Открытый урок по окружающему миру на тему Дикие и домашние животные (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большебитаманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»



Автор разработки: Багавиева Нурания Салимовна

Квалификационная категория: первая

Наименовании работы: Методическая разработка урока технологическая карта

Название работы: «Дикие и домашние животные » на основе системно- деятельностного подхода.

Предмет: окружающий мир А.А.Плешаков М.Ю.Новицкая

Класс:1 класс

УМК: "Перспектива"








Введение В разработке представлена технологическая карта урока по окружаюшему миру по теме «Дикие и домашние животные», которая изучается в разделе «Наш дом наша семья » в первом классе по УМК «Перспектива ». Данный урок является уроком нового знания. Целью урока является научить учащихся отличать диких животных от домашних по существенным признакам. В ходе урока реализуются следующие задачи:

  • Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных.

  • Расширить знания о диких и домашних животных.

  • Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких и домашних животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией

  • Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп.

  • Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке.

  • Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению.

  • Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе.


Технологическая карта построена на основе требований ФГОС НОО.

Содержание данного урока построена на концепции системно-деятельностного подхода. При формировании структуры и содержания технологической карты были использованы материалы УМК «Перспектива».

Технологическая карта урока позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.



  1. Актуальность урока


Современный федеральный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию уроков окружающий мир. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы. [ФГОС] Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения окружающего мира в соответствии с новыми требованиями, так как недостаточно готовых разработанных материалов таких как технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное обуславливает актуальность темы.

Технологическая карта урока.


ЛУУД - личностные УУД

КУУД - коммуникативные УУД

РУУД - регулятивные УУД

ПУУД - познавательные УУД


Тема Дикие и домашние животные

Тип урока Изучения нового материала

Цель:

формирование образовательных компетенций (информационных, проекционных, коммуникативных и др.) учащихся I класса в предметной области окружающий мир «Дикие и домашние животные»

Задачи:

Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных.

Расширить знания о диких и домашних животных.

Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких и домашних животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией

Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп.

Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке.

Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению.

Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе

Планируемые результаты

Предметные: Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных, показывают и называют их; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работают в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; осуществляют самопроверку; отвечают на вопросы и оценивают свои знания.

Метапредметные :

Регулятивные УДД - определяют, формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УДД - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные УДД - формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются и приходят к общему решению при работе в группе; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий Личностные: развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия

Понятия: дикие и домашние животные, признаки диких и домашних животных,

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник «Окружающий мир » А.А.Плешаков М.Ю.Новицкая

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах




Этапы урока

Ресурсы

Содержание учебного материала

Формирование УУД

Вид УД

I этап.

Организационный

Цель- мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Буквы


2 слайд

I этап. Организационный

Эмоциональный настрой. (Настроить детей на работу.)

Найдите себе пару и пожелайте друг-другу доброго дня, поменялись парами пожелайте друг-другу хорошие эмоции к данному уроку.

  1. Сообщение темы урока.

Перед детьми на парте набор букв.

- Давайте посмотрим, какая же тема сегодняшнего урока.

(…) ( и о в ж т е ы н)(Животные.)

работа в группе

- Ой, ребята, я для вас тему написала, а кто-то напроказничал, все буквы рассыпал. Попробуете отгадать, какая была написана тема? Соберите из данных букв слово, которое является темой нашего урока.

ЛУУД

КУУД

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу

осознание учебной задачи;

II этап. Актуализация знаний

Цель - актуализировать знания

Доска,

3 слайд

II этап. Актуализация знаний

Внедрение в учебную деятельность. ( Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.)

Беседа с целью выявления признаков домашних и диких животных.

- Сегодня мы поговорим о животных. А вот о каких именно, вы узнаете, если разгадаете ребусы.

А) На доске ребусы

Открытый урок по окружающему миру на тему Дикие и домашние животные (1 класс)

ПУУД

КУУД

ЛУУД

наблюдение, сравнение, сопоставление,

Что общего между всеми этими животными?

Проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку.

4 слайд

5 слайд

(Это домашние животные.)

- А как вы это определили? По каким признакам?

(Дети высказывают различные предположения.)

- посмотрите на экран и скажите почему эти животные разделены на две группы?(Дикие.)

- Приведите примеры диких животных.

Хорошо. А к какой группе животных относится таракан?

-Посоветуйтесь соседом.

-Что сказал твой сосед ?

- Надо знать признаки, по которым животное можно отнести к диким или домашним.

ЛУУД

РУУД - Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.



КУУД Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

ПУУД - пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.


Диалог с учителем

в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Участие в учебном диалоге, высказывание и обоснование своей точки зрения

Оценивать правильность выполнения заданий.

III этап.
Введение в новую тему.

Цель: подвести уч-ся к постановке темы и целей урока

6 слайд

Давайте все вместе составим сравнительную таблицу.

Вопрос 1-й.

- Где живут эти животные?

(Дикие - в природе, домашние - с человеком.)

Вопрос 2-й.

- Как животные добывают пищу?

Вопрос 3-й.

- Какие жилища бывают у диких животных?

(У медведя - берлога, у волка - логово, у лисы - нора, у муравьев - муравейник, у бобров - хатки, у белки - дупло, у сороки - гнездо и т.д.)

- А кто строит эти жилища?

(Сами животные строят их или находят.)

- А кто строит жилища для домашних животных?

(Человек.)

Вопрос 4-й.

- Кто заботится о животных и о их потомстве?

Дикие животные

Домашние животные

Живут в дикой природе.

Живут с человеком.

Пищу добывают самостоятельно.

Кормит человек.

Сами находят или строят себе жилище.

Человек заботится о жилище для животных.

Самостоятельно заботятся о себе и о потомств

О животных и их потомстве заботится человек.

