- Преподавателю
- Начальные классы
- Баяндама. Тақырыбы: «Окушылардың өз қалауымен мамандық таңдауының даму кезеңдері»
Баяндама. Тақырыбы: «Окушылардың өз қалауымен мамандық таңдауының даму кезеңдері»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Раушанова Г.Н. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Баяндама
Тақырыбы: «Окушылардың өз қалауымен мамандық таңдауының даму кезеңдері»
(Тәрбиешілер мен сынып жетекшілердің эдістемелік бірлестігінде оқылды)
Окыған: Раушанова Ғ.Н.
Ақтөбе, 2011
Этапы в развитии профессионального самоопределения у школьников (по А.Я Журкиной СЛ. Чистяковой, Т. И. Шелавиной)
Выбор профессии -один из важнейших стратегических решений в жизни человека и сложная комплексная проблема. Это сложный акт самоопределения- сознательного выбора субъектом жизненной позиции,которая становится решающим фактором в выборе способов решения тех или иных жизненных проблем. По методам решения и по содержанию работа по профессиональному самоопределению молодежи -это социально-экономическая , медико - физиологическая и психолого-педагогическая проблема, а за сферы влияния- социальная, результаты которой отражаются и на экономическом уровне. Процесс самоопределения завершается достижением стабильного положения в той или иной сфере социальной жизни и формированием соответствующих убеждений принципов, ценностных ориентации и мотивации процесса, то есть сознательно включается в ход событий, опосредующих его творческим отношением к жизни и принимая на себя ответственность за свои поступки и действия как их автор. Задачи профессионального самоопределения:
-
сформировать установку на собственную активность и самопознания как основу профессионального самоопределения
-
ознакомить с миром профессий, потребностями рынка труда, правилами выбора профессии
-
обеспечить самопознания и сформировать образ -я как субъекта будущей профессиональной деятельности
-
сформировать умение сопоставлять образ я с требованиями профессий к личности и потребностями рынка труда создавать на этой основе профессиональный план и проверять его,
-
сформировать умения анализа различных видов профессиональной деятельности, учитывая их родство по психологическим признакам и сходством требований к человеку
-
создавать условия для проверки возможности самореализаций в различных видов профессиональной деятельности путем организации профессиональных проб
-
обеспечить развитие профессионально важных качеств
-
сформировать мотивацию и психологическую готовность к смене профессии и переориентации на новую деятельное! ь,
-
воспитывать общечеловеческие и общепрофессиональных качества, потребности
Этапы профессионального самоопределения личности:
Существует различные подходы к выделению этапов профессионального самоопределения личности. С точки зрения психологии развития возрастных особенностей учащихся профессиональное самоопределение можно разделить на 4 этапа:
-
детская игра- выполнение определенных профессиональных ролей и отдельных элементов связанной с этими ролями проведения в процессе игры:
-
подростковая фантазия - представление себя в мечтах представителем той или иной профессии
- предварительный выбор профессии- сортировка различных видов деятельности и их оценка с точки зрения интересов, способностей системы ценностей
-
принятие окончательного решения -выбор уровня квалификации, объема и продолжительности профессиональной подготовки, выбор специальности.
С точки зрения педагогики профессиональное самоопределение включает следующие этапы: Эмоционально- образный -характерен для детей старшего дошкольного возраста
(ролевые игры, Дидактические игры беседы, конкурсы, семейные праздники.)
Пропедевтический - характерен для младшего школьного возраста (1-4 классы) Начальная школа
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
Поисково - зондирующий - характерный для младших подростков (4-7 классы) Основная школа
Формируется осознание учащимися своих интересов способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность
выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Период развития профессионального сознания 8-10 классы Формируется представление о профессинальных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответсвии с требованиями избираемой профессии. Основные внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
Период уточнения социально- профессионального статуса (10-11 класса) Старшие классы.
Профессиональное самоопределение осуществляется на базе угубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.