Конспект урока русского языка на тему «Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка

(Программа «Школа 2100», 3 класс)


Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь. Цель: - развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й']; - развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.

Задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

• развитие умений выбирать средства языка в соответствии с целями и задачами урока;

• освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

• овладение умениями грамотного чтения и письма

• развитие умений составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объёма.

• обогащать словарный запас.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

• развитие умения работать с информацией;

• развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

• развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения.

• формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• формирование умения взаимодействовать в парах.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

• формирование уважительного отношения

• самостоятельность.

Оборудование: учебники, интерактивная доска, тестовые задания, карточки «Алгоритм выбора разделительного знака».

Ход урока

1. Организация класса.

Сообщение плана урока. Правила посадки во время письма.
2.Минутка чистописания.

- В тетрадях запишите число. Классная работа.

Эти знаки - буквы две - верно служат при письме:
Съезд, съедобный, сыновья, объявление, семья -
Им почет и уваженье за примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк в алфавите каждый знак.

- О каких знаках говорится? ( ъ, ь знаки).

Найдите закономерность, напишите. ъь ъьь…
Проконтролируйте себя и оцените. Слайд № 2.


3. Зрительный диктант. Дарья Воробьева съела вишнёвое варенье. - Прочитайте предложение. Обозначим орфограммы. - Спишите. - Обозначим грамматическую основу предложения. - Обозначим части речи второстепенных членов предложения. 4. Словарная работа. Слайд № 3 - Сегодня словарная работа пройдет необычно, мы разгадаем кроссворд. - Отгадайте загадку….. - Назовите непроверяемые безударные гласные в этих словах. - Посмотрите внимательно на эти слова и скажите по какому признаку я объединила их в одну группу. - Какая орфограмма встречается во всех этих словах?

- Какую работу выполняет Ь в этих словах?

5. Работа в парах.

- А сейчас вы поработаете в парах. Разделите слова на две группы и запиши их в 2 столбика.
(Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление, подъём).


Проверим. Слайд № 4

ручьи съезд

вьюга въезд

деревья подъём

6. Формулирование темы и задач урока. Слайды №5-6. -Как вы думаете, с какими орфограммами мы будем сегодня работать? - Эти орфограммы нам знакомы? -Итак, сегодня мы с вами будем продолжать работать над правописанием слов с разделительными Ь и Ъ знаками в словах. - Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте задачи урока - Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться?

-А как вы думаете, зачем нам этому учиться?

- Познакомимся с планом работы.

7. Работа над новым материалом.

А) Наблюдение за [й']

СКонспект урока русского языка на тему «Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь».

Конспект урока русского языка на тему «Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь».

Конспект урока русского языка на тему «Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь».

Конспект урока русского языка на тему «Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь». лайд № 7

- Что изображено на картинке? Где слышится звук Й ? Какой буквой обозначен на письме.

- Где слышится звук Й в слове «ладья»? (после мягкого согл. звука Д перед глас- м А) Звук Й обозначен буквой Я.

- Где слышится звук Й в слове «подъезд»? (после твердого согл. звука Д перед гласным Э) Звук Й обозначен буквой Е.

- Почему урок, тема которого «Правила правописания слов с разделительными

Ь и Ъ» мы начали с повторения звука Й?

- Ъ и Ь разделяют согласную и гласную буквы, чтобы не потерять звук Й, эти знаки помогают нам правильно написать слова, при произношении которых слышится звук Й.


Б) Выявление различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах. Задание выполняется по учебнику. № 164 - Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике? - Почему в 1-м столбике пишется буква ь, а во 2-м - ъ? Вывод: разделительный ь пишется в корне слова, ъ - между приставкой и корнем. - Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного Ь и Ъ. Слайд №8

В) Работа с правилом.

- Прочитайте правило на с. 134.

- Запишите слова семья и разъезд, выделим нужные части слова, подчеркнем Ь и Ъ знаки, выполним транскрипцию этих слов.

Г) Работа над алгоритмом.

- Прочитайте алгоритм. Сколько в нем шагов?

С чего нужно начинать поиск орфограмм?

От чего зависит выбор разделительного знака?

- Как проверить правильность написания? (алгоритм открывается на доске)

8.Физминутка про друзей.

- О чем говорится в физминутке? (О дружбе)

- Давайте подберем однокоренные слова к слову.

(Дружба - друг - дружок - друзья). Слайд № 9

- Запишем, выделим корни. Какое явление мы наблюдаем в корне? (Чередование звуков.)

-Какие согласные звуки чередуются?

- В каком слове встретился разделительный Ь?

9 Закрепление. Работа по учебнику.

Упр. 165. Списывание с проговариванием по алгоритму.

10. Тест.

Проверка - слайды 10-13.

11. Рефлексия. Слайд № 14.

-Я узнал…

-Я запомнил…

-Я научился…

-Я удивился…







Тест.

1. Укажите слова с разделительным Ь знаком.

а) от..езд

б) в..юга

в) обез..яна

2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком

а) об..единение

б) об..яснил

в) скам..я

3. Укажите слова, в которых не пишется Ь.

а) прачеч..ная

б) мурав..и

в) коч..ка

4. В каком ряду во всех словах будет употребляться разделительный Ъ:

а) под..езд, раз..езд, об..явление

б) б..ётся, об..ехать, кос..ть

в) ноч..ка, бел..ё, комп..ютер

_______________________________________________________________________________________

Тест.

1. Укажите слова с разделительным Ь знаком.

а) от..езд

б) в..юга

в) обез..яна

2.Укажите слова с разделительным Ъ знаком

а) об..единение

б) об..яснил

в) скам..я

3. Укажите слова, в которых не пишется Ь.

а) прачеч..ная

б) мурав..и

в) коч..ка

4. В каком ряду во всех словах будет употребляться разделительный Ъ:

а) под..езд, раз..езд, об..явление

б) б..ётся, об..ехать, кос..ть

в) ноч..ка, бел..ё, комп..ютер

Разделите слова на две группы и запишите их в 2 столбика.

Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление, подъём.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделите слова на две группы и запишите их в 2 столбика.

Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление, подъём.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделите слова на две группы и запишите их в 2 столбика.

Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление, подъём.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022