- Преподавателю
- Начальные классы
- Осенняя экскурсия. 2 класс
Осенняя экскурсия. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Эрдни-Горяева Л.С. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Осенняя экскурсия.
Класс: 2 Цели: Обучающие- сформировать представления о признаках осени , о жизни растений и животных; проследить влияние изменений в неживой природе на живую; познакомить с многообразием растений на примере родного края; Развивающие - продолжить формирование умений самостоятельно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, самостоятельность, творческое воображение; Воспитывающие - объяснить необходимость выполнения правил поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать эстетические чувства, умение наслаждаться природой; раскрыть творческие возможности детей. Оборудование: знаки «Правила поведения в природе», пакеты для сбора материалов.
Подготовительная работа. Заранее объявить детям о предстоящей экскурсии и о заданиях, которые будет необходимо выполнить.
- Ребята, вчера нам принесли письмо. Цаһала приглашает нас к себе в гости. Хотите пойти в гости? Сначала нам необходимо вспомнить, как надо вести себя в природе. Дома вы подумаете над этим и нарисуете в виде знаков правила поведения в природе. (Для этого задания класс делится на несколько групп.) - Например,
Правила поведения в природе:
-
Не кричать.
-
Не сорить.
-
Не разорять птичьих гнёзд.
-
Не ломать ветки деревьев и кустарников.
-
Не рвать цветы для букетов.
-
Не ловить насекомых и птиц.
-
Не уносить животных домой.
- Ребята! А с чем ходят в гости? (С подарком.) Давайте и мы с вами подготовим подарки для Цаһалы : выучим стихи об осени и подберём приметы об этом прекрасном времени года.
Например:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
1)Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к тёплой. 2)Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме. 3)Сырое лето и тёплая осень - к долгой зиме.
Для того, чтобы выяснить, на какие признаки осени обратить особое внимание, за неделю до экскурсии необходимо провести анкетный опрос детей:
- Что изменилось в природе с наступлением осени?
- Какие изменения произошли в жизни растений?
- Как повлияло наступление осени на животных?
Опрос показал, что ребята совсем мало знают о том, какие изменения происходят в жизни растений и животных с наступлением осени. Поэтому за пару дней до экскурсии можно предложить такое задание. Класс делится на несколько групп. Задание для I группы: записать в рабочую тетрадь как изменилась с приходом осени жизнь птиц (жаворонки, цапли, чайки, лебеди, гуси, утки; в Красную книгу занесены розовый и кудрявый пеликан и могильник, орлан-белохвост); II - ой группе - жизнь зверей (мыши, суслики, тушканчики, кроты, зайцы, хищники - волки, лисы, хорьки; гордость калмыцкой степи - реликтовая антилопа сайгак) Затем на самой экскурсии ребята «делают» свои сообщения. Например,
-
Паучки отыскивают щелочку в коре или норку в земле и прячутся в неё до весны. Забрались в щелочки, скважинки коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы - выходы. Забрались в самую глубину, жмутся в кучи, потесней, застывают так.
-
Птицы отправляются в тёплые страны. Сначала улетают яркие, пёстрые птицы, последними летят зяблики, жаворонки, чайки. У многих птиц вперёд летят молодые; у зябликов - самки раньше самцов. Кто посильней и выносливей, дольше задерживается.
-
Осенью некоторые звери (лисы, волки) линяют.
По дороге к месту экскурсии проводится конкурс пословиц об осени.
Ход экскурсии:
- Постановка цели перед учащимися.
- Наблюдение за неживой природой.
- Наблюдение за растениями.
(Учитель называет степные травы: мятлик, овсяница, ковыль, лебеда, полынь (17 видов), горец, молочай, тысячелистник, дикий лук и другие. В степях преобладают злаковые растения - ковыли, овсяница, а также растут верблюжья колючка, васильки и тюльпан Шренка. Деревья и кустарники растут только в поймах рек, балках, оврагах: дуб, тополь, вяз, ива белая, ольха. - Ребята, а как осень повлияла на травянистые растения? Много ли среди них цветущих. Что образуется на месте цветка? - Какого цвета осенние листья? - Какие ещё изменения происходят с кустарниками? А с каких растений листья не опадают? - Обратите внимание на то, как падают листья: одни - тихо и плавно, другие - кружась, третьи - порывисто. Как называют это явление? (Листопад.) - Как вы думаете, зачем деревьям необходимо сбрасывать листву? (Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Все ненужные для себя вещества дерево предусмотрительно выводит в листву и с листопадом окончательно избавляется от них.) - Ребята, давайте устроим свой листопад. (Дети подбрасывают листья вверх и наблюдают за их полётом.)
Исследовательская работа.
(Класс делится на группы. Каждой группе - карточка с заданием.)
- Собрать опавшие листья тополя. Определить их окраску.
- Пронаблюдать, как изменился внешний вид деревьев, кустарников и травянистых растений.
- Установить, с каких деревьев и кустарников начали опадать листья.
- Определить, вид каких деревьев и кустарников не изменился по сравнению с летом?
- Установить, на каких деревьях, кустарниках, травах созрели плоды и семена. Установить, на каких растениях плодов уже нет.
- Найти в окраске листьев сходство и различие. Отложить отдельно: зелёные листья, красные, жёлтые. Назвать растения, с которых они опали.
- Наблюдение за животными.
- Обобщающая беседа.
- В заключении мне хочется сказать, что одна из самых важных проблем у нас в степи- нехватка воды. От безводья исчезает трава, нечем напоить и накормить скот. Наша степь может превратиться в пустын, и мы должны озеленять и охранять ее. Домашнее задание. - Дома вам нужно будет нарисовать степь, как вы её представляете. А кто захочет - сочинит ещё и сказку об Осени.
В степи
Находим сходство и различие в окраске листьев