КУУД

ЛУУД

ПУУД

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. работа в малых группах, осуществление сотрудничества, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

IVэтап. Первичное закрепление новых знаний

Цель:

актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнения, обобщение

Проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку.

Слайд

№6

Работа с предметными картинками.

Составление опорного конспекта

1. Где они живут?

2. Кто их кормит?

3. Кто им строит жилище?

4. Кто о них заботится?

Продолжение работы в группе. Обсуждение доказательства принадлежности данного животного к одной из групп.

Выступление каждой группы. Коллективное обсуждение.

Ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос с доказательством.

Кому необходимо - пользуются опорным конспектом или сравнительной таблицей.

- Как же мы будем делать вывод о принадлежности животного к диким или домашним, пользуясь этим конспектом?

Таракан???

ПУУД

РУУД

ЛУУД

КУУД

Работа с предметными картинками

Дать характеристику

животному по эталону

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

выбор наиболее эффективных способов решения,

Высказывают свое мнение.

Физ-ка

Цель: Развивать любознательность , воспитывать дружелюбие.

Ноутбук, музыка

Играет музыка, танцуют, останавливается музыка, называю разных животных.

Если это домашнее животное, вы образуйте пару и приседаете, если дикое, образуйте группу из трех человек и стоите.

Лев, кошка, лошадь, крокодил, кабан, теленок, жираф, овца, индюк, лягушка, таракан, крот.

ЛУУД

КУУД

ПУУД

продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

Vэтап Обобщение и систематизация знаний.

Цель:

Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.

Экран, ноутбук, презентация. Слайды №7-21

Работа по дальнейшему углублению знаний.

- Много тысяч лет назад люди не имели домашних животных. Убивая на охоте диких животных, они иногда приносили их детенышей домой. Детеныши вырастали и привыкали к человеку. Люди стали разводить прирученных животных, от которых они гарантированно могли получить продукты питания, материалы на одежду и обувь.

- Но как вы думаете, должен ли что-нибудь делать человек, чтобы получить от домашних животных то, что ему необходимо?

Продолжение работы в группах.

Каждой группе я назову домашнее животное. Вам нужно будет посовещаться друг с другом и вспомнить, какую пользу приносит это животное человеку, что оно ему дает. Отвечает самый высокий ученик в группе

Рассказы детей.

Демонстрация слайдов.

Корова.

Молоко, молочные продукты (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, сгущенка), мясо, жир.

Лошадь.

Продукты питания (мясо, молоко), средство передвижения и перевозки грузов.

Коза.

Мясо, молоко, молочные продукты (сыр, брынза, творог, сметана), шерсть, пух.

Собака.

Охрана жилищ и человека.

Спасение людей (в горах).

Средство передвижения (на севере собачьи упряжки).

Друг человека.

Кошка.

Защищает жилище человека от грызунов.

Куры.

Яйца, пух, мясо.

- Как вы считаете, а о диких животных человек может заботиться?

-Беседа с учениками.

ПУУД

ЛУУД

- обобщение (осознание, структурирование и формулирование того нового, что освоено на уроке); работа в малых группах, осуществление сотрудничества, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Высказывают свое мнение.

VI этап. Контроль. Самопроверка знаний.

Цель : Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре)

Проектор экран, ноутбук, презентация к уроку.

Слайд №22.

1.Игра "Четвёртый лишний".

Учитель. Ребята, посмотрите на экран и найдите в каждой строке лишнее слово. И объясните, почему именно это слово, вы считаете лишним.

  • лиса, волк, медведь, коза

  • теленок, лось, лошадь, собака

  • котёнок, жеребёнок, щенок, корова

Дети. Коза, лось, корова.

  1. Работа с учебником на стр 80. Найдите на нем дикие и домашних животных.

Проверь соседа по парте на « Страничках умного Совенка»( сверяют ответы с ответвами на стр 93.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

№2 на стр 64.

( Кто лишний? Среди домашних надо выделить дикую, среди диких- домашнюю)

- работу проверяется поменяв тетрадями по лицу.

РУУД

КУУД

ЛУУД

Оценивать правильность выполнения заданий.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности

Цель - научить осознавать свои достижения

Проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку.

Слайд №23.

VII этап. Рефлексия учебной деятельности.

(Организует рефлексию.)

Чему вы должны были научиться на уроке? Научились?

Расскажите по схеме:

На уроке я узнал (а)…

Мне было интересно узнать…

Мне хотелось бы еще узнать …

- Оцени смайликом соседа по плечу, за работу на сегодняшнем уроке.


Открытый урок по окружающему миру на тему Дикие и домашние животные (1 класс)Открытый урок по окружающему миру на тему Дикие и домашние животные (1 класс)Открытый урок по окружающему миру на тему Дикие и домашние животные (1 класс)

-Дома творческое задание вместе с родителями

« Придумать сказочную историю о диком или домашнем животном.»

ЛУУД

КУУД

РУУД

- обобщение (осознание, структурирование и формулирование того нового, что освоено на уроке);

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Высказывают свое мнение.

Самооценка.









Заключение


В данной технологической карте урока описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока. Эта технологическая карта может быть использована на уроках окружающий мир в начальных классах, также в классном часу. Презентация и технологическая карта может быть дополнена материалом для следующих классов.



Список использованных документов и источников информации 1.Интернет ресурсы nsportal.ru 2.Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам. С.П.Казачкова, Изд-во «Планета» Москва 3.Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. 4.Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК А.А.Плешакова и др (« Перспектива») 5. Учебник «Окружающий мир», А.А.Плешаков М.Ю. Новицкая стр80-81. 6. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 1 класса А.А.Плешаков М.Ю. Новицкая

7.Диск по окружающему миру.

9


© 2010-2022