Рабочая программа по надомному обучению по предмету Развитие речи, предметные уроки, экскурсии

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай

"Коррекционная школа-интернат"




РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Протокол №____________

от «___»_________ 20___г.

Руководитель МО

________ Казанцева Е.Б.

СОГЛАСОВАНА на методическом совете Протокол № ___________ «____»___________20___ г. Заместитель директора по УВР

___________ Трескина Л.Г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор

________Смышляева М.В.

Приказ №______________

от «____»_________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по индивидуальному обучению

по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии»

для обучающегося 1 «а» класса

Душенко Славы.








Разработчик:

Шадеева Любовь Мереевна,

учитель надомного обучения
















г. Горно-Алтайск

2015 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по индивидуальному обучению по предмету «Развитие речи, предметные уроки, экскурсии» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА « Коррекционная школа-интернат», на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей/ Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- М: Просвещение, 1983.- 91с.

Цель программы: формирование навыков общения с окружающими людьми при помощи речевых и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов), создание условий для успешной социализации ребенка. Задачи: -развивать сенсорно - перцептивную сферу (зрительного восприятия, слухового внимания и восприятия, осязания, обоняния, тактильных ощущений); -формировать интерес обучающегося к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка; -формировать интерес к невербальным и вербальным средствам общения окружающих людей (зрительный контакт, выразительное движение, поза, жест, мимика, улыбка, речевая инструкция и др.); Особенность изучаемого курса состоит в том, что она составлена для неговорящего ребенка. Речь отсутствует, издает мычащие звуки и крики. Мальчик дружелюбный, ласковый, неусидчивый. Он понимает, когда его зовут, поднимает глаза, улыбается, радуется, хлопает в ладоши. Познавательные способности не развиты. Инструкции не понимает, нужно его брать за руку и повторять действие многократно. Формирование навыков общения рассматривается как одно из условий успешной социализации ребенка. В процессе специально организованных занятий, игровой деятельности, режимных моментов, ежедневных бытовых ситуаций обучающегося учат выражать свои эмоции, потребности, просьбы. В развитии коммуникативных навыков важную роль играет мотивационный компонент. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний. Большое внимание уделяется предметно-практической деятельности обучающегося. Овладение действиями предваряет появление слов, обозначающих действия, способствует более прочному усвоению слов. В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности ребенок учится вслушиваться в речь, воспринимать обращение к ним в форме простых вопросов, понимать их содержание. Развитие слухового восприятия осуществляется на протяжении всего срока обучения. На начальном этапе обучения поощряются импульсивные детские высказывания: звукоподражание, слово. Обучающийся учится выражать просьбу одним словом (дай, надень). На занятиях важное место отводится раскрытию смысловой стороны слова. Для этого широко используются приемы показа, называния, рассматривания и обследования предметов на полисенсорной основе (потрогать предмет, сжать его; послушать, какой издает звук; понюхать; попробовать на вкус, если это продукт питания); совместное выполнение действий, просьб и поручений. Важными этапами формирования фонематического восприятия обучающегося являются узнавание неречевых звуков (капли воды, звонок телефона, скрип двери). На данный учебный предмет отведено 2 час в неделю, что составляет 66 часов в год.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Должен уметь

-использовать невербальные средства коммуникации (поворот головы в сторону названного объекта, указательный жест и т. д.);

-реагировать на свое имя;

-показывать отдельные предметы ежедневного пользования, выполнять действия с ними (совместно со взрослым); - эпизодически воспроизводить звукоподражания, лепетные слова; -демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого; -демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого; -воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; -слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, потешкам, песенкам; -воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы; -проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; -по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их);

Должен знать

Свое имя


Содержание предмета

1 четверть

Невербальные средства Формирование умения приветствовать, используя движение кистью руки. Формирование умения использовать указательный жест.

Формирование понимания речи Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру «Ку-ку!». Формирование умения откликаться на свое имя. Выполнение действия «Иди ко мне». Формирование умения выполнять команду «Нельзя».

Звукоподражание Расширение репертуара произносимых звуков: звук [А]. Игровое упражнение «На приеме у врача». Расширение репертуара произносимых звуков: звук [У]. Игровое упражнение «Волк в лесу». Расширение репертуара произносимых звуков: звук [И]. Игровое упражнение «Покачаем куклу».

2 четверть

Невербальные средства

«Дуем-дуем»- сдувать пушинку с ладони. «Дуем-дуем»- сдувать мыльную пену в ванной. Формирование понимания речи

Игра «прятки» с платочком. Выполнение действия: « принеси мне игрушку». Звукоподражание

Повторение за обучающимся звуков и улыбок.

3 четверть

Невербальные средства Формирование умения использовать жест «Иди сюда» Формирование умения использовать жест «Больно» Формирование умения использовать жест «Стоп»

Формирование понимания речи Где игрушка? (спрятать под прозрачными стаканчиками) Где игрушка? (спрятать под непрозрачной чашкой) Потешка «Жили у бабуси два веселых гуся»

Звукоподражание Прослушивание звуков речи ребенка, записанных на компьютер. Я животных узнаю по голосу.

