• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по литературному чтению (Обучение грамоте) на тему ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНОЙ БУКВОЙ Я ГЛАСНОГО ЗВУКА [а] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ

Урок по литературному чтению (Обучение грамоте) на тему ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНОЙ БУКВОЙ Я ГЛАСНОГО ЗВУКА [а] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте

Тема «обозначение гласной буквой Я ГЛАСНОГО ЗВУКА [а] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ» Цели: закрепить знания учащихся о гласной букве я; развивать речь, память, логическое мышление. Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока I. Мобилизующая часть урока. II. Актуализация опорных знаний.

  • Игра «Угадайте слово».
Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык). - Произнесите первый слог слова. Сколько звуков обозначает буква Я. (2 - [й'а]).
  • Игра «Найдите свой домик».
На доске - синий домик - для твердых согласных и зеленый - для мягких. (Ученики получают карточки с буквами: я, е, о, у, а, и, ы, обозначающими мягкость и твердость предшествующей согласной). Учитель медленно проговаривает текст: Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. (Дети с карточками выходят из-за парт и гуляют по классу). Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и устремились к ним, но хозяин мог пустить в них только своих. (Синий - а, о, у, ы, а зеленый - е, и, я). Дети с карточками самостоятельно выбирают нужный им домик. (Растерялся ученик с карточкой буквы я. Почему? Потому что дети еще не знают: буква я обозначает мягкость или твердость предшествующего согласного?) Дети проходят к своим местам. 1. Учитель сообщает, что на уроке учащиеся узнают новое о букве Я. Вопрос: - Из чего вырастает подсолнух? (Семя.) Учитель предлагает детям рассмотреть и проанализировать слово семя. На доске печатается слово и чертится к нему схема. - Произнесите второй слог-слияние мя так, чтобы отчетливо слышался гласный звук. Дети устанавливают, что слышится гласный звук [a]. Вторично произносится слог мя и проводится наблюдение над тем, как произносится согласный звук в слиянии - твердо или мягко: [м'a] - согласный звук мягкий. Делается вывод: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [a], то надо писать букву я. Буква я после согласных обозначает звук [a] и мягкость предшествующего согласного звука.
  • Еще раз проводится игра «Найдите свой домик». Ученик с карточкой буквы я становится к зеленому домику. (Игра помогает детям ориентироваться в звуковой структуре слова и хорошо усвоить правила написания гласных после твердых и мягких согласных).

Физкультминутка

  • Чтение слогов-слияний, с. 116.
Определение твердости - мягкости согласных. 2. Произношение скороговорок (можно в виде конкурса).
  • Чтение текста «Земля», с. 116.
- Подчеркните слова, в которых встретилась буква я. - Прочтите слова, которые написаны с большой буквы. Почему они так написаны?
  • Чтение слов в столбиках, с. 117.
Сначала читаются слова с буквой я в начале, затем в середине и в конце слова. Проводится наблюдение, что в словах маяк, высокая, морская, маяки буква я находится после гласных, значит обозначает два звука [й'а].
  • Чтение рассказа «Маяк», с. 117.
Вопросы: - Почему на море стало темно? - Куда торопятся суда? - Что им встречается на пути? - Что помогает судам смело идти в порт?

Физкультминутка

  • Выразительное чтение стихотворения, с. 120.
Хором дети повторяют текст за учителем. Заучивание наизусть. 3. Соотношение картинок и слов, с. 121. Ученики стрелками соединяют названия птиц с соответствующими картинками. III. Итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Было ли интересно? - Какие были затруднения в выполнении заданий?



© 2010-2022