Педмастерская Исследовательская деятельность младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая мастерская учителей начальных классов

Тема: « Исследовательская деятельность младших школьников»

Оборудование: мультимедийная презентация.

Представление формата работы.

Эпиграф педмастерской « С малой удачи начинается большой успех»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Задачи:

1) раскрыть преимущества и универсальность исследовательской технологии

2) продемонстрировать конкретные педагогические приемы и методы, а также алгоритм подготовки урока- исследования.

3) обсудить особенности реализации исследовательской технологии на разных уроках: математика, русский язык, окружающий мир.

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Тема педмастерской выбрана не случайно. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа- школа объяснения, все активнее заявляет о себе школа развития.

Применение исследовательской технологии- не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего образования.

Открытие педмастерской.

Уважаемые коллеги!

Разрешите работу педмастерской начать с притчи.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?»

А сам думает: « Скажет живая - я ее умерщвлю , скажет мертвая _ выпущу».

Мудрец, подумав, ответил : « Все в твоих руках»

Действительно, в наших руках развитие личности


  • любознательной, интересующейся, активно познающей мир;

  • умеющий учиться, способной к организации собственной деятельности;

  • доброжелательной, умеющей слушать и слышать партнера, уважающей свое и чужое мнение;

Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности- ученика, думающего, самостоятельно добывающего знания.

Многие учителя начальных классов нашего района имеют в своем арсенале исследовательскую технологию, однако есть целый ряд вопросов и проблем, вызывающих трудности.

Всегда ли используют эту технологию системно?

Рационально ли тратят свое время на подготовку урока?

Не пропускают ли важнейшие звенья в организации исследовательской деятельности?

Как осуществляется задуманное на практике?

На эти и многие другие вопросы, раскрывающие тонкости урока исследования вместе с детьми, призвано дать ответ сегодняшняя педмастерская.

Дисскуссия в группах( свободный микрофон)

Поскольку мнение каждого участника для нас важно, разрешите в начале серьезного разговора опереться на знания и опыт, предложив поразмышлять над вопросами анкеты.В течение 5 минут вы устно готовите ответы на перечисленные вопросы, по истечении времени можете озвучить. ( Присутствующим раздаются вопросы анкеты)

Надеемся, что анкета позволила Вам погрузиться в тему педмастерской, настроила на конструктивный разговор, обмен опытом, приятное общение.

Назовите ключевые слова анкеты, над которой Вы работали?

Отметьте вопросы, которые вызывают затруднения или на которые Вы пока не можете дать ответа.

Вы сможете вернуться к ним при подведении итогов работы.

Выполнив следующее задание, мы сможем дополнить полученный в ходе обсуждения перечень преимуществ исследовательского урока перед традиционным.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова:

  1. Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их речь и мышление на…( уроке)

  2. Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности на.. .( уроке)

  3. Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу на…( уроке)

  4. Главным на современном уроке должен стать ( монолог или диалог?)

Прежде чем мы будем рассматривать данную проблему, давайте вспомним, что собой представляет исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность- это творческая деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Исследование с точки зрения обучающегося -возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Исследование с точки зрения учителя- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Темы исследований выбираются из любой содержательной области, проблемы близкие пониманию и волнующие .

Полученный результат должен быть социально и практически значимым..

Непременным условием организации исследовательской работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. На разных этапах необходимо решать исследовательские задачи.

Учителям начальных классов необходимо знать, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

Следует включать в работу различный дидактический материал( памятки, инструкции, шаблоны) обращаться за помощью к родителям и учителям.

Что нужно знать учителю, чтобы проводить исследовательскую деятельность с обучающимися:


  • Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается исследовательская деятельность учащихся?

  • Как подготовить обучающихся к работе над исследованием?

  • Как адаптировать исследование к особенностям своего класса?

  • Как разработать исследование?

  • Как осуществить исследование?

  • Какие формы образовательной деятельности применять?

Самое решающее звено в этой новации- учитель. Из носителя информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.

Из этого сделаем вывод,что исследовательский урок- это деятельность учащихся направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным результатом .

Здесь я думаю уместно использовать китайскую пословицу

« Скажи мне - я забуду.

Покажи мне- я могу запомнить

Позволь мне сделать самому- и это станет навсегда моим» которая как нельзя лучше характеризует исследовательскую деятельность

Ученые пришли к выводу, что на сегодняшний день исследовательский метод обучения обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Следовательно, если учитель желает получить тройной эффект, он должен освоить исследовательскую технологию.

Уважаемые коллеги!

Я думаю, что участие в работе педмастерской помогло осознать особенности своей нынешней педагогической деятельности и наметить пути профессионального роста, вывести в своем роде свою»формулу успеха» ведь именно исследовательская деятельность создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у младшего школьника положительной самооценки и комфортного психологического состояния, что служит стимулом для дальнейших действий.

© 2010-2022