друзья». Послушайте песню «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева): Дождик босиком по земле прошёл, Слышишь, как звенят в небе высоко Клёны по плечам хлопал… Солнечных лучей струны. Если ясный день, это хорошо, Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот - плохо. А когда наоборот - трудно. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно… Если песни петь, с ними - веселей, А когда наоборот - скучно! - Какие отношения можно назвать дружбой? - Кого называем лучшим другом? - Может ли жадный и злой человек быть настоящим другом? - Сегодня мы прочитаем новые произведения о дружбе и бережном отношении к близким людям. III. Изучение нового материала. 1. Речевая минутка. - Прочтите чистоговорку: Ша-ша-ша - мама моет малыша. Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Марины карандаш. Ща-ща-ща - мы несём домой леща. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ. 2. Отработка навыка чтения. - Прочтите слоги по таблице и составьте слова.

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс)
3. Чтение рассказа М. Пляцковского «Сердитый дог Буль». - Прочтите название рассказа. - Кто автор этого произведения? - Какие породы собак вы знаете? - Что вы знаете о доге? - Рассмотрите иллюстрации. - Как вы думаете, о ком это произведение? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: под-зы-ва-ет - подзывает не у-ку-сишь - не укусишь ос-та-но-вил-ся - остановился Мар-ме-ла-дик - Мармеладик по-лу-ча-ет-ся - получается кро-шеч-но-го - крошечного сла-бень-ко-го - слабенького кры-лыш-ка-ми - крылышками Далее учащиеся читают рассказ вслух по цепочке. 4. Анализ произведения. - Назовите героев рассказа. - Как звали утёнка? - Как звали дога? - Как дог Буль показывал свою силу? - О чем спросил дог утёнка? - Назовите друзей утёнка. - Прочтите, над чем задумался дог Буль? - Какой совет догу дал утёнок? Прочтите. 5. Работа в парах. - Подготовьте выразительное чтение рассказа по ролям. - Как с помощью голоса можно показать размер и силу героев рассказа?

Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище влево-вправо. Больше спать не захотел, Туловище вперед, назад. Шевельнулся, потянулся, Руки вверх, потянуться. Взвился вверх и полетел. Руки вверх, влево, вправо. Солнце утром лишь проснется - Бабочка кружит и вьется. Покружиться. IV. Продолжение изучения нового материала. 1. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки». - Прочтите название рассказа. - Кто автор этого произведения? - Как вы думаете, о ком оно? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: у-ви-да-ли - увидали на-бра-ли - набрали при-ня-лись - принялись вы-су-ну-лась - высунулась пе-ре-стань-те - перестаньте ра-зум-на-я - разумная - Объясните значение этих слов: Шалун - проказник. Забава - развлечение. Разумная - обладающая разумом. - Прочтите самостоятельно рассказ. - Где играли мальчики? - Кого они увидели в пруду? - Для чего мальчики набрали камней? - Прочтите, с какой просьбой обратилась к мальчикам лягушка. - Чему учит этот рассказ? - Почему автор использует выражение «злая забава»? Что обозначает это выражение? 2. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка». - Прочтите название рассказа. - Кто автор этого произведения? - Объясните значение слова «находка». Находка - найденная вещь. - Как вы думаете, о чём это произведение? - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: спу-сти-лся - спустился кро-шеч-но-го - крошечного жа-лоб-не-е - жалобнее сле-пень-кий - слепенький смор-щи-лась - сморщилась вы-про-сил - выпросил ты-чет-ся - тычется мор-доч-кой - мордочкой под-ру-жил-ся - подружился - Объясните значение этих слов: Овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли. Черепок - маленькое блюдце из глины. Заранее подготовленные учащиеся читают произведения. - От чьего имени написано произведение? - Где мальчик нашёл щенка? - Прочтите, как выглядел щенок. - Почему щенок перестал плакать? - Куда мальчик принёс щенка? - Прочтите строки, в которых описывается, как кормили щенка. - Какую кличку дали щенку? Объясните почему. - Как вы думаете, почему щенок полюбил своего хозяина? 3. Пересказ рассказа Д. Тихомирова «Находка». - Сколько частей в тексте? - С чего начинается рассказ? - Прочтите его первую часть. - Как её можно озаглавить? - Прочтите вторую часть. - Как её можно озаглавить? - Прочтите третью часть. Озаглавьте её. Запись плана на доске: 1. Находка. 2. Забота. 3. Благодарность. - Подготовьте пересказ по плану. 4. Игры Деда Буквоеда. Игра «Звездочёт».

Конспекты уроков литературного чтения (1 класс) - За какой планетой наблюдает звездочёт? Подскажет звезда. Её пять лучей соединят нужные буквы. Самое трудное - угадать, с какой буквы начать. V. Итог урока. Рефлексия. - С какими произведениями мы познакомились на уроке? - Чему учат эти рассказы? Внеурочная деятельность: пересказать понравившееся произведение.


© 2010-2022