Роль фольклора в становлении личности младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коконова Елена Андреевна

студентка

ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

г. Абакан, Республика Хакасия

Строганова Людмила Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Соленоозерная СОШ № 12

с. Соленоозерное, Ширинский район, Республика Хакасия


Роль фольклора в становлении личности младшего школьника Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности фольклора, а именно пословиц и поговорок в становлении личности младшего школьника. Какую роль произведения устного народного творчества могут сыграть в воспитании человека? Требования к нравственному и трудовому воспитанию едины у всех народов, и проблемы воспитания настоящего человека у любого этноса одинаково выражены в фольклоре, так как устное народное творчество любого народа является отражением народной мысли, многовековой мудрости, отшлифованной тысячелетиями, где подчёркиваются положительные стороны человека и высмеиваются отрицательные черты характера. Таким образом, фольклор каждого народа является кладезем этнопедагогики, ведь каждая пословица, народная сказка, поговорка, пословица или загадка содержит глубокую мысль, которая несет призыв к правильному поведению и поступку. На пословицах и поговорках, созданных народом в течение веков, ведётся привитие чувства привязанности к родному краю и семье, к настоящим человеческим ценностям. Они помогут ученику свободно ориентироваться в разнообразном мире человеческих поступков, определять, что такое хорошо и что такое плохо, т.е. дадут определённый ориентир в его поведении. При этом пословицы и поговорки украшают речь, делают её более живой и образной. Поэтому приобщение к ним детей младшего возраста является эффективным средством воспитания, обогащения речи, интонации, словарного запаса, развития логики мышления и воображения, т.е. формирования личности младшего школьника. Глубокое понимание фольклора определённого этноса доступно, наверно, тому человеку, который истинно понимает менталитет данного народа. К примеру, обратимся к работам 1-1. Ф. Катанова. Народная мудрость хакасских пословиц, поговорок стала поучительной для него самого, заряжая жизненной энергетикой. И, пожалуй, многие из них стали своего рода ориентирами в жизни, научили стремиться к поставленной цели, преодолевать трудности и укрепили внутренний стержень характера. Приведем пример хакасских пословиц, которые помогут современному младшему школьнику построить свои отношения с трудностями, поджидающими его в жизни: «Человек, имеющий большой ум, нигде не пропадёт. Не говори, что не можешь, говори, что не хочешь. Сегодняшней работы не оставляй на завтра. Обедай, пока не насытишься, работай, пока не вспотеешь. Если замахнешься один раз, то дерева не срубишь. Если не будет труда, то не будет и шапки. Всякое дело мастера боится, а иного дела и мастер боится». Воспитательное значение этих пословиц и поговорок велико: они говорят о твёрдости характера, учат трудолюбию, терпению и упорству в достижении намеченной цели, В использовании пословиц и поговорок в воспитательных целях важно сформировать у ребенка понимание того, что эти утверждения о жизненно важных ориентирах родились и укрепились не в одном каком-то этносе. Каждый народ, каждый человек, где бы он ни проживал и к какой бы национальности ни принадлежал, считает необходимым соблюдать одинаковые требования, чтобы в учебе, в жизни, в отношении с людьми стать успешным и счастливым. Для подтверждения этой мысли приводим примеры пословиц народов Севера. Правдиво изображая различные стороны жизни, они активно содействуют многостороннему познанию окружающей действительности, предельно лаконично передают представления о предметах и событиях, дают точную и четкую характеристику поведения в сообществе людей, помогают потомкам осмыслить жизненный и трудовой опыт предшествующих поколений. Пословицы и поговорки эвенов сохранили чувство древности, быта. Иногда в переводе на русский язык они теряют рифму, но сохраняют национальный колорит: «Настоящий товарищ сам умрёт, а друга спасёт. Следы трудолюбивого человека везде заметны. Будь другом не на словах, а на деле. Трава славится зеленью, а человек трудом. Чем быть лгуном, лучше быть немым. Хвались, да знай меру. Ленивый человек как волк: оленье мясо только любит». В пословицах и поговорках русского народа отражены те же проблемы воспитания личности человека: «Не одежда красит человека, а труд. Поспешишь - людей насмешишь. Не красна жизнь днями, а красна делами. Человек без труда, что дерево без корней. Не тот живёт больше, чей век дольше, а тот, чьих трудов больше. И лес шумит дружно, когда деревьев много». Таким образом, видим, что народ всегда стремился прививать подрастающему поколению любовь к родине, скромность, честность, чувство дружбы и товарищества, необходимость упорного труда. И в современном обществе воспитание младшего поколения должно происходить на , накопленном опыте народа, сохранившегося в устном народном творчестве, что заслуживает внимательного чуткого отношения, глубокого изучения и творческого использования. 1. Кокона, И. Ф. Николай Федоровач Катанов. Абакан: ХКИ, 1993. 2. Логинова, Л. В. Фольклор эвенского народа. Магадан, 1973. 3. Преловсквй, А. В. «Фольклор саянских тюрков ХIХ века. М.: Новый ключ, 2003. 4. Ултургашев, С. П. Звезда мировой величины. Абакан, 1993


© 2010-2022