- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка «Росинка. Мы граждане своей страны»
Программа кружка «Росинка. Мы граждане своей страны»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тесленко Н.А. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Введение.
Россия-страна высокой духовности, открытости и приветливости. Россиянам свойственна любовь к родной земле, гордость за свою страну. Патриотизм- любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту рождения, уважение к предкам, традициям и культуре, укладу семьи и ее духовным ценностям.
В последние годы социальные изменения в обществе снизили воспитательное воздействие русской культуры на детей и подростков. Становится все заметнее утрата обществом патриотического сознания.
Социально-экономические условия жизни в сельской местности ограничили круг общения сельских школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музеи истории, мемориальный комплекс, этнографические центры привели к ограничению средств развития сельского школьника. Кроме того, в результате закрытия большого производства (Адыгейского сахарного завода) разрушаются устои семьи. Отсутствие на селе перспективы социального роста и экономического развития наложили свой отпечаток на мировоззрение жителей поселка, что в свою очередь оказало отрицательное влияние на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. С появлением кабельного и цифрового телевидения, компьютеров, подключенных к сети Интернет, происходит изменение детского мировоззрения. Следовательно, возникает необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений каждого первоклассника на данном возрастном этапе. Если в 6-7 лет ребенок почувствует радость познания, приобретет навык умения трудиться сообща, научится любить близких, беречь природу, приобретет уверенность в себе и своих силах, то в дальнейшем на это потребуется немного времени. Кроме того, социальный опыт ребенка-это не то, что он знает и помнит, потому что он прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Воспитание несет в себе любовь и уважение к людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу, уважение к историческому наследию своей страны.
Пояснительная записка.
Содержание данной Программы Кружка рассчитано на обучающихся начальной школы.
Программа «Росинка» (Мы-граждане своей страны) направлена на знакомство с представлениями о правах и обязанностях ребенка-гражданина, необходимых ему в дальнейшей жизни, на создание у первоклассника устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний в повседневной жизни.
Данная Программа дает первоначальные представления о Конституции РФ, Конституции РА, законе «Об образовании», Декларации прав ребенка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребенка, Семейном Кодексе.
Программа «Росинка» (Мы - граждане своей страны) тесно связана с другими предметами (литературным чтением, адыгейской литературой, окружающим миром) и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.
Отличительной особенностью этой Программы является продуктивная работа всех обучающихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлеченно. Нередко к занятиям кружка можно привлекать родителей, инспекторов ГИБДД, историков-краеведов из числа старшеклассников и учителей-предметников.
Проблемы, поднятые на занятиях, продолжают обсуждать первоклассники и дома в семье. Все это больше скрепляет дружбу и взаимоотношения взрослых и детей. Программа предусматривает профилактику детской безнадзорности, педагогической запущенности.
Цель программы.
1.Воспитание гражданина с высокой культурой, умеющего защитить свое Отечество и свое человеческое право.
2.Углубить знания учащихся о Родине, своей Республике, месте рождения.
3.Познакомиться с историей своей семьи.
4.Познакомиться с историей, традициями, культурой народов России.
5.Понакомиться с основными правилами бытового и делового этикета.
Задачи программы.
1.Знакомство с правами и обязанностями гражданина в доступной по возрасту форме.
2.Формирование гражданского самосознания.
3.Способствовать усвоению и реализации ребенком своих прав и обязанностей.
4.Формирование культуры речи, сознательной дисциплины, аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.
5.Воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к семье.
6.Способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании обучающихся.
Содержание программы.
Программа рассчитана на четыре года обучения.
Участники программы - обучающиеся 1-4 класса. Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь младшим школьникам освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа кружка направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, семье, традициям и культуре народов России. Занятия, посвященные природе родного края (республики),позволят расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зеленых растений, работа на пришкольном участке, уборка мусора после отдыха на поляне…
Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских и адыгских праздников, можно познакомить их с обычаями, традициями, культурой народов РА и РФ. Большую помощь в проведении занятий окажут литературные произведения устного народного творчества, летописи о жизни богатырей-защитников Земли Русской. Очень важно добиться осознания каждым ребенком значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.
Первый год обучения знакомит обучающихся с историей Адыгеи и Конституцией Адыгеи. Учитывая возрастные особенности и руководствуясь требованиями Стандарта нового поколения, обучающиеся знакомятся с историческим наследием своей маленькой родины и России. Перед обучающимися первого класса ставятся следующие задачи: воспитание любви к родному краю (республике), ее природе, бережному отношению к ней, знакомство с интересными историческими событиями, культурой, бытом и семейным укладом, с историческими памятниками и достопримечательностями станицы и республики; воспитание патриотического чувства, гордости и уважения за свой народ; привитие любви к своему дому, семье.
Предполагаемые результаты деятельности.
1.Убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордиться ею, изучает ее историю, культуру, верен своему гражданскому долгу и готов защищать Родину.
