Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.



Новый стандарт, разработанный в рамках деятельностной парадигмы образования, нацеливает на развитие личности учащегося на основе освоения способов действий. В концепции стандартов осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук»

Во втором стандарте, где акцент сделан на результате, устанавливаются три группы образовательных результатов:

  • Личностные

  • Метапредметные

  • предметные.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий:

  • познавательные

  • коммуникативные

  • регулятивные.

Что же такое виды универсальных учебных действий?

Виды универсальных учебных действий Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; - нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование; - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ; - синтез; - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; - соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
- Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. - Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. - УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Я работаю по системе «Школа 2100» уже 10 лет и с 2011 года пользуюсь пособием: «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1, 2, 3-4 класс. ФГОС». Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющие педагогам и родителям выявить, насколько успешно у ребенка формируются универсальные учебные действия, как идет его личностное развитие. Данное пособие является составной частью комплекта учебников и пособий развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в ООП в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», « Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом». Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику:

  • диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;
  • задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;
  • задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.
Контроль метапедметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам. По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий и все данные заносятся в таблицу по УУД. В данном случае эти таблицы для внесения результатов за 1 класс.

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образованияДиагностика метапредметных и личностных результатов начального образованияДиагностика метапредметных и личностных результатов начального образования

Тест 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.

Учебный год_______________________ Класс _____________________________ Учитель ___________________________
Номера заданий и проверяемые умения



Ученики

1

2

3

4

5

6

7

8

Итог

Определять, какая

информация нужна

для решения задачи

Отбирать источники

информации, необходимые

для решения задачи

Извлекать информацию

из текстов, таблиц, схем, иллюстраций


Сравнивать и

группировать

факты и явления

Определять

причины явлений

и событий

Делать выводы

на основе

обобщения знаний

Представлять

информацию в виде

таблиц, схем, диаграмм

Сумма баллов

за все познавательные

умения 1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








Макс.балл за задание (М)

3

6

6

7 +7 = 14

5

5

4

43 Число учеников, писавших тест (Ч)










Макс. возможный балл всех учеников

(В = МхЧ)










Сумма баллов всех учеников, писавших текст (С)










Процент успешных решений всего класса

(= С/ (В/100)










Средний общероссийский уровень

52%

62%

77%

79%

60%

57%

82%

67% Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)














Тест 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД. (Чтение и работа с информацией)


Учебный год________________ Класс _______________ Учитель ___________________________



Номера заданий и проверяемые умения







Ученики

1

2

3

4

5

Итог


Вычитывать информацию, данную в явном виде


Объяснять смысл слова (словосочетания)


Вычитывать информацию, данную в неявном виде


Понимать смысл текста в целом (главную мысль)


Истолковывать текст (через творческий пересказ)


Сумма баллов за все коммуникативные умения 1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







Макс.балл за задание (М)

1

1

2

1

2

7 Число учеников, писавших тест (Ч)







Макс. возможный балл всех учеников (В = МхЧ)







Сумма баллов всех учеников, писавших текст (С)







Процент успешных решений всего класса (= С/ (В/100)







Средний общероссийский уровень

81%

72%

63%

59%

48%

69% Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)










Тест 3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.


Учебный год_______________________ Класс _____________________________ Учитель ___________________________

Номера заданий и проверяемые умения







Ученики

1

2

3

4

5

Итог


Самостоятельно формулировать цель деятельности


Составлять план действий


Действовать по плану


Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки


Проверять и оценивать результаты работы


Сумма баллов за все регулятивные умения 1







2







3







4







5







6







7







8







9







10





















Макс.балл за задание (М)

1

4

6

3

8

22 Число учеников, писавших тест (Ч)







Макс. возможный балл всех учеников (В = МхЧ)







Сумма баллов всех учеников, писавших текст (С)







Процент успешных решений всего класса (= С/ (В/100)







Средний общероссийский уровень

89%

43%

80%

73%

51%

62% Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)








Тест 4. ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Учебный год_______________________ Класс _____________________________ Учитель ___________________________

Номера заданий и проверяемые умения








Ученики

1

2

3

4

5

6

Итог


Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей

Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей


Определять важные для себя и окружающих правила поведения


Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам


Отделять оценку поступка от оценки самого человека

Определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой)


Сумма баллов за все личностные умения 1








2








3








4








5








6








7








8








9








10
















Макс.балл за задание (М)

8

8

8

8

1

6

31 Число учеников, писавших тест (Ч)








Макс. возможный балл всех учеников (В = МхЧ)








Сумма баллов всех учеников, писавших текст (С)








Процент успешных решений всего класса (= С/ (В/100)








Средний общероссийский уровень

69%

92%

85%

96%

53%

65%

77% Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)










© 2010-2022