Конспект урока на тему Беоегите воду

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока
по окружающему миру
3 «В» класс

Тема: «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»



Учитель начальных классов
МБОУ СШ № 9
Данильчук Н.Я.

Тема: « БЕРЕГИТЕ ВОДУ».

Цели:

- определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;

- выявить причины загрязнения воды; сформулировать способы ее защиты.

Задачи урока:

- формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции);

- развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);

- воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока:

1. Организующий момент.

- Добрый день! У всех хорошее настроение. Желаю вам справиться с интересными заданиями и получить новые знания.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно,

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

2. Актуализация знаний (целеполагание).

1. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Предлагаю тест.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке вы узнаете много нового для себя, о многом задумаетесь.

А эпиграфом к уроку будут слова М. Рудакова:

«Спаси себя, человече,

Сыне, родимый, спаси!

Чтоб реки текли, а не речки

По нашей великой Руси!»

- Какие чувства у вас вызвали эти слова? (Чувство тревоги)

- К кому обращается автор? (К нам)

- С каким призывом обращается? (Беречь воду, реки, чтобы не остались без воды)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 2 - щелчок-раз)

- Что хотим узнать? Чему научиться? Какие цели поставим? (щелчок-два, три)

3. Постановка проблемы.

Экологическая сказка Н.А. Рыжова «Жила-была река» (в сокращённом варианте).

Чтение учителем.

Жила-была Река. (Слайд 3) Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Слайд 4) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. ( Слайды 5, 6, 7,8, 9)

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Слайд 10,11) Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. (Слайд 12) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: "Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?" (Слайд 13).

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Слайд 14) Однажды по Реке проплыл большой танкер, (слайд 15) из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, ( Слайд 16) стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. (Слайды 17, 18,19, 20) Совсем заболела Река.

"Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой". И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек - редкий гость. (Слайд 21)

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. (Слайд22) Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…(Слайд 23)Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. (Слайд 24) Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Слайд 25)

И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: "Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …"

- Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем работать каждый над своей темой, наша совместная работа как раз и раскроет эту проблему: "Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?"

Физминутка

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

4. Работа над мини - проектами.

Работа в группах.

Каждой группе предлагается

- инструкция по организации своей работы (Приложение 4);

- 4 научных текста по теме (Приложение 3);

- словари

- учебник.

Каждая группа работает над решением определённой проблемы: (слайд 26)

1 группа. Раскрыть тему "Значение воды в жизни планеты Земля". Доказать, что вода - источник жизни на планете.

2 группа. Раскрыть тему "Вода и человек". Доказать, что вода необходима человеку как для жизнеобеспечения, так и для технического развития.

3 группа. Выявить причины загрязнения воды.

4 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и предложить свои собственные.

5 группа. Составить плакат - призыв, обращение к людям, как вывод работы предыдущих групп.

Защита 1 группы: для жизни человека, животных: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - не более 7 дней. Вода входит в состав живых организмов. Если взрослый человек весит 70 кг, то 50 кг из них - это вода. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.

2 группы: На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра и до ночи, пользуется ею для приготовления пищи, питья, умывается. Летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окне.

Вода нужна в производстве, в сельском хозяйстве, в быту. Вода - это водная дорога. Вода вырабатывает электроэнергию: на гидроэлектростанциях используют силу падающей воды. Она вращает турбины на электростанциях.

3 группы: человек потребляет чистую воду, а возвращает грязную.

Грязные сточные воды из фабрик и заводов вливаются в озёра и реки. Сточные воды с полей сельского хозяйства загрязняют ядохимикатами.

Учитель: всё это создаёт острую необходимость защиты воды.

4 группы: применяются специальные законы по охране чистоты водоёмов.

Все сточные воды подвергаются очистке.

Человеку нужно самому следить за чистотой близлежащих рек, озёр, колодцев!

Учитель: Человек задумывается и над тем, чтобы опреснять воду морей и тем самым увеличить запасы пресной воды.

Такими серьёзными вопросами занимаются взрослые люди, а вы дети, как можете принять участие в охране и экономии воды? Зря не разливать воду, экономить каждую каплю воды, не загрязнять водоёмы, стараться очищать их от мусора, не ловить раков и моллюсков, не засорять мусором водоёмы, не плевать в воду.

5 группы:



- Спасибо, ребята! Вы проделали огромную работу и достаточно подробно и интересно защитили свои мини - проекты.

5. Итог урока.

- Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Река ушла, потому что люди плохо к ней относились, загрязняли, делали всё, что им хотелось, совершенно не задумываясь о последствиях! Для того чтобы река вернулась, нужно попросить у неё прощения, убрать весь мусор, очистить стоки завода и впредь больше не поступать так с ней, а следить за её здоровьем и самочувствием).

- А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

- И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: " Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Слайд 28) Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Слайд 29) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

- Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек - это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)

- В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?

(В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек)

Ученик: (слайд 30)

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый вечер так порою тих!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

- Я думаю, вы задумались о том, что «Беречь воду - значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей среды.

- Я хочу закончить наш урок словами, которыми закончила свою работу 5 группа: "Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!"

6. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- За что я могу себя похвалить?

- За что я могу похвалить соседа?

- Оцените свою работу на уроке (сигналы)

7. Домашнее задание.

Учебник с.58-61, вопросы 1-5, задания 1-2 (1 - научиться чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду; 2 - узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем городе.). Нарисовать плакат "Берегите воду!"

© 2010-2022