Урок русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сложные слова

Класс: 3 «А» Развивающая система обученя Л.В.Занкова

Цель урока:

Познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова».

Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке.

Прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда.

Тип урока: урок открытия новых знаний через исследовательскую деятельность.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический.

Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная,

групповая.

I. Организационный момент.

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

ΙΙ. Актуализация знаний:

  1. Прежде чем начнем совершать открытия, вспомним то, что знаем.

На доске: стар…сть, п...ход, н...винки, зав...рной, баб…чка.

-Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание данных слов.

-Укажите способы образования слов.

-Исключите из цепочки слов лишнее слово по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

(1заварной - прил., 2 новинки - мн.ч. )

2) Как-то много лет тому назад

Посадили странный сад:

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово- слово- корень-

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло… (СЛАЙД 3)

- Прочитайте внимательно текст. Прочитайте выразительно текст.

- Что заметили?

- Какое задание вы могли бы предложить? (выписать однокоренные слова и разобрать их по составу)

III. Знакомство с новой темой. (СЛАЙД 4 )

- Прочитайте предложение.

Мухолфвка - маленкая птичька, жывущая в нашей месности.

Какое задание вы можете предложить?

- найди ошибки, исправь;

- спиши без ошибок;

- обозначь орфограммы.

Коллективная проверка, оценивание. (СЛАЙД 5)

Предлагается выделить морфемы в слове мухоловка. Ставится проблемный вопрос. Возникает вопрос: Сколько корней в слове мухоловка? Выясняют, почему эту птицу так назвали?

(2 ученика у доски на табличках слова)

Кристина:

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел

Ангелина:

Жило - было слово ХОД

В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

В слове ХОДИКИ стучало,

И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

Учитель:

Так и жили ПАР и ХОД. ( СЛАЙД 6)

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили -

По воде они поплыли.

Паром ходит ПАРОХОД,

В паре ходят ПАР и ХОД.(Е.Измайлова)

IV. Наблюдение над сложными словами. ( СЛАЙДЫ 7, 8, 9)

Запишите по три слова с каждого слайда.

Выясняют значения слов, как они образованы, записывают слова, выделяют корни.

Делают вывод (какие слова называются сложными), читают определение по СЛАЙДУ 10.

V. Работа с предложением. (СЛАЙД 11)

На экране записаны слова:

Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.

- Какие задания вы хотите выполнить? ( вставить пропущенные буквы и собрать предложение). Проверка.

Физминутка для глаз (СЛАЙД 12)

V. Карточки с разноуровневыми заданиями.

1 гр. (минимальный уровень ЗЕЛЁНЫЕ) - выделите корни слов,

самовар, рыболов, свинопас, вертолет, самолюбие, одноклассники;

2 гр. (средний уровень ЖЁЛТЫЕ) - соберите сложные слова из рассыпавшихся корней: снег пад ; снег кат; сам кол; лед руб; лес парк.

3 гр. (средний уровень ГОЛУБЫЕ) - образуйте и запишите сложные слова, из слов: листья, падать сад, водить, пар, возить голый, лед, ходить

4 гр. (высокий уровень КРАСНЫЕ) - подберите и запишите сложные слова с корнем - вод-.

VI. Закрепление. Работа в парах. (СЛАЙД 13)

Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.

Образец: рубить мясо - мясорубка.

1.Резать овощи - ……………..

2.Варить кофе - ……………..

3.Ловить мышей -……………

4.Любитель книг - ……………

5.Ходит по луне - ……………..

(взаимопроверка)

VII. Итог урока. ( СЛАЙД 14)

- Что нового узнали на уроке?

- С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?

- Как образуются сложные слова?

- Для чего люди используют такие слова?

VIII. Рефлексия урока.

Не хочу держать в секрете

Этот маленький секрет.

Вертословы есть на свете,

А без -верто- слова нет.

Ты родился вертословом?

Может зря хвалился тут?

Слова не путаешь на свете?

Знаменитый словопут?

- Сегодня среди вас не было ни одного словопута.

Активными вертословами были:… Им за урок - 5.

IX. Домашнее задание.

Упражнение 173 или 174 по выбору.

Спасибо за урок.


© 2010-2022