- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему «Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь»
Конспект урока русского языка на тему «Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Акельева Е.А. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Конспект урока русского языка
(Программа «Школа 2100», 3 класс)
Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь. Цель: - развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й']; - развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
• развитие умений выбирать средства языка в соответствии с целями и задачами урока;
• освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
• овладение умениями грамотного чтения и письма
• развитие умений составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объёма.
• обогащать словарный запас.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
• развитие умения работать с информацией;
• развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
• развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения.
• формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• формирование умения взаимодействовать в парах.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
• формирование уважительного отношения
• самостоятельность.
Оборудование: учебники, интерактивная доска, тестовые задания, карточки «Алгоритм выбора разделительного знака».
Ход урока
1. Организация класса.
Сообщение плана урока. Правила посадки во время письма.
2.Минутка чистописания.
- В тетрадях запишите число. Классная работа.
Эти знаки - буквы две - верно служат при письме:
Съезд, съедобный, сыновья, объявление, семья -
Им почет и уваженье за примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк в алфавите каждый знак.
- О каких знаках говорится? ( ъ, ь знаки).
Найдите закономерность, напишите. ъь ъьь…
Проконтролируйте себя и оцените. Слайд № 2.
3. Зрительный диктант. Дарья Воробьева съела вишнёвое варенье. - Прочитайте предложение. Обозначим орфограммы. - Спишите. - Обозначим грамматическую основу предложения. - Обозначим части речи второстепенных членов предложения. 4. Словарная работа. Слайд № 3 - Сегодня словарная работа пройдет необычно, мы разгадаем кроссворд. - Отгадайте загадку….. - Назовите непроверяемые безударные гласные в этих словах. - Посмотрите внимательно на эти слова и скажите по какому признаку я объединила их в одну группу. - Какая орфограмма встречается во всех этих словах?
- Какую работу выполняет Ь в этих словах?
5. Работа в парах.
- А сейчас вы поработаете в парах. Разделите слова на две группы и запиши их в 2 столбика.
(Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление, подъём).
Проверим. Слайд № 4
ручьи съезд
вьюга въезд
деревья подъём
6. Формулирование темы и задач урока. Слайды №5-6. -Как вы думаете, с какими орфограммами мы будем сегодня работать? - Эти орфограммы нам знакомы? -Итак, сегодня мы с вами будем продолжать работать над правописанием слов с разделительными Ь и Ъ знаками в словах. - Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте задачи урока - Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться?
-А как вы думаете, зачем нам этому учиться?
- Познакомимся с планом работы.
7. Работа над новым материалом.
А) Наблюдение за [й']
С
лайд № 7
- Что изображено на картинке? Где слышится звук Й ? Какой буквой обозначен на письме.
- Где слышится звук Й в слове «ладья»? (после мягкого согл. звука Д перед глас- м А) Звук Й обозначен буквой Я.
- Где слышится звук Й в слове «подъезд»? (после твердого согл. звука Д перед гласным Э) Звук Й обозначен буквой Е.
- Почему урок, тема которого «Правила правописания слов с разделительными
Ь и Ъ» мы начали с повторения звука Й?
- Ъ и Ь разделяют согласную и гласную буквы, чтобы не потерять звук Й, эти знаки помогают нам правильно написать слова, при произношении которых слышится звук Й.
Б) Выявление различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах. Задание выполняется по учебнику. № 164 - Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике? - Почему в 1-м столбике пишется буква ь, а во 2-м - ъ? Вывод: разделительный ь пишется в корне слова, ъ - между приставкой и корнем. - Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного Ь и Ъ. Слайд №8
В) Работа с правилом.
- Прочитайте правило на с. 134.
- Запишите слова семья и разъезд, выделим нужные части слова, подчеркнем Ь и Ъ знаки, выполним транскрипцию этих слов.
Г) Работа над алгоритмом.
- Прочитайте алгоритм. Сколько в нем шагов?
С чего нужно начинать поиск орфограмм?
От чего зависит выбор разделительного знака?
- Как проверить правильность написания? (алгоритм открывается на доске)
8.Физминутка про друзей.
- О чем говорится в физминутке? (О дружбе)
- Давайте подберем однокоренные слова к слову.
(Дружба - друг - дружок - друзья). Слайд № 9
- Запишем, выделим корни. Какое явление мы наблюдаем в корне? (Чередование звуков.)
-Какие согласные звуки чередуются?
- В каком слове встретился разделительный Ь?
9 Закрепление. Работа по учебнику.
Упр. 165. Списывание с проговариванием по алгоритму.
10. Тест.
Проверка - слайды 10-13.
11. Рефлексия. Слайд № 14.
-Я узнал…
-Я запомнил…
-Я научился…
-Я удивился…
Тест.
1. Укажите слова с разделительным Ь знаком.
а) от..езд
б) в..юга
в) обез..яна
2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком
а) об..единение
б) об..яснил
в) скам..я
3. Укажите слова, в которых не пишется Ь.
а) прачеч..ная
б) мурав..и
в) коч..ка
4. В каком ряду во всех словах будет употребляться разделительный Ъ:
а) под..езд, раз..езд, об..явление
б) б..ётся, об..ехать, кос..ть
в) ноч..ка, бел..ё, комп..ютер
_______________________________________________________________________________________
Тест.
1. Укажите слова с разделительным Ь знаком.
а) от..езд
б) в..юга
в) обез..яна
2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком
а) об..единение
б) об..яснил
в) скам..я
3. Укажите слова, в которых не пишется Ь.
а) прачеч..ная
б) мурав..и
в) коч..ка
4. В каком ряду во всех словах будет употребляться разделительный Ъ:
а) под..езд, раз..езд, об..явление
б) б..ётся, об..ехать, кос..ть
в) ноч..ка, бел..ё, комп..ютер
Разделите слова на две группы и запишите их в 2 столбика.
Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление, подъём.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разделите слова на две группы и запишите их в 2 столбика.
Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление, подъём.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разделите слова на две группы и запишите их в 2 столбика.
Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление, подъём.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________