Конспект урока литературного чтения в 3 классе по сказке С. Г. Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ сюжета как средство понимания метафорического смысла произведения.

Сказка С.Г. Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды».

Урок подготовила учитель начальных классов МОУ «Гимназия №5» г. Саратова Чечуевская Виктория Юрьевна

Цели урока:
1) Развивающий аспект:
• Развитие речи учащихся;
• Формирование общеучебного умения осознанного, правильного и выразительного чтения;
• Развитие умений анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.
2) Воспитательный аспект:
• Урок нацелен на воспитание чувства прекрасного;
• Пробуждение у детей потребности к рассуждению, размышлению над такими вечными понятиями, как дружба, добро и бескорыстие.
3) Познавательный аспект:
• Обобщение читательского опыта школьников, подготовка их к пониманию особенностей характеров героев сказки;
• Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения, находить элементы сюжета;
• Подвести детей к пониманию сложного лирико-философского смысла сказки.


Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Меня зовут Виктория Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Вы готовы к уроку? Тогда начнём?
I. Подготовка к первичному восприятию.
Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
• А вы, ребята, любите сказки? Почему?
• Какие сказки вы можете вспомнить?
• Как названные сказки можно поделить на две группы? (Народные и авторские)
• А чем авторские сказки отличаются от народных? (А ещё в них в скрытой или явной форме выражаются авторские оценки характеров героев, их поступков, отношение к героям)
• Я думаю, вы уже догадались, что речь на уроке сегодня пойдет о сказке.
• Сегодня у нас с вами встреча с героями одной чудесной авторской сказки. Это очень романтичные, мечтательные герои. Кто же это? Может быть, стихотворение Виктора Лунина «Туман» поможет вам догадаться, о каких сказочных персонажах идёт речь. (слайд 2)
Млечною мягкостью манит туман.
Может, он - правда, а может - обман.
Мнится, мерещится в мареве том
Масляный месяц, мерцающий дом.
Медленно в море тумана иду.
Может, до месяца я добреду?
Может быть, если не сбиться с пути,
Можно до сказки в тумане дойти?
• Какую сказку помогло вам вспомнить это стихотворение? Кто её автор? (С. Козлов «Ёжик в тумане»)
• Какие ещё сказки С. Козлова можете вспомнить? (слайд 4). Просмотр презентации о творчестве писателя (слайд 5-11).
Учитель: Сергей Козлов придумал очень забавных и трогательных героев - Ёжика и Медвежонка. Они ходят друг к другу в гости, вместе сумерничают, читают стихи великих поэтов. Ежик любит смотреть на звёзды, а Медвежонок водит знакомство с Солнечным зайцем и знает, как перехитрить время. Можно долго рассказывать про приключения этих героев, но лучше прочитать книгу или посмотреть мультфильмы "Ежик в тумане" или "Осенняя песня травы". Замечено, что от чтения сказок С. Козлова происходит особый косметический эффект: у девочек на лицах появляется нежная задумчивость, а у мальчиков - мужественная загадочность. И ваша привлекательность возрастает в сотни раз!
• Вы хотели бы встретиться с Ёжиком и Медвежонком вновь?

Что ж....
Давайте любимые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться!
• Сегодня на уроке мы прочитаем новую сказку этого удивительного, ни на кого не похожего автора. Сказка называется «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды».
I I. Первичное восприятие. Чтение сказки учителем.

(На фоне красивой лирической мелодии учитель читает сказку «Как Ёжик и Медвежонок протирали звёзды») (слайд 12), (просмотр видеоролика, на последнем кадре учитель говорит: «Красиво было так, что Ёжик время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это?»)
I I I. Проверка первичного восприятия.

• Понравилась ли вам сказка, ребята? Чем? Поделитесь впечатлениями ?
• Как вы думаете, каким образом мог родиться замысел этой истории у автора? (умел видеть сказку рядом с собой, в простых и привычных вещах)
• А вы любите наблюдать за звёздами? Почему? (действительно, прекрасное звёздное небо не может не восхищать)
• А вы замечали, что звёзды на небе не всегда сверкают ярко, иногда они светят тускло, а бывают ночи, когда звёзд на небе не видно совсем. Вы не задумывались над тем, почему так бывает? (Большие фантазёры, в вас видны задатки будущих сказочников)
• А какое сказочное объяснение даёт этому автор? А звёзды падают, потому что иногда….