4 четверть

Невербальные средства Формирование умения использовать движение рукой «До свиданья». Формирование умения использовать жест «Нельзя».

Формирование понимания речи Игра «Кто зовет?». Рассматривание своего лица в зеркале. Где носик, глазки, рот, волосы?» Рассматривание своих рук и ног. Где ручки, ножки? Игра «Игрушка упала - бах!» Звукоподражание

Как кошка мяукает? Как собака лает?

Информационно-методическое обеспечение

Дополнительная литература

  1. Виноградовой, Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы / Н.Ф.Виноградова. - Волгоград : Учитель, 2006. - 142 с.
  2. Верзина, А.К., Низова ,А.М. Наблюдения природы и труда в начальной школе/ А.К.Верзина, А.М. Низова . - М.: Московский рабочий,1964. - 96 с.
  3. Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения 1-4 классы / Л.И Гайдина., О Л.Обухова. - М.: ВАКО, 2007.- 37 с
  4. Гладык, Т. Р. Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью/ Т. Р Гладык. - Петродворец , 2008. - 34 с.
  5. Закревская,О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста/ О.В.Закревская.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 89 с.
  6. Печора, К.Л.. Методы диагностики нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 23 с.
  7. Окружающий мир. 2-4 классы : внеклассные занятия/ сост. Дьячкова Г.Т. - Волгоград: Учитель, 2007.-154 с.
  8. Токарева, С.И.Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы/ С.И. Токарева. - Волгоград: Учитель, 2012. - 171 с.
Бубен, барабан. Гуделки. Звуки окружающей среды. Колокольчик. Куклы. Машинки. Пищалки. Металлофон. Мягкие игрушки. Погремушки. Свистки. Резиновые игрушки. Ролевые игрушки (одежда, посуда, ванночки, расческа, мебель).

Приложение 1

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

1 четверть (18 ч)


Невербальные средства (4 ч)

1-2 Формирование умения приветствовать, используя движение кистью руки. 2 04.09 05.09 3-4 Формирование умения использовать указательный жест. 2 11.09 12.09
Формирование понимания речи (8 ч)

5-6 Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру «Ку-ку!». 2 18.09 19.09 7-8 Формирование умения откликаться на свое имя. 2 25.09 26.09 9-10 Выполнение действия «Иди ко мне» 2 02.10 03.10 11-12 Формирование умения выполнять команду «Нельзя» 2 09.10 10.10
Звукоподражание (6ч)

13-14

Расширение репертуара произносимых звуков: звук [А].

Игровое упражнение «На приеме у врача». 2 16.10 17.10 15-16

Расширение репертуара произносимых звуков: звук [У].

Игровое упражнение «Волк в лесу». 2 23.10 24.10 17-18

Расширение репертуара произносимых звуков: звук [И].

Игровое упражнение «Покачаем куклу». 2 30.10 31.10

2 четверть ( 14 час)


Невербальные средства (6ч)

19-21 «Дуем-дуем»- сдувать пушинку с ладони. 3 13.11 14.11 20.11 22-24 «Дуем-дуем»- сдувать мыльную пену в ванной. 3 21.11 27.11 28.11
Формирование понимания речи (5ч)

25-27 Игра «прятки» с платочком. 3 04.12 05.12 11.12 28-29 Выполнение действия: « принеси мне игрушку». 2 12.12 18.12

Звукоподражание (3ч)

30-32

Повторение за обучающимся звуков и улыбок. 3 19.12 25.12 26.12

3 четверть (18 час)


Невербальные средства (6 ч)

33-34 Формирование умения использовать жест «Иди сюда» 2 15.01 16.01 35-36 Формирование умения использовать жест «Больно» 2 22.01 23.01 37-38 Формирование умения использовать жест «Стоп» 2 29.01 30.01
Формирование понимания речи (7ч)

39-40

Где игрушка? (спрятать под прозрачными стаканчиками) 2 05.02 06.02 41-43 Где игрушка? (спрятать под непрозрачной чашкой) 3 12.02 13.02 26.02
44-45 Потешка «Жили у бабуси два веселых гуся»
2 27.02 04.03

Звукоподражание (5 ч)

46-48 Прослушивание звуков речи ребенка, записанных на компьютер. 3 05.03 11.03 12.03
49-50

Я животных узнаю по голосу. 2 18.03 19.03

4 четверть (18 час)


Невербальные средства (4ч)

51-52 Формирование умения использовать движение рукой «До свиданья». 2 01.04 02.04 53-54 Формирование умения использовать жест «Нельзя». 2 08.04 09.04
Формирование понимания речи (8ч)

55-56 Игра «Кто зовет». 2 15.04 16.04 57-58

Рассматривание своего лица в зеркале. Где носик, глазки, рот, волосы?» 2 22.04 23.04 59-60 Рассматривание своих рук и ног. Где ручки, ножки? 2 29.04 30.04 61-62

Игра «Игрушка упала - бах!», 2 06.05 07.05
Звукоподражание (6ч)

63-64 Как кошка мяукает? 2 13.05 14.05 65 Как собака лает? 1 20.05
66 Закрепление изученного по теме «Звукоподражание» 1 21.05



© 2010-2022