- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие по факультативу Этика: азбука добра
Занятие по факультативу Этика: азбука добра
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Полякова Л.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема занятия: « Планета этикета».
Цель: воспитание повседневной культуры межличностного общения младших школьников.
Задачи: формирование представлений об обществе, о элементарной ориентировке обществоведческих понятиях: культура общения, этике, используемые в разных жизненных ситуациях; развитие умений выделять существенное и несущественное, сравнивать, обобщать, делать выводы; формирование нравственных и эстетических чувств.
Ход занятия.
-
Орг. момент
Учитель: Добрый день дорогие ребята и гости.
В этот чудный февральский день мы предлагаем вам забыть о мире скоростей, в котором мы с вами живём, и из современного мира Интернет - технологий перенестись в мир прошлого.
-
Работа по теме урока.
(Звучит музыка Бетховена «Лунная соната»)
Ведущая: Вот такая музыка доносилась из окон аристократии в конце 19 века. Эта музыка была близка каждому светскому человеку.
Учитель: Ребята, скажите, а кого называли светским человеком? (Ответы детей)
Вывод: Светский человек - тот, который соблюдает нормы поведения в обществе.
Ведущая: С древнейших времён люди вынуждены были соблюдать определённые правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определённых правил.
Учитель: О чём пойдёт речь сегодня на занятии? Кто догадался?
Правил поведения очень много - попробуй их все запомнить! - скажите вы. На самом же деле есть одно простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.
Послушайте разговор 2-х ребят и определите цели занятия.
(Выходят два мальчика)
Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!
Учитель: Назовите цели занятия. (Узнать получше правила этикета.)
(Сообщение «Из истории этикета») Шпак А. - Хорошее воспитание предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности. Признавалось, что необходимо обладать не только моральными достоинствами, но и хорошими манерами, при отсутствии последних можно легко вызвать смех по отношению к себе или даже обидеть окружающих. Громкий смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений. Человек должен был уметь формулировать свою мысль ясно и четко как устно, так и письменно. Важным представлялось держать осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота). Волченко С. - По-прежнему придавалось важнейшее значение соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине - следовало почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить. Мужчины должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п. На доску:
2. 1.
?
Учитель: Молодые люди 19 века были галантны, соблюдали правила этикета и поведение в обществе.
А всегда ли современные молодые люди так же галантны и соблюдают этикет? Поразмышляем над этим и ответим на этот вопрос в конце занятия.
Для чего нужен этикет и правила в обществе? (Ответы детей.)
Ведущая: Этикет люди создавали не только для того, чтобы сохранять традиции, но и для того, чтобы получать удовольствие от культурного общения, чувствовать себя уверенно в неожиданных ситуациях и вежливо обращаться к незнакомым людям.
Учитель: Хотите себя чувствовать уверенно в любых ситуациях? Проведём небольшое тестирование.
Работа в парах.
1. Обязательно ли благодарить, когда Вам уступают место в транспорте?
A) Обязательно.
Б) Не обязательно, но желательно.
B) Если Вы молоды - обязательно.
2. Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встаёт?
A) Всегда
Б) Только знакомясь с девушкой.
B) По своему усмотрению.
3. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!». Как быть?
A) Сделать вид, что не расслышали.
Б) Поблагодарить
B) Извиниться.
4. Как познакомить своих друзей с Вашими родителями?
A) Представить родителей друзьям.
Б) Представить друзей родителям.
B) Как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине - пускай познакомятся сами.
Результат тестирования. Напротив ответов, которые не совпали с правильными, поставьте восклицательный знак. Отложите листочки в сторону, мы к ним вернёмся чуть позже.
Учитель: А где могли блеснуть этикетом молодые люди в эпоху «Серебряного века»? (Ответы детей. В литературных гостиных, в картинных галереях, в чайных, в кофейнях, на балах.)
Ведущая:ь: Времена романтики, элегантности, красоты и изящества. Эпоха пудренных париков, галантных кавалеров и жеманных красавиц, веселых и шумных балов, на которых танцевали наши прабабушки и прадедушки. Учитель: Послушаем их воспоминания.
( Звучит музыка. Выходят 2 девочки, одетые в знатных пожилых дам. Садятся и ведут разговор.)
Когда трепещут эти звуки,
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
И как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч. (Зажигаю свечи)
О! Как ничем неукротимо
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
(Звучит менуэт. Танцуют 2 пары.)
Ведущая: Мы дети XXI столетия не можем побывать на этих настоящих балах. Но правила этикета, галантности мы обязаны соблюдать и в настоящее время.
Учитель: А для этого выполним 2-ю часть тестирования. Возьмите листочки с тестированием и сделайте выводы. Обратитье внимание на восклицательные знаки, которые вы поставили в 1-ой части тестирования. (Ответы детей.)
Какие из правил этикета вы уже применяли? Вы применяете сейчас или не применяли, но теперь будете применять?
К какому выводу мы пришли? (Современные люди так же галантны, как и в прошлых веках.)
Значит я могу убрать этот вопросительный знак.
Я надеюсь, что после нашего занятия, вы будете эти правила этикета соблюдать, не будете доставлять неудобства окружающим и в любых ситуациях чувствовать себя уверенно.