IV. Постановка учебной задачи.
• Знаете, ребята, сказка, которую мы с вами читаем, сказка непростая. Это сказка - притча. Вам знакомо это слово? (слайд 13)
• Чтобы понять иносказательный смысл сказки «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды», понять авторский замысел, сказку необходимо внимательно прочитать вновь.
• Вы хотите прочитать сказку ещё раз? В каком темпе вы будете читать сказку? Почему? (спокойное неторопливое повествование предполагает спокойный темп чтения)
• А с какими интонациями? Почему? (рассказ о хрупком бережном отношении к красоте предполагает соответствующие интонации: нежные, мягкие, мелодичные)

V. Чтение сказки детьми. (слайд 14)

VI. Анализ произведения.
• Скажите, ребята, каким вы представляете Ёжика, какой он? Откуда это видно? Докажите текстом (усердный, ответственный, смелый, старательный, трудолюбивый, не слагал ответственность с себя, не перекладывал её на других: «кто же протрёт звёзды» - эту важную работу нужно сделать самому, не ждать, что кто-то другой сделает её за тебя)
• Что больше всего волнует Ёжика? (что звёзды, эти прекрасные звёзды могут потускнеть, а красота не должна исчезнуть) Как сам он об этом говорит? (2 абзац)
• Как Ёжик делает своё дело? Подтвердите примерами из текста.
• Словарная работа.
«Кропотливо» - это как? Подберите синонимы, родственные слова. (Усердно, старательно, детально; трудолюбивый, вникающий в мелочи)

Учитель: Интересно, что слово «кропотливый» произошло от старославянского «кропот» - ворчание, «кропотать» - ворчать, у Козлова Ёжик «ворчит», найдите это место в сказке. Для внимательных читателей, умеющих читать между строк, намёк на то, что Ёжик «трудолюбивый, усердный», а не ворчливый, недовольный) (слайд 15)
• А как протирает звёзды Медвежонок? Найдите подтверждение своих слов в тексте. (Тоже очень старался, но не всегда у него получалось.) В жизни так случается: даже если очень стараешься, не всегда всё получается так как хочется. Вы со мной согласны?
• Но останавливали Медвежонка неудачи? ( Значит, важно не останавливаться перед трудностями, продолжать делать хорошие дела.)
• Плохо ли то, что у Медвежонка иногда падали звёзды? (На падающую звезду можно загадать желание, говорят оно всегда сбывается)
• Почему Медвежонок считает что «протирать звёзды» - это «счастливая мысль»?
• Для кого старались Ёжик с Медвежонком? (для всех, «все в лесу знали»)
• Они ждали награду за свою работу? (нет, мы этого не видим, чувствуется, что они делали это бескорыстно)
• Можем ли мы с вами найти в сказке портреты героев, даёт ли автор оценку тому делу, которым они занимаются? (нет, но ведь мы с вами сумели почувствовать симпатию к ним)
• Благодаря чему автору удаётся передать своё отношение к героям сказки? (Детальное, очень обстоятельное описание того дела, которым они занимаются - подчёркивает важность их дела и вызывает уважение к ним, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Физминутка.
Учитель: Давайте немного отдохнём. Представьте, что у вас в правой руке свежий веник, а в левой чистая тряпочка. Поднимем руки вверх. Осторожно обстучим веником звёздочку, осторожно, чтобы случайно не сбить с неба. А теперь переложим веник в правую руку, а тряпочку в левую и начнём протирать звёзды до блеска, тщательно, кропотливо. Если не мы, то кто же протрёт звёзды? Протёрли, давайте другую. Вон какая пыльная!
• Какая из пословиц подходит к сказке? Посоветуйтесь в группах. (слайд 16)

Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.
Благородно только то, что бескорыстно.
Доброе дело без награды не остаётся.

• Можно ли в слова «протирать звёзды» (слайд 17) вложить не буквальный, не прямой , а иносказательный смысл (делать хорошие дела, направленные на благо других, делать добросовестно, кропотливо, бескорыстно, не ожидая награды)
• Вот какую важную мысль доказывает в произведении автор. (Каждый должен делать хорошие дела, делать неустанно, бескорыстно, и тогда мир вокруг нас изменится, станет лучше)
• А вы, хоть изредка, «протираете звёзды»? Как?

VII. Творческая работа. (слайд 18)

Учитель: Я предлагаю вам поразмышлять на одну из выбранных тем, запишите свои мысли на звёздочках.

Что я сделал хорошего?
Чем я могу помочь людям?
Что изменится, если мы чаще будем «протирать звёзды»?

VIII. Итоги урока. (чтение сочинений, написанных на «звёздочках», «зажигание звёзд» - закрепление их на магнитной доске)
Учитель: Поднимите звездочки вверх, вот сколько хороших дел вы можете сделать. Значит, в наших силах изменить мир, сделать его лучше. Спасибо за урок, ребята. Вы замечательно работали, и я очень рада знакомству с вами. А звёздочки пусть останутся вам на память и напоминают о том, как это важно иногда «протирать звёзды».



© 2010-2022