«Степи. Растения и животные степей. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»«Степи. Растения и животные степей.»Предмет: Познание мира

Класс :4

Тема: «Степи. Растения и животные степей»(слайд 1)

Тип урока: комбинированный

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животными и растительным миром, ролью человека.

Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а так же гербарием.

Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудования: мультимедийное оборудование, презентация, картины «Степь», «Сухая степь», картины с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших.

Ход урока.

I.Организационный момент. (слайд 2)

- Нас сегодня ждет дорогая,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу,

Что бы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешим друзьям рассказать.

II.Проверка знаний и умений.

Знаниями о луге поделитесь, друзья.

Каждый дома трудился не зря.

-Какие участки земли мы называем лугами? Лужайками?

-Какие виды лугов встречаются в Казахстане?

-У вас было интересное задание: составить памятку «Как вести себя на лугу», не просто записать её словами, а зашифровать условными значками. Обменяйтесь работами в парах. Ваш сосед должен расшифровать карточку и рассказать вам. (Рассказ одной парты заслушивается классом.)

Игра «Узнай меня» (слайд 3)

-Что растет и кто живет на лугу?

-Это очень ценный злак- кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик)

-Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)

-Он звонко поет.(Перепел)

-Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель)

-Этот житель - санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук могильник)

-Её назвали в честь врача-героя графических мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон)

- Без него на лугу будет тишина. Он невелик с большими усами и ногами. (Кузнечик)

-Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга?

-Почему луга нуждаются в защите?

-Докажите примерами, что нельзя поджигать старую траву.

Тест. «Луг - природное сообщество.» (слайд 4)

1.На лугу растут…

Только травянистые растения

Мхи и лишайники

Кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут…

Лебеди, рябчики, шелкопряды

Шмели, совы, глухари

Трясогузки, жуки-навозники, кобылки.

3.Растениями луга являются…

Тимофеевка, клевер, нивяник

Ландыш, осока, ягели

Черника, пион, типчак

4. Санитарами луга называют…

Жуков навозника и могильщика

Пчел, кабанов, соек

Жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5* Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?

желуди мыши совы

мятлик мыши совы

остатки растений дождевой червь трясогузка

Ответы: (слайд 5)

Индивидуальная работа по карточкам.

1.Работа с гербарием (или с картинкой)

Среди данных растений выбрать растение луга

1* в данной схеме найти животное, поддерживающее экологическое равновесие луга. Что произойдёт, если их не станет?

растения гусеница жужелиц

коростель

2. Заполните таблицу «Животный мир луга»:

Насекомые

Птицы

Звери

III. Работа над новой темой. (слайд 6)

Куда приведет нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот ребус разгадать:

ПСИТЕ

41523

(Степи.)

- А зовет дорога в бескрайние степи.

Запишите тему путешествия : «Растения и животные степей». (записать на доске и в тетрадях).

«Куда ни посмотришь -кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром,

нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.»(слайд 7)

Степь в разное время года . (слайд 8-11)

Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. посмотрите внимательно на карту.

Что расскажет нам наша помощница?

Работа ведется в парах. На каждую парту раздается карточка- «помогайка»:

1.Где расположена зона степей?

2.Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

3.Как выглядит земная поверхность зоны?

-Так о чем рассказала нам карта?

Показ картин степи в различное время года( с 76-зимняя степь и весна в степи) Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое , продолжительное, засушливое лето.

-Здесь бывают горячие ветры. Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой. (с. 76 фотография сверху)

- А сейчас в работу по группам включаются наши ботаники, зоологи и экологи.

Работа по группам:

Материалы для ботаников:

Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», учебник (стр. 77) Карточка- «помогайка»

1.Общая особенность растений.

2.Приспосабливаемость к природным условия на примере разных растений (корень, стебель, листья)

Материалы для зоологов:

Картины и карточки с изображением животных, атлас- определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Животные» учебник (стр. 78-79) Карточка-«помогайка»

1.Отличительная черта степных животных.

2.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных ( размер, форма, окрас)

Материалы для экологов:

Карточка с изображением растений и животных , занесенных в Красную книгу Казахстана. Карточка-«помогайка»

1.Экологически проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

2.Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Рассказ ботаников: ( слайды 12-14)

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному.

У тюльпанов , которые имеют красивые цветы , напоминающие перевернутую чалму. После цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запахом питательных веществ до следующей весны.

Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги (стр. 72) на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные вещества, их даже можно употреблять в пищу.

- Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак.

- Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли , многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчана узкие, что бы испарялось меньше влаги, корни глубоко уходят в землю.

-Спасибо за работу уважаемые ботаники!

Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем- самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.

А сейчас предоставляем слово нашим зоологам.

Рассказ зоологов:(слайды 15-21)

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель.

Раз есть насекомые, значит , есть и много разных птиц : степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле.

Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делаю норы , что бы прятаться от хищников. В степи живут суслики, мыши-полевки, в нормах они делают себе запасы на зиму. И конечно , в степи есть хищники : степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

IV. Физкультминутка. (слайд 22)

- Представьте себе, что вы- растения степи. Ранняя весна (дети показывают ,как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю), дети - растения показывают, как им плохо). Подул ветер - все сильнее, и началась пыльная буря ( дети изображают бурю). Вдруг все стихло ( все садятся на свои места).

V. Продолжение работы над новой темой.

Рассказ экологов: (слайд 23)

Многим растениям и животным степи грозит исчезновение. Главная причина+ в распашке земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи? Степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный.

Есть ещё одна проблема- это браконьерство. Что бы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов , когда они подрастают, выпускают в степь. Что бы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

- Спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с проблемами , возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

VI. Закрепление изученного материала

- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей, познакомились с растительным и животным миром. Объясните цепи питания, сложившиеся в степи. (слайд 24)

Растения хомяки степная гадюка

Растения насекомые серая куропатка степной орел

- Как приспособились растения к жизни в степи? (травянистые растения, корни-пучки, узкие или мясистые листья.) (слад 25)

Как приспособились к жизни в степи животные? ( В основном некрупные животные, защитная окраска, наземный и подземный образ жизни) (слад 26)

-Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? ( Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство) ( слайд 27)

-Запишите в тетради растения животных степи, которые вы запомнили.

VII.Подведение итогов

Выставление оценок

VIII. Рефлексия.

- Закройте глаза и вспомните наше путешествие по бескрайней степи. Подумайте, какую роль в нём сыграли конкретно вы. Откройте глаза. На столе у вас лежат фигурки человечков. Выберите того человечка, который соответствует вам:

Хорошо усвоил знания.

Умею их применять.

Могу работать без помощи.

Усвоил знания, но мне нужна помощь.

Я во многом затрудняюсь.

Домашнее задание

Стр. 75-79, тест. задания с 11-12 рисунки «Какой я представляю себе степь»


© 2010-2022