2.Сформировано представлении о качествах и достоинствах мужчин и женщин, о роли детей в семье, сформирована правовая грамотность , дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.
3.Изучение прошлого и настоящего Гиагинского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашей станице и районе.
4.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
5.Активизация поисковой и проектной деятельности обучающихся.
Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный, объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстрированный.
Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство-к систематизированному знанию о родном крае (республике).
Режим занятий: один раз в неделю по одному занятию (время занятия 30 минут). Всего в учебный год - 33.
Механизм реализации программы:
-организация экскурсий в районный краеведческий музей;
-пешие экскурсии к памятным местам станицы Гиагинской;
-посещение концертов и спектаклей;
-сбор материалов в библиотеках;
-занятия кружка в учебном кабинете.
Прогнозы: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю (республике, станице), через знания по истории и культуре; происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Технические средства обучения: видео и аудиоаппаратура, компьютер.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: создание комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях кружка; обсуждение творческого воображения обучающихся в практической и творческой деятельности; применение индивидуальных и групповых форм обучения и воспитания; формирование знаний на разных возрастных и психологических уровнях.
По окончанию первого года обучения обучающиеся должны знать:
1.Историко-культурное, духовное наследие страны.
2.Нормативно-правовые документы, изученные по данной Программе.
3.Основные понятия, термины, изучаемые в данном году обучения.
Должны уметь:
1.Применять полученные знания на практике.
2.Работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями.
3.Формировать собственную позицию.
4.Вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
5.Выполнять правила для обучающихся.
Календарно-тематическое планирование программы кружка «РОСИНКА»(Мы - граждане своей страны).
Первый год обучения «Красотою мир спасется».
Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своей стране, республике, станице, улице, семье. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к близким.
№п/п
Тема занятия
Форма проведения
Итоговая работа
Дата проведения
1
Я - гражданин России.
беседа
Рисунок «Кем я буду, когда вырасту»
2
Государственные символы России и Республики Адыгея.
Беседа, экскурсия по школе
3
Конституция - главный закон нашего государства.
Рассказ, беседа
4
Фотографии моей Родины.
Заочное путешествие
5
Гербы земель, городов русских.
беседа
6
Наши права и обязанности.
Беседа, экскурсия, рассмотрение школьного стенда «Наши права и обязанности»
Рассказ «Мои обязанности в семье»
7
Моя школьная семья.
беседа
Рисунок «Я в школе», «Мой класс»
8
Трудовой десант «Полив и рыхление комнатных растений».
Беседа, инструктаж по ТБ, выполнение трудовых обязанностей
Рассказ «Как я тружусь дома»
9
Мы школьниками стали.
Занятие-праздник
10
Мальчики и девочки, давайте жить дружно!
Беседа-тренинг
11
Почему мы празднуем День матери?
беседа
Рисунок «Мамочка любимая»
12
Моя семья. Кто живет в семье?
Беседа, рассматривание фотографий
Подготовка рассказа о членах семьи.
13
Папа, мама, я -интересная семья.
Беседа, игротека
14
Все профессии нужны, все профессии важны.
Игра-соревнование
15
Как украсить дом к Новому Году.
Занятие творчеством, беседа
16
Мастерская Деда Мороза.
Беседа, изготовление игрушек
Новогодняя игрушка - экспонат выставки в классе.
17
Памятники природы. Красная книга
Заочное путешествие по страницам книг
18
Красотою славится наша земля.
Экскурсия
19
Экология-наука об окружающем мире.
Беседа и использованием ИКТ.
20
Наша жемчужина. Легенды и были Адыгеи
Устный журнал
21
От истоков творчества моего народа. Сочиняем легенды и сказки.
Занятие творчеством.
Рисунок к сказке о добре, придуманной ребенком
22
С чего все начиналось? История образования станицы Гиагинской.
Экскурсия в краеведческий музей.
23
История моей станицы в названиях улиц.
Беседа. Встреча с жителями улиц.
Проект «Улица, на которой я живу»
24
Знакомство с бытом и традициями казаков в нашем районе.
Беседа, рассматривание фотографий.
25
Наша станица многонациональная.
Знакомство с бытом народов разных национальностей, проживающих в нашей станице.
26
Какие праздники мы отмечаем?
Беседа, проведение народных игр.
27
Что такое этикет? Этикет бытовой и деловой.
Беседа с элементами рассуждения.
28
Музыка моего народа (народная)
Беседа, прослушивание музыкальных произведений.
29
О чем рассказали книги.
Экскурсия в районную библиотеку
30
Они вернулись с победой.
Беседа, устный журнал, рассматривание фотоматериалов, посвященных Дню Победы
31
Дружба, вежливость, доброта с нами в жизни навсегда.
Игровая программа
Какого цвета добро?
32
Красотою мир спасется
Занятие творчеством
Проект «Красота вокруг нас»
33
Подводим итоги работы кружка.
Занятие-игра
Выставка творческих работ кружковцев