Занятие по факультативу Этика: азбука добра

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: « Планета этикета».

Цель: воспитание повседневной культуры межличностного общения младших школьников.

Задачи: формирование представлений об обществе, о элементарной ориентировке обществоведческих понятиях: культура общения, этике, используемые в разных жизненных ситуациях; развитие умений выделять существенное и несущественное, сравнивать, обобщать, делать выводы; формирование нравственных и эстетических чувств.

Ход занятия.

  1. Орг. момент

Учитель: Добрый день дорогие ребята и гости.

В этот чудный февральский день мы предлагаем вам забыть о мире скоростей, в котором мы с вами живём, и из современного мира Интернет - технологий перенестись в мир прошлого.


  1. Работа по теме урока.

(Звучит музыка Бетховена «Лунная соната»)

Ведущая: Вот такая музыка доносилась из окон аристократии в конце 19 века. Эта музыка была близка каждому светскому человеку.

Учитель: Ребята, скажите, а кого называли светским человеком? (Ответы детей)

Вывод: Светский человек - тот, который соблюдает нормы поведения в обществе.

Ведущая: С древнейших времён люди вынуждены были соблюдать определённые правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определённых правил.

Учитель: О чём пойдёт речь сегодня на занятии? Кто догадался?

Правил поведения очень много - попробуй их все запомнить! - скажите вы. На самом же деле есть одно простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.

Послушайте разговор 2-х ребят и определите цели занятия.

(Выходят два мальчика)

Что такое этикет?

Кто-то знает, кто-то - нет!

Это правила такие

Поведения, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет

И дурных привычек нет!


Учитель: Назовите цели занятия. (Узнать получше правила этикета.)

(Сообщение «Из истории этикета») Шпак А. - Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности. Признавалось, что необходимо обладать не только моральными достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии последних можно легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть окружающих. Громкий смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений. Человек должен был уметь формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно. Важным представлялось держать осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота). Волченко С. - По-прежнему придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине - следовало почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить. Мужчины должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п. На доску:

2. 1.

Занятие по факультативу Этика: азбука добра? Занятие по факультативу Этика: азбука добра

Учитель: Молодые люди 19 века были галантны, соблюдали правила этикета и поведение в обществе.

А всегда ли современные молодые люди так же галантны и соблюдают этикет? Поразмышляем над этим и ответим на этот вопрос в конце занятия.

Для чего нужен этикет и правила в обществе? (Ответы детей.)

Ведущая: Этикет люди создавали не только для того, чтобы сохранять традиции, но и для того, чтобы получать удовольствие от культурного общения, чувствовать себя уверенно в неожиданных ситуациях и вежливо обращаться к незнакомым людям.

Учитель: Хотите себя чувствовать уверенно в любых ситуациях? Проведём небольшое тестирование.

Работа в парах.

1. Обязательно ли благодарить, когда Вам уступают место в транспорте?

A) Обязательно.

Б) Не обязательно, но желательно.

B) Если Вы молоды - обязательно.

2. Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встаёт?

A) Всегда

Б) Только знакомясь с девушкой.

B) По своему усмотрению.

3. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!». Как быть?

A) Сделать вид, что не расслышали.

Б) Поблагодарить

B) Извиниться.

4. Как познакомить своих друзей с Вашими родителями?

A) Представить родителей друзьям.

Б) Представить друзей родителям.

B) Как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине - пускай познакомятся сами.

Результат тестирования. Напротив ответов, которые не совпали с правильными, поставьте восклицательный знак. Отложите листочки в сторону, мы к ним вернёмся чуть позже.

Учитель: А где могли блеснуть этикетом молодые люди в эпоху «Серебряного века»? (Ответы детей. В литературных гостиных, в картинных галереях, в чайных, в кофейнях, на балах.)


Ведущая:ь: Времена романтики, элегантности, красоты и изящества. Эпоха пудренных париков, галантных кавалеров и жеманных красавиц, веселых и шумных балов, на которых танцевали наши прабабушки и прадедушки. Учитель: Послушаем их воспоминания.

( Звучит музыка. Выходят 2 девочки, одетые в знатных пожилых дам. Садятся и ведут разговор.)

Когда трепещут эти звуки,

И дразнит ноющий смычок,

Слагая на коленях руки,

Сажусь в забытый уголок.

И как зари румянец дальний

Иль дней былых немая речь,

Меня пленяет вихорь бальный

И шевелит мерцанье свеч. (Зажигаю свечи)

О! Как ничем неукротимо

Уносит к юности былой

Вблизи порхающее мимо

Круженье пары молодой!

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

(Звучит менуэт. Танцуют 2 пары.)


Ведущая: Мы дети XXI столетия не можем побывать на этих настоящих балах. Но правила этикета, галантности мы обязаны соблюдать и в настоящее время.

Учитель: А для этого выполним 2-ю часть тестирования. Возьмите листочки с тестированием и сделайте выводы. Обратитье внимание на восклицательные знаки, которые вы поставили в 1-ой части тестирования. (Ответы детей.)

Какие из правил этикета вы уже применяли? Вы применяете сейчас или не применяли, но теперь будете применять?

К какому выводу мы пришли? (Современные люди так же галантны, как и в прошлых веках.)

Значит я могу убрать этот вопросительный знак.

Я надеюсь, что после нашего занятия, вы будете эти правила этикета соблюдать, не будете доставлять неудобства окружающим и в любых ситуациях чувствовать себя уверенно.

© 2010-2022