Творческие проекты обучающихся по ОРКСЭ как средство стимулирования способностей одарённых детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческие проекты обучающихся по ОРКСЭ как средство стимулирования способностей одарённых детей

Детская одаренность - это, прежде всего, высокие творческие возможности ребёнка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области, т. е является не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое. Важным фактором стимулирования познавательной деятельности является познавательно - побуждающая мотивация, которая, как утверждают психологи, помогает создавать младшим школьникам направленность на познавательную деятельность, делает процесс познания личностно значимым. Одним из способов стимулирования обучающегося является вовлечение в проектную деятельность. В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.

Отличительными чертами данной технологии являются:

  • целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;
  • практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на самостоятельную деятельность
  • сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);
  • возможность работать в индивидуальном темпе;
  • формирование жизненно важных компетенций.

Творческий проект на занятиях ОРКСЭ - это огромное поле деятельности и учителя и детей. Проект даёт возможность ребёнку делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, всесторонне раскрывая свои таланты. Обучающийся пробует свои силы, показывает умения и видит результат своего труда. Это может быть - рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, электронная презентация, праздник и т.д. Проектная деятельность позволяет максимально раскрыть способности ребёнка. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Основное требование к проекту - «исходить от ребенка». Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою в рамках данного проекта. В этой деятельности велика и роль учителя. Моя цель - сформировать мотивацию участников. В ходе работы над проектом провожу консультации, оказываю содействие в ресурсном обеспечении, координирую действия участников в коллективных проектах, помогаю при анализе проделанной работы. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого подбираю проблемы, взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для ребёнка. Например, как правильно выбрать подарок, какие правила этикета должен знать каждый, когда принято извиняться, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым, какие обязанности есть у человека и т.п. Для решения таких проблем обучающимся необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Иногда я подсказываю источники информации, а иногда просто направляю мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

На начальном этапе дети выполняют проекты несложные. Ребенок должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Педагогическая ценность детского проекта определяется тем, что ребенок самостоятельно (или коллективно) выполняет проект; содержанием в нем проблем, которые могут стать основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ребенке работа над проектом, заинтересованностью в работе «от всего сердца». Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ребенка на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Так, изучая тему «Род и семья - исток нравственных отношений» сначала обучающиеся подготовили презентацию «Моя семья», а затем составили свою родословную, узнали семейные легенды, изучили семейные архивы. Собранные материалы оформили в альбомы и написали сочинение «Кто из членов семьи является образцом нравственного поведения (патриотом, тружеником, воином)». На занятиях ОРКСЭ в нашей школе дети выполняли следующие виды проектов: - Исследовательские, которые предполагают выбор темы, связанной с решением творческой проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования: определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка. (Получились интересные проекты «Правила этикета школьника», «Добро и зло в русских народных сказках», «Добродетельные герои сказок Г. - Х. Андерсена», «Духовно-нравственные ценности в пословицах русского народа» )

- прикладные (нацеленные на получение конкретного результата деятельности) (в рамках проекта «Красота России» оформили стенд с фотографиями и рисунками, изучая тему «Дружба» подготовили концерт для малышей «Настоящий друг» и т.д.) - информационные (нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу); ( Например, обучающие выполнили проект «Мой прадед защищал Отечество»)

- ролевые и игровые (направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций). При изучении «Золотого правила нравственности» обучающиеся подготовили драматизацию стихотворения «Нищие» И. Никитина». Дети мысленно поставили себя на место другого человека. Класс разделился на подгруппы для распределения ролей.

1. подгруппа: старцы, вдовы, сироты - бесприютный, оборванный люд.

2. подгруппа: состоятельные люди, имеющие дом, обладающие достатком.

В ходе игры обучающиеся проявили творчество в создании художественного образа с помощью пластики, мимики, речевой выразительности. В каждом жесте, в каждом слове звучали нотки милосердия, сострадания, жалости и желания помочь людям, оказавшимся за чертой бедности.

- социально значимые. (Обучающиеся сделали и подписали открытки ветеранам ВОВ)

Удачные находки во время работы над проектом стараемся сделать достоянием всего класса, это повышает интерес к дальнейшей работе. Каждый проект доводим до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представление результатов значимых проекта приглашаем обучающихся начальных классов и родителей. Таким образом, через творческие проекты, стимулируя познавательную деятельность ребенка, развивая творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора способов саморазвития, воспитания уверенности в себе, комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.

© 2010-2022