Баяндама. Тақырыбы: «Окушылардың өз қалауымен мамандық таңдауының даму кезеңдері»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
№7 арнаулы (түзету) мектебі














Баяндама

Тақырыбы: «Окушылардың өз қалауымен мамандық таңдауының даму кезеңдері»
(Тәрбиешілер мен сынып жетекшілердің эдістемелік бірлестігінде оқылды)














Окыған: Раушанова Ғ.Н.














Ақтөбе, 2011

Этапы в развитии профессионального самоопределения у школьников (по А.Я Журкиной СЛ. Чистяковой, Т. И. Шелавиной)

Выбор профессии -один из важнейших стратегических решений в жизни человека и сложная комплексная проблема. Это сложный акт самоопределения- сознательного выбора субъектом жизненной позиции,которая становится решающим фактором в выборе способов решения тех или иных жизненных проблем. По методам решения и по содержанию работа по профессиональному самоопределению молодежи -это социально-экономическая , медико - физиологическая и психолого-педагогическая проблема, а за сферы влияния- социальная, результаты которой отражаются и на экономическом уровне. Процесс самоопределения завершается достижением стабильного положения в той или иной сфере социальной жизни и формированием соответствующих убеждений принципов, ценностных ориентации и мотивации процесса, то есть сознательно включается в ход событий, опосредующих его творческим отношением к жизни и принимая на себя ответственность за свои поступки и действия как их автор. Задачи профессионального самоопределения:

  1. сформировать установку на собственную активность и самопознания как основу профессионального самоопределения

  2. ознакомить с миром профессий, потребностями рынка труда, правилами выбора профессии

  3. обеспечить самопознания и сформировать образ -я как субъекта будущей профессиональной деятельности

  4. сформировать умение сопоставлять образ я с требованиями профессий к личности и потребностями рынка труда создавать на этой основе профессиональный план и проверять его,

  5. сформировать умения анализа различных видов профессиональной деятельности, учитывая их родство по психологическим признакам и сходством требований к человеку

  6. создавать условия для проверки возможности самореализаций в различных видов профессиональной деятельности путем организации профессиональных проб

  7. обеспечить развитие профессионально важных качеств

  8. сформировать мотивацию и психологическую готовность к смене профессии и переориентации на новую деятельное! ь,

  9. воспитывать общечеловеческие и общепрофессиональных качества, потребности

Этапы профессионального самоопределения личности:

Существует различные подходы к выделению этапов профессионального самоопределения личности. С точки зрения психологии развития возрастных особенностей учащихся профессиональное самоопределение можно разделить на 4 этапа:

  1. детская игра- выполнение определенных профессиональных ролей и отдельных элементов связанной с этими ролями проведения в процессе игры:

  2. подростковая фантазия - представление себя в мечтах представителем той или иной профессии

  3. предварительный выбор профессии- сортировка различных видов деятельности и их оценка с точки зрения интересов, способностей системы ценностей
  4. принятие окончательного решения -выбор уровня квалификации, объема и продолжительности профессиональной подготовки, выбор специальности.

С точки зрения педагогики профессиональное самоопределение включает следующие этапы: Эмоционально- образный -характерен для детей старшего дошкольного возраста

(ролевые игры, Дидактические игры беседы, конкурсы, семейные праздники.)


Пропедевтический - характерен для младшего школьного возраста (1-4 классы) Начальная школа

С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
Поисково - зондирующий - характерный для младших подростков (4-7 классы) Основная школа

Формируется осознание учащимися своих интересов способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность

выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Период развития профессионального сознания 8-10 классы Формируется представление о профессинальных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответсвии с требованиями избираемой профессии. Основные внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

Период уточнения социально- профессионального статуса (10-11 класса) Старшие классы.

Профессиональное самоопределение осуществляется на базе угубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

© 2010